рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ВОПРОС 1. Предмет, основной вопрос и соц.функции философии

ВОПРОС 1. Предмет, основной вопрос и соц.функции философии - раздел Философия, Вопрос 1 .предмет, Основной Вопрос И Соц.функции Философии...

ВОПРОС 1 .Предмет, основной вопрос и соц.функции философии

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИэто вопрос об отношении материального и идеального. В разные эпохи, в различных философских учениях О.В.Ф. приобретал различные формулировки: об отношении души и тела, бога и мира, сознания и бытия, мышления и природы, мысли к предмету мысли, практики и теории, реальности и идеала, свободы и необ­ходимости, исторической закономерности и сознательной деятельности людей, общественного бытия и общественного сознания. Первым выделил его как основной Г.В.Ф. Гегель, но четкое определение было дано Ф. Эн­гельсом лишь в 1886 г. в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» О.В.Ф. имеет две стороны: первая (онтологическая)ставит вопрос, что является первичным - материя или сознание, дух или природа, иначе го­воря, каков мир в своей сущности. Вторая (гносеологическая) определяет, соответствует ли сознание бытию, природе, материи, способно ли оно верно отражать мир, т.е. познаваем ли мир?Вопрос об отношении материального и идеального является ос­новным, потому что ответ на него определяет мировоззренческую позицию философа, его взгляд на мир и способы объяснения этого мира.

Существуют следующие ответы на вопрос о первичности (сущности мира) и соответственно им основные философские течения.

Материализм: материя первична, сознание вторично, производно от нее, т.е. мир в своей основе материален.

Идеализм (объективный и субъективный): духовное начало первично, материя вторична, т.е. мир идеален.

Дуализм: материя и сознание, дух и природа - равноправные, парал­лельно существующие не сводимые друг к другу начала. Мир в своей сущ­ности противоречив, двойственен.

Пантеизм: материя и дух — равноправные, взаимопроникающие сто­роны единого бытия. Мир целостен, он есть духо-материя (материально-духовное явление).

Выбор одного из этих ответов определяет и задает способ решения более узких проблем и задач. Например, проблема происхождения челове­ка будет по-разному решаться материалистами, которые ищут и находят доказательства естественных причин появления человека, и идеалистами, которые ищут доказательства сверхъестественного появления человека и его сознания.

На вопрос о познаваемости мира существуют следующие ответы:

1. Мир в принципе познаваем - утверждают гносеологические опти­мисты.

2. Мир в принципе непознаваем - говорят агностики.

3. Сомнение в возможности познания мира высказывают скептики. Агностицизм и скептицизм - это формы нигилистического отношения к проблеме познаваемости мира.

О.В.Ф. не исчерпываются все возможные философские течения, но выделяются основные, существующие практически с начала возникнове­ния философии.

Главный смысл О.В.Ф. состоит в конечном счете в признании проти­воречивости нашего мира, в утверждении двух видов реальности - мате­риальной и идеальной, находящихся в сложном диалектическом взаимо­действии.

ФИЛОСОФИЯ- форма духовной деятельности, направленная на выявление всеобщих сущностных характеристик бытия, связанная с выработкой целостного взгляда на мир и на место в нем человека. Ф. есть рационально-теоретическая форма ос­мысления предельных оснований мира и человека. Проблема конечного смысла (мира, вещей, человека) является ключевой для Ф. Все философ­ские размышления пронизаны этой проблемой: для чего, зачем я пришел в этот мир? Зачем существует мир? Поэтому Ф. выступает теоретическим ядром мировоззрения. Ф., интегрируя, перерабатывая и осмысливая суще­ствующие мировоззренческие идеи, переживания, ценности, выступает в качестве самосознания эпохи.

Все многообразные определения Ф. тяготеют к одному из двух полю­сов. К первому относится понимание Ф. как науки, т.е. теоретического знания, существующего как система принципов, законов, категорий. Тако­ва западноевропейская традиция развития Ф. (свое высшее завершение она получила в философии Гегеля). Второй полюс - это отношение к Ф. как к практической мудрости, способу человеческого бытия. Например, для Со­крата суть Ф. в искусстве постижения самого себя. «Ф. есть и последнее выговаривание и последний спор человека, захватывающий его целиком и постоянно» (М. Хайдеггер).

Ф. и частные науки: положению «Ф. — мать всех наук» противостояло положение «Ф. - дитя всех наук», но они оба односторонни. Ф., только опираясь на сумму уже накопленных наукой знаний, вырабатывает обоб­щения предельной степени общности. Но смысл, содержание и способ применения этих обобщений выходят за границы суммы этих конкретных знаний. Назначение Ф. раскрывается в первую очередь тогда, когда появ­ляется новое знание, не укладывающееся в прежние рамки, когда познава­тельная ситуация неясна и непонятно, с какой стороны начать, в каком на­правлении идти.

Социальная функция— объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структу­ру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

 

ВОПРОС 2.Сущность мировоззрения,его структуры и типы.

Мировоззрение-есть система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теор. взглядов на окружающий мир и место человека в нем.Субъект М. - личность, соц. группа и общество в целом.

Структура: 1)Основа М. - знания. Они составл. информационную сторону М. Знания-ядро мир ия(обыденное,научное,проф-ое и т.д.) Ф. - это теорет. ядро М.2)Оценки(знаний)-знание и оценка этого знания с т.зр. добра и зла, прекрасного и безобразного, справедливого и несправедливого и т.д.3)Знания входят в М. в виде убеждений.У. – уверенность в правоте и истинности разделяемых взглядов. Потеря У-.потеря себя.Черты У.:1)уверенность в истине2)готовность действовать3)проецируют реальность 4)Идеалы могут быть как научно обоснованными так и иллюзорными, как достижимыми так и нереальными.И. - основа духовной жизни личности.И.- высшие цели и ценности к кот.чел. устремляется.Создают смысл жизни:1.Рац.основания(пирамида1.физ.2.соц.3.потр.в самоактулизации) 2.Иррацион-ые.5)Вера1.TRUST-авторитарная вера2.FAITH-вера аксиологическая,ценностная,не доказывается 3.BELIEVE-рац.вера,ближе всего к убеждению. Типы мировоз-ия:11)отдельного чел.2)соц.групп2Историческая типологизация 3Личностные, эмоц-ые основания:оптимист и пессимист По Юнгу: 1)Экстраверт(внешние цели) и интроверт (внутрен.цели) 2)Рац.(истина-то что доказано) и чувственное(добро или зло,чер.или белое). Интуитивное(хорошо видит тенденции) и сенсорное(нюансы вкуса)

В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения:мифология; религия; философия.1)Мифология— форма общественного сознания, мировоз­зрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружаю­щей действительности.2)Религия— форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (иррац.) форма восприятия окружающей действительности.3)Философия— особый, научно-теоретический тип миро­воззрения.

Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:• основано на знании (а не на вере либо вымысле);•рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);•логично (имеет внутреннее единство и систему);

• опирается на четкие понятия и категории.Таким образом, философияпредставляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:Космоцентризмфилософское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений при­роды через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).Теоцентрнзм — тип философского мировоззрения, в ос­нове которого лежит объяснение всего сущего через господ­ство необъяснимой, сверхъестественной силы — Бога (был распространен в средневековой Европе).Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Воз­рождения, нового и новейшего времени, современные фило­софские школы).

 

ВОПРОС 3.Мифологическое мировоззрение

Мифологическое мировоззрение базируется не на теоретических доводах и рассуждениях, а либо на художественно-эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей социальных процессов и своей роли в них.Черты мифов:

1)М. возникают на ранних этапах истории. Но – М. сущ-ют и поныне, мы живем в мифологической реальности.

2)М. - фантастич-ие представления людей о мире, природе, чел-ке. М. - символическое отражение мира – внутреннего и внешнего.

3) критике не подвластны, не стрем-ся к правдоподобию. Устойч. сост-е психики (чувство страха, тревоги, радости) порождают устойч. Образы, порождающие устойчивые виды реальности. Образ бабайки. Состояние зависимости, бессилия.

4)мир богов- это реальность, к-ая противореч. естествен.з-нам.

5)Миф проецируется реальностью сверх естеств. Мифы анонимные, это не лит.произв-е. Они пораждаются архетипами (К.Юнг)- стуктуры родового опыта наших предков, опыт проявл-ся в архетипах, отн-е к Богу. Мифы-родовое мышление, коллективн.

6)Олицетворение абстрактных идей. Зима-смерть, весна-жизнь. Иисус Христос- умир-щий и воскресающий Бог (Пасха). Гефес-кузнечное дело, меркурий- символ торговых и комерч.отн-й.

Миф- идеологич.установка: -выявл-е ценностей (идеалов); -средств их достижения; -идеология- защита интересов группы; -достижение единства общности; -Мифы опир-ся на устойчивые сос-я нашей психики. Выражен.образ отца, Монарха.

8) отличие мифа от религии: Лосев отмечает: различие закл-ся в отсутствии идеи спасения (в р.присут-ет,а в мифе нет) Спасение- то, что после смерти в гуманизме это, то что осущ-ся в кажд.момент (здесь и сейчас), самоактолизация (развитие) личности.

9)Демифологизация религии- необходимо выявить за религ.символами психол-ое, лич-ое, мотивац-ое, чел-ое содерж-е ценностное. Миф и религия: 1. различны2. взаимосвязаны, мифы распол-ся в структуре религии 3 тождество М. и Р.- одно и тоже, миф - древняя религия. Религия - форма мировоззрения в которой освоение мира осуществляется через его удвоение, разделение на посюсторонний и потусторонний. РМ продолжает олицетворение сил природы (в виде богов). Внешней социально значимой формой проявления веры служит культ- система утвердившихся ритуалов и догматов. От мифологического оно отличается тем, что раздваивает действительность на 2 мира: сверхестественный и ест-ый.Возникновение мифов: 1) Натуралистич .- олицетворение прир. циклов (смена времени года). Пасха имеет 3 уровня: а) египетская - воскрешение Озириса; б) еврейская (иудейская) – исход евреев из египетского рабства; в) христиан ская (в частн. – правосл.) - воскрешение жизни, добра, любви. Любовь сильнее смерти. Смерть - иллюзия; 2) Историческое: мифы реальные люди в реальной истории. Озирис- царь северного царства; 3) Психологическое: а) Фрейд: мифы - порождение подавл-ых либидозных влечений; либидо – секс, влечение, творч-во. Тонатос- влеч-е к смерти. Миф- результат сублимации (трансформации) либидозной энергии. Меняется форма, энергия ост-ся. Демонич. образы порожд-ся устойч.сост-ем психики, тревоги. Образы нимф- эротич.сост-е.Б) К. Юнг: мифы опр-ся архетипами - древн. структурами восприятия. А. - стрктуры родового опыта наших предков. Каждый А. проявл-ся во множ-ве образов. Анима- жен. начало в мужской психике. Анимус- м. в ж. Тень - результат вытеснения, подавления в душе асоциального, нехорошего.Виды мифов: большое внимание уделялось происхождению людей, рождению, стадиям жизни и смерти чел-ка, о непорочном зачатии, много посвящено космическим темам, особое место занимают мифы о культурных достижениях, о добывании огня, изобретении ремесел, земледелии, возникновение обычаев и обрядов.Магическая установка: 2 стороны: 1) гомеопатический - принцип подобия - образ, изобр-е презентирует само явл-е, чел-ка. Влияние на изобр-е => на предмет, на человека. 2) симпатический - принцип причастности - влияя на часть, мы воздействуем на целое. Обрезанные волосы, ногти, пища - сохр-ют связь с телом.

 

ВОПРОС 4.Основные философские парадигмы

Парадигма - учение, теория, которая определяет пример, образец, модель, проведения исследования (определяет моду в науке: как исследовать?что?). в физике: механика Ньютона, теор относит Эйнштейна. В психологии: психоанализ, гуманнистич психология. В фил-ии; Ф- неоднородное явление, немонолитное учение. Сущ-ют различи конц-ии и виды Ф-ии. Основные типы:

1. Спекулятивная Ф. (спекул - умозрение, не опирающ-ся на факты, опыт, без опоры на науку. Чистое размышление н наблюдение). Платон: философ - наблюдатель времени и вечности. Представители: Аристотель, др. греки, Ф. Аквинский, Спиноза и др. Ф - величайшая наука, размышляющая над вечными вопросами бытия.

Научная Ф (сциентизм). Наука - основа всего в т.ч. и Ф-ии. «Ф есть наука» - такая парадигма возникает в древности, Ф - протонаука. В дальнейшем отделение фил-го знания от научного, но связь их сохраняется: 1- доказательность суждений, 2-систематизированность знаний, 3- проверяемость знания. Методы: 1.Эмпирические: 1-индукция (обобщение фактов) и 2-ученый хорошо ориентир-ся в своей науке и не просвещен в другой. Необходимость в «дураке не холме», который бы не углублялся в науки обобщал их, создавал бы единую научную картину мира. 2.Верификация - соотнесение суждения с опытом, с фактами (те, которые стали - научные, не соотносятся - не научные, они по ту сторону истины или лжи) 3.Фальсификация, поиск фактов не подтверждающих, а опровергающих данное суждение. - Для того, чтобы определить границы для которых данно суждение истинно.Ф. как наука ->в методологию. Учение о путях достижения знания, определяет пути постижения (изучения) науки. Взаимовлияние Ф. и науки. 1) науки влияют на Ф: микшированные формы Ф ближе к психологии, социологии. Влияние экономики, биологин на ф -> появление срединных позиций Ф. 2) влияние фил-ов на науку (Эйнштейна, Гейзенберга, др). 3)каждый крупный ученый сам является философом, в любой науке существует уровень общих принципов (метотеоретический уровень). Недопустимо заключать отождествление Ф, что это наука и изоляция Ф от науки. Направлена: позитивизм, неопозитивизм, марксизм: философия науки - структурирование.

3. Аналитическая Ф. 1.Ф лингвистического анализа (анализ языка) возникла в сер 20в. Фил-ие проблемы возникают из-за неправильного использования языка (обыденного, научного и философского).2.Неправильно: использование слов, терминов с неясным смыслом (все делают вид,что понимают, и каждый проецирует свое значение этих слов (такие слова как: свобода,дух,религия,выбор, вера, нравственность)), и туманность, неопределенность выражений - атмосфера тайны – одна из технологий манипуляции.3.Противостоять: всегда просить пояснить смысл, говорить нужно конкретно,четко и ясно. Кто ясно мыслит, тот ясно и излагает. Задача Ф в прояснении языка, фраз. Большинство фил-их (метафизических) проблем научно не разрешимы (проблема) субстанции (1,2,3, ..ск-ко?).

4. Антисциентизм. Ф.-не есть наука. 1 Экзистенционализм: 1)традиционные фил-ие проблемы-абстрактные проблемы, не значимы для ювеческон личности Объектом исследования является конкретный человек. Основной вопрос Ф по Канту: проблема самоубийства (стоит ли жизнь того, чтобы жить?). 2)основания Ф не научны - это не факты, а состояния тоски, бессмысленные состояния - фил-ие состояния. Науке фил-ие знания не доступны. 3) задача Ф в обретении истины чел-го бытия; задача – стать человеком, осуществление самоактуализации личности (= спасению души).

5 Эстетическая ориентация. Эстстикос - чувственный, возвышенные чувства, ф - бытие не к науке, не к религии, а к искусству, Ф порождается возвышенными чувствами, которые определяются искусством. Философ одновременно есть художник, эстет, он воспринимает ис-во и сам порождает его. ф не рациональна, интуитивна (не доказуема, а показуема). Представители: Шестов, Къеркегор, Ницше, Шопенгауэр, Хайдегер, Ясперс, Фуко, и др. Ф дает непосредственное знание (интуитивное). Ф порождается страданиями человека, ф-оф пишет своей кровью. Страдание для художника и прекрасное творение для наблюдателя. Ф индивидуальна, отражает индивидуальную личность фил-фа

Универсальность - критерий научной Ф.

6 Практическая ориентация Ф. 1.Ф. как этика,как учение о добре и зле, нравственная ориентация (Аристотель,Кант) 2. Ф как снова соц изменений. В обществе явл-я эксплуатации, общ-о греховно. Необходимо измнение этого общ-ва, устранение соц-го эконом-го и духовного рабства, пробуждение чел-ка, основа самоактуалшация личности, освобождение чел-ка. 3. Ф как тоталитарная критика - франкфурская школа (60ые гг).

7. Трансцендентализм. - априоризм. Фил-ие истины так же как и научные аксиомы, математич и религиозные (порождается априорными трансцендентными врожденными структурами сознания. (Трансцендентные структуры сознания – основы истин: 1.Фил-их 2. Научных(матем.) 3. Религиозных.)Сознаниеà Индивидуальное,чувство,субъектàУниверсальное,чувство,объект.Представители:Платон,Декарт,И.Кант. *Образ Бога *Аксиомы геометрии *Логические максимы(нельзя одному объекту сущест-ть и несущ-ть одновременно)Трансцендентализмàясность,красота.

8. Метафизика. Учение о субстанции (субстанция - причина самой себя, трансцендентна). Метафизика противостоит науке.Формы М: материализм(субстанция-материя), идеализм(дух), религия, субстанции-1 материя, 2 дух и 3 бог.

9. Религиозная Ф. РФ не тождественно ФР. Они изучают одно и тоже, но они различны по своим основаниям: РФ опирается на догматы, а ФР - на разум, научное знание. Для ФР - Бог - символ предельных ценностей, для РФ Бог- конечная реальность.

 

ВОПРОС 5.Древнегреческая философия.

1) МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА(Фалес,Анаксимандр,Анаксимен)Главная проблема – поиск первоначала, архэ («архетипы» К.Г.Юнга). Оно – основа возникновения, существования, движения, все превращается в него.

Для Фалесаэто вода-«архэ». Вещества - бесконечное разнообразие различных агрегатных состояний воды. Первоначало это разумное, одухотворенное. Поэтому, «мир полон богов», духов (Фалес). Фалес: «Познай самого себя». Познавая себя, психику, мы познаем мир.

Для Анаксимена первоначалом является воздух. (Он подобен эфиру в физике вплоть до нач. 20 века). Для Ферекида это первоначало – земля.

Для Анаксимандраархэ носит субстанциональный хар-р. Это апейрон – неопределенный, чувственно невоспринимаемый, трансцендентный,вечная,неизмеримая субстанция, из которой всё возникло и в которую всё превратится. Он – основа Космоса, общества, ( как и архетип Юнга) основа культуры, религии, восприятия, психики. Не определен, но определяет все.

2) ПИФАГОРЕЙЦЫ.-сторонники и последователи Пифагора: 1)первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);2)выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственными идеалистическим сознанием); 3)считали единицу мельчайшей частицей всего; 4)пытались выделить "протокатегории", которые показывали диалектическое единство мира (четное — нечетное, светлое — темное, прямое — кривое, правое — левое, мужское - женское и др.).

Метемпсихоз, греч., переселение душ, учение, встречающееся в некоторых религиях (браманизме, буддизме, в древнеегипетской и др.) и у некот. философов (Пифагор, Эмпедокл, Платон), состоит в том, что душа после смерти человека последовательно воплощается в тела людей и животных, пока не вернется очищенной к первоисточнику всякой жизни. Несоизмеримость-невыразимость в целых числах.

3)ЭЛЕАТЫ. Представители: Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.Изучали: 1)проблемы познания;2)жестко разделяли чувственное познание (мнение, «докса») и высшее духовное идеалистическое; 3)были сторонниками монизма - выводили всю множественность явлений из единого первоначала; 4)считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).

4)ГЕРАКЛИТ 1)Первоначалом всего сущего считал огонь; 2)вывел закон единства и борьбы противоположностей-ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита)Все течет – все изменяется (panta rei). Мир, психика – река, в которую нельзя войти дважды; 3)считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении ("в одну и ту же реку нельзя войти дважды"); 4) был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории;5)признавал относительность окружающего мира ("морская вода грязная для человека, но чистая для рыб", в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим);6)всеобъемлющим, всепроникающим божеством считЛ Логос — Мировой Разум; 7)выступал за материальность человеческой и мировой души, 8)был сторонником чувственного (материалистического) понимания окружающей действительности;9) движущей силой всех процессов считал борьбу: "война (борьба) есть отец всему и мать всему".

5)СТОИЦИЗМ-распространенное в древней Греции философское те­чение. Основано Зеноном из Китиона. Жизненный идеал стоиков — невоз­мутимость и спокойствие, способность не реагировать на внутренние и внешние раздражающие факторы. Главные представители этого направле­ния философ: Сенека и его ученик Эпиктет, а также римский император Марк Аврелий.

 

ВОПРОС 6.Древнегреческая фил-ия.

1)Демокритвсе состоит из атомов, атомнеделим, мельчайшая частица, разная величина, форма, между атомами пространство, находятся в движении, круговорот атомов, чувственно не познаваемы. В основе челов.души атомы огня, они подвижны. Душа смертна, распадается на атомы. Фатализм- каждое событие и каждый поступок как реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность.Детерминизм – концепция всеобщей обусловленности всех явлений, наличие причины. беспричинных явлений нет, за любой случайностью скрывается необходимость, за чудом – закон.

Учение о познании.Познание начинается с ощущения,* каждый предмет источает эйдосы (образы, идеи), *атомы душы так же истекают наружу (чувство взгляда), при соприкосновении души с эйдосами, возникает ощущение – основа личности человека. * Образуются сложные образы за счет наложения элементарных образов, их осмысления, образуется мышление.

2) Софисты.Возникает в условиях древнегреческой демократии, когда важную роль играет доказательство, аргументы. Свою правоту доказывали с помощью софизмов- логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным и собеседник запутывался в собственных мыслях.

Первичные-вторичные качества: различение качеств по степени их объективности встречается ещё у Демокрита, который разграничивал субъективное знание «по мнению», то есть существующее в форме ощущений, и знание «по истине», то есть умопостигаемое знание свойств атомов. Релятивизм, филос., учение, что всякое познание относительно, то есть зависит от случайных отдельных обстоятельств, при которых имело место и от сознания познающего субъекта. Протагор "Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют". В качестве критерия оценки окружаю­щей действительности, хорошего и плохого софисты выдви­нули субъективное мнение человека:*вне человеческого сознания ничего не существует, *нет ничего раз и навсегда данного, *что хорошо для человека сегодня,то и есть хорошее в действительности. *если завтра то, что хорошо сегодня, станет плохим то, зна­чит, оно является вредным и плохим в действительности; *объективное (истинное) познание недостижимо; *существует только мир мнения.

3) Сократ. "майевтика".Суть не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логиче­ским приемам, подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. Убежден, что из физики не выведешь этическое, поэтому он начинает непосредственно с этического, нет ничего выше этического. Истинное познание призвано дать чело­веку верные направления для его повседневной жизни. Цен­ность всякого познания природных, людских и божественных явле­ний и отношений в том, чтобы научиться разумно вести человеческие дела.Сократ верил, что, если человек знает, что именно хорошо, а что плохо, то он никогда не поступит дурно. Истина и нравственность для Сократа — совпадающие понятия.ИРОНИЯ - манера говорить, при которой говорящий притворяется незнающим несмотря на свое знание. Сократовская ирония состояла в том, что мудрый представлялся глупым перед невеждами, которые кажутся себе знающими и мудрыми, для того чтобы они могли из своих заключений узнать о своей глупости и направить свои усилия к истинной мудрости.

4) ЭПИКУР1) Проблема свободы. Эпикур развивает атомистику Демокрита. По Демокриту, атомы движутся прямолинейно, одинаково во всех направлениях. Их движение детерминировано. По Эпикуру, они могут отклоняться от прямолинейного движения в следствии самодвижения и случайных столкновений. Эпикур отрицал фатализм Демокрита: отклонение атомов есть физическое обоснование свободы человека. Человеческое поведение детерминировано, но в определенных границах оно свободно. Его основой является многопричинность. Концепция индетерминизма. Человек может менять свою деятельность, судьбу.2) Теория познания. Эпикур, как и Демокрит, является сенсуалистом. Только ощущения истинны, адекватны действительности. Ощущения - основа познания и критерий истины. Критерии истины - чувства удовольствия и неудовольствия, страдания. 3) Этика. Человек стремится к удовольствиям и избегает неудовольствия. Человек обречен на свободу выбора своих действий Все, что определяет положительные чувстванравственно. 4) Счастье человека — в получении удовольствия. Но удовлетворение телесных потребностей необходимо для душевной гармонии. Цель жизни – атараксия, спокойствие и безмятежность души. “Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно”. Вершина удовольствия - наслаждение духа (литература, искусство и т.д.), а не блага физиологические, это отсутствие физического страдания.

5)КИНИКИ– (злобные собаки) – отвергают соц.нормы, считают, что они мешают развитию личности

6)Скептики- СКЕПТИЦИЗМ м. греч. сомнение, доведенное до правила, до учения; искание истин путем сомнения, недоверия, даже к очевидным истинам. Скептос – рассматриваю, исследую с определенным сомнением.

 

 

ВОПРС 7.ФИЛОСОФИЯ Платона и АРИСТОТЕЛЯ.

1) Учение о ЧЕТЫРЕХ ПЕРВОНАЧАЛАХ 1. Материальная причина. Материя двояка. бесформенное и неопределенное вещество и«то, из чего вещь возникает и состоит». Материя непозна­ваема ,пассивна, безжизненна, вечна. «Из чего?»2. Формальная причина. Форма — то, что составляет «суть бытия» вещи. «форму никто не создает и не производит», существуют сама по себе и, будучи внесенными в ма­терию, творят вещи. К тому же в материю их в конечном счете вносит бог. «Что есть?». Материя и форма — два вечных начала. Материя – возможность. Форма - действительность. Они неотделимы. Отдается приоритет форме перед материей. Их соотношение подобно единству тела и души.3.Целевая причина. «Ради чего. Все процессы обладают целью. Развитие есть осуществление цели. человек – в отношении смысла жизни, который носит трансцендентный характер, хотя и реализуется человеком. Аристотелевское учение телеологично. Телеология – учение о целях. Душа, проецируя цели и ценности, движет телом. «Осуществление» цели и реализация формы есть энтелехия. Душа как единство формы и цели являет собой энтелехию. Неврозы – следствие потери смысла жизни 4. Движущая причина.«Откуда начало движения?». Движение понимается механистически, результат внешнего воздействия одного тела на другое. Выстраивается цепь причинно-следственных отношений. Она обрывается понятием Бога, вносящего в мир перводвижение.

2) БОГу Аристотеля лишен материального, он есть: 1. форма форм (действительность, Бытие), 2. цель целей (смысл жизни), 3. перводвигатель, 4. сущность сущностей. Он не изменяется, имеет идеальную – круглую, мандальную - форму.

УЧЕНИЕ О ДУШЕ

2. Виды души. три вида. Виды души – одновременно ступени её развития. а) Растительная душа.Объединяет человека и растение. Функции: пита­ние, рост,… б) Животная душа.Функции: осязание, ощущения, чувства, восприятие, память, аффекты. Обладает способностью…

Платон.

"Единое ":* является основой всякого бытия; *не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни… стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия… *философы и воины не должны иметь частной собственности; *жители государства вместе проводят свободное время, вместе…

Тертуллиан полагал, что чем более божественные истины, вера противоречат человеческому разуму, тем более они истинны. “Верую, ибо абсурдно”, — говорит он. Зна­ние несовместимо с христианством. Человеческий разум - источник ереси. Только вера, божественное откровение приводят к истине. АВТОРИТАРНАЯ ВЕРА.

Августин: два пути постижения истины. Существует два пути постижения истины, аб­солюта и Бога: путьразума, научный и путь авторитета, религиозный. Следовать науке трудно, это дорога для избранных. Для необразованных двигаться к ис­тине проще посредством авторитета. Вера в авторитет сокращает поиски истины и не требует труда. Для большинства полезнее всего верить надежно­му авторитету и соответственно ему вести жизнь. Чем выше и известнее авторитет, тем выше к нему доверие и глубже вера. Высшая вера - вера божественному авторитету. Вера отождествляется с доверием. Если люди ленивы и неспособны к наукам, то пусть они верят. Что мы понимаем, тому и верим, но не все, чему верим, мы понимаем. После авторитарного принятия суждения следует его разумное осмысление, доступное уже немногим. Проблема веры у Августина выходит за границы религиозной проблематики. Формула «Верить, чтобы понимать». Августин близок концепции гармонии веры и разума, представленной позднее Фомой Аквинским

Фома Аквинский :двойственность истин)Философия не служанка богословия, философия не подчиняется религии, религия не диктует условия философии м науке. ПО одной и той же проблеме может быть две истины: 1 – религиозная, 2- философская, научная (создание мира, проблема жизни после смерти). Гармония веры и разума Противоречие между откровением и разумом, т.к. мы ограничены, для нас откровение кажется абсурдным. В максиме развития челов. разума достигается гармония истин откровения и разума.

Августин: Концепция времени а) Мир, вещи находятся в посто­янном движении. Что было до сотворения этого мира? Ничего, кроме Бога. Мир не был сотворен раньше потому, что ника­кого “раньше” не было.

Б) Время было сотворено вместе с сотворением мира. Время также тварно, сотворено Богом, как и мир.

В) Бог вечен: он существует вне времени. В вечности пребывают сразу все времена. Время есть мера изменения созданных Богом преходящих вещей.

Г) Время феноменологично, психологично, выражает лишь настоящее. Прошлое и будущее - человеческие установки, они отсутствуют в настоящем. Есть три времени — настоящее прошедшего, настоящее настоящего и настоящее будущего. Отсюда прошлое, настоящее прошедшего — есть воспоминание, свойство человеческой памяти. Будущее, настоящее будущего — только надежда, ожидание изменений. Ни будущего, ни прошлого в настоящем нет.

Д) Но и настоящее не имеет длительности. Оно превращается в точку. «Есть только миг. Именно он называется «жизнь»

Проблема универсалий, т.е. проблема статуса общих понятий(что раньше понятия или вещи?) Реализм –объективный идеализм. В начале понятия, универсалии. Номинализм. Общие понятия – результат обобщения, выделение общих характеристик одного класса явления.

 

 

ВОПРОС 9. Средневековая философия.

Схоласты подразделяли знание на два вида: сверхъестественное, естественное

В средневековой теологической философии (схоластике) выделяются два противоположных направления — номинализм и реализм.

Реализм — направление теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими не сами вещи, а их общее понятие — универсалии.

Номинализм — направление теологической философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) воспринимали как имена вещей. Согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом.

ПатристикаВ I—IV веках в борьбе с еретическими учениями христианство нуждалось в философском обосновании своих идей. Таким образом появилась патристика — совокупность богословско-философских взглядов “отцов церкви”. Цель П. - обоснование христианства в опоре на античную философию (Платон, Аристотель, неоплатонизм)

Апологетика.Основная задача, стоявшая перед А. - не столько в том, чтобы защищать христианство от его врагов, сколько в обращении язычников в христианство.

ее представителем Григорий Нисский, Аврелий Августин, прозванный Бла­женным.

1.Учение о двух градах. А) Человеческая душа осуществляется в двух царствах: “Граде земном” и “Граде Божьем (небесном)”. Два града созданы двумя видами любви: земной — любовью к себе, доведенною до презрения к Богу, и небесной — к Богу, доведенною до презрения к самому себе. Первый полагает славу свою в самом себе, последний — в Боге. Град земной есть мир сатаны – агрессии, зла, в нем преобладает «похоть господствования», это мир господства и подчинения. "Град Божий - это мир Бога, добра, где “по любви служат друг другу» - и руководители, и подчиненные.

Б) История человечества - это борьба двух градов. Град земной подвергает гонениям Град Божий – и в обществе, и в душе человека.

В) Он полагает церковь представителем Божьего Града на земле. Поэтому, светская власть, монархи должны быть ее слугами. Утверждаются принципы теократии.

2. Концепция времени а) Мир, вещи находятся в посто­янном движении. Что было до сотворения этого мира? Ничего, кроме Бога. Мир не был сотворен раньше потому, что ника­кого “раньше” не было.

Б) Время было сотворено вместе с сотворением мира. Время также тварно, сотворено Богом, как и мир.

В) Бог вечен: он существует вне времени. В вечности пребывают сразу все времена. Время есть мера изменения созданных Богом преходящих вещей.

Г) Время феноменологично, психологично, оно выражает лишь настоящее. Прошлое и будущее есть человеческие установки, они отсутствуют в настоящем. Есть три времени — настоящее прошедшего, настоящее настоящего и настоящее будущего. прошлое, настоящее прошедшего — есть воспоминание.Будущее, настоящее будущегонадежда. Ни будущего, ни прошлого в настоящем нет.

Д) Но и настоящее не имеет длительности,превращается в точку. «Есть только миг-назывется жизнь»

3) Теории познания Ос­нову гносеологии составляет иррационализм, согласно кото­рому мир полон непостижимых для челове­ческого разума чудес. Но при этом существуют достоверные знания и абсолютная истина, которые даются человеку через Откровения. Это утверждение направлено против скепти­цизма - утверждения относительности любой истины, и того, что наши знания имеют лишь вероятностный, недостоверный характер.

Б) Божественное Откровение - главный источник человеческих знаний. Вера – основа познания. “Верить, чтобы понимать” – его формула.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОЖЬЕГО Фома Аквинскому. 5 путей:

1. понятие движения. Все, что движется, име­ет причиной движения нечто иное =>есть и перводвигатель-Бог.

2. понятие производящей причины, и первой производящей причиной является Бог.

3. понятие возможности и необходимости. Самое первое, составляющее причину необходимости всех иных необходимостей, есть Бог.

4. Бог понимается как вершина совершенства.

5. Бог - как последняя цель, гармонизирующая .-все целесообразные процессы.

Персонализм христианства. Христианство персоналистично. Оно признает в каждом челове­ке личность. Бог также, будучи существом наделенным волей, свободой выбора, ответственностью, страданием, является личностью.

Христианство о человеке

Христианство исходит из того, что человек есть образ и подобие Божие. Это подобие не по физическому облику, так как Бог бестелесен, и не в душе, а в духе. Он подобен по всем проявлениям духа и одновременно атрибутам Бога – в совести, нравственности, праведности, благе, святости, принятии другого, в любви. Человек подобен и в «социальном чувстве»: Бог аутокоммуникативен в Троице и полон стремлением к общению с собственными творениями, желает, чтобы и человек жил в общении.

Душа (т.е. дух) человека бессмертна. Тело – смертно. Люди равны между собой в духе и возможности достижения спасения. Человек внутренне раздвоен. Он принадлежит и «тварному» и «вечному».

Типы веры:

ВЕРА – УТВЕРЖДЕНИЕ БОГА.

ВЕРА КАК ЭМОЦИЯ

Родоначальником данного подхода является Аристо­тель. Вера для него - психологическая, эмоциональная сторона убеждений, показатель субъективности мнения. Убеждения основываются на доказательности и аргументированности, им сопутствует logos. Чувства же объективных оснований лишены.

ВЕРА В КАЧЕСТВЕ УСТАНОВКИ believe

Вера определяется воспитанием и образованием, традициями той общности, с которой идентифицирует себя субъект.

4. АВТОРИТАРНАЯ ВЕРА. trust-вера как доверие

5. РАЦИОНАЛЬНАЯ ВЕРА-опирается на доказательство, факты, аргументы, разум.

Вера как абсурд Faith

7. Вера аксиологическая, ценностная – верим в то, в чем заинтересованы, не поддается критике, не доказывается, не опровергается логически. Исповедь: осознание греха в структуре личности. Покаяние: греховное вытес-ие… Ч/з чувство страха, стыда.

ПРОСВЕЩЕНИЕ- философия XVIIIв. во Франции, Германии, Польше, России, Северной Америки, в основе которой лежала антифео­дальная идеология прогрессивных социальных сил. Основными чертами просветительской идеологии являлись:убежденность в решающей роли распространения положительных знаний, т.е. просвещения прежде всего власть придержащих, а затем широких масс; специфический «рациона­лизм», отличный от классического рационализма XVII в.

Классический рационализм основывался на утверждении, что мир может быть полностью познан разумом, так как он обладает разумно-логической структурой и связями, тождественными логическим связям

мышления. «Рационалисты»-просветители XVIII в. идут в своих рассужде­ниях уже не от разума к природе, а наоборот - от природы к разуму, кото­рый получен человеком от природы, а затем приспосабливается к ней. Этот специфический «рационализм» вполне согласуется с сенсуализмом: природа устроена разумно в том смысле, что она гармонично организова­на, закономерна, а человек должен следовать природе, ее естественному порядку- Человеческие же органы чувств - порождение природы, следова­тельно, они вписываются в естественную закономерность, и познание на­чинается именно с них и дополняется разумом. Философия просвещения имеет натуралистическую ориентацию. Это касается и онтологии, и гно­сеологии, и антропологии.Теория познания философов-просветителей была метафизической, так как абсолютизировала познавательную роль ощущений и рассматривала познающего субъекта как пассивного приемника внешних «раздражений» (созерцательность).Материализм просвещения характеризуется как механистический, так как весь мир рассматривался как состоящим из неизменных атомов и под­чиняющийся механическим законам их движения. Просветители стреми­лись материалистически объяснить жизнь, в том числе создать материали­стическую концепцию человека: сущность человека трактовалась ими чис­то натуралистически, т.е. выводилась из законов природы, а история рас­сматривалась как прямое продолжение развития природы, не связанное с какими-либо специфическими закономерностями; между законами приро­ды и законами общества проводилась аналогия.В заключение можно назвать и такие особенности философии про­свещения, как фатализм (ни в природе, ни в обществе нет места случайно­сти) и атеизм. Основные философы-просветители: Вольтер, Ш.Монтескье, Э. Кондильяк, Р. Руссо, а также просветители-материалисты: Ж. Ламетри, Д- Дидро, П. Гольбах, К. Гельвеции - во Франции; Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Купер, Т. Пейн - в Северной Америке; Г. Коллонтай, С. Сташиц и Ф. Езерский - в Польше; Лессинг, И. Гердер - в Германии; М.В. Ломоносов, Д.С. Аничков, Я.П. Козельский, СЕ. Десницкий, А.Н. Радищев —в России.

Сенсуализм, филос., направление в теории познания, признающее, что разум все свое содержание получает из ощущений, а ощущение - из опыта; врожденных идей нет, источником нашего познания является внешний мир. В новой философии распространению С. содействовал Локк, затем Кондильяк, Гельвеций и др. МЕХАНИЦИЗМ - способ объяснения движения и взаимодействия изучаемых объектов исходя из механических закономерностей. Одна из них связана с рассмотрением движения как внешнего по отношению к неизменяющейся, вечно самотождественной субстанции, являющейся носителем движения. В результате логически равноправными могли выступать утверждения о том, что изучаемые, познаваемые объекты могут находиться, а могут и не находиться в движении. РАЦИОНАЛИЗМ- способ мышления, утверждающий приоритет разума над чувствами: источником знания и критерием истины может быт только разум, а не чувственный опыт. В Новое время, начиная с XVII в Р становится ведущим способом мышления, что связано с подъемом науки стремящейся до конца, абсолютно познать мир. Исходный тезис Р. - «мир устроен рационально», т.е. может быть расчленен с помощью анализа на логически связанные друг с другом и математически точно описываемые составные элементы: все в мире развивается по законам и неподвластно случаю. Природа этих законов - божественный разум или надмировая ло­гика, идея, дух. Разум человека способен познавать мир, так как его при­рода идентична природе (логике) мира. Для Р. характерно утверждение об абсолютности (окончательности), полноте, вечности и неизменности исти­ны. Главными методами знания в Р. являются дедуктивный метод (от об­щих самоочевидных положений к частному), а также рациональная интуи­ция. Рационалисты Нового времени: Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель.

Зачинатель фр мат. - Жульен Офре де Ламетри.(1709 - 1751) в общей форме высказал почти все идеи, кот. были затем развиты Гельвецием, Дидро, Гольбахом.Ламетри доказывал, что форма неотделима от материи и что мат. вязана с движением. Субстанция в конечном счете сводится к материи, в прир. которой корениться не только спос к движению, но и всеобщая потенциальная спос к чувствительности или к ощущению.Указывал на матер. характер одушевленности животных и человека. Все наши ощущения обусловлены связью чувства через посредство нервов с материальным в-вом мозга.Л. лишь наметил ряд основных идей, но не дал их обстоятельного системат. развития. Наиболее систематическим выразителем ф. учений фр. мат. стал Поль Анри Дитрих Гольбах. (1723 - 1789) Самое крупное его произведение - "Система природы", в написании которой приняли так же некот участие Дидро, Нэжон.

В основе этого трактата мысль о сводимости всех явл. природы к разл формам движения материальных частиц. в своей совокупности образующих вечную несотвореную природу. Основу всех проц. природы составляет материя с присущим ей св-вом движения. Мат. процессы - явл. строго необходимыми, случайность и целесообразность исключается. Учение о необходимости распространяется и на человека.Из действия и противод. всех существ получается ряд движений, подчиненных постоянным и неизменным законам. Различаются 2 рода движения: 1.движ. масс, благодаря кот. тела переносятся с одногоместа на другое; 2. внутренее и скрытое движение, зависящее от свойственной телу энергии.Г. доказывает универсальность движ. в природе. Сущность прир. в том чтобы действовать. Прир получила свое движ от себя самой (никаких первотолчков), ибо прир есть великое целое вне кот. ничто не может сущ. Движ. есть необход. способ сущ. материиЗаконы причинной связи также универсальны, как универс св-во движения в природе. Над всеми связями причин в прир. господствует строжайшая необходимость. Случайность отрицается. В вихре пыли поднятом ветром, нет ни одной молекулы пыли, кот расположена случайно, кот не имеет опр. причины. Из всеобщего детерминизма выводится и отрицание порядка и беспорядка в природе. Идеи пор и беспор субъективны и представляют лишь нашу оценку ситуации.Учение о прир. получило развитие в работах Дени Дидро (1713 - 1784). Прошел путь от этического идеализма и деизма до материализма в учении о бытии, психологии, теор. познания. Материалист. сочинения : "Племянник Рамо". "Разговор Деламбера с Дидро", "Сон Деламбера".Внес в учение о природе элементы диалектики. По его мысли все изменяется, исчезает, только целое остается. Мир беспрерывно зарождается и умирает.Особое внимание Д. привлекала проблема мат. истолкования ощущений. Как мех движ мат частиц может порождать специф содержание ощущений? Есть 2 ответа на этот вопрос. 1.Ощущ появляется на опр. стадии развития мат как нечто качественно новое 2. способность, аналогичная ощущ. присуща всей материи. Д. был сторонником 2 мысли.Д. наметил теорию о псих функциях. Наши чувства - клавиши по которым часто ударыяет окр нас природа и кот сами часто по себе ударяют. Отсюда следует, что в чело век заключает в своей организации нечто автомавтическое. Этот автоматизм не лишен одушевлености и предполагает лежащую в основе всей мат способность ощущения.Признание сущ. независимого от созн вн мира, а также призн способности ощущ. отражать свойства вн вещей не означает однако будто ощущ есь зерк копии предметов. По Д. между большинствое ощущ и их причинами не больше сходства, чем между самими представлениями и их названиями. Д. различает в вещах первичные качества (сущ в самих вещах и незав. от сознания) и вторичные (заключающиеся в отношении предмета к др вещам или к ним самим)Человек и общество. В учении о обществе отстаивают детерминизм, т.е. учение о причинной обусловленности всех чел. действий. Однако чел не может быть освобожден от ответствености за все совершаемое им по отнош. к обществу. Необх человеческих действий нисколоко не исключает возможности вменения и правомерности наказания. Общество наказыввает за преступл т.к. они вредны. Кроме того это способ предотвр. преступлений в буд. К тому же никакое усмотрение необходимости соверш чел действий не уничтожает чел чувств, и стало быть, не уничтож. самодеятельности, т.к. чувства есь главные побудители к действию.Учение о нравственности должно быть основано на опыте. Чел движим стремлеием к удовольствию и отвращением к страданию. Но так как чел способенсравнивать удов. и выбирать наибольшие, а также способен ставить цели то для него возможны правила и понятия о действиях, леж в основе нравственностии.Предпочтения засл умственные удовольствия как более прочные, лительные и более зависящие от самого человека.Нуждаясь в помощи других чел должен в свою очередь делать полезное для др. Так образуется общий интерес, от кот зависит частный интерес. Правильно понятый личный интерес необходимо ведет к нравственности.В силу общественного договора мы должны делать то, что мы желаем, чтобы они для нас делали. При этом вытекающие из общ. договора имеют силу по отнош. ко всякому чел.Не сущ такого образа правления, кот. вполне бы удовлетворял требованиям разума. Средство избавления от недостатков Просветители видят в просвещении. общества. Гельвецийсчитает целью воспит переделку первоначального самобытного склада личности. Гольбах - видит в человеке существо из кот воспитанием мжно сделать все, что угодно.Доказывают незав. этики от религии и возможность сущ высоконравственного общества атеистов.Движ сила челов действий - эгоизм, или личный интерес. Основанием нравственности служит опыт, нравственного чувства не сущ. Когда кажется что люди стремятся к добру , в основе этого лежит прав понятый л. интерес.Критерий нравственности и ума - польза. Это относится и к обществу в целом. Тот кото приносит пользу - честный смелый добродетельный. Добродетель есть желание общего блага. Так как влияние законодательства на общество очень велико, то вопрос о гос строе - важен. Различия между народами обусл. прежде всего полит строем. Гельвеций - только в демократическом правлении власть имеет в виду пользу всего общества, а каждый гражданин служит своей деятельностью общим целям.

Вольтер Франсуа(1694 - 1778) -философ, писатель, публицист, один из основоположников французского Просвещения, который:*страстно выступал против религии, особенно католициз­ма(в отношении религии ему принадлежит известное высказывание: "Раздавите гадину!");• считал Бога основателем окружающего мира, связующим началом всего сущего, однако был убежден, что никакая теория и практика не сможет достоверно доказать ни Его наличие, ни Его отсутствие;• видел необходимость в признании существования Бога с морально-эстетической точки зрения для того, чтобы под­держивать порядок в обществе, держать людей (под угрозой Божьего наказания) в повиновении и жестких рамках нравственности;• в отношении познания выступал за совмещение эмпи­ризма и рационализма, отдавая предпочтение первому;• выступал за гуманное отношение к простому народу и ува­жение его прав, однако идеалом государства считал абсо­лютную монархию во главе с просвещенным властителем (то есть выдвинул идею "просвещенного абсолютизма"),а также вел переписку с рядом "просвещенных" монархов (в числе которых была императрица России Екатерина II) и давал практические рекомендации по обустройству государства.

Жан Жак Руссо(1712 - 1778) основное внимание уделял социально-политической философии, выступал с позиции революционной демократии.В целом можно выделить следующие основные положения философии Руссо. Он:• видел в Боге мировую волю и мировой разум; • считал, что материя несотворима и объективно существует всегда;• считал, что человек состоит из смертного тела и бес­смертной души;• был убежден, что человек не в силах до конца познать мир (в частности, сущностей вещей и явлений);• выступал против религии как таковой, против христианства. однако из-за боязни того, что в случае ликвидации религии упадут нравы и исчезнут моральные ограничения, предлагагает создать заменитель религии - "гражданскую религию". «культ великого существа (Бога)», "культ мировой воли" и т. д.; • был сторонником эмпирического (опытного) познания.• считал главной причиной противоречий в обществе частную собственность;• обосновал право народа на восстание(угнетенное, лишенное прав и собственности большинство имеет право свергнуть паразитирующее меньшинство и властителя создать общество по собственному усмотрению); *в справедливом, идеальном обществе все должны обладать равными правами, а частная собственность равномерно должна быть распределена между всеми гражданами в раз­мерах, необходимых для жизни (но не для обогащения); *власть должна осуществляться не через парламент, а гра­жданами — непосредственно через собрания, сходы; *в будущем государстве должна быть применена принци­пиально новая система воспитания детей: дети должны быть изолированы от окружающего мира в специальных учебных заведениях, где из них будут воспитывать людей нового общества — на идеях личной свободы, взаимоува­жения, нетерпимости к религии и деспотизму, владею­щих профессией и понимающих ведущие науки.

 

Вопрос 13. Британский эмпиризм: Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм.

 

Джон Локк-17век,один из основателей концепции толерантности,терпимости, признание ценности любой личности,концепции. Теория познания ДЖ.Локка: отрицание врождённых идей: 1)с ними должны быть знакомы все люди.2)все идеи благоприобретённые,но у разных народов разная нравственность.3)разный потенциал к обр-ю.4)идея Бога не явл.врождённой,но существуют разные вероисповедания. То что человек усвоил с детства кажется врождённым. Концепции сенсуализма:1) Сознание-чистая доска, которая заполняется иероглифами Все наши знания из ощущений.2)Все знания из сенсорного. 2 вида опыта: Опыт внешний-опыт ощущений, а внутренний-рефлексия,знание о себе.

Джордж Бёркли:существовать значит быть восприятием:1)всё знаниео мире из опыта2)первичные качества-объективные качества,тождественны вторичным.

Давид Юм. (1711 - 1776) Опыт однако понимается идеалистически. Действительность - поток впечатлений. Причины, поражд. эти впечатления - непознаваемы. Мы не можем даже знать сущ. ли вешний мир. Сущ впечатления наших чувств (ощущ) и впечатл. внутренних деятельностей души (рефлексии) От этих 2 видов первон. ощущ зависят идеи памяти и воображ. Ни одна идея не может быть образована без предшеств. ей впечатления. Отношение между причиной и действием не может быть выведено ни интуитивно ни путем док-ва. Возможно причинная связь и сущ. Возможно, что из 2 событий, след. одно за др. , предыд событие действительно причина, а послед. - следствие. Но так это или не так - установить невозможно. Прич. связь если и сущ - непознаваема. Однако люди склонны делать заключения от наблюд. в прошлом действий к подобным же действиям этих объектов в буд. (за весной следует лето) Они действуют исходя из уверенности, что та же посл будет и будущем.Почему люди действ подобным образом? это р-т привычки. Однако действие привычки никогда не может превратить наше ожидание известного порядка в достоверность истинного знания. - скептицизм.Поток наших впечтлений все же не хаотичен. Впечатления не равноценны и этого вполне достаточно для ориентации в мире.В онтологии(уч о бытии) Юм отрицает сущ категории субстанции и сводит идею субст. к идее совокупности отдельных качеств.В ф. религии он ограничивается единственным допущением, будто причины порядка во Вселенной имеютопределенную аналогию с чел разумом. Отвергаетвсякое богословие. Религия не может быть основой морали.Агностецизм-учение,отрицающее возможность познания истины, сущности и закономерностей объективного мира.

 

ВОПРОС 14. Немецкая классическая философия.

Представители: Иммануил Кант,Гегель,Фихте,Шеллинг,Фейербах. Немецкие философы были профессорами университетов, диалектический метод противостоял феодальным отношениям. Их идеи: один тип отношений сменяется другими. Общие выдвинутые проблемы: *повернула внимание ф. от традиц.проблем (бытие,мышление, познание и др.) к исследованию человеческой сущности, * особое внимание уделила проблеме развития, * обогатила логико-теоретический аппарат ф., * взглянула на историю как целостный аппарат.

1)Иммануил Кант: Iдокритический период (до 70-ых годов)

IIкритический период (начало 70-х годов).Критика не есть отрицание,а анализ.

1)Критика чистого разума.Проблема познания.

2)Критика практического разума. Этика.

3)Критика способности суждения. Эстетика.

I Философские выводы Канта были революционными для его эпохи:

*Солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных в космосе частиц материи в результате вращения данного облака, которое стало возможным благо­даря движению и взаимодействию (притяжению, отталки­ванию, столкновению) составлявших его частиц;• природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и неизменна;• природа находится в постоянном изменении и развитии;• движение и покой относительны; *все живое на земле, в том числе и человек, - результат естественной биологической эволюции. Вто же время идеи Канта несут в себе отпечаток миро­воззрения того времени:• механические законы изначально не заложены в мате­рии, а имеют свою внешнюю причину;* данной внешней причиной (первоначалом) является Бог. Несмотря на это, современники Канта считали, что его от­крытия (особенно о возникновении Солнечной системы и биоло­гической эволюции человека) по своей значимости соизмери­мы с открытием Коперника (вращение Земли вокруг Солнца).

II 1) В своей книге "Критика чистого разума"Кант отстаиваетидею агностицизма- невозможности познания окружающей действительности. Кант же выдвигает гипотезу согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действительность — объект, а субъект познавательной деятельности ~ человек, а точнее, его разум.Познавательные возможности (способности) человеческого разума ограничены (то есть разум не может всего). Как только разум человека со своим арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Данные неразрешимые противоречия, которых Кантом было обна­ружено четыре, Кант назвал антиномиями.

АНТИНОМИИ РАЗУМА - противоположные утверждения, со­стоящие из тезиса и антитезиса, истинность которых доказывается одина­ково убедительно, благодаря чему они имеют право на существование. По мнению Канта, доказать истинность как тезиса, так и антитезиса логически возможно, но в целом решить противоречие (антиномии) невозможно. А.Р., по Канту, возникают тогда, когда разум пытается дать ответ о мире как таковом. Философ выделяет следующие антиномии:1. Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве (тезис). Мир бесконечен в пространстве и во времени (антитезис).2. Все сложено из простого (тезис). В мире нет ничего простого (ан­титезис). 3. Помимо природной закономерности, существует и свободная при­чинность (тезис). Нет никакой свободы, все совершается в мире только по законам природы (антитезис). 4. В мире есть первопричина и первосущность (тезис). Никакой абсо­лютной первопричины и первосущности в мире нет (антитезис). Кант делает закономерный для его априоризма и агностицизма вывод относительно невозможности разрешения А.Р.: рассудок должен ограни­читься регулятивной деятельностью по упорядочению опыта и познанию явлений мира, а разум, вышедший за границы опыта, мыслящий трансцен­дентное (в принципе не познаваемое), как раз и осознает эти границы и противоречивость мышления.

Также в "Критике чистого разума" И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выделяет три понятия, характеризующих знание: *апостериорное знание(то знание, которое получает человек в результате опыта); •априорное знание(доопытное, то есть то,которое сущ-ет в разуме изначально); *"вещь в себе". ВЕЩЬ В СЕБЕ- одно из основных понятий философии И. Канта, в котором отражена непознаваемая сущность вещей, противопоставляемая явлению, т.е. познаваемому свойству вещей. Явления формируются самим субъектом познания и зависят от его априорных познавательных форм (пространство и время - для ощущений, категории - для рассудка). Для Канта сущность не является субъекту в процессе познания, а остается все­гда скрытой от него. Кроме этого, «вещь в себе» представляет собой об­ласть трансцендентного, т.е. в принципе сверхчувственного, находящегося за пределами субъекта. Транщепдентное можно лишь мыслить в идее: ми­ра как такового, Бога и бессмертной души.

Само человеческое сознание (чистый разум), принимающее сигналы - образы от непознаваемых «вещей в себе» окружающего мира, также, по Канту, имеет свою структурукоторая включает в себя: •формы чувственности; *формы рассудка; •формы разума. Чувственность— первый уровень сознания. Формы чувст­венности - пространствои время.Благодаря чувственности сознание первоначально систематизирует ощущения, разме­щая их в пространстве и времени. Рассудок— следующий уровень сознания. Формы рассудка - категории— предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация перво­начальных ощущений, размещенных в "системе координат" пространства и времени. (Примеры категорий — количество, качество, возможность, невозможность, необходимость и т. д.) Разум- высший уровень сознания. Формами разума яв­ляются окончательные высшие идеи,например: идея Бога; идея души; идея сущности мира и др.

II 2)И. Кант следующим образом сформулировал моральный закон,который имеет высший и безусловный характер, и на­звал его категорическим императивом:"Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства". В настоящее время моральный закон (категорический императив), сформулированный Кантом, понимается следующим образом: • человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех; • человек должен относиться к другому человеку (как и он— мыслящему существу и уникальной личности) только как к цели, а не как к средству.

II 3) В своей третьей книге критического периода — «Критика способности суждения» - Кант выдвигает идею всеобщей целесообразности:•целесообразности в эстетике (человек наделен спосостями, которые должен максимально успешно испо-вать в различных сферах жизни и культуры);*целесообразности в природе (все в природе имеет свой смысл — в организации живой природы, организации неживой природы, строении организмов, размножении, развитии); *целесообразности духа (наличие Бога).

2) Для Л. Фейербахарелигия – проявление детского, инфантильного начала в человека, неактуализированности личности. Детская установка проецируется в образе всесильного взрослого, отца, вселяющего чувство уверен­ности в исполнении собственных, детских желаний. Эти ожидания составляют секрет молитвы. Ребенок обретает в образе своего отца чувство силы. Человек, сталкиваясь с бессилием и ограниченностью собственных возможностей, обращается к образу Всемогущего начала, которое должно преодолеть границы действительных отношений и разрешить человеческие проблемы. Религия знаменует детство человечества и человека.

Религия предстает в виде учения об обязанностях по отношению к Богу, высший долг есть вера, обязанности по отношению к Богу превосходят обязанности по отношению к человеку, в итоге религия обособляется от морали и любви.

3) Гегель.Основные работы Гегеля: «Феноменология духа» (1807), «Наука логики» (1812 — 1816), «Энциклопедия философских наук» (1817), «Философия природы» (1817), «Философия права» (1821).

Философскую систему Гегеля называют системой объективного идеализма. В основе мира, по Гегелю, лежит ограниченно существующее мышление, кото­рое он называл абсолютной идеей, абсолютным ду­хом или абсолютным разумом. Абсолютная идея ак­тивна и деятельна, она мыслит и познает себя, проходя в этом развитии три состояния: а) до возникновения природы и человека, когда абсолютная идея находится вне времени и простран­ства в стихии чистого мышления и выступает как мир понятий, система логики; б) это духовное начало из самого себя порождает природу, которую Гегель называл «инобытием абсо­лютной идеи»; в) переход идеи от чуждой для нее природы к сфе­ре развития духа. Состояние перехода идеи от чуждой для нее при­роды к сфере развития духа является той же абсо­лютной идеей, но обогащенной в процессе своего диалектического развития. Дух воплощается не толь­ко в человеческом духе, сознании, но и в различных формах взаимоотношений людей. Дух представляет собой логическое движение понятий, категорий, та­ких, например, как качество, количество и мера. Для материалиста они являются отражением объективных сторон действительности, то есть качеств, количеств, мер объектов, процессов мира. Однако, по Гегелю, эти категории — и доестественные, и дообщественные сущности, пе­ред которыми в «исходном пункте» абсолютной идеи как предшествующие развиваются еще более абст­рактные сущности — бытие, ничто, становление. Три ступени развития — это триада, которой вместе с бо­гатым диалектическим содержанием присуще и дог­матическое требование идеалистической системы немецкого философа. К таким идеям принадлежат и законы диалектики. В законе перехода количества в качество чрезвычай­но глубоким как в мировоззренческом, так и в мето­дологическом плане было раскрытие и обоснование механизма развития, содержания так называемых скачков — качественных переходов в процессе раз­вития. Закон отрицания отрицания раскрывает на­правление развития. В законе единства и борьбы противоположностей всесторонне раскрываются противоречия как источник саморазвития явлений, предметов, процессов.

4) Фихте Иоганн-Готлиб.В истории философии составил эпоху последовательным проведением трансцендентального субъективного идеализма. Решая поставленную И.Кантом проблему преодоления разрыва между познавательной сферой человеческой деятельности и моральным миром человека, Г.Фихте создал философское учение об определяющей творческой деятельности самосознания человека. Ключевым принципом философии он считал очевидность и достоверность полученного им результата. Этим результатом был диалектический механизм развертывания саморефлексии. Но, в отличие от Декарта, который также исходил из достоверности самосознания (cogito ergo sum — «мыслю, следовательно, существую»)), Фихте рассматривал акт волевого самополагания, в котором действие является одновременно продуктом своей деятельности. В акте самосознания совпадают субъект (действующее) и объект (страдательное) действия. С его точки зрения это открытие было настолько ясно и очевидно, что впоследствии он часто приводил его как основание своих философских построений.

 

ВОПРОС 15. Становление и особенности русской философии.

Философская мысль в XI-ХVII вв.

2. Основаниявыделения нац. типа: 1) «по крови»; 2) «по почве». 1) «по крови» - нац. тип определяется единством генетич., антропологич. черт; 2) «по… 1) единство противоположностей - восточного и западного начал. С одной стороны… 2) стремление к бесконечности, транцендированию (выход за границы данного, действительного). Рус. чел-к – чел-к не…

Вопрос 20. Философия психоанализа: З. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг, А. Адлер.

Психоанализ возник в рамках психиатрии как своеобразный подход к лечению неврозов методом катарсиса или самоочищения. Постепенно из медицинской… Для Фрейда, всякий психический акт существует сначала в бессознательном и… По убеждению Фромма, классический психоанализ способствовал обогащению знаний о человеке, но он не увеличил знаний о…

Среди бытия также выделяются.

Категорией, противоположной бытию, является небытие.Небытие - полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто. Небытие— состояние, единое с бытием… Предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии (быть в… 3)ЭЛЕАТЫ. Представители: Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.Изучали: 1)проблемы познания;2)жестко разделяли…

ВОПРОС 26.Сущность познания и его структура.

СКЕПТИЦИЗМ (от греч. skeptics - озираться, осматриваться) - уче­ние, подвергающее сомнению возможность истинного познания действи­тельности. Как… АГНОСТИЦИЗМ(от греч. а - «не» (отрицание), gnosis — знание) -учение,… КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ(лат. conventio - соглашение) - направление в философии науки, согласно которому в основе научных…

Проблема человека в истории философии

2)Антропогенез - процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а… Социальные нормы- общепринятые в обществе правила, регулирующие поведение… • поддерживают порядок, равновесие в обществе;

Философские интерпретации своеобразия общества.

В позиции Роулза обнаруживаются идеи, непосредственные ис­токи которых находятся в философии Нового времени (рационализм, принцип «все равны»), а… Итак, общество — это совокупность людей в рамках ими же производимой системы…  

АВТОРИТАРНАЯ ВЕРА.

Авторитарная вера в истории теологии и психологии.

Т.Гоббс: вера как доверие. Вера, согласно Томасу Гоббсу, есть согласие с суждением, определяемое не собственным интеллектом, не знанием и… Авторитет не противоречит разуму. Истинный авторитет, подчеркивает Иоанн Скот… Вера как доверие.Доверие – основа образования. Без веры-доверия невозможно обучение. Мы доверяем автору учебника,…

Разумная вера в истории теологии и психологии

Фома Аквинский: доказательства бытия Божия. По мысли Фомы Аквинского бытие Божие, не являясь самоочевидным, должно быть обосновано через следствия в… 6) Вера как абсурдСогласно шестой концепции (ап. Павел, Тертуллиан, Б.…  

Социальная структура общества.

Социальная стратификация-одно из основных понятий буржуазной социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения,… Теории С. с. возникли в противовес марксистско-ленинской теории классов и… Большинство буржуазных теорий С. с. отрицает раскол капиталистического общества на антагонистические классы -…

– Конец работы –

Используемые теги: Вопрос, Предмет, основной, Вопрос, соц, Функции, философии0.105

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ВОПРОС 1. Предмет, основной вопрос и соц.функции философии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Специфика и функции философии. Структура философии. Основной вопрос философии.
Лекции Тема Специфика проблемы и генезис философии часа Специфика и функции... Литература... Основная...

Вопрос 5. Основной вопрос и основные направления философии. 8
Конспект лекций... Вопрос Философия как разновидность мировоззрения... Вопрос Специфика философского знания...

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ Лекция 1. Предмет философии. Место и роль философии в обществе. Античная философия
ОГЛАВЛЕНИЕ... РАЗДЕЛ ИСТОРИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ Лекция Предмет философии Место и роль...

Возникновение философии. Предмет философии и ее роль в жизни общества. Основные разделы философии
Возникновение философии это длительный процесс поэтому определить истоки этой науки достаточно трудно Ведь все известные древние ученые или... Разделы философии... Онтология от греч oacute n род падеж oacute ntos сущее и логия раздел философии в котором рассматриваются...

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. МЕСТО ФИЛОСОФИИ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ Становление и развитие предмета философии
Изучение новой дисциплины Философия является основанием гуманитарной... В предлагаемом издании по курсу Философии помимо учебного материала по философии рекомендуемого для самостоятельной...

Вопрос 5. Основной вопрос и основные направления философии
Автор составитель Якушев А В... Вопрос Философия как разновидность мировоззрения... Вопрос Специфика философского знания...

Философия. Предмет философии. Проблемы философии. Структура философии
Самой древней философской школой является Милетская VII V вв до н э Ее родоначальники... Фалес астроном политический деятель он произвел переворот в... Анаксимен первоначалом всего предложил воздух видя в нем бесконечность и легкость изменяемости вещей...

Предмет и функции философии. Место философии в системе культуры
Философия как специфическая форма духовного смысла человека и общества; зародилась около 2,5 тыс. лет назад в ряде наиболее развитых стран того… Среди первых греческих философов были Фалес, Анаксимандр, Гераклит,… На этой основе стали формироваться такие философские вопросы как «что такое мир?», «что является его основой?»,…

Основной вопрос философии формулируется как вопрос об отношении человека и мира
Основной вопрос философии формулируется как вопрос об отношении человека и мира... Наука исследующая первые начала и причины была названа... Обоснованием независимости науки от философии занимается позитивизм Наиболее ранней формой...

Проблема определения философии в истории философии. Предмет философии. Структура философского знания
Философская мысль человечества зарождалась в эпоху когда на смену родовым отношениям приходили первые классовые общества и государства Отдельные... Периодизация и специфика античной философии... Лосев предлагает следующие этапы античной философии...

0.04
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам