рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Платон. Апология Сократа / Платон // Собрание соч. в 4 т. – Т. 1. – М., 1990. – С. 70-96.

Платон. Апология Сократа / Платон // Собрание соч. в 4 т. – Т. 1. – М., 1990. – С. 70-96. - раздел Философия, МЕСТО ФИЛОСОФИИ Речь Сократа В Свою Защиту На Суде <...> Свидетелем М...

Речь Сократа в свою защиту на суде

<...>

Свидетелем моей мудрости, если только это мудрость, и того, в чем она состоит, я приведу вам бога, который в Дельфах. Ведь вы знаете Херефонта. Человек этот смолоду был и моим, и вашим приверженцем, разделял с вами изгнание и возвратился вместе с вами. И вы, конечно, знаете, каков был Херефонт, до чего он был неудержим во всем, что бы ни затевал. Ну вот же, приехав однажды в Дельфы, дерзнул он обратиться к оракулу с таким вопросом. Я вам сказал не шумите, о мужи! Вот он и спросил, есть ли кто-нибудь на свете мудрее меня, и Пифия ему ответила, что никого нет мудрее. И хотя сам он умер, но вот брат его засвидетельствует вам об этом.

Посмотрите теперь, зачем я это говорю; ведь мое намерение - объяснить вам, откуда пошла клевета на меня. Услыхав это, стал я размышлять сам с собою таким образом: что бы такое бог хотел сказать и что это он подразумевает? Потому что сам я, конечно, нимало не сознаю себя мудрым; что же это он хочет сказать, говоря, что я мудрее всех? Ведь не может же он лгать: не полагается ему это. Долго я недоумевал, что такое он хочет сказать; потом, собравшись с силами, прибегнул к такому решению вопроса: пошел я к одному из тех людей, которые слывут мудрыми, думая, что тут-то я скорее всего опровергну прорицание, объявив оракулу, что вот этот, мол, мудрее меня, а ты меня назвал самым мудрым. Ну и когда я присмотрелся к этому человеку – называть его по имени нет никакой надобности, скажу только, что человек, глядя на которого я увидал то, что я увидал, был одним из государственных людей, о мужи афиняне, – так вот, когда я к нему присмотрелся (да побеседовал с ним), то мне показалось, что этот муж только кажется мудрым и многим другим, и особенно самому себе, а чтобы в самом деле он был мудрым, этого нет; и я старался доказать ему, что он только считает себя мудрым, а на самом деле не мудр. От этого и сам он, и многие из присутствовавших возненавидели меня. Уходя оттуда, я рассуждал сам с собою, что этого-то человека я мудрее, потому что мы с ним, пожалуй, оба ничего в совершенстве не знаем, но он, не зная, думает, что что-то знает, а я коли уж не знаю, то и не думаю, что знаю. На такую-то малость, думается мне, я буду мудрее, чем он, раз я, не зная чего-то, и не воображаю, что знаю эту вещь.

<...>

Но нужно мне рассказать вам о том, как я странствовал, точно я труд какой-то нес, и все это для того только, чтобы прорицание оказалось неопровергнутым. После государственных людей ходил я к поэтам, и к трагическим, и к дифирамбическим, и ко всем прочим, чтобы на месте уличить себя в том, что я невежественнее, чем они. Брал я те из их произведений, которые, как мне казалось, всего тщательнее ими отработаны, и спрашивал у них, что именно они хотели сказать, чтобы, кстати, и научиться от них кое-чему. Стыдно мне, о мужи, сказать вам правду, а сказать все-таки следует. Ну да, одним словом, чуть ли не все присутствовавшие лучше могли бы объяснить то, что сделано этими поэтами, чем они сами. Таким образом, и относительно поэтов вот что я узнал в короткое время: не мудростью могут они творить то, что они творят, а какою-то прирожденною способностью и в исступлении, подобно гадателям и прорицателям; ведь и эти тоже говорят много хорошего, но совсем не знают того, о чем говорят. Нечто подобное, как мне показалось, испытывают и поэты; и в то же время я заметил, что вследствие своего поэтического дарования они считали себя мудрейшими из людей и в остальных отношениях, чего на деле не было. Ушел я и оттуда, думая, что превосхожу их тем же самым, чем и государственных людей.

Под конец уж пошел я к ремесленникам. Про себя я знал, что я попросту ничего не знаю, ну а уж про этих мне было известно, что я найду их знающими много хорошего. И в этом я не ошибся: в самом деле, они знали то, чего я не знал, и этим были мудрее меня. Но, о мужи афиняне, мне показалось, что они грешили тем же, чем и поэты: оттого, что они хорошо владели искусством, каждый считал себя самым мудрым также и относительно прочего, самого важного, и эта ошибка заслоняла собою ту мудрость, какая у них была; так что, возвращаясь к изречению, я спрашивал сам себя, что бы я для себя предпочел, оставаться ли мне так, как есть, не будучи ни мудрым их мудростью, ни невежественным их невежеством, или, как они, быть и тем и другим. И я отвечал самому себе и оракулу, что для меня выгоднее оставаться как есть.

 

Вопросы к тексту:

1. Как Вы понимаете заявление Сократа: «Про себя я знал, что я попросту ничего не знаю»?

2. Как Вы думаете, почему Сократ ставит под вопрос знания своих сограждан?

3. Что значит для человека узнать то, что он ничего не знает?

4. Как Вы думаете, какие возможности для человека содержатся в такого рода незнании?

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

МЕСТО ФИЛОСОФИИ

С В Соловьева И В Пахолова... МЕСТО ФИЛОСОФИИ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Платон. Апология Сократа / Платон // Собрание соч. в 4 т. – Т. 1. – М., 1990. – С. 70-96.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

МЕСТО ФИЛОСОФИИ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ
  Утверждено Редакционно-издательским советом в качестве учебного пособия     Самара Издательство «Самарский униве

МЕСТО ФИЛОСОФИИ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ
  Учебное пособие     Редактор Ю.В. Смутницкая Компьютерная верстка, макет Т.В. Кондратьевой    

ВВОДНОЕ СЛОВО
Знакомство и изучение философии в университете – занятие интригующее и одновременно непростое. Интригующее, потому что дает узнать себя лучше и помогает в нашем человеческом и умственном самоопреде

Тема 1. Понятие философии. Философия в жизни человека
Проблема начала философии. Кризис мифологической картины мира и рождение философии. Жизненные основания существования философии. Философия как особое состояние сознания (мысль о предельных основани

Тема 3. Предмет, метод и структура философского знания. Исторические типы философских учений
Предмет философии и сложности его определения. Специфика философского вопрошания. Аристотель о предмете «первой философии». Понятие о методе философии. Взаимоопределяемость предмета и метода. Метод

Философия в жизни человека и в системе культуры
(2 часа) 1. Проблема начала философии. Появление философии на фоне мифа. Мифологическое и философское сознание. 2. Понятие философии. Философия и мудрость. Философ и мудрец

К вопросу 1
Голосовкер, Я. Э. Логика мифа / Я.Э. Голосовкер. – М., 1987 (Сайт Энциклопедия культур http://ec-dejavu.ru/p/Publ_Golosovker.html) Мамардашвили, М.К. Введение в философию / М.К. Мамардашви

К вопросу 2
Платон. Пир / Платон // Собрание соч. в 4 т. Т. 2. – М.: Мысль, 1993. – С. 81-134. (Речь Сократа. См. в приложении). Топоров, В.Н. Сократ платоновской «Апологии Сократа» как челове

К вопросу 4
Конев, В.А. Искусство и философия: полюса, стягивающие культуру // В диапазоне гуманитарного знания. Сборник к 80-летию профессора М.С. Кагана. Сер. «Мыслители», вып. 4. СПб.: Санкт-Петербургское ф

Исторические типы философских учений
(2 часа) 1. Предмет философии и сложности его определения. Аристотель о предмете «первой философии». 2. Специфика философского вопрошания. Понятие о методе философии. Метод

К вопросу 2
Алексеев, П.В., Панин А.В. Философия. – М., 1996 (любое издание). Глава «Античная философия». Декарт, Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в наука

К вопросу 4
Алексеев, П.В., Панин, А.В. Философия / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М., 1996. (Глава II). Философия / под ред. Кохановского В.П. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003 (Глава 1, § 4). Энге

Тема 1. Понятие философии. Философия в жизни человека
  Изучение данной темы ориентировано на выяснение истоков зарождения и экзистенциальных оснований феномена философии. Рассмотрение темы также связано с чтением и анали

Проблема начала философии. Появление философии на фоне мифа
Философия есть творение мысли человека, которое появляется примерно в VI веке до н.э. в трех очагах цивилизации того времени – Греции (милетская школа), Китае (конфуцианство), Индии (буддизм). Это

Философия и мудрость. Философ и мудрец: случай Сократа
Вопрос о содержании термина «философия» объединяет два фундаментальных для человеческой жизни смысла: мудрость и любовь. Для более четкого прояснения их связи можно обратится к отрывкам диалогов Пл

Ситуация философствования
Попробуем прояснить – что значит философствовать? Что переживает человек в опыте философствования? Что есть философия как «живой» опыт сознания? Чтобы понять ситуацию философствования, нужно обрати

Тема 2. Философия в системе культуры
  Изучение темы ориентировано на получение представления о философии как культурной деятельности и философии как культурного опыта человечества. Вопрос о месте философии в си

Философия и религия
Продолжением мифологического стало религиозное мышления, которое объединяет с философской метафизикой пристальный интерес к трансцендентному, т.е. находящемуся за пределами чувственно данного нам м

Философия и искусство
Искусство всегда находилось в поле зрения философии. Однако сущностного сближения между философией и искусством долгое время не происходило. Европейская философия в разные периоды своего существова

Философия и наука
Другой существенный сюжет в понимании и раскрытии темы – связь философии и науки. Как полагает Мамардашвили, наука заимствует у философии два фундаментальных принципа (См. параграф «Философия и нау

Философия и мировоззрение
Эвристический смысл проблемы отличия философии от науки и мировоззрения раскрывается в позиции М. Хайдеггера (философа-экзистенциалиста ХХ века). В статье «Основные понятия метафизики» (См. Приложе

Исторические типы философских учений
Изучение этой темы связано с вопросами: что собой представляет философия как особый тип научного знания, что выступает ее специфическим предметом и методом, и каковы исторические типы философски

Исторические типы философских учений
За длинный исторический путь философии было создано огромное множество концепций, более того, всякая философия – явление авторское, дело самобытное. С другой стороны, философия – это особый тип нау

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
  1. Начало философии, появление философии на фоне мифа. 2. Что представляет собой ситуация философии? Для иллюстрации обратитесь к фигуре Сократа, Декарта. 3. Как п

Платон. Пир / Платон // Собрание соч. в 4 т. – Т. 2. – М.: Мысль, 1993. – С. 81-134.
  Речь Сократа <...> Я попытаюсь передать вам речь об Эроте, которую услыхал некогда от одной мантинеянки, Диотимы, женщины очень сведущей и в этом, и во много

Франк, С.Л. Философия и религия // На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дискуссии 20-х годов. – М., 1990. – С. 324-332.
<...> Философия и религия имеют совершенно различные задачи и суть различные по существу формы духовной деятельности. Религия есть жизнь в общении с Богом, имеющая целью удовлетворен

Хайдеггер, М. Наука и осмысление / М. Хайдеггер // Время и бытие. – М., 1993. – С. 251-252.
<...> Как и искусство, наука не есть просто культурное занятие человека. Наука – это способ, притом решающий, каким для нас предстает все, что есть. <...> Является ли наука лиш

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги