Реферат Курсовая Конспект
Социальная структура общества. - раздел Философия, ВОПРОС 1. Предмет, основной вопрос и соц.функции философии Социальная Структура - Совокупность Относительно Устойчивых ...
|
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА - совокупность относительно устойчивых связей между элементами социальной системы, отражающая ее сущностные характеристики.Важнейшая отличительная особенность С.С. заключается в том, что она тождественна системным (эмерджентным) свойствам комплекса составляющих ее элементов, т.е. свойствам, не характеризующим отдельные элементы этого комплекса. В любой структуре можно выделить элементы, составляющие собственно структуру, и комплекс элементов, из которых структура строится. Сумма всех деревьев остается неизменной независимо от того, стоит ли каждое дерево на отдельном участке или же все деревья составляют лес, т.е. определенную экологическую структуру. Структура социальной группы также отличается от совокупности составляющих ее членов теми свойствами, которые не могут быть использованы для описания отдельных членов группы, так как они характеризуют отношения и взаимодействия большинства или всех этих членов и, следовательно, относятся ко всей группе как целому, например, свойствами сплоченности. Таким образом, социологический анализ С.С. коренным образом отличается от изучения составляющих ее элементов (индивидов, норм, ценностей, социальных статусов, ролей, позиций и т.п.), поскольку такое исследование сосредоточено на системных, эмерджентных (не сводимых к сумме составляющих элементов) свойствах именно совокупности элементов, характеризующих не отдельные из них, а способ их сочетания, отношений и взаимодействий между ними.
Социальная стратификация-одно из основных понятий буржуазной социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, неравенства в обществе; социальную структуру общества; отрасль буржуазной социологии.
Теории С. с. возникли в противовес марксистско-ленинской теории классов и классовой борьбы. Буржуазные социологи игнорируют место социальных групп в системе общественного производства и прежде всего отношения собственности как главный признак классового деления общества. Классы, социальные слои и группы они выделяют на основе таких признаков, как образование, психология, бытовые условия, занятость, доходы и т.п. При этом различают "одномерную стратификацию", когда группы определяются на основе какого-либо одного признака, и "многоизмеримую стратификацию", определяемую совокупностью признаков.
Большинство буржуазных теорий С. с. отрицает раскол капиталистического общества на антагонистические классы - буржуазию и пролетариат. Взамен этого выдвигаются концепции о разделении общества на "высшие", "средние" и "низшие" классы и страты, число которых, как правило, определяется произвольно (от 2 до 6). Теории С. с. тесно связаны с буржуазными концепциями социальной мобильности, согласно которым якобы неизбежное существование неравенства в любом обществе и более или менее свободное перемещение людей в системе С. с. в соответствии с их личными способностями и усилиями обеспечивают устойчивость социальной системы и делают "излишней" классовую борьбу. Исследования по С. с. имеют классовую, апологетическую направленность. Вместе с тем они содержат важный фактический материал о многообразных социальных различиях в капиталистических странах.
Марксизм-ленинизм, рассматривая классовое деление общества как центральное, в то же время придаёт важное значение изучению всей сложной системы социальной дифференциации (внутриклассовой, между различными социальными группами).
ВОПРОС 37.Формы общественного сознания .моральное и эстетическое сознание
МОРАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕпредставляет собой оценочное отражение межличностных отношений и отношения людей к различным формам общественной жизни в виде совокупности принципов, правил, норм, которыми люди руководствуются в своем поведении. Эти нормы не институциализированы, они имеют внутренний, самоуправляющий характер. Нравственная оценка осуществляется путем сравнения с идеальным представлением о добре и долге человека перед другими людьми и обществом.
Ядром М.С выступает система нравственных ценностей, представленных в виде понятий. Главная и наиболее универсальная нравственная ценность - добро. Благо- категория морали, употребляемая для обозначения положительной ценности предметов и явлений, удовлетворяющих положительные человеческие потребности.
Добро и зло- предельно общие императивно-оценочные понятия морального сознания и категорий этики. С помощью этих понятий выделяется нравственный аспект деятельности, взаимоотношений людей. Добро чаще всего понимается как синоним нравственно-положительного, а зло -как синоним безнравственного. Добро - это то, что желательно, ценно само по себе, то, что необходимо сохранить, воплотить в своем поведении, а то, что оценивается как зло - устранить, преодолеть, не допустить. Объективным основанием добра является потребность людей друг в друге, во взаимном общении и согласовании своей деятельности.
Долг- категория морали, выражающая превращение требований нравственности, в равной мере относящихся ко всем людям, в личную задачу конкретной личности. Д. - осознание личностью моральных обязанностей перед обществом.Достоинство- категория морали, выражающая требовательность человека к самому себе как личности и требование уважения к личности со стороны других людей на основе осознания своей ценности.
Категории морали- наиболее общие понятия, которые являются теми формами (схемами) поведения и человеческих взаимоотношений, которые организуют, упорядочивают живой нравственный опыт и образуют предметное единство этики и морали. К.М. задают нормативный смысл социальной действительности (справедливость, общественный идеал, смысл жизни и др.); задают особый уровень развития личности и отражают способность человека к самооценке (долг, ответственность, честь, достоинство, совесть, стыд, гордость, вина, скромность, благородство); а также употребляются для обозначения положительной ценности предметов и человеческой жизни (добро, благо, счастье).Моральная теория- совокупность определяемых обществом принципов, норм, категорий, идеалов, идей о должном, сущем, личном и общественном. В этих элементах четко выражена мировоззренческая направленность: в них закрепляются исторически сложившиеся общественные Представления о добре и зле, долге и чести и т.д. Высшая форма морального теоретизирования - наука этика, в которой определяется сущность морали, ее происхождение, историчность нравственных представлений структура морали и морального сознания и т.п.Моральная психологиявключает в себя моральные чувства (совесть стыд, честь, достоинство, гордость, самолюбие, любовь, ненависть и др у морально-волевые качества (выдержка, малодушие, смелость, трусость и т.д.), атакже представления людей о моральном и аморальном, следование нравам и обычаям общества и коллектива.Моральная свобода- возможность и способность человека быть самостоятельной, самодеятельной и творческой личностью, выражать в моральной деятельности свою собственную, подлинно человеческую сущность. М.С. - это не произвол, не абсолютная свобода, не свобода от морали, это индивидуальная ответственность человека за свое поведение, в том числе свобода от окружения, которое может навязывать ему зло.Моральный выбор- выбор между добром и злом, осуществляемый человеком на основе его субъективных представлений о добре и зле и общественных требований. М.В. возможен лишь тогда, когда есть моральная свобода.Нравы- реально практикуемые формы поведения, которые закрепляются в психологии людей, втрадициях и обычаях, в общественном мнении.Совесть— категория морали, выражающая способность человека к самооценке, основанной на чувстве внутренней моральной ответственности. С. заставляет каждого человека смотреть на свои поступки глазами всех и судить себя от своего собственного имени.Справедливость— категория морали, выражающая социальную сущность межличностных отношений: требование моральной оценки всех человеческих действий в соответствии с общественным идеалом добра и блага.Счастье— категория морали, означающая такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения.
Честь- категория морали, отражающая репутацию и самоуважение человека. Раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества.Этика(см.: моральная теория).Этикет - строго установленные правила и порядок действий в определенных ситуациях, имеющие символическое и достаточно условное значение (например, этикет обхождения при дворе монархов, этикет в отношениях между дипломатами, этикет поведения за столом и т.д.).ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ- художественно-образное и оценочное отражение человеком естественной гармонии мира (выражающейся в симметрии, пропорциональности, соразмерности, ритмичности, созвучии, согласованности всех частей какого-либо целого), а также гармонизация («очеловечивание») среды обитания человека в искусстве. Гармония является конечным результатом как творческого процесса, так и процесса восприятия художественного произведения. Э.С. определяется с помощью художественного образа, художественной идеи, эстетического идеала и системы эстетических категорий. На теоретическом уровне Э.С. представлено в виде эстетических учений (см. эстетика), а на обыденном - в различных формах эстетического восприятия и воображения. Безобразное - категория эстетики, противоположная прекрасному, выражающая объективное несовершенство явлений, нарушающее представления о красоте. Б. является все то, что предстает как неупорядоченное, аморфное, лишенное целостности, дисгармоничное, уродливое, а также аморальное, бесчеловечное и антихудожественное. Возвышенное - категория эстетики, отражающая природные, социальные и художественные явления, исключительные по своим характеристикам. В. вызывает у человека особое эстетическое чувство, связанное с уважением, восхищением, радостью, удивлением, восторгом, огромной внутренней напряженностью. Вместе с тем к нему может примешиваться чувство тревоги, скорби и даже страха, поскольку В. безмерно превосходит воспринимающего его индивида. Героическое - категория эстетики, отражающая ценностный смысл выдающихся по своему значению поступков и деятельности отдельной личности или народа, имеющих большое значение для жизни нации, государства и всего человечества. Искусство - вид духовного производства, в котором удовлетворяются потребности человека в красоте, художественном творчестве, гармонизации мира, эстетическом наслаждении. Эти духовные потребности удовлетворяются в процессе создания и восприятия произведений И., творцами которых являются художественно одаренные люди.
Комическое- категория эстетики, использующаяся для определения и оценки тех социальных явлений, нравов, обычаев и поведения людей которые полностью или частично не соответствуют общепризнанным идеалам, а потому вызывают осуждение в форме осмеяния (например,несоответствие возможностей и замысла, несерьезное подражание серьезному, противоречие истинного и мнимого, внутренней ничтожности и притязаний на значительность и т.д.). Смех - необходимая и специфическая эмоциональная реакция на К. К. имеет различные оттенки: юмор (смех без злобы), ирония (мягкое осмеяние), сатира (злая ирония, выпуклое изображение пороков), сарказм (откровенная насмешка). Красота- качество как явлений жизни, так и произведений искусства которое способно доставлять эстетическое наслаждение чувствам человека. К. есть проявление высшей гармонии в эстетическом восприятии человеком мира, поэтому является главной эстетической ценностью и идеалом. Сущность красоты можно определить с помощью понятий: гармония, совершенство, единство внутреннего и внешнего, выразительное, изящное, грациозное, возвышенное, жизнеутверждающее, позитивное, оптимистичное. Низменное - категория эстетики, противоположная возвышенному и отражающая негативные для восприятия человека качества действительности, противоречащие представлениям о красоте, высоким моральным требованиям, возвышенным идеалам.
Прекрасное— категория эстетики, отражающая и оценивающая явления действительности и произведения искусства с точки зрения их совершенства, т.е. полного и гармоничного воплощения в чувственно-предметной форме их внутренней сущности, соответствующей человеческим идеалам и ценностям. В русском языке П. - «наиболее красивое», «самое красивое».Трагическое- категория эстетики, отражающая глубокие, принципиальные противоречия (нового и старого, человека и общества, добра и зла, любви и ненависти и т.п.), которые на данном этапе неразрешимы и часто катастрофичны по своим последствиям (например, кончаются гибелью положительных героев). Однако эта гибель ведет к торжеству той общечеловеческой идеи, за которую герой боролся, и открывает историческую правомерность и жизненную будущность положительных начал. Через Т., как правило, утверждается идеал прекрасного. Художественная идея- главная мысль художественного произведения, его жизненный, нравственный и философский смысл. Х.И. не всегда может быть выражена рационально, она воплощается в художественном образе, который соединяет в себе чувственное и рациональное. Художественный образ лежит в основе эстетического отношения человека к миру, является «клеточкой» искусства. Х.О. - способ и форма освоения и воплощения действительности в искусстве, характеризующиеся нераздельным единством субъективных и объективных начал художественного творчества (выражения и отражения), его чувственных и смысловых аспектов. Х.О. является специфической для искусства формой познания оценки мира, выражения духовности.Эстетика- учение о прекрасном, об искусстве и о художественном творчестве. Э. исследует сущность и проявление прекрасного, генезис искусства и законы художественного творчества. Э. раскрывает смысл художественного образа, эстетического идеала и эстетических категорий. Это теоретический уровень эстетического сознания. Э. может наполняться идеологическим содержанием, когда искусство рассматривается как одна из форм идеологии и определяется его социальная, классовая и политическая роль. Например, марксистско-ленинская Э. обосновала художественный метод социалистического реализма, т.е. требование к художнику правдиво изображать действительность в ее революционном развитии с целью коммунистического воспитания трудящихся. Эстетический идеал - выраженный в художественной форме высший образец духовной и физической красоты, истины и добра, воплощенный в человеке. Каждая эпоха выдвигает свой Э.И. Например, в античном искусстве были созданы классические идеальные образы телесной, пластической и духовной красоты человека, воплощающие совершенство и мерную гармонию космоса (принцип космологизма). А в XIX в. утверждается Э.И. сам по себе как самостоятельная форма общественного сознания. На этой основе происходит эстетизация мироощущения (например, в романтизме).
ВОПРОС 38.Философия экономики.
ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО- приобретающее все более местный системный характер созидание необходимых обществу материальных и духовных ценностей, а также процесс производства и воспроизводства непосредственной человеческой жизни.
Экономика-обмен вещ-в м/у природой и чел.родом, опосредованный сознательной деят-ю.
СОЦИОТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ- процесс нарастающего влияния второй фазы научно-технической революции на систему общественных отношений, все стороны жизнедеятельности людей, материализуемого (особенно на Западе) в преобразовании отношений собственности в посткапиталистическом направлении, а также в вытекающем из этого преобразования заметном изменении социально-классовой структуры западных обществ в пользу среднего класса, что расширяет предпосылки формирования гражданского общества.
ТЕХНОКРАТИЗМ- выросшее на основе технико-технологического фетишизма стремление части современного российского общества к недооценке огромного значения социокультурных, гуманистически-нравственных аспектов развития экономики, особенно рыночной, и общества в целом, имеющее следствием слабую социальную ориентацию экономических реформ, рост уровня конфликтности общества.
ТЕХНИКА- постоянно растущее многообразие искусственно созданных средств целесообразной человеческой деятельности, включающее:а) «субъективную» (способы, приемы деятельности) и б) «объективную» (материальные устройства, конструкции, системы, находящие практическое применение во всех сферах жизнедеятельности) технику.
Хозяйствование- изменение внешних предметов, осущ-ое в процессе пр-ва, направленное на присвоение предметов. Типы хоз-ия:
Восточный:общая формула ведения хоз-ва-фун-ия под человека. Речь идёт о хоз-ей фун-ии,место человека в системе хоз-ва. Хоз.фун-ии опр-ся способностями,которые опр-ся полом,возрастом, физ.возможностями.
*Древние цивилизации были речными. Требовались большие затраты на создание водных сооружений, требовались рук-ва, координация деят-ти больших масс людей.
Китайские,египетские цивилизации:
*Возникает гос-во как координатор деят-ти людей.
*Формирование общины,которая превращается в соседскую общину (создаётся из семей) и родовую общину (из родственников).
*Проблема самосознания общины. Основой самосознания явл. Отождествление себя с образом, Богом, тотемом, духом. Тотем- символ принадлежности к группе, идентичности. Ирония в отношении тотема-преступление. Бог, святые, тотем-символы идентичности.
*Принцип «не убий, не прелюбодействуй» относится только к представителям референтной (своей) группы,к которой отношу себя. В отношении др.проявляется вражда, агрессия, преступность.
*Культ предков(почитание)-символ общности,символ приемственности поколений,традиций,форма психологической защиты.
*Мышление кочевников и землевладельцев:
Кочевники | Землевладельцы |
1.Ум | |
Более подвижный,живой, но более поверхностный | Медлительный, но более глубокий |
2.Экология | |
Обострение экол.проблем | Разрешение экол. Проблем, учёт экол. Последствий |
3. Мышление | |
Фрагментарное | Целостное |
4. Взаимное восприятие | |
Землев-цы обладают материальными излишками, от которых их надо избавлять. | Кочевники-варвары, животные. Стремление оградиться от них |
Землед.мышление-основа цивилизации, создают гос-во. |
*Восточное хоз-ие хар-ся усреднённостью человека. Связано с: -коллективизмом; -иерархичностью. Пр.: пр-во риса,главное-синхронность систематичность действий.
*Труд становится оч.важным, поэтому труд сокрализируется и обожествляется. Труд как основа спасения человеч.души. Труд-полит. Хар-ер молитвы (протестантизм). Труд-форма религиоз.ритуала. Отсюда, успешность хоз. Деят-ти, спасения души. Насколько труд значим настолько он сокрален.
*Поголовное рабство, нет свободных людей, тирания
*Уравнительное распределение. Символ- пчелиный улей.
*Религия усиливает экономич. ответственность по отношению: 1) К будущим поколениям. 2) К самому себе в будущих воплощениях.
Западное хоз-ие:сохраняются пережитки кочевого мышления (крестоносцы)àСвязано с формой наследования земли. *Индивидуализация хоз-ия (семья-атом хоз.),*Земля-семейная собственность,а не общинная, *Иерархия: церковная, военная, политическаяàне сказывается на ведении хоз-ва, *Отсутствие хоз. Иерархии, никто не управляет сверху. Семья решает всё, роль гос-ва сводится к мин-му, *Правовое гос-во, сохранение жизни и собст-ти, *Специалисты по безопасности (на условиях арендных отношений).
ВОПРОС 39.Общественный прогресс и его критерии.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС- направление развития общества, характеризующееся необратимостью глубоких социальных изменений суть которых состоит в конечном счете в возрастании степени свободы человека, понимаемой как процесс его гражданской и профессиональной самореализации, не причиняющей злонамеренного ущерба другим людям и сопряженной тем самым с индивидуальной ответственностью за указанный процесс. Экономическое, политическое, духовно-культурное совершенствование общества рассматривается при этом под углом зрения формирования общественных условий отмеченной самореализации и в единстве с явлениями застоя и регресивно-попятного движения.
В своих взглядах на историю философы разделились на две группы: *тех, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закономерностей, направленности (например. иррационалисты); *тех, кто видит определенную логику в истории, считая историю целенаправленным, закономерным процессом, — к данной категории относится большинство философов.
Среди подходов к истории как к внутренне логическому и закономерному процессу особо выделяются (наиболее распространены, обоснованы, популярны) формационный, цивилизационный и культурологический подходы.Имеются также и иные подходы. Формационный подход был предложен основоположниками марксизма — К. Марксом и Ф. Энгельсом, развит В. И. Лениным. Ключевое понятие, используемое при формационном подходе — общественно-экономическая формация. Общественно-экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития. Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается еще более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества. Классиками марксизма объясняется и механизм перехода от одной формации к другой. В общественно-экономической формации есть два главных компонента — базис и надстройка. Базис— экономика общества, составляющими которой являются производительные силы и производственные отношения. Надстройка— государство, политические, общественные институты. К переходу от одной общественно-экономической формации к другой приводят изменения в экономическом базисе. Производительные силы постоянно развиваются, совершенствуются, а производственные отношения остаются прежними. Возникает конфликт, противоречие между новым уровнем производительных сил и устаревшими производственными отношениями. Рано или поздно, насильственным либо мирным путем происходят изменения в экономическом базисе — производственные отношения либо постепенно, либо путем коренной ломки и замены их новыми приходят в соответствие с новым уровнем производительных сил. Изменившийся экономический базис ведет к изменению политической надстройки (либо она приспосабливается к новому базису, либо сметается движущими силами истории) — возникает новая, находящаяся на более высоком качественном уровне общественно-экономическая формация. В каждом конкретном обществе производственные отношения не только образуют более или менее целостную систему, но и в свою очередь являются фундаментом всех остальных отношений и социального организма в целом. Производственные отношения в истории человечества существовали в нескольких основных типах — первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, причем последующий развивался из предыдущего. Поэтому все конкретные общества, несмотря на очевидные различия между собой (например, афинское арабское, вавилонское, египетское), относятся к одной и той же ступени исторического развития (рабовладельческой), если в качестве своей экономической основы имеют один и тот же тип производственных отношений. В результате все наблюдавшееся в истории множество социальных систем было-сведено к нескольким типам, получившим название общественно-экономической формации.В фундаменте каждой формации лежат определенные производительные силы — орудия труда и люди с их умениями и навыками, их характер и уровень. Базисом общественно-экономической формации являются производственные отношения (отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ) под воздействием характера и уровня развития производительных сил. На этом базисе вырастает все здание общественно-экономической формации. Далее, производственные отношения определяют собой возвышающуюся под ними надстройку, т. е. совокупность политических, правовых, моральных, художественных, философских, религиозных взглядов общества и соответствующих этим взглядам отношений и учреждений. Именно по отношению к надстройке, равно как и к другим внеэкономическим элементам формации, производственные отношения выступают как экономический базис общества. В состав формации включаются этнические формы общности людей (род, племя, народность, нация) обусловленные в своем возникновении, эволюции и исчезновении обеими сторонами способа производства: как характером производственных отношений, так и ступенью развития произзодительных сил. Также в состав формации входит тип и форма семьи, которые на каждом историческом этапе предопределены обеими сторонами способа производства. Общественно-экономическая формация есть общество на определенной ступени исторического развития, характеризующаяся специфическим экономическим базисом и соответствующими ему политической и духовной надстройками, историческими формами общности людей, типом и формой семьи. В чистом вида ни в одной стране общественно-экономическая формация не обнаруживается: всегда присутствуют такие общественные Квязи и учреждения, которые принадлежат другим формациям. В целом К. Марксом было выделено пять общественно-экономимеских формаций: • первобытно-общинная; • рабовладельческая;
• феодальная; • капиталистическая;• коммунистическая (социалистическая).
Цивилизационный подход был предложен Арнольдом Тойнби(1889 —1975). Центральное понятие, используемое его сторонниками, — цивилизация. Цивилизация, по Тойнби, — устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. История — нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жиз-ти, гибели не связанных друге другом цивилизаций в различных уголках Земли. Согласно Тойнби, цивилизации могут быть основными и локальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в истории человечества, косвенно влияют (особенно религиозно) на другие цивилизации, Локальные цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках. К основным цивилизациям относятся (относились): • шумерская;• вавилонская;• минойская;• эллинская (греческая); • китайская;• индусская;• исламская;• христианская;• некоторые другие цивилизации. Локальных (национальных) цивилизаций, заслуживающих внимания, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30 (американская, германская, русская и т. д.). Движущими силами истории, согласно Тойнби, являются:• вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия); • ответ цивилизации в целом на вызов;• деятельность талантливых, богоизбранных личностей (великих людей). Развитие всей истории строится по схеме «вызов — ответ». По своей внутренней структуре цивилизация состоит из: •творческого меньшинства;• инертного большинства. Творческое меньшинство ведет за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации.Творческое меньшинство не всегда может определять жизнь большинства. Большинство склонно «тушить» энергию меньшинства, поглощать его. В этом случае развитие прекращается, начинается застой. Цивилизации конечны в своем существовании. Подобно людям, они рождаются, растут, живут и умирают. Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии: • зарождение;• рост;• надлом;• дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИэто вопрос об отношении материального и идеального В разные эпохи в различных философских учениях О В Ф приобретал... Существуют следующие ответы на вопрос о первичности сущности мира и... Материализм материя первична сознание вторично производно от нее т е мир в своей основе материален...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Социальная структура общества.
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов