рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

МЕСТО ФИЛОСОФИИ

МЕСТО ФИЛОСОФИИ - раздел Философия,     С.в. Соловьева, И.в. Пахол...

 

 

С.В. Соловьева, И.В. Пахолова

МЕСТО ФИЛОСОФИИ

В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ

 

 

Самара

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра философии гуманитарных факультетов

 

 

С.В. Соловьева, И.В. Пахолова

МЕСТО ФИЛОСОФИИ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ

Утверждено Редакционно-издательским советом в качестве учебного пособия  

Соловьева Светлана Владимировна

Пахолова Ирина Викторовна

 

 

МЕСТО ФИЛОСОФИИ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ

Учебное пособие    

СОДЕРЖАНИЕ

Вводное слово ………………………………………………………….   Программное содержание раздела «Место философии в системе культуры»…...…………………………….   Литература к разделу………………………………………………...………….   Семинарские занятия…………………………………………………...……….   Рекомендации для самостоятельной работы по темам раздела и семинарским занятиям…………….………………….   Тема 1. Понятие философии. Философия в жизни человека….. Тема 2. Философия в системе культуры.……………...………...…. Тема 3. Предмет, метод и структура философского знания. Исторические типы философских учений……....………...   Вопросы для самоконтроля ………………………………………………..….   Приложение……………………………………….……………………………….                    
   

ВВОДНОЕ СЛОВО

Наше культурное и человеческое самоопределение в значимые моменты жизни упирается в фундаментальные состояния неопределенности, когда ни ум, ни… Курс философии в университете позволяет критически осмыслить и…  

Программное содержание раздела

Тема 1. Понятие философии. Философия в жизни человека

 

Тема 2. Философия в системе культуры

Философия и миф. Философия и религия: две идеи спасения человека. Философия и теология. Религия как предмет философской рефлексии. Религия как способ философствования. Догматическое и критическое знание. Философия и искусство. Философия и наука: демаркация и сущностное единство. Философия и мировоззрение. Функции философии (мировоззренческая, методологическая, эвристическая, социальная критика, идеологическая, футурологическая и др.).

 

Тема 3. Предмет, метод и структура философского знания. Исторические типы философских учений

Проблема типологизации философского знания. Типы философских учений, исходя из «основного вопроса философии» Ф. Энгельса: а) онтологический аспект…

ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ

Основная учебная литература

1. Алексеев, П.В., Панин А.В. Философия / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М., 1996 (любое издание)

2. Философия / под ред. Губина В.Д. и др. – М., 2001 (любое издание)

3. Философия / под ред. Кохановского В.П. – Ростов-на-Дону, 1995 (любое издание)

 

Дополнительная литература

1. Аристотель. Метафизика. Книга IV, Глава 1. (любое издание).

2. Голосовкер, Я.Э. Логика мифа / Я.Э. Голосовкер. – М., 1987 // (Сайт Энциклопедия культур http://ec-dejavu.ru/p/Publ_Golosovker.html)

3. Декарт, Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках (1637 г.) / Р. Декарт. – Сочинения в 2 т. Т. 1. Часть IV. Доводы, доказывающие существование Бога и бессмертие души, или Основания метафизики. – М.: Мысль, 1989. – С. 250-296. (См. в приложении).

4. Кнабе, Г.С. Исторические предпосылки и главные черты античного типа культуры / Г.С. Кнабе // Г.С. Кнабе. – Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. – М.: Издательство «Индрик», 1994. – С. 171-180.

5. Конев, В.А. Искусство и философия: полюса, стягивающие культуру // В диапазоне гуманитарного знания. Сборник к 80-летию профессора М.С. Кагана. Сер. «Мыслители», вып. 4. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. (См. в приложении).

6. Конев, В.А. Философия культуры в современной философии // Философские науки. – 1991. - №6. или Конев, В.А. Философия культуры и парадигмы философского мышления // Онтология культуры. – Самара, 1998.

7. Мамардашвили, М.К. Необходимость себя. Введение в философию / М.К. Мамардашвили. – М., 1996. (Разделы «Введение в философию», «Философия и наука»).

8. Мамардашвили, М.К. Введение в философию / М.К. Мамардашвили // Мамардашвили, М.К. Необходимость себя. – М., 1996. (Глава «Появление философии на фоне мифа». См. в приложении).

9. Мамардашвили, М.К. Как я понимаю философию / М.К. Мамардашвили // Мамардашвили, М.К. Как я понимаю философию. – М.: Прогресс, 1990. – С. 14-26. (См. в приложении).

10. Платон. Пир / Платон // Собрание соч. в 4 т. Т. 2. – М.: Мысль, 1993. – С. 81-134. (Речь Сократа. См. в приложении).

11. Платон, Апология Сократа / Платон // Собрание соч. в 4 т. Т.1. М., 1990. – С. 70-96. (Речь Сократа в свою защиту на суде. См. в приложении)

12. Топоров, В.Н. Сократ платоновской «Апологии Сократа» как человек «осевого времени» (к проблеме «поведенческого сценария» и «культурной роли») / В.Н. Топоров // Славянское и балканское языкознание. Человек в пространстве Балкан. Поведенческие сценарии и культурные роли. – М.: «Индрик», 2003. – С. 7-18. (Сайт Энциклопедии культур http://ec-dejavu.ru/s/Socrates.html)

13. Франк, С. Л. Философия и религия / С.Л. Франк // На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дискуссии 20-х годов. – М., 1990. – С. 324-332. (См. в приложении).

14. Хайдеггер, М. Основные понятия метафизики / М.Хайдеггер // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. – М., 1993. – С. 341-344. (См. в приложении).

15. Хайдеггер, М. Наука и осмысление / М. Хайдеггер // Хайдеггер, М. Время и бытие. – М., 1993. – С. 251-252. (См. в приложении).

16. Энгельс, Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Гл. 2. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – Т. 21.

 

Электронные библиотеки по философии

http://filosof.historic.ru – Электронная библиотека по философии

http://www.philosophy.ru – Библиотека философского портала

http://www.ihtik.lib.ru – Электронная полнотекстовая «Библиотека Ихтика»

http://www.gumer.info – Библиотека Гумер – гуманитарные науки

http://ec-dejavu.ru/library.html – Библиотека сайта Deja vu Энциклопедия культур

 


СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Тема 1. Понятие философии.

Философия в жизни человека и в системе культуры

1. Проблема начала философии. Появление философии на фоне мифа. Мифологическое и философское сознание. 2. Понятие философии. Философия и мудрость. Философ и мудрец: проблема… 3. Ситуация философствования. Ситуация Декарта: Что значит пережить радикальное сомнение? Различие «реальной…

К вопросу 1

Мамардашвили, М.К. Введение в философию / М.К. Мамардашвили // Мамардашвили, М.К. Необходимость себя. – М., 1996. (Гл. «Появление философии на фоне… Философия: учеб. пособ. для высших учебных заведений / под ред. Кохановского…

К вопросу 2

Топоров, В.Н. Сократ платоновской «Апологии Сократа» как человек «осевого времени» (к проблеме «поведенческого сценария» и «культурной роли») / В.Н.… Платон. Апология Сократа / Платон // Собр. соч. в 4 т. – Т.1. – М., 1990. – С.…

К вопросу 3

Декарт, Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках (1637 г.) / Р. Декарт. – Сочинения в 2 т. Т. 1. – М.: Мысль, 1989. – С. 250-296. (Часть IV. Доводы, доказывающие существование Бога и бессмертие души, или Основания метафизики. См. в приложении).

Мамардашвили, М.К. Как я понимаю философию / М.К. Мамардашвили // Мамардашвили, М.К. Как я понимаю философию. – М.: Прогресс, 1990. – С. 14-26. (См. в приложении).

К вопросу 4

Мамардашвили, М.К. Необходимость себя. Введение в философию / М.К. Мамардашвили. – М., 1996. (Введение в философию. Глава «Философия и наука»). Франк, С.Л. Философия и религия / С.Л. Франк // На переломе. Философия и… Хайдеггер, М. Основные понятия метафизики / М. Хайдеггер // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления.– М.,…

Тема 3. Предмет, метод и структура философского знания.

Исторические типы философских учений

1. Предмет философии и сложности его определения. Аристотель о предмете «первой философии». 2. Специфика философского вопрошания. Понятие о методе философии. Методы… 3. Структура философского знания. Основные разделы философского знания.

Литература

К вопросу 1

Аристотель. Метафизика. Книга IV, Глава 1. (любое издание).

Философия: учеб. пособ. для высших учебных заведений. / под ред. Кохановского В.П. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. (Гл. I. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества).

К вопросу 2

Декарт, Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках (1637 г.) / Р. Декарт. – Сочинения в 2 т. – Т. 1. Ч.… Философия / под ред. Губина В.Д. и др. – М., 2001 (любое издание). (Гл.… Философия / под ред. Губина В.Д. и др. – М., 2001 (любое издание). (Гл. «Немецкая классическая философия»).

К вопросу 3

Философия / под ред. Кохановского В.П. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. (Гл. I, п. 3 «Основные части (структура) философии»).

Философия / под ред. Губина В.Д. и др. – М., 2001. (любое издание). (Введение «История философии и отдельные области философии», Часть II. Теоретическая философия, Часть III. Философия и общество, Часть IV. Философия человека).

К вопросу 4

Философия / под ред. Кохановского В.П. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003 (Глава 1, § 4). Энгельс, Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Гл. 2 //… Конев, В.А. Философия культуры в современной философии // Философские науки. – 1991. - №6. или Конев, В.А. Философия…

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО ТЕМАМ РАЗДЕЛА И СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

Освоение содержания университетского курса философии и подготовка к семинарским занятиям в группе предполагает чтение и анализ учебных и ряда философских текстов, а также размышление над вопросами: какое место в нашей жизни занимает философствование, как и когда оно случается в нашей жизни, что оно собой представляет? Для самостоятельной работы можно использовать учебное пособие под редакцией В.П. Кохановского, пособие под редакцией П.В. Алексеева, А.В. Панина, а также пособие под редакцией В.Д. Губина (См. список основной учебной литературы).

Та информация, которую можно получить из учебника, имеет скорее ознакомительный характер, т.к. философия выступает специфическим типом знания, требующим не только работы с информацией (ее анализ, удержание в памяти как компендиума фактов), но и включающим в себя состояние понимания. Человеческое сознание устроено таким образом, что для рождения состояния понимания необходим повод для самостоятельного размышления над важными для нас вопросами.

Самым продуктивным в этом отношении поводом может стать знакомство с философскими текстами, ведь каждый такой текст есть результат самостоятельной мысли, мысли задетой и беспокойной. Чтение текстов философов должно быть осознанным. В чем эта осознанность может выражаться? Первое, на что должно быть нацелено внимание, – проблема. Нужно понимать тот факт, что философский текст не мог появиться просто так, для этого были какие-то основания. Как правило, таким основанием является та проблема, тот вопрос, который побуждает философа к размышлению и, в конечном счете, к написанию текста. Поэтому, читая тот или иной философский текст, постарайтесь прежде всего понять – какую проблему решает автор, на какой вопрос отвечает? Второе, что нельзя упускать из виду, – решение проблемы, т.е. ответ, который дает философ своим текстом на интересующий его вопрос. Наконец, третье и, возможно, самое важное в чтении философского текста – ваше личное отношение к тому, насколько, на Ваш взгляд, обоснована поставленная философом проблема и насколько убедительно и аргументировано ее решение. При формировании собственного отношения к философскому тексту стоит помнить, что способность видеть проблему там, где ее никто не видит, способность ставить вопросы является необходимым условием самостоятельного мышления.

Самостоятельная работа по изучению тем раздела и подготовке к семинарским занятиям будет более эффективной, если Вы зафиксируете результаты знакомства с текстами и свои размышления в специальной рабочей тетради или на любом другом носителе, который представляется Вам наиболее удобным. Записи могут носить свободный характер, но в качестве обязательных компонентов должны содержать: 1) формулирование рассматриваемой проблемы; 2) изложение решения этой проблемы, которое содержится в текстах философов, а также в научной или учебной литературе; 3) формулирование собственной позиции по указанной проблеме.

 

 

Тема 1. Понятие философии. Философия в жизни человека

Изучение данной темы ориентировано на выяснение истоков зарождения и экзистенциальных оснований феномена философии. Рассмотрение темы также связано с чтением и анализом учебных и философских…  

Проблема начала философии. Появление философии на фоне мифа

Попытайтесь объяснить, почему именно с рождением философии и мировых религий появляется человек современного типа? Чем современный человек… Философия в европейской культуре смогла выразить себя через собственные… С чего начать свое знакомство с философией? Пожалуй, можно начать с вопроса – почему вообще есть философия, ведь ее…

Философия и мудрость. Философ и мудрец: случай Сократа

Сократ, рассказывая о своих поисках истины, формулирует собственное определение мудрости: «Я знаю, что ничего не знаю». Известно, что Сократа жители… Во-первых, здесь мы видим общественную реакцию на философию (нельзя забывать,… Во-вторых, случай Сократа говорит о том, что философия делает человека одиноким, оставляет его один на один с…

Ситуация философствования

Отечественный философ М.К. Мамардашвили в анализе природы философии обращается к мысли известного средневекового философа Августина, который сказал,… Ситуация философствования ярко проявляет себя через разделение философии как… Философия в жизни человека выступает как особая практика мысли, которая связана с постановкой и решением «вечных…

Тема 2. Философия в системе культуры

Изучение темы ориентировано на получение представления о философии как культурной деятельности и философии как культурного опыта человечества. Вопрос о месте философии в системе культуры связан с пониманием того, чем… Для ознакомления с темой можно воспользоваться учебными пособиями под редакцией В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П.…

Философия и религия

Что может считаться Истиной для религии и философии? Чем отличается догматическое (религиозное) знание от философского, критического знания? В какие…  

Философия и искусство

Одним из первых, кто заявил о необходимости для философии следовать не религии и науке, а именно искусству, был немецкий философ XIX века Фридрих… Обратите внимание на различие философии и искусства, (основа искусства –…  

Философия и наука

Если понимать философию как специфический тип научного знания, имеющийо собственный предмет, метод, структуру (основные разделы философии:…  

Философия и мировоззрение

Сформулируйте собственную позицию в решении принципиального вопроса: имеет ли событие философской мысли мировоззренческие последствия для жизни… После ознакомления с текстами сформулируйте функции философии в системе… В заключение попытайтесь ответить на ряд итоговых вопросов. Как Вам кажется, чем философия отличается от религии,…

Тема 3. Предмет, метод и структура философского знания.

Исторические типы философских учений

Для изучения этой темы необходимо обратиться к учебным пособиям под редакцией В.П. Алексеева, А.В. Панина (Глава II), под редакцией В.П.…   Предмет философии. Аристотель о предмете «первой философии»

Исторические типы философских учений

Ознакомьтесь со вторым параграфом работы Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». При чтении текста постарайтесь выделить… Если классическую философию, начиная от истоков в VI до н.э. до середины XIX… Современный отечественный философ В.А. Конев выдвигает принципиальную идею: необходимо связать развитие философии с…

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Начало философии, появление философии на фоне мифа. 2. Что представляет собой ситуация философии? Для иллюстрации обратитесь к… 3. Как понимает ситуацию философствования М.К. Мамардашвили? Философия как вечные вопросы человеческой жизни, различие…

ТЕКСТЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ

 

 

Проблема начала философии. Появление философии на фоне мифа

Мамардашвили, М.К. Введение в философию / М.К. Мамардашвили // Необходимость себя. – М., 1996. Глава «Появление философии на фоне мифа».

<...>

Философия появилась в VI веке до н.э., когда фактически одновременно в разных местах людьми с определенными именами были выполнены какие-то акты, которые и были названы философскими. Скажем, слова и тексты Гераклита, Фалеса, Парменида или Анаксагора, Анаксимандра, Анаксимена, Платона (это я уже приближаюсь к V-VI вв. до н.э.). Но начало – в VI веке. И аналогичные акты, совершенные Буддой, мы тоже узнаём как философские, хотя это более сложно, потому что в данном случае примешивается появление религии. В Конфуции мы узнаём философа. Причем, появление всех этих философских акций в разных местах не было связано. Можно лишь сказать, что все они появляются на фоне предшествующих тысячелетий мифа.

<...>

Но пока перед нами, поскольку мы не знаем, что такое философия, просто тексты, которые что-то утверждают о мире. Фалес, например, говорил, что мир состоит из воды, для Гераклита первичным "веществом" мира является огонь и т.д. Все это некие абстрактные принципы, посредством которых люди понимают мир. Зацепимся, чтобы разобраться в том, что произошло и как появилась философская мысль, за слово "понимание".

Вот я сказал: "понимают мир", изобретая и формулируя тем самым какие-то принципы. Вода, огонь, атом, число. У пифагорейцев число – первичный принцип мира. Что это значит, что философия начинается с акта понимания мира? Означает ли это, что предшествующие образования сознания и культуры, называемые мифом, не есть способ понимания мира? Или, переворачивая вопрос, зададим его в несколько, может быть, странной форме: каким должен предстать перед нами мир, чтобы о нем надо было философствовать? Очевидно, когда мы говорим о философии или теории, или мысли, то говорим о чем-то, что является проблемой. Ведь это проблема: каков мир? Уточню свой вопрос: каким должен быть мир, чтобы о нем надо было философствовать? Пока, я думаю, непонятно, что я сказал. А я хочу сказать следующее – сама идея о том, что может быть проблема мира или сам мир может стать проблемой, есть исторический акт, историческое событие в том смысле слова, что это не само собой разумеется.

Что не само собой разумеется? Что мир вообще есть проблема. Поскольку, чтобы что-то стало проблемой, нечто должно быть непонятным. Так ведь? Если есть слово "проблема", значит имплицировано, что что-то непонятно. Или можно выразиться иначе. Выступление чего-то в непонятном виде есть историческое событие, а не существование, которое разумелось бы само собой. То есть нам сейчас кажется само собой разумеющимся, что вещи представляют для нас проблему. Но уверяю вас, что это не всегда было так. И сейчас вы поймете, что я имею в виду. Миф, ритуал и т.д. отличаются от философии и науки тем, что мир мифа и ритуала есть такой мир, в котором нет непонятного, нет проблем. А когда появляются проблемы и непонятное – появляются философия и наука. Значит, философия и наука, как это ни странно, есть способ внесения в мир непонятого. До философии мир понятен, потому что в мифе работают совершенно другие структуры сознания, на основе которых в мире воображаются существующими такие предметы, которые одновременно и указывают на его осмысленность. В мифе мир освоен, причем так, что фактически любое происходящее событие уже может быть вписано в тот сюжет и в те события и приключения мифических существ, о которых в нем рассказывается. Миф есть рассказ, в который умещаются человеком любые конкретные события; тогда они понятны и не представляют собой проблемы.

Но при этом мифические и религиозные фантазии, и я хочу это подчеркнуть, порождались не потому, что человек якобы стремился "заговорить" стихийные и грозные силы природы. Не из страха невежественного человека, который не знал законов физики. Наоборот, миф есть организация такого мира, в котором, что бы ни случилось, как раз все полно и имело смысл. Вы скажете – метафорический. Да, конечно, метафорический, но это – смысл. Смысл, который делает для меня предметы понятыми и близкими. Он вписывает их в систему моей жизни или в систему культуры. Миф ритуально близок человеку, потому что в ритуале он общается с незнакомыми, далекими и таинственными существами как близкими и родными, настолько близкими, что на их волю, на проявление их желаний можно подействовать актами ритуала, заклинания, актами магии. Магический мир, как и мифический мир, есть мир освоенный, осмысленный, понятный. То есть события в этом мире, будь то землетрясение, гроза, войны или что угодно, осуществляются в воображении наблюдающего их человека так, что они являются носителями смысла. Если человек, например, понимает Зевса, то он понимает и молнию.

Вопросы к тексту:

1. Какое понимание мира предоставляет человеку миф? Сформулируйте основной принцип мифологического понимания мира.

2. В чем новизна философского способа понимания мира в сравнении с мифом?

3. Как Вы думаете, какие возможности для жизни человека содержатся в мифологическом и философском принципе понимания мира?

Философия и мудрость. Философ и мудрец

Платон. Пир / Платон // Собрание соч. в 4 т. – Т. 2. – М.: Мысль, 1993. – С. 81-134.

Речь Сократа <...> Я попытаюсь передать вам речь об Эроте, которую услыхал некогда от одной мантинеянки, Диотимы, женщины очень сведущей…

Ситуация философствования

Платон. Апология Сократа / Платон // Собрание соч. в 4 т. – Т. 1. – М., 1990. – С. 70-96.

<...> Свидетелем моей мудрости, если только это мудрость, и того, в чем она состоит,… Посмотрите теперь, зачем я это говорю; ведь мое намерение - объяснить вам, откуда пошла клевета на меня. Услыхав это,…

Декарт, Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках (1637 г.) / Р. Декарт. // Сочинения в 2 т. – Т. 1. – М.: Мысль, 1989. – С. 250-296.

 

Часть IV. Доводы, доказывающие существование Бога и бессмертие души, или Основания метафизики.

Не знаю даже, должен ли я говорить о первых размышлениях, которые у меня там возникли. Они носят столь метафизический характер и столь необычны, что, может быть, не всем понравятся. Однако, чтобы можно было судить, насколько прочны принятые мною основания, я некоторым образом принужден говорить о них. С давних пор я заметил, что в вопросах нравственности иногда необходимо мнениям, заведомо сомнительным, следовать так, как если бы они были бесспорны. Об этом уже было сказано выше. Но так как в это время я желал заняться исключительно разысканием истины, то считал, что должен поступить совсем наоборот, т. е. отбросить как безусловно ложное все, в чем мог вообразить малейший повод к сомнению, и посмотреть, не останется ли после этого в моих воззрениях чего-либо уже вполне несомненного. Таким образом, поскольку чувства нас иногда обманывают, я счел нужным допустить, что нет ни одной вещи, которая была бы такова, какой она нам представляется; и поскольку есть люди, которые ошибаются даже в простейших вопросах геометрии и допускают в них паралогизмы, то я, считая и себя способным ошибаться не менее других, отбросил как ложные все доводы, которые прежде принимал за доказательства. Наконец, принимая во внимание, что любое представление, которое мы имеем в бодрствующем состоянии, может явиться нам и во сне, не будучи действительностью, я решился представить себе, что все когда-либо приходившее мне на ум не более истинно, чем видения моих снов. Но я тотчас обратил внимание на то, что в это самое время, когда я склонялся к мысли об иллюзорности всего на свете, было необходимо, чтобы я сам, таким образом рассуждающий, действительно существовал. И заметив, что истина Я мыслю, следовательно, я существую столь тверда и верна, что самые сумасбродные предположения скептиков не могут ее поколебать, я заключил, что могу без опасений принять ее за первый принцип искомой мною философии.

 

Вопросы к тексту:

1. Как Вы думаете, зачем Декарт становится на путь сомнения?

2. Какие возможности открываются перед человеком, который пережил радикальное сомнение?

 


Различие «реальной философии» и «философии учений»

(Мамардашвили)

Мамардашвили, М.К. Как я понимаю философию / М.К. Мамардашвили // Как я понимаю философию. – М.: Прогресс, 1990. – С. 14-26.

<...>

Я полагаю, что наша сознательная жизнь устроена таким образом, что все, что осуществляется посредством актов сознания или является проявлением жизни сознания, будь то мастерское создание ремесленного шедевра (скажем, стула) или поэмы или поступок нравственный и т.д., – все это некоторая последовательность шагов. И вместе с тем во всем этом есть нечто, еще один ход, который, не являясь ни одним из них, как бы заполняет интервалы между ними. Этот элемент нашей сознательной жизни, жизни нашего сознания, и имеет отношение к философской мысли, его и можно эксплицировать с помощью того, что оказывается затем философским понятием. То есть это не само художественное произведение или художественное творчество; философия не сводится к ним, хотя и является их опосредующим элементом. Но это и не философия понятий или учений, а философия, которую я назвал бы реальной. Следовательно, есть некая реальная философия как элемент устройства нашего сознания, и есть философия понятий и учений, предметом которой является экспликация реальной философии. Предметом философии является философия же, как это ни покажется, возможно, парадоксальным. Но этот элемент, эквивалентный философскому доказательству, – я мыслю, я существую, – выполняется и при создании художественного образа. Помните, как Пруст определял поэзию? Поэзия есть чувство собственного существования. Это философский акт. Но он философский, когда осуществлен с применением философских понятий. Тогда это философия, а не поэзия, конечно. Поэтому я и говорю, что отличить их очень трудно, если анализ осуществляется на уровне события, как вы сказали.

<...>

– Так все-таки какой путь ведет к овладению философией?

– В философии в качестве предмета изучения существуют только оригинальные тексты. Немыслим учебник философии, немыслим и учебник по истории философии; они немыслимы как предметы, посредством которых мы изучили бы философию. Трактат по истории философии возможен лишь как некоторая реконструкция какой-то совокупности реальных философских событий. Орудием научения может явиться оригинал в руках читателя, который читает. Соприкосновение с оригиналом есть единственная философская учеба. Ведь если философ идет нам навстречу, то и мы должны идти к философу; мы можем встретиться только в точке обоюдного движения. А если я не пошел, сижу, схватившись за голову, над текстом, ничего не получится. Только придя в движение и пройдя свою половину пути, мы получаем шанс встретиться с философией – в смысле возможности научиться тому, что умели другие, а я нет, но что я тоже пережил, хотя и не знал, что это так называется, и, более того, не знал, что об этом так можно говорить.

<...>

Так вот, научиться читать философские тексты и что-то извлекать из них мы можем только в том случае, если будем относиться к ним на уровне совершаемых актов философствования, а не эквивалентов, на уровне актов, соотносимых с жизненным смыслом философских понятий, даже самых отвлеченных. Если мы будем относиться к ним поверх и помимо их культурно-исторических смыслов, то нам и откроется заключенное в них содержание.

 

Вопросы к тексту:

1. В чем смысл различия «реальной философии» и «философии учений»?

2. Как соотносятся «реальная философия» и «философия учений»?

 


Философия и религия

Франк, С.Л. Философия и религия // На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дискуссии 20-х годов. – М., 1990. – С. 324-332.

Философия и религия имеют совершенно различные задачи и суть различные по существу формы духовной деятельности. Религия есть жизнь в общении с… Современному сознанию, даже если оно мыслит в понятиях, близких к… <...> «Два сомнения возникают здесь, которые с разных сторон выражают, в сущности, одну и ту же трудность. С…

Философия и наука

Хайдеггер, М. Наука и осмысление / М. Хайдеггер // Время и бытие. – М., 1993. – С. 251-252.

<...> Является ли наука лишь делом человеческих рук, просто взвинченным до небывалого размаха, так что можно было бы считать, что в один… <...> Раскрывается ли событие в своем существе только через… <...> Природа, человек, исторические события, язык остаются для… наук тем необходимым, которое всегда уже…

Хайдеггер, М. Основные понятия метафизики / М.Хайдеггер // Время и бытие: Статьи и выступления. – М., 1993. – С. 341-344.

<...> Мы ведь не утверждаем и никогда не станем утверждать, будто абсолютно достоверно, что философия не есть наука. Почему мы оставляем это не удостоверенным? Разве потому, что мы всё-таки оставляем открытой возможность для неё быть чем-то вроде науки? Никоим образом, но потому, что мы как раз не знаем и никогда не сможем узнать с абсолютной достоверностью, философствуем ли мы вообще во всех наших разбирательствах… Но если мы сами не знаем, философствуем мы тут или нет, то не начинает ли всё колебаться? Начинает. Всё неизбежно должно прийти в колебание. Ничего другого, насколько дело в нас, мы не вправе ожидать.

<...> Никто из познающих не стоит каждый момент так тесно к краю ошибки, как философствующий.

<...> Философия есть то, что большей частью исподволь и даёт присутствию стать тем, чем оно может быть.

 

Вопросы к тексту:

1. В чём Хайдеггер видит сущность науки, научного познания?

2. Как Хайдеггер трактует соотношение философии и науки?

 


Философия и искусство

 

Конев, В.А. Искусство и философия: полюса, стягивающие культуру / В.А. Конев // В диапазоне гуманитарного знания. Сборник к 80-летию профессора М.С. Кагана. Сер. «Мыслители», вып. 4. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.

<...> 1. Связь искусства и философии многосторонняя: они могут быть связаны тем, что вырастают из одной культуры, они могут быть связаны тем, что проникают друг в друга – искусство философствует, а философия становится искусством, они связаны и тем, что искусство постоянно входит в круг размышлений философии.

2. Искусство и философия – важнейшие сферы культуры, которые, являясь формами самосознания культуры, занимают в логике культурных форм полярные места. Искусство вырастает на основе остенсивных форм культуры (форм демонстрации и непосредственного представления культурного содержания), а философия – на ветви форм-принципов (форм, выражающих глубинные основания деятельности, дающих свободу человеку в отношении деятельности). Поэтому для искусства всегда характерна опора на чувственное восприятие, а для философии опора на спекуляцию. Искусство феноменологически гетерогенно, для него характерна сложная морфология, а философия феноменологически гомогенна, и ей практически не свойственна сложная морфология. Для искусства характерно непосредственное «слияние» человека (художника или зрителя) с миром, созданным произведением, а для философии характерна рефлексивная и даже критическая позиция человека (философа и его читателя) к миру, который предстает в философии.

Но, находясь на противоположных полюсах культурных форм, искусство и философия во многом совпадают. Совпадают, во-первых, потому, что как уровень остенсивных форм, так и уровень принципов в культуре обращаются к целостному человеку, в первом случае еще не получившему дифференциации, во втором – уже преодолевающему ее. Во-вторых, потому, что как искусство, так и философия способны выразить и, как правило, выражают целостную характеристику своей культуры, одно – определяя стиль внешнего оформления всякой деятельности, другая – определяя тип мышления и деятельности.

<...> Современная культурная эпоха, переживающая кризис проекта Просвещения, ищет новые основания своего развития. Постмодернистские тенденции в искусстве и в культуре в целом преобразуются в постпросвещенческую идеологию, которая на уровне философии принимает форму поиска новых идеалов рациональности, которые должны прийти на смену идеалам сциентистской рациональности. Эти поиски заставляют философию по-новому отнестись к искусству. В отличие от экзистенциальной философии, для которой искусство само по себе было высшим и самодостаточным способом понимания мира, философия новой рациональности смотрит на искусство как на модель ценностно-феноменального постижения индивидуальности и неповторимости бытия, философский анализ оснований которого может дать философии материал для разработки принципов новой рациональности.

…Новая рациональность, потребность в которой все больше и больше испытывает современная цивилизация – от этого зависит ее дальнейшее эффективное развитие – должна соединить в себе знание и ценность, знание общего и индивидуального, постижение выраженного и невыразимого, знание полноты бытия и понимание его неполноты, онтологию присутствия и отсутствия. Новая рациональность ориентирована на осмысление логики творчества, которая в наиболее полной мере выражена в искусстве.

 

Вопросы к тексту:

1. Как В.А. Конев трактует соотношение искусства и философии? В чем различие философии и искусства как форм самосознания культуры?

2. С чем связно и в чем выражается в современной культуре сближение философии и искусства?

 

– Конец работы –

Используемые теги: место, философии0.051

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: МЕСТО ФИЛОСОФИИ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ Лекция 1. Предмет философии. Место и роль философии в обществе. Античная философия
ОГЛАВЛЕНИЕ... РАЗДЕЛ ИСТОРИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ Лекция Предмет философии Место и роль...

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. МЕСТО ФИЛОСОФИИ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ Становление и развитие предмета философии
Изучение новой дисциплины Философия является основанием гуманитарной... В предлагаемом издании по курсу Философии помимо учебного материала по философии рекомендуемого для самостоятельной...

Философия. Предмет философии. Проблемы философии. Структура философии
Самой древней философской школой является Милетская VII V вв до н э Ее родоначальники... Фалес астроном политический деятель он произвел переворот в... Анаксимен первоначалом всего предложил воздух видя в нем бесконечность и легкость изменяемости вещей...

Предмет и функции философии. Место философии в системе культуры
Философия как специфическая форма духовного смысла человека и общества; зародилась около 2,5 тыс. лет назад в ряде наиболее развитых стран того… Среди первых греческих философов были Фалес, Анаксимандр, Гераклит,… На этой основе стали формироваться такие философские вопросы как «что такое мир?», «что является его основой?»,…

Специфика и функции философии. Структура философии. Основной вопрос философии.
Лекции Тема Специфика проблемы и генезис философии часа Специфика и функции... Литература... Основная...

Возникновение философии. Предмет философии и ее роль в жизни общества. Основные разделы философии
Возникновение философии это длительный процесс поэтому определить истоки этой науки достаточно трудно Ведь все известные древние ученые или... Разделы философии... Онтология от греч oacute n род падеж oacute ntos сущее и логия раздел философии в котором рассматриваются...

Проблема определения философии в истории философии. Предмет философии. Структура философского знания
Философская мысль человечества зарождалась в эпоху когда на смену родовым отношениям приходили первые классовые общества и государства Отдельные... Периодизация и специфика античной философии... Лосев предлагает следующие этапы античной философии...

Тема III. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ. НАЧАЛО ФИЛОСОФИИ В
Понятие мировоззрения Его исторические типы... Философия в системе культуры Функции Философии... Основной вопрос философии Понятие материи...

Мировоззрение. Место философии во внутреннем мире человека
Античные философы высказывая предположения о строении вещества были недалеки от того представления которое сейчас считается правильным... Многие предположения основанные на повседневном наблюдательном опыте... Правильно было указано предположение о наличии мельчайших частиц ограниченности их количества в теле передаче...

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ КАК МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ... УЧЕБНИК ДЛЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ... Издание е дополненное...

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам