рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философская мысль в XI-ХVII вв.

Философская мысль в XI-ХVII вв. - раздел Философия, ВОПРОС 1. Предмет, основной вопрос и соц.функции философии 1. Философия Древней Руси. Важнейшим Событием,...

1. Философия Древней Руси. Важнейшим событием, определившим становление русской фи­лософской мысли явилась христианизация Руси (в 988 г.). Дальнейшая эволюция ее проходила под культурным влиянием Византии как центра православия, ставшего в России господствующей религией. Первые литературные памятники Руси XI—ХП вв.исходили из среды духовенства и выражали христианское миропонимание. Крупнейшие литературные памят­ники киевского периода — “Повесть временных лет”, “Поучение” Владимира Мономаха, “Моление” Даниила Заточника, “Слово о полку Игореве” и другие. Произведения Илариона Киевского (“Слово о законе и благодати”, “Молитва”, “Исповедание веры”). В них автор пытается осмыслить ход мировой истории, ее направленность, классифицирует этапы исторического пути, который неизбежно должны пройти все народы. Философская проблематика содержится и в “Изборнике” Свя­тослава. Митрополит Макарий в течение 20 лет составил и опублико­вал свод книг “Четьи Минеи” (12 книг, предназначенных для чтения в течение года).

2. Основаниявыделения нац. типа: 1) «по крови»; 2) «по почве». 1) «по крови» - нац. тип определяется единством генетич., антропологич. черт; 2) «по почве» - нац.тип опред-ся единством культуры, территории проживания, языка, истории, традиции. Черты русск. нац. типа:

1) единство противоположностей - восточного и западного начал. С одной стороны – аскетизм, с др. - язычество. Совмещ-ся аскетизм (строгий образ жизни с отказом от жизн.условий) и монашество (монашеская жизнь, монаш. обет). Крайности язычества (религия, основанная на поклонении многим богам, идолопоклонство, стремление к первичным потребностям) совмещается с крайностями богопочитания. Легко впадает в крайности: стремление к Богу совмещ-ся с атеизмом. Всечеловечность – с национализмом (абсолютизацией роли собствен. нации). (Необходимо больше человечности и будет меньше фашизма). Отсюда -противоречивое отн-е к нам людей Запада: их любовь совмещается с ненавистью (чувством вражды и отвращения).

2) стремление к бесконечности, транцендированию (выход за границы данного, действительного). Рус. чел-к – чел-к не культуры, но Откровения.

3) Мессианизм. Мессия – Иисус Христос, богочел-к. Мессионизм - стремление осущ-ть миссию, высшее предназначение. Высшая задача - спасения чел-ва. Источник месс-зма - комплекс неполноценности, невротич. корни. (Формы месс-зма – еврейский, исламский, русский, совр. американский)

Исихазм (исихия - спокойствие, молчание). Возн-ет в 12-14 в. в Византии. Осн. идея - постижение Бога в молчании и тишине. Понимание Бога как света. Просвещение - приобщ-е к этому свету. Постоянное произнесение молитвы христовой. Повторение имени Христа - путь спасения. Молчаливое созерц-е Бога. Словесная молитва - начальная ступень

2. Исихазм. С XII века велико влияние исихазма (греч. исихия - молчание) ~- богословского учения, основанного византийским богословом в философом Григорием Паламой.

А) В соответствии с евангельской традицией, Палама называет Христа Светом, а его деятельность — просвещением. В дискуссиях о природе Фаворского Света На горе Фавор уче­никам Христа был явлен несотворенный Свет как посредник между верующим и божественной сущностью, как критерий божественности Иисуса).

Б) Бог постижим. Бог является человеку через энергию сущностей.

Иосифляне и нестяжатели: Иосифляне(стяжатели)-церковь должна быть богатой и подд-ть полит. власть. Полит. власть - защищает церковные, монастырские землевладения. Нестяжатели - в основе церкви должен лежать аскетеизм (строгий образ жизни с отказом от удовольствий), личный труд монаха. Церковь д. б. евангельской – нестяжательской, д. отказаться от землевладения и богатств.. Эксплуатация противоречит евангельскому принципу любви.

Концепция Москва – 3-й Рим: абсолютизация роли рос. православия. в мире Оно явл-ся источником духовности, спасения др. народов. Москва унаследовала духов. и полит. роль Рима. Подчеркивается мировое значение России. (Христианство вводится римским императором Константином а 325 г. н. э.).

Философские взгляды М. В. Ломоносова и А. Н. Радищева

Реформы Петра имели следствием сближение русской и западноевропейской культуры, обусловившими процесс секуля­ризации философской мысли в России.

Самый универсальный ум России того временя — М. В. Ломоносов (1711—1765). Биография. Он родил­ся в Архангельской губернии в семье крестьянина— помора, учился в 'Москве в. Славяно-греко-латинской академии, продол­жил образование в Германии. Будучи энциклопедически образованным уче­ным, внесшим оригинальный вклад а такие области науки, как физика, химия, астрономия, механика, геология, гео­графия, лингвистика, философия.

А) Ломоносов выдвигал идею от­деления просвещения и научного познания от религии. Следовал теории двух истин.

Б) В теории познания Ломоносов обосновывал тезис о единстве эмпирических и теоретических исследований: эмпирические исследования — это руки, а теоретические — глаза ученого.

В) Ломоносов развивал атомистические представления античности. Он выдвинул молекулярную концепцию строения вещества: корпускулы, молекулы состоят из элементов, т: е. атомов. Последние - неделимые частицы.

Г) Конкретизировал фундамен­тальное положение Декарта о сохранении движения. Экспериментально доказал факт сохранения массы (веса) вещества. Данный факт он характеризовал как “всеобщий естественный закон”.

Д) Ломоносову принадлежит идея механической природы теплоты, выдвинутая в противовес господствовавшему пред­оставлению о теплорода. Он писал, что, частицы горячих тел вращаются быстрее, а более холодных — медленнее.

Е) Ломоносов высказывал предположение о взаимной связи и развития живой и неживой природы.

Взгляды Ломо­носова соответствуют западноевропейской философской тради­ции.

М.В.Ломоносов: 1) Придерживается средневековой теории 2-х истин: истины науки не зависимы от религ. истин. Отход науки от религии, наука независима.

2) Единство теории и практики. Сравнивает теорию с глазами, практику - с руками. Сторонник позноваемости мира, ему принадлежит идея соединения теории и опыта.

3)Ломоносов – атомист (корпуск. теория).

4) Открытие з-на сохранения массы, веса вещ-ва, энергии.

А.Н.Радищев: «О ч-ке, его смертности и бессмертии». Проблема бессмертия рассм-ся с разн. точек зрения: психологии, биологии, физики, религии. Решения противоречивые. С религиозной т. з. утвер-ся, что душа бессмертна, душа - субстанция. С т.зрен. з-на сохр-я энергия - эн-я меняет свою форму, но продолжает сущ-ть и поэтому духовная психологическая энергия переходит в др. форму. Помимо обоснования материалисти-ческих начал бытия большое внимание уделял соц.-политической ф-фии. Ее кредо-борьба за правовую и духовную свободу.Борец с извечным российским рабством, феодализмом. Народ пребывает в дух. и экономич. рабстве. Сторонник соц. Изменений

Особое место среди мыслителей России XVIII века принадлежат А. Н. Радищеву (1749—1802). Он известен как автор “Путешествия из Петербурга в Москву”, представляющего широкую панораму русской жизни, ее энциклопедию.

А) Как философ Радищев выразил свои взгляды в книге “О человеке, его смертности и бессмертии”. Проблема бессмертия может быть рассмотрена с биологической, психологической, религиозной точек зрения.

1. В первой части труда Радищев рассматривает проблему с естественнонаучной точки зрения. Показывая зависимость духов­ной жизни от тела, Радищев приходит к выводу, что смерть тела неминуемо влечет за собой смерть души.

2. Однако в двух последних частях сочинения он объявляет душу бессмерт­ной.

а) Душа челове­ка есть субстанция, “существо само по себе”, она проста, принципиально отлична от телесности, непротяженна, неразделима сре­ди всех чувствований и мыслей, постольку она бессмертна.

Душа едина, благодаря чему человек “сего мгновения” — тот же, что был вчера, он может вспоминать, сравнивать, рассуждать.

б) Другим доказательством бессмертия души Радищев считает наличие цели жизни как стремления к совершенству и вечному блаженству. И поскольку Бог сотворил нас не для того, чтобы мы считали такую цель недостижимой, постольку разумно полагать, после смерти одной плоти человек обретает другую, более совершенную и благодаря этому продолжает свое непрерывное совершенствование. Радищев аргументирует это утверждение перехода из одного состояния тела в другое сравнением с превращением гусеницы в бабочку.

в) Главный же аргумент тезиса о бессмертия души — закон сохранения энергии(“силы”). И если в природе невозможно исчезновение силы, то и “мыслительность”, “духовность”, “душа” не исчезает бесследно.

П.Я.Чаадаев: 1-й рус.философ. Общ. Концепция – провиденциализм - все в общ-ве осущ-ся по воле Бога, не законами челов-ва. Позиции: 1) историософия.- Его в основном волновали вопросы о крепосничестве, абсолютизации. Главная задача Р. - в воссоединении ее с др. народами и национальными культурами и с человеческим родом в целом. Негативн. оценка провославной церкви: православие сохраняет крепостничество, выступает за него. Отмечает, что в Р. отсутствуют традиции, Р. живет настоящим, т.е. без прошлого и будущего => Р. дает пример как не нужно поступать. Чаадаев выражает разочарование в Р.: - любовь к Отечеству прекрасная вещь, но любовь к истине - более глубинная. В силу отсталости Р. можно избежать ошибок Европы. Р. не содействовала развитию челов-ва. Миру мы не дали ничего. Чаадаев поражен немотой рус. лиц. Пессимизм в отношении настоящего и прошлого, оптимизм – в отношении будущего.

 

 

ВОПРОС 16.Русская философия: славянофилы,западники.

Западники и Славянофилы Высшей точкой развития русской общественной мысли в 19 в. были политические программы, философия и социология декабристов. Развитие ф-фии в последекабристский период прошло под воздействием диалога м/д славянофилами и западниками. Именно с этого момента русская ф-фия теоретически начала осваивать проблему «Россия и Европа», осмысливать русскую идею. Основные варианты ее решения предложили как славянофилы (Хомяков, Самарин…) так и западники (Чаадаев, Белинский, Герцен…). Западники: по своей философской ориентации тяготели к материализму (утверждающее первичность материи и вторичность сознания, материальность мира, независимость его существования от сознания людей и его познаваемость) и позитивизму (объявляющим единственным источником подлинного знания специальные науки или их совокупность и отрицающее ф-фию как особую отрасль знания), а в политич. отношении - к революционному переустройству общества (сторонники решительных действий и взглядов).

Славянофилы: Славянофилы: - любили Россию как мать. Западники любили Р. как дитя. Славянофилы: идея целостности Русск. культуры и духа. Видели в них свободу, любовь. Утверждают целостность рус. мысли, т.к. интуитивная, «живая», вне диктата рационального

феномен веры: а) вера - основа знания, познания истины, Бога (истина - атрибут Бога) б) вера - бездоказательна в) вера опред-ет религиозн. и философ. познание в) вера - явл-ся основой развития истории, цивилизации г) разд-е православной веры (она ценностна, интуитивна, свободна) и каталической (доказательна, власть необх-ти, не свободна).

Славянофилы сходились в главном: 1) в утверждении православной религии важнейшим условием исторического развития России. 2) в мысли, что Запад заканчивает свое историческое развитие и, следовательно, теряет роль лидера в общечеловеческом прогрессе 3) в признании мессианской роли России, которая должна прийти на смену Западу и встать во главе человечества. Они охарактеризовали русский народ - как чувственный способный к состраданию, сплоченный (общинность).

Соборность – единение людей в Духе Св., во Христе, вне авторитета (без «чинопочитания»), в свободе. Свобода каждого предполагает единство всех. Церковь авторитарна и несвободна. Соборность не тождественна церковности.

В религии - два начала: иранство (свободы) и кушитство (необходимость, доказательность). Два борющихся м/д собой духовных принципа. Племена кушитского типа агрессивны и воинственны, объединены на договорной основе, отдают предпочтения торжеству индивидуального над общественным. Иранцы - мирные земледельцы, кроткие, свободолюбивые, живут общиной. Иранцы - русский народ, кушитство – Запад, католич. религия.

Славянофилы стремились к органическому пониманию истории и дорожили народными традициями, построение общ-ва по типу семейных отношений. В русской общине они усматривали экономическую основу России и гарантию ее своеобразия, обшина д/них величина постоянная.

Н.В.Федоров: основные темы ф-фии - единство мира; проблема жизни к смерти. «Ф-фия общего дела» - воскрешение «сынами», потомками – «отцов», предков. В будущем с пом. науки м. воскресить всех. Отказ от вражды, грубости м/д людьми и признание всеми высших образов морали. Моральная жизнь всех людей - путь к решению всех проблем и всемирному счастью. Необходимо жить с каждым и для каждого. Момент истины чел-ой жизни - ее конечность, самое большое зло - смерть. Человек в его «ф-фии общего дела» ориентирован космически, выступает гарантом сохранения жизни не только на Земле, но и во Вселенной. Главная сверхзадача чел-ка - преодолеть смерть и воскресит умерших. Человечество должно всеобщими силами – в союзе науки и религии - победить смерть.

В.С.Соловьев: создатель 1) ф-фии всеединства- одной из немногих созданных русской мыслью фил-ких систем. Влияние неоплатонизма. Ядро филос-кого учения - идея всеединства. Абсолютным же первоначалом считал Всеединый дух, охватывающий все основы и начала, все формы бытия и сознания. а) Всеед-во в познании. Рационализм (признание разума единственной основой научного познания закономерностей природы и общ-ва) должен быть соединен с эмпиризмом(чувственное восприятие и опыт - единственный источник познания), с метафизикой и Откровением (интуицией).

б) Всеед-во в религии. Только единство всех Рел. Конфессий – ислама, христианства, буддизма – основа Истины. По отдельности – они ложные отвлеченные начала.

Только синтез всех видов знания вел к действительному «цельному знанию». 2) Идея Богочеловечества - жизненного пути личности, к-рый основан на следовании Богу, добру, нравственности. Идея Софии- всеобщией Божественной мудрости. Богочеловечество - это внутренний факт каждого чел-ка, к-рый через сердце воспринимает духовный опыт т предчувствует возможное откровение. Соловьев определяет чел-ка как соединение божественной и материальной природы (при этом природное подчиняется божественному). Бог раскрывает чел-ку полноту бытия., всеединство.

Н.А.Бердяев: главным началом в ф-фии явл-ся свобода. Свобода, он считает, абсолютна (т.е. ни от чего не зависит, ничем не обусловлена), иррациональна (т.е.не постигается разумом, мышлением, не может быть выражена в логических понятиях). Она – вне причины, вне причинно-следственных отношений (чудесна).

Другим представителем религиозного направления русской философии был К.Н. Леонтьев(1831 - 1891).

Одно из основных направлений философии Леонтьева - критика негативных явлений русской жизни. В центре данной критики был развивающийся капитализм. По мнению Леон­тьева, капитализм - царство "хамства и подлости", путь к вы­рождению народа, гибели России. Спасение для России - от­каз от капитализма, изоляция от Западной Европы и превраще­ние ее в замкнутый православно-христианский центр (по обра­зу Византии). Ключевыми факторами жизни спасенной России Должны стать помимо православия самодержавие, общинность, строгое сословное деление.

Исторический процесс Леонтьев сравнивал с жизнью че­ловека. Как и жизнь человека, история каждого народа, го­сударства зарождается, достигает зрелости и затухает.

Если государство не стремится к своему сохранению, оно Погибает. Залог сохранения государства — внутренне деспотиче­ское единство. Цель сохранения государства оправдывает наси­лие, несправедливость, рабство. Согласно Леонтьеву неравенство между людьми — жела­ние Бога и поэтому оно естественно и оправдано.

Ф.М. Достоевский(1821 - 1881) будущее России видел не в капитализме и не в социализме, а в опоре на русскую «Национальную почву» — обычаи, традиции.

Ключевую роль как в судьбе государства, так и в судьбе отдельного человека, должна сыграть религия. Именно на Религии держится человеческая духовность, она есть "панцирь", оберегающий человека от грехов и зла.

Особую роль в философских взглядах Достоевского (которыми пропитано все его литературное творчество) занимает проблема человека. Достоевским было выделено два в рианта жизненного пути, по которому может идти человек: •путь человекобожества; •путь богочеловека.

Путь человекобожества - путь абсолютной свободы человека Человек отвергает всякие авторитеты, в том числе Бога, считает свои возможности безграничными, а себя — вправе делать все он сам пытается стать Богом, вместо Бога. По Достоевскому, данный путь губителен и опасен как для окружающих, так и для самого человека. Идущий по нему потерпит крах.Второй путь богочеловека — путь следования Богу стремление к нему во всех своих привычках и поступках Такой путь Достоевский считал наиболее верным, правед­ным и спасительным для человека.

Философия Л. Шестова(1866 — 1938) была близка к экзистенциализму, и ее главной темой был человек, его жизнь, его поступки, его права. Согласно Шестову, человек и человеческая жизнь уни­кальны, жизнь человека независима от внешних обстоятельств, человек имеет право активно добиваться реализации своих прав и интересов, "герой" же имеет право открыто противопоставлять себя обществу.

 

 

ВОПРОС 17.Философский иррационализм.

1)Сёрен Къеркегорродился в Дании. Гениальный ф-соф. Основатель экзистенциализма. (Экзистенциализм - в центре внимания чел-к и его индивидуальное существование, внутренняя жизнь, учение об экзистенци). Его ф-фия есть ф-фия конкретного ч-ка, ф-фия индивидуальности. 1. Экзистенция- сущность челов-го. бытия, вечное во временном; то, что наход-ся в самом чел-ке, это максима развития личности («Бог в душе»). Задача: стать и быть истиной.

2. Истина есть экзистенция. А) Истина – категория не гносеологическая, а бытийная, личностная. Истина – максима самоактуализации личности. Христос: «Я есть истина». Не познается, а реализуется. «Чтобы познать истину, необходимо быть истиной».

Б) Истина (экзистенция) - иррациональна (т.е. не постигается разумом, мышлением, логически). Необходимо пройти долгий путь личностного роста. Воплотить бытийную истину Христа сложно.

В)Критерии истины – модусы, экзистенциалы -сост-е выбора, состоя-е страха, ответственности, тревоги. Если они есть, мы приближаемся к экзистенции.

Г) Истина в субъективности, индивидуальности. Насколько мы индивидуальны, настолько мы приближаемся к истине, экзистенции. Задача - стать истиной.

3) Личность и общество Личность обретается в одиночестве, в молчании. «Я доверяю только тишине, потому, что она молчит».. Общ-во враждебно чел-ку, растворяет личность, уничтожает индивидуальность, Бога в душе. Живя в общ-ве, мы убегаем от самих себя, т.к. за нас решает общ-во, мы не выбираем. В свободе чел-к независим от общ-ва. Личность реализ-ся в одиночестве.

4)Страдание – основа творчества. Чел-к - это страдательное сущ-во. Страдание - признак серьезности в отн-ия к миру, основа творчества. В каждом чел-ке заключено страдание. Ч-век в творчестве страдает. Страдание это основа творчества. Творец, художник пишет собственной кровью. Путь христианина - это путь Христа, путь страдания, Голгофа.

5)Экзистенциальное мышление - противостоит научному, связана с выбором. ЭМ – свободно, т.к. бездоказательно, ЭМ субъективно, связано с выбором. ЭМ связано с переживаниями => формируется «внутреннее знание». Внутреннее знание связано со становлением личности.

Научное мышление - безлично, абстрактно, объективно несвободно (т.к. производно от доказательств).

6)Страх -отражение сущности человека, экзистенциал.

А)Виды С. 1) повседневный - эмоциональная проекция возможности потери значимого для себя (вещи, здоровья, жизни) 2) страх перед смертью - высшая форма обыденного (и низшая – экзистенциального С.) 3) страх перед Ничто - страх не из-за чего и не перед чем. Это экзистенциальный страх.Уничтожает 1-й тип страха, повседневный. При 3-м виде С. ч-к ничего не боится.Первохристиане – те, которые ничего не боятся.

Б)2 вида Божественного С.1)С. Перед Богом(ожидание Б. наказания, С. перед кармическим Богом). Ближе повседневному. 2) С. Божий – б. экзистенциальный. С. «вообще».

В) Отношение к Богу – «Страх и трепет» (слова из Библии). (Название центрального произведения Къеркегора). Высшее влечение и высшее отвращение.

7)Учение о 3 стадияхразвития личности: 1) эстетическая - сост-е молодого чел-ка, хар-ся разбросанностью, случайностью. Все становится модой, мода диктует ч-ку, «все в жизни дело моды». Отсутствие целенаправленности, ч-век живет иллюзией. Молодой – иллюзией будущего, надеждой, старый ч-к – иллюзией прошлого, воспоминаний. Для пожилого ч-ка истина в прошлом, а не в будущем. Эта стадия характеризуется эротизмом, цинизмом, случайностью. Душа хар-ся неустойчивостью, разбросанностью. Выбирает – несерьезно. Ч-к – игрушка в руках стихий: куда поманили, туда побежал. Ценностью явл-ся не дух, а физич. Природа ч-ка, здоровье. Не возникает вопрос о смысле жизни. Возникает меланхолия (т.е. болезненно-угнетенное состояние, тоска, отчаяние)

2) этическая ч-к пытается разделить добро и зло. Чел-к стремится к добру. Он следует внешним правилам, нормам. Но при этом происходит ограничение свободы ч-ка, подавляются влечения (= Фрейд). Он превращ-ся в формальное существо. Идет на жертвы. Условное, причинно обусловленное поведение не м. быть нравственным. Т. к. оно превращается в средство по отношению к внешней цели. Влечения ограничиваются нормами. Ч-к осознает себя греховным.

3) религиозная - чел-к сталкивается с необходимостью в виде внешних норм, рождения, нравств-ых з-нов. Формы необходимости: рождения, взросления, учебы, общения, смерти. Необходимость нарушается в вере. Вера – абсолют возмож-ти. В Боге все возм-но. Вера расширяет возм-ти, в вере устр-ся потеря значимого, достигается все. Греху противостоит вера. Не каждое религиозное поведение нравственно.

Абсурд веры. Вера - абсурдна, парадоксальна (парадокс - соположенность 2-х мнений относительно одной проблемы). Противоречит нормам, разуму, морали. Вера приносит страдание, страшит чел-ка.

(далее – более слабый материал)

2)Представителем иррационализма явл-сяАртур Шопенгауэр. Мир как воля, по Шопенгауэру- это слепая, бессознательная сила, к-рая правит миром. Мировая воля- единтсвенная, не зависимая от разума, свободная, слепая, дикая сила, к-рая не имеет ни плана, ни конечной цели, но заставляет людей подчиняться себе и действовать под влиянием ее темного и глхого позыва. -воля-первооснова реальности, чувст-но не воспринимается; -воля, к-ая лежит в основе всех изменений, слепа, иррац-на (не постигаема разумом, мышлением, твкой, к-рый не может быть выражен в логических понятиях), бессознательна (сопровождаема потерей сознания), не имеет цели. Бессозн. деят-ть ч-ка проявл-е слепой воли; -воля подобна «вещи в себе» (опирается на теорию Канта: в сознании отражаются лишь образы вещей окружающего мира, а их внутренняя сущность явл-ся неразрешенной загадкой- «вещью в себе»), субстанция (первооснова, сущность всех вещей и явлений), воля свободна, оан наход.вне времени. Наши влечения- средства к осущ-ю воли. Взгляд философа на вопрос: человеческой судьбы, свободы, возможностей чел-ка, счастья. Носит пессимистический хар-р. Он не верит в возможность чел-ка господствовать не только над природой, но и над собственной судьбой. Судьба чел-ка находится в всеобщем мировом хаосе вещей и явл-ний и подчиняется всеобщей необходимости. Воля отдельного человека слабее совокупной воли окружающего мира и подавляется ей. Шопенгауэр не верит в человеческое счастье. Бессмертие души Шопенгауэр отрицал. Надеяться чел-к может только на себя: у него есть единственный достойный выход- преодолеть, погасить «волю к жизни», отказаться от ее ложных соблазнов. Гении подавляют волю к жизни. Идеал Шопенгауэра- нирвана, неприятие мира.

3)Одним из выдающихся философов иррационализма являетсяФ.Ницше. Он был не согласен с учением Чарльза Дарвина и заявил, что выживают не сильные,а слабые потому что их больше. У слабых больше ума (осторожности, терпения, хитрости, лицемерия). Философия жизни меняет отношение к науке, к-рая господствует над жизнью. ФЖ отвергает возможность научного познания и мировоззрения: истолкование мира возможность только исходя из жизни.

«Переоценка ценностей»Ницше заключается в отказе от «Великих заблуждений», которыми он называет ошибки вследствие смешивания причин и следствий (не из-за болезни чел-к становится бледным и вялым,а наследственное истощение приводит к болезням).

Есть процесс становления, где действует воля к власти. Она основа жизни, движущая сила мирового процесса. Становление невинно в нем нет цели. Никто не ответственен за то, что он вообще существует. Нет ничего что может мерить, сравнивать наше бытие. Церковь портит чел-ка, но заявляет, что исправляет его.

Отрицая бога, мы отрицаем ответственность в Боге. Этим спасаем мир. Поэтому ф-фия должна становится по ту сторону добра и зла. Все что повышает в чел-ке чувство власти, саму власть- хорошо. Все что происходит из-за слабости дурно.

Н.считл, что беда современного общ-ва, в том что христианство было принято как равенство всех перед Богом. Христианство- религия рабов. Из-за них убогих Христос пошел на распятие.

Ценности д/чел-ка должна устанавливать «воля к власти». Считал, что сущ-ет раса господ призванных повелевать и раса рабов- повиноваться господствующие классы должны отказаться от убеждений, норм и т.п. Сильный свободен от убеждений и морали. Потребность в вере- для слабых.

Для Ницше сверхчеловек- «победитель бога, антихрист», варвар с инстинктами зверя, для него все возможно, все дозволено. Ф-фия Ницше стала официальной лишь в 30 года в Германии.

 

 

ВОПРОС 18 Основные течения западной философии XX века:.Позитивизм и прагматизм.

Позитивизм(направление, ориентирующееся на сторую научность, рациональность знаний):

1) позитивизм (классический) связанный впервую очередь с именем Огюста Конта(XIX в.). Позитивизм единственным источником «положительного» знания специальные науки. Позитивизм принимал естественнонаучные объяснение многих явл-ий только в той степени, в какой оно соответствовало интересам технического совершенствования производства. Основное положение позитивизма в вопросе о предмете философского знания, сформулированное апервые Контом, гласило: наука заменяет собой ф-фию.

2) Эмпириокритицизм на рубеже XIX-XX вв. Пытающиеся интегрировать психологические и физические науки и разработать ф-фию чистого опыта. Позитивизм махизм (ф-фия критического опытного знания). При этом опыт понимался как чувственный опыт определенного человека, а не как историческая практика чкловечества.

3) к 20 годам 20 столетия возникает третий позитивизм-неопозитивизм. Задача исследования языка. Мир рассматривается так, как он выражен в языке, поэтому ф-фия должна быть методом поиска смысла языка, т.е.решать логические, лингвистические и др.задачи. Логика языка составляет логический каркас мира. Неопозитивисты обратили внимание на недостатки обыденной речи. Идея создания идеального языка путем исключения из состава предложений наука, к-рые лишены смысла.

4)с 60-70-х гг. идею неопозитивизма продолжает постпозитивизм (М. Полани, С. Тулмин, П. Фейерабенд и др.), исследующий влияние вне-научных факторов (философии, искусства, политики и т.п.) на развитие научных теорий.

Верификация - соотнесение суждения с опытом, с фактами (те, которые стали - научные, не соотносятся - не научные, они по ту сторону истины или лжи)Фальсификация, поиск фактов не подтверждающих, а опровергающих данное суждение. - Для того, чтобы определить границы для которых данно суждение истинно.

Прагматизм: Возник в конце 19в.его создателем явл-ся Ч.Пирс. Термин прагматизм означает философия действия. Живя в мире чел-к вырабатывает различные типы действий или привычки действовать.Теория рассм-ся с т.з.целесообразности, т.е. насколько они приводят к успеху, насколько они истины. Исследуя соотношение знания, действия, философы этого течения полагали, что уровень познания не явл-ся вполне достаточным. Поэтому чел-к постоянно находится в Проблемной ситуации поиска эффективных решений.Истина: (истина- как полезность, работаспособность идеи)-истина как польза. То, что полезно (теория, идея)- то истина. Идеи- орудия достижения цели. Если цель достигается значит она иррациональна (т.е.не постигаемый разумом, мышлением, такой, к-рый не может быть выражен в логических понятиях); -истина как вера. Истина то во, что мы верим. Вера- лечение, привычка вне сомнения; -истина-то,с чем согласны все эксперты, специалисты. Их мнение есть реальность; -истина-не отраж-ет,а способ-ет достиж-ю цели. Нет объектив.нравств-ти истины. Теория значения (Ч.Пирс): «как сделать наши идеи ясным» Предст-я о всех практич.следствиях данного о. дает полное понятие об о.. Все о. даются в отн-ии к чел-ку.

ПРАГМАТИЗМ- одно из направ­лений западной философии XX в., родоначальником которого считается американский философ и ученый Ч.С. Пирс, чьи идеи развили У. Джеймс, Д. Мид и Дж. Дьюи.. Наибольшее распространение П. получил у себя на родине, именно П. чаще всего рассматривается как единственная подлиная рациональная философия США. П. начинает с того, что мысль и ощущения - это только знаки, сами по себе не содержащие знания. Процесс мышления рассматривается как вид приспособительной деятельности ор­ганизма, поэтому познание направлено не на понятийное отражение мира, а исключительно на регулирование отношений между организмом и сре­дой. Живя в мире, человек вырабатывает различные типы действий или привычки действовать, соответствующие различным обстоятельствам. Эти привычки осознаются и образуют веру, т.е. готовность действовать опре­деленным образом. Вере противостоит сомнение - состояние, когда вера (покой) нарушается и действие приостанавливается. Поэтому единствен­ная цель исследования или мышления состоит в устранении сомнения и достижении верования. При этом способ, которым достигается верование, совершенно безразличен. Такова основная догма П.: вопрос об истинности или ложности знания снимается и подменяется вопросом о преодолении сомнения и достижении устойчивого состояния веры. Как складывается наше понятие об объекте? Ответ на этот вопрос содержится в так назы­ваемом «принципе Пирса»: совокупность чувственных последствий и привычек действия составляет все содержание объекта, т.е. понятие о практических последствиях исчерпывает понятие об объекте. «Истина... отличается от лжи просто тем, что действие, основанное на ней, по зрело­му размышлению приводит нас к той цели, к которой мы стремимся, а не в сторону от нее» (Ч. Пирс). Таким образом, истина определяется в П. как полезность или работоспособность идеи (Дж. Дьюи формулирует свой ин­струментализм: научные понятия не являются раскрытием предшество­вавшей и независимой реальности, они имеют лишь операциональное зна­чение, т.е. превращаются в инструменты и планы действия). П. еще в нача­ле века в среде самой западной философии был оценен как «восстание против науки», и его дальнейшая история на протяжении более чем полу­века полностью оправдала эту оценку.

 

ВОПРОС 19.Экзистенциализм.

Экзистенцианализм -философское учение, в центре внимания которого стоит человек. Полагается предметом чел-кая жизнь, чел-кое существование.

Экзистенциализм – протест против конформизма (т.е. против уподобления другим), против обезличивания (т.е. против лишения своих отличительных черт, против лишения самостоятельности). Протест против манипуляции. Мартин Хайдеггер: «мы мыслим как мыслят, мы делаем как делают». Экзистенциализм - не теория, а индив-ное филос-ние. В пределе - сколько индивидов, столько и ф-фий.

Источник фил-ния - не обобщение научных фактов, не индукция, а чувство затерянности, тоски, печали, «тошноты» от мира, бессмысленности сущ-ния, индивид-ные страдания, переживания, осознание, что наше бытие есть бытие к смерти.

Экзистенциализм – учение об экзистенции. Жан-Поль Сартр: «Экзистенциализм – это учение о противоречии между человеческим существованием и человеческой сущностью». Задача ч-ка – воплотить эту сущность, стать экзистенцией, т.е. воплотить истину ч-кого бытия. Достичь максимального развития личности. Экз-ция синонимична понятию «Бог в душе». Экз-ция непознаваема, иррациональна.

Истина:Истина есть экзист-ция. Истина – не познаваема, но воплощаема, это личностная хар-ка. Истина - не соответствие понятия - вещи, это степень осуществления экзистенции. Задача ф-фии - не познать истину, а стать истинным. Христос: «я есть истина». Чтобы познать истину, надо быть истиной. Истина – в субъективности, индив-сти (Къеркегор).

Модусы, экзистенциалы – признаки приобщения к экз-ции, истине. Это сост-ние страха, забота, ответственность, совесть, страдание, решимость, выбор. Страх - основа приобщения к экзистенции. Страх перед смертью. Помня о смерти, мы помним о себе, реализуем собственную личность. «кто не рискует тот не пьет шампанское».

Пограничная ситуация -основа приобщения к экзистенции. Это ситуация крушения, нереализованности высших ценностей (добра, дружбы, гуманизма, жизни). Классический пример ПС - смерть на рассвете. В этом состоянии ч-к познает истину. Ч-к перед смертью не лжет. Ф-фия не научна, она формирует личность, будит экзистенцию.

Неподлинное бытие.НБ – состояние, когда ч-к поглощен средой. Возникает феномен усредненности. Мы - есть социальная функция. Нас можно заменить любым др. ч-ком. Подлинное бытие – состояние осознания своей конечности перед лицом смерти.

Вера – основа ф-фии. Пишет Карл Ясперс. 1. Вера -стержень, основа личности. «Я есть то, во что я верю, (мы есть то, что мы любим)». 2. Ф-фия формирует личность, а значит и веру. 3. Личность (и вера) – в основе ф-фии. Ф-фия – индивидуальна.

Свобода.1.Свобода - есть критерий экзистенции. Свобода - выбор не ситуации, не предмета, а выбор прежде всего самого себя, личности, своего подлинного Я.

2. Свобода - есть выбор, предполагает ответст-сть, горечь, бремя, страдание.

3. Наш выбор на основе каких-то оснований - иллюзия выбора. У всего, у каждого нашего действия есть причина. Свобода - это нарушение закона достаточного основания, в соответствии с которым все совершается в мире. Св. – нарушение причинно-следственных отношений. Есть чудо.

4. Не чел-к обладает свободой, а Св. обладает чел-ком.

5. Свобода - свобода умереть (смерть – иероглиф, знак, символ свободы). Смерть – возможность выйти из любой самой дурной ситуации.

6. Свобода не результат исторического развития (как полагал Гегель). Св. внеисторична. Есть критерий развития личности.

7. Свобода в духовном отношении фатальна.

Бегство от свободы. (Эрих Фромм). Св. есть страдание, бремя. Ч-к может отказаться от свободы, это отказ от самого себя. Формы бегства от Св.: 1) авторитаризм - стремление найти опору во вне, в группе. Бывает: а) авторитарно-активная установка проявл-ся в форме садизма. (Получ-ет удовольствие от приказов, эксплуатации др.) б) авторитарно-пассивная – в форме мазохизма. (Получ-ет удов-вие от того, что подчин-ся); 2) конформизм - вследствии уподобления; 3) деструкция-бегство от личности.

Ф-фия абсурда (Альбер Камю).Наша реальность абсурдна (нелепа, бессмысленна) - на фоне фатальной смерти. Наша абсурдная жизнь символизируется в закатывании камня Сизифом. Смерть – неизбежность скатывания камня.

Основной вопрос ф-фии – Камю - проблема самоубийства. «Стоит ли жизнь того, чтобы жить», стоит ли жизнь, чтобы быть прожитой. Наша жизнь - бытие к смерти. Абсурд всех наших действий, опред-ся фатальностью смерти. Скатывание камня - наша смерть, его закатывание-наша жизнь.

Осознание абсурдности (нелепости, бессмысленности) означ-ет свободу.

Предполаг-ся бунт против абсурда. Он закл-ся в творчестве. «Бунтую, значит существую». Бунт м. б. философским, религиозным, худож., историческим в виде революции. Насколько мы бунтуем, настолько обречены на экзистенцию.

Родоначальником немецкого экзистенциализма стал Мартин Хайдеггер (1889-1976). В основной своей работе «Бытие и время» основу человеческого существования он определяет как конечность (имеющий конец, не бесконечный), вневременность. Пока человеческое существование длится, есть мир, оно исчезнет, исчезнет и мир. Время же понимается им как переживание человеческим существованием своей ограниченности и протекает между рождением и смертью.Человек, считает Хайдеггер, стремится к безусловному (не ограничен.услов-ями, полный), однако реальностью стала потеря Бога.

Французский философ Жан Поль Сартр (1905-1980) пред-ставляет атеистическое направление экзистенциализма. В своей работе «Экзистенциализм - это гуманизм» он прямо пишет, что экзистенциализм «есть лишь попытка извлечь все выводы из последовательной атеистической позиции». Мир, по Сартру, - это «универсальное не то», полное отсут-ствие чего-либо соответствующего человеческим ожиданиям. Мир - «в себе бытие» и противостоит человеку как «для себя бытию». Неустранимый антагонизм между ними порождает мета-физическую тоску как самое глубокое переживание человеком своего положения в мире. Человек привносит в мир свою свободу, свободно организует свой собственный значимый мир. Он должен быть свободным, чтобы действовать, иначе им будут манипулировать. Следовательно, человек ответственен за все происходящее в мире. А потому человек должен действовать. В этом Сартр видит гуманизм экзистенциализма.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ВОПРОС 1. Предмет, основной вопрос и соц.функции философии

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИэто вопрос об отношении материального и идеального В разные эпохи в различных философских учениях О В Ф приобретал... Существуют следующие ответы на вопрос о первичности сущности мира и... Материализм материя первична сознание вторично производно от нее т е мир в своей основе материален...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философская мысль в XI-ХVII вв.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

УЧЕНИЕ О ДУШЕ
1. Определение души. Душой обла­дает только естественное, а не искусственное тело. Жизнь есть реализация возможностей и целей. Душа есть энтелехия тела. 2.

Платон.
Теория идей:Платон является основателем идеализма. Главными поло­жениями его идеалистического учения являются следующие:*материальные вещи изменчивы, непостоянны и со вре­менем пре

Вера как абсурд Faith
сила и глубина веры определяется ее несоизмеримостью с разумом, величиной ее парадоксальности и абсурда. 7. Вера аксиологическая, ценностная – верим в то, в чем заинтересо

Вопрос 20. Философия психоанализа: З. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг, А. Адлер.
  Психоанализ возник в рамках психиатрии как своеобразный подход к лечению неврозов методом катарсиса или самоочищения. Постепенно из медицинской методики он вырос до уровня философск

Среди бытия также выделяются.
Ноуменальное бытие (от слов "ноумен" — вещь сама по себе)-бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны; Феноменальное бытие (о

ВОПРОС 26.Сущность познания и его структура.
ПОЗНАНИЕ- высшая форма отражения объективной действитель­ности, процесс получения знания (истинного) при взаимодействии челове­ка с окружающим миром. Первоначально П. представляло

Проблема человека в истории философии
1)История познания человека свидетельствует о сложности и противоречивости данной проблемы. Каждая философская концепция (несмотря на опре­деленные недостатки и историче

Философские интерпретации своеобразия общества.
Философское понимание общества состоит в интерпретации общества на основе философских воззрений. Античная интерпретация общества на основе справедливости (идея Платона) как

Авторитарная вера в истории теологии и психологии.
Августин: два пути постижения истины. У истоков авторитарного понимания веры стоит Августин. Он следует как ветхозаветному: «если не поверите, не поймете» [Ис. 7:9], так

Разумная вера в истории теологии и психологии
«Понимать, чтобы верить». И П.Абеляр полагал, что вера в божественный авторитет должна основываться на интеллектуальных началах.

Социальная структура общества.
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА - совокупность относительно устойчивых связей между элементами социальной системы, отражающая ее сущностные характеристики.Важнейшая отличительная особенность

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги