Современная западная философия

Современная западная философия

Тексты для чтения

filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000371/index.shtml — 20.05.10.   Проблема рационального и иррационального является одной из важнейших проблем философии с самого момента возникновения…

Задачи и упражнения

1. А. Шопенгауэр сформулировал тезис о том, что человек не обладает совершенной и устоявшейся природой. Он еще не завершен. Он в равной степени и…   2. Немецкий мыслитель Ф. Ницше понимал человека как канат, натянутый между животным и сверхчеловеком – канат над…

Основные понятия и термины

АРХЕТИП (греч. — начало, принцип и тип) по учению К. Юнга, врожденная психическая структура, находящаяся в коллективном бессознательном. Человеческая психика включает в себя разнообразные архетипы – находящиеся в зародыше возможности всех психических процессов и переживаний. Архетипы проявляются на «поверхности» в форме различного рода видений, религиозных представлений, символов, находят воплощение в мифах и сновидениях, служат почвой для воображения, дают исходный материал для произведений искусства.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ —категория философии и психологии, обозначающая содержание психической жизни субъекта, которая скрыта от его сознания и невербализована (несловесна). В рамках психоанализа бессознательное не противопоставляется сознанию, а обнаруживается внутри его структур. По мнению З. Фрейда, практически все невротические состояния связаны с конфликтом между сознательными и бессознательными структурами: бессознательное желание (Оно), актуализируясь в сфере сознания в некое представление (сфера Я), вступает в конфликт с совокупностью идеальных норм индивида (сфера сверх-Я) и вытесняется в сферу бессознательного.

ВОЛЯ К ЖИЗНИ — понятие, означающее по Шопенгауэру, изначально враждебный разуму и непознаваемый научными способами, иррациональный мировой принцип. Это «вещь сама по себе», которая находится вне времени и пространства, не зависит ни от разума, ни от познания. Она означает то, что составляет сущность всякой вещи в себе и единственное ядро всякого явления. Когда речь идет о мире в целом, подразумевается мировая воля. Это всеобщая свободная воля, которая лежит в основе всего сущего, каждой отдельной воли и явления, в том числе и человека.

ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ 19 — 20 ВЕКОВ — формировалась под влиянием двух основных направлений: немецкой классической философии и марксизма. Современная философия носит плюралистический и толерантный (терпимый) характер. Она не претендует на истину в последней инстанции и не навязывает своих выводов в качестве какого-то одного единственного и правильного мировоззрения. Но, предоставляя свободу мировоззренческого выбора, современная философия вместе с тем призывает каждого к ответственности за судьбу человека и мира. Современная философия представлена такими противоположными направлениями как сциентизм ( от лат. — наука), который ориентирован больше на развитие естествознания и является продолжением позитивизма 19 века) и антисциентизм. Стирается резкое противоречие между рационализмом и эмпиризмом, рационализмом и иррационализмом. Многопредметность современной философии выразилась в многообразии школ и направлений:

· Рационализм ( от лат. — разумный) — направление, признающее разум основой познания и поведения людей — представлен школами неопозитивизма и постпозитивизма.

· Иррационализм (от лат. — неразумный, бессознательный) — направление, отрицающее возможности разума в процессе познания. Представлен такими учениями как философия жизни, психоанализ, экзистенциализм.

· Особые современные философские школы — неотомизм, постмодернизм.

КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ —понятиевведено К. Юнгом, в противоположность понятию «бессознательное» З. Фрейда. Юнг считает, что содержание бессознательного несводимо исключительно к биологической компоненте, а мыслится, прежде всего, как проблема культуры. Коллективное бессознательное идентично для всех людей и образует всеобщее основание душевной жизни каждого. Если содержанием личного бессознательного являются комплексы, то содержанием коллективного бессознательного являются архетипы — формы и образы, коллективные по своей природе и являющиеся индивидуальными продуктами бессознательного происхождения.

НЕОПОЗИТИВИЗМ — направление современной западной философии, берет свое начало с образования в 1922 г. Венского кружка, в который входили профессора философии, логики, физики и других наук М. Шлик, О. Нейрат, Э. Нагель, а также Р. Карнап, Б. Рассел, Л. Витгенштейн. Представители неопозитивизма считают, что есть только два вида научного знания, научных высказываний, обладающих значением:

· Все то, что относится к частным дисциплинам, к эмпирическим наукам.

· Логика и математика, являющаяся инструментом упорядочения и построения эмпирического знания.

Философии отводится место деятельности по прояснению языка науки. В центре исследований становится анализ языка науки .

 

ПАРАДИГМА — понятие введено в научный оборот Т. Куном в его работе «Структура научных революций». Означает совокупность научных достижений, которые в течение некоторого времени признаются определенным научным сообществом как основа для развития его дальнейшей практической деятельности. Примерами парадигмы являются физика Аристотеля, геоцентрическая система Птолемея, классическая механика Ньютона, электродинамика Максвелла, теория относительности Эйнштейна. Это не просто совокупность теорий, но и набор образцов решения конкретных задач, исследования конкретных вопросов. Парадигма определяет, что вообще может относиться к научным фактам, а что нет. Процесс смены парадигмы — это научная революция.

ПОСТМОДЕРНИЗМ —совокупность разнородных концепций в области искусства, философии, психологии, истории, теологии и иных сфер современной культуры, связанных друг с другом лишь скептическим отношением к возможностям философии в создании стройной мировоззренческой картины, к существованию стандартов и канонов в искусстве и литературе. Как единое течение или направление в философии постмодернизм не существует, чаще говорят о постмодернистском дискурсе или постмодернистской ситуации в философии и культуре. Наиболее общие признаки:

· Принципиальный отказ от возможности целостного описания реальности.

· Критика классических стандартов философствования (классической рациональности).

· Обоснование невозможности взаимопонимания между представителями различных философских концепций из-за отсутствия универсального смыслового поля и единого языка.

· Практически полное, последовательное и сознательное разрушение категориального аппарата философии.

ПОСТПОЗИТИВИЗМ — направление в западной философии, представлено трудами философов: К. Поппера, Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабенда, С. Тулмина. Характеризуется разнообразием методологических концепций, которые часто противоречат друг другу. Общее для них: ослабление внимания к проблемам формальной логики, объяснение развития науки, исследование логики и роста научного знания.

 

ПРИНЦИП ВЕРИФИКАЦИИ (лат. — доказательство, подтверждение) — понятие неопозитивизма, применимо только к высказываниям эмпирического характера, т.е. проверяемым наблюдением. Все остальные предложения являются либо бессмысленными, либо неосмысленными и поэтому незначимыми. Пример эмпирического осмысленного высказывания: «Сопротивление нагрузки равно 10 кОм». Пример бессмысленного высказывания: «Метр весит три килограмма». Пример неосмысленного (поскольку проверить его невозможно) высказывания: «Абсолютное находится вне времени».

 

ПРИНЦИП ФАЛЬСИФИКАЦИИ (лат. — ложный и делаю) — понятие постпозитивизма, предложено К. Поппером в качестве критерия разграничения науки и метафизики, как альтернатива принципа верификации в неопозитивизме. Законы науки не сводимы к наблюдению, следовательно, не верифицируемы. Научным может считаться такое утверждение, которое возможно опровергнуть опытным путем и, если при попытках его опровержения, оно остается не опровергнутым. Рост знания как раз и состоит в выдвижении новых смелых гипотез и их опровержении, фальсификации, в результате чего и решаются научные проблемы.

ПСИХОАНАЛИЗ — учение, разработанное австрийским врачом З. Фрейдом в конце 19 — начале 20 века как метод лечения психических заболеваний и как теория, объясняющая роль бессознательных явлений и процессов в жизни человека и в развитии всей культуры. Основные черты психоанализа:

· Огромная роль бессознательного в поведении человека.

· Психика человека имеет сложную структуру: сознание, подсознание, бессознательное.

· Вся человеческая культура есть результат сублимации, т.е. переключения энергии либидо на процесс творчества или другие виды деятельности более высокого порядка.

 

СВЕРХЧЕЛОВЕК — центральное понятие философии Ф. Ницше. Это человек, не связанный с обществом и другими людьми никакими нравственными обязательствами. Абсолютно свободный человек. Он живет по ту сторону добра и зла. Это вовсе не добрый человек, в понятия которого включено все слабое, больное, неудачное, страдающее. Это человек «анархист», олицетворяющий дионисийское начало, поставивший себя на место Бога. Особенностью его является врожденная аристократичность, благородство и доброжелательность по отношению к равным себе и превосходство и презрение к «серой массе», которая должна безропотно повиноваться сверхчеловеку.

СУБЛИМАЦИЯ (лат. — возвышать, возвеличивать) — понятие, введённое З. Фрейдом, представляет собой психический процесс, связанный с развитием, посредством которого инстинктивные энергии (сексуального влечения) разряжаются в неинстинктивные формы поведения. Ядро эстетических концепций, придерживающихся психоанализа, составляет теория сублимации как основы художественного творчества. Всякое художественное произведение трактуется психоанализом как сублимация художником тех или иных либидозных влечений, так что всякий анализ творчества заранее приобретает сексуальный контекст.

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ — философское направление, провозглашающее то, что в основе развития мира лежит не рациональное основание, а иррациональная реальность — «жизнь» как «творческая эволюция», целостный, органический поток, в котором неразделимы материя и сознание, сознательное и бессознательное, логика и интуиция. И этот целостный поток жизни необъясним в рамках рационализма, позитивизма и механицизма, потому что не существует тождества мышления и жизни.

Жизнь — это процесс, свободное стихийное и инстинктивное творчество, характеризующееся не протяженностью (которую можно описать в терминах науки), а «длительностью», которая не поддается научному анализу. Жизнь в таком её понимании и составляет содержание и сущность бытия. Основные представители Философии жизни — Ф. Ницше, А. Бергсон. О. Шпенглер.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (лат. — существование) — философское направление (оформилось в 20-м веке), выдвигающее на передний план вопрос о смысле жизни уникальной человеческой личности, о её индивидуальном способе бытия. Осознание собственного «Я» и существования других «Я» выводит человека на совершенно иной способ поведения, а именно — к осознанному действию интеллектуально и нравственно свободного существа, соблюдающего свободу других.

Экзистенциализм как философское направление явился реакцией на техногенное, индустриальное, бездушное общество, в котором истинные человеческие ценности погребены под громадой будничных потребительских интересов. Экзистенциализм характеризуется антисциентистской направленностью, его основные темы: экзистенциальный смысл реальной человеческой жизни, страх перед смертью, страх перед жизнью, отрицание всех абстрактных философских систем во имя утверждения судьбоносных человеческих ценностей (добра, долга, справедливости, красоты, веры). Его представители: Ж.-П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер, К. Ясперс, С. Кьеркегор, Н.А. Бердяев.

ЭКЗИСТЕНЦИЯ — категория экзистенциализма, индивидуальное неповторимое человеческое существование, не ухватываемое ни в каких рационалистических схемах и понятиях. Заинтересованность в своей экзистенции — основной долг человека, связанный с радикальным выбором в пользу этического способа существования. Этот выбор знаменует переход человека с эстетической позиции (при которой человек ведет «непосредственную» жизнь, являясь тем, чем он является) на собственно моральную, когда человек делает себя тем, чем он должен быть.

Тестовые задания

1. Первичная реальность в неклассической философии представлена как …

1) Духовная культура.

2) Жизнь человека.

3) Материальная культура.

4) Общественное производство.

5) Разум.

 

2. Согласно А. Шопенгауэру, все существующее представляет собой …

1) Волю.

2) Волю к власти.

3) Воплощение абсолютной идеи.

4) Комплекс ощущений.

5) Феномены сознания.

 

3. Понятие «воля к власти» ввел в философию …

1) Бергсон.

2) Гуссерль.

3) Дильтей.

4) Ницше.

5) Шопенгауэр.

 

4. Учение о сверхчеловеке разрабатывал …

1) Гегель.

2) Ницше.

3) Фихте.

4) Шеллинг.

5) Шопенгауэр.

 

5. Основу экзистенциализма составляет философская традиция ...

1) Агностицизма.

2) Иррационализма.

3) Рационализма.

4) Скептицизма.

5) Эмпиризма.

 

6. Основание психоанализа как философской концепции связано с именем ...

1) Гуссерля.

2) Ницше.

3) Рассела.

4) Фрейда.

5) Ясперса.

 

7. Согласно Фрейду, структура человеческой личности включает в себя - ...

1) «Он», «Она», «Я».

2) «Он», «Она», «Они».

3) «Оно», «Я», «Сверх—Я».

4) «Оно», «Ты», «Я».

5) «Ты», «Я», «Сверх—Я».

 

8. Соответствие между именами философов и их трудами:

 

З. Фрейд «Так говорил Заратустра»
О. Конт «Толкование сновидений»
Ф. Ницше «Мир как воля и представление»
А. Шопенгауэр «Дух позитивной философии»

9. По учению К. Юнга архетип – это:

1) Врожденная психическая структура, находящаяся в коллективном бессознательном.

2) Религиозное представление.

3) Символ.

 

10. По мнению З. Фрейда бессознательное:

1) Невербализовано (несловесно).

2) Скрыто от сознания субъекта.

3) Невротические состояния.

11. Рационализм в современной западной философии представлен школами:

1) Неопозитивизма.

2) Постпозитивизма.

3) Философии жизни.

4) Психоанализа.

5) Экзистенциализма.

12. Иррационализм в современной западной философии представлен школами:

1) Неопозитивизма.

2) Постпозитивизма.

3) Философии жизни.

4) Психоанализа.

5) Экзистенциализма.

 

13. По мнению К. Юнга «коллективное бессознательное»:

1) Противоположно понятию «бессознательное» З. Фрейда.

2) Сводимо исключительно к биологической компоненте.

3) Является проблемой культуры.

 

14. По мнению неопозитивистов к научному знанию можно отнести:

1) Всё то, что относится к частным дисциплинам, к эмпирическим наукам.

2) Логику и математику, являющуюся инструментом упорядочения и построения эмпирического знания.

3) Философию.

4) Метафизику.

 

15. Сверхчеловек по Ницше:

1) Не связан с обществом и другими людьми никакими нравственными обязательствами.

2) Абсолютно свободный человек.

3) Человек «альтруист».

4) Обладает врожденной аристократичностью, благородством и доброжелательностью по отношению к равным себе.

16. Основные представители Философии жизни —

1) Ницше.

2) Бергсон.

3) Шпенглер.

4) Фрейд.

5) Сартр.

17. К основным чертам экзистенциализма можно отнести:

1) Акцентирование внимания на вопросе о смысле жизни уникальной человеческой личности.

2) Представление способа поведения человека как осознанного действия интеллектуально и нравственно свободного существа, соблюдающего свободу других.

3) Отрицание человеческих ценностей.

4) Сциентистскую направленность.

18. Представители экзистенциализма:

1) Сартр.

2) Камю.

3) Хайдеггер.

4) Ясперс.

5) Кьеркегор.

6) Бердяев.

7) Шпенглер.

 

19. Рациональное -

1) Логически обоснованное, теоретически осознанное, систематизированное универсальное знание предмета.

2) Предмет, явление, действие, в основании бытия которых лежит закон, формообразование, правило, порядок, целесообразность.

3) Нельзя выразить понятийно, вербально, не способно быть воспринято всеми субъектами.

4) То, что не даёт и в принципе не способно дать знание сущности предмета в целом, оно скользит по поверхности и служит исключительно для целей ориентации человека в окружающей среде.

 

Принцип ***, выдвинутый логическим позитивизмом (Шлик, Витгенштейн) в качестве критерия научной осмысленности высказываний.