рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Среди бытия также выделяются.

Среди бытия также выделяются. - раздел Философия, ВОПРОС 1. Предмет, основной вопрос и соц.функции философии Ноуменальное Бытие (От Слов "ноумен" — Вещь Сама По Себе)-Бы...

Ноуменальное бытие (от слов "ноумен" — вещь сама по себе)-бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны; Феноменальное бытие (от слова "феномен" — явление, данное в опыте) - кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект. Практика доказывает, что, как правило, ноуменальн феноменатьное бытие совпадают.

Категорией, противоположной бытию, является небытие.Небытие - полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто. Небытиесостояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему.

Предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии (быть в наличии), так и в небытии (совсем не существовать, отсутствовать). Примеры небытия: еще не зачат? и не родившиеся люди, не созданные предметы; люди, общества, государства, которые раньше были, а потом у разрушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.

3)ЭЛЕАТЫ. Представители: Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.Изучали: 1)проблемы познания;2)жестко разделяли чувственное познание (мнение, «докса») и высшее духовное идеалистическое; 3)были сторонниками монизма - выводили всю множественность явлений из единого первоначала; 4)считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма). Парменид: 1)Определяет образ Бога в церкви.Бытие-есть,небытия-нет. 2) Бытие-трансциндентно. Воспринимается не ощущениями,а мыслью.

 

 

ВОПРОС 22. Понятие «материя» и его историческая эволюция.

МАТЕРИЯ- это центральное понятие материалистической филосо­фии, синоним категории «бытие». М. - в учении материалистов всегда первична по отношению к сознанию. В развитии взглядов на М. в учениях самих материалистов можно выделить следующие этапы: 1)античный, 2)этап Нового времени, 3)диалектико-материалистическое понимание М.

1)В антич­ный период М. — это первовещество, лежащее в основе всего бесконечного многообразного мира вещей, явлений, процессов и т.д. Это то, из чего все состоит и во что превращается в процессе своего разрушения, гибели.ПЕРВОМАТЕРИЯ- в античной философии первооснова, первовещество, «строительный материал» всех вещей, явлений, процессов, т.е. то, из чего они якобы состоят и во что превращаются в процессе своего раз­рушения, гибели, разложения. Например, Фалес такой первоосновой при­знавал воду, Гераклит — огонь, Демокрит — атом, древнекитайские и древ­неиндийские мыслители - сочетание нескольких элементов: земли, воды, воздуха, огня и т.д.

2)В Новое время М. рассматривается со стороны соотношения вещей и их свойств. Под М. в этот период понимается фактически вещество, т.е. все то, что обладает такими свойствами, как масса, протяженность, неде­лимость, неизменяемость, непроницаемость и др. ВЕЩЕСТВО — в материализме один из видов материи наряду с по­лем. Научный смысл понятие «В.» сохранило в физике и химии. В химии вещество - то, из чего состоят физические тела. А под физическими тела­ми понимаются вещества, ограниченные в пространстве, имеющие форму. Основные физические свойства В.: агрегатное состояние (жидкое, твердое, газообразное, плазма; высказывается предположение, что В. мо­жет существовать в особом, сверхплотном состоянии, например в ней­тронном); цвет; плотность; теплопроводность; электропроводность; температура плавления и кипения. В. может быть простым или сложным. Простое вещество то, молекулы которого состоят из атомов одних и тех же химических элементов (например, железо - из атомов железа и др.). Сложное вещество то, молекулы которого состоят из атомов различных химических элементов (например, молекула воды состоит из атомов кислорода и водорода). Квантовая физика преодолела противопоставление В. и поля, характерное для классической физики, введя идею двойственной, корпускулярно-волновой природы любого микрообъекта, выявила тесную связь вещества и поля, что привело к углублению представлений о структуре материи. В. Нельзя отождествлять материей, это лишь один из ее видов.

3)С точки зрения диалектического материализма М.- это философская категория для обозначения объективной реальности, которая отражается сознанием человека, которая копируется, фотографируется, отображается органами чувств человека, но существует независимо от них. Нельзя ото­ждествлять философское понимание М. (как объективной реальности) с естественно-научными представлениями о ее видах, структурных уровнях, свойствах. Современная наука выделяет следующие виды и уровни струк­турной организации М.: *неорганическую М. (вещество, поле, плазма, излу­чение); *органическую (белковые тела, нуклеиновые кислоты, микроорганизмы, многоклеточные, растения, животные и др.); социальную, основу которойсоставляет социальная практика, как специфически человеческий способ бытия в мире, суть которого в преобразовании материального мира.

Движение-всякое изменение вообще. По-разному трактуется философскими направлениями. Объективный идеализм свойством наделяет лишь абсолютную идею, мировой дух, внематериальный мистический разум. Субъективный идеализм понимает под Д. смену ощущений, представлений, мыслей субъекта. Метафизический материализм признает объективный характер Д., но понимает его ограниченно: либо сводит все многообразие изменений в мире только к механической форме движения, вызванной некими внешними силами; либо признает Д. только по замкнутому кругу, с постоянным возвращением к пройденным точкам движения и их повторению; либо допускает отрыв материи от Д., а движе­ния от материи (признание материи вне Д. или внематериальности самого Д.). Диалектический материализм определяет Д. как всякое изменение во­обще и считает его всеобщим атрибутом материи, способом ее существо­вания.

Впервые классификацию форм Д. материи разработал Ф.Энгельс. Он выделил следующие формы Д.: механическую, физическую, химическую, биологическую, социальную. В основу данной классификации были поло­жены следующие принципы:

*единства материи и Д., согласно которому каждому виду (структур­ному уровню) материи соответствует своя форма Д.; *генетической связи (субординации), восхождения Д. от низших форм к высшим в соответствии с эволюцией материи и Д.; *несводимости высших форм Д. к низшим, когда низшие формы вхо­дят в высшие, но занимают в них подчиненное положение.

Высшие формы качественно специфичны и не сводимы к простой сумме низших. Современная наука открыла новые уровни организации ма­терии и соответственно обнаружила новые формы Д. Классификация Ф.Энгельса развивается и дополняется. Однако положенные в ее основу принципы сохраняют свое значение, ибо охватывают важные особенности взаимосвязи форм Д. и видов материи с учетом их развития.

Наиболее значительные изменения касаются соотношения механиче­ской, физической и химической форм Д. Наука XX в. открыла новые фор­мы физического Д., неизвестные в XIX в.: процессы микромира и макро­мира. По-новому поставлена проблема взаимосвязи физических и химиче­ских форм Д.: химическая форма Д., с одной стороны, возникает из взаи­модействий микромира, с другой - является условием появления такой формы, как молекулярно-физическое Д. По-новому предстала проблема соотношения механического и физического Д. Наука XX в. перестала рас­сматривать механическое движение как фундамент всех физических про­цессов. Само механическое Д. тел обусловливается глубинными процесса­ми взаимопревращения элементарных частиц, сложными переплетениями сильных, слабых, электромагнитных и гравитационных взаимодействий. Механическое Д. не связано с каким-либо отдельно взятым структурным уровнем организации материи. Это скорее аспект, некоторый срез, харатеризующий взаимодействие нескольких таких уровней. Были уточнены представления о первичных материальных носителях биологической формы Д. (кроме белковых молекул, выделены в качестве молекулярного носителя ДНК и РНК). Будущий прогресс науки, несомненно, приведет к от­крытию новых форм как материи, так и Д., уточнит и разовьет современ­ные представления.

 

 

ВОПРОС 23.Сущность пространства и времени.

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ- формы бытия. Они по-разному трак­туются различными философскими направлениями. Субъективный идеа­лизм отрицает объективность П. и В. и считает, что они существуют лишь в сознании человека и вносятся в природу, материю. И. Кант считал П. и В. доопытными, врожденными (априорными) представлениями человека. Не­которые мыслители от античности до наших дней (Демокрит, И. Ньютон, Кеплер и др.) отрывали П. и В. от материи, природы и рассматривали их как некие самостоятельные сущности или внешние условия существования и движения тел (П. как своего рода ящик, вместилище, а В. как «чистый», внематериальный поток длительности).

Все многообразие представлений о П. и В. можно свести к двум ти­пам концепций: субстанциальным и реляционным. Субстанциальные: П. и В. - это особые сущности, существующие сами по себе, независимо от ма­териальных объектов. Это своего рода арена, на которой развертываются процессы и происходят события (Ньютон, Кеплер и др.). Субстанциальные концепции П. и В. разделяются как материалистами, так и идеалистами. Реляционные концепции П. и В. также могут быть идеалистическими и материалистическими. С позиции идеализма П. и В. - это особые отно­шения между субъектами и процессами и вне их не существуют (1 В. Лейбниц). С позиции материалистической реляционной концепции трактует П. и В. диалектический материализм.Он рассматривает их как объективные, не зависящие от сознания человека и человечества формы существования материи (тел, вещей, объектов и Т.Д.). Отсюда: П. - это философская категория для обозначения порядка сосуществования, взаиморасположения тел, систем относительно друг друга, а также структуры протяженности взаимодействующих материальных объектов. В. - это философская категория для обозначения длительности существования тел вещей, систем, скорости развертывания процессов, их ритма, темпа, после­довательности смены их существования.

К всеобщим свойствам П. и В. относятся: объективность, т.е. незави­симость от сознания человека, неразрывная связь друг с другом и движу­щейся материей, единство прерывного и непрерывного в их структуре, ко­личественная и качественная бесконечность и др.

Специфические свойства П. и В.: П. характеризует материю со сторо­ны протяженности и сосуществования материальных объектов, В. - со сто­роны длительности, темпов и последовательности существования этих объектов. П. - трехмерно, В. - одномерно. П. - обратимо, В. — необратимо (в нем нельзя «вернуться назад») и т.д.

С возникновением общества возникает новая форма пространственно-временных отношений (социальное П. и В.), которая развивается вместе с развитием общества и сама во многом определяет характер общественной жизни. Социальное П. - это отношения между людьми, социальными группами, которые определенным образом иерархизированы, есть «верх» и соответственно «низ». Поэтому возможны перемещения как в вертикаль­ном, так и в горизонтальном направлении. Каждый отдельный человек или социальная группа занимают свое положение в некоторой более широкой области, которая и выступает для них в качестве социального П. В свою очередь в социальном П. можно выделить экономическое, политическое, этническое и другие виды П.

 

 

ВОПРОС 24. Сущность, структура и особенности сознания

СОЗНАНИЕ - одно из основных понятий философии, обозначающее человеческую способность идеально воспроизводить действительность в мышлении. В диалектиче­ском материализме С. рассматривается как осознанное бытие, как субъек­тивный образ объективного мира, как идеальное в противоположность материальному. В более узком смысле С. - высшая форма психического от­ражения, свойственная человеку и связанная с речью. С. возникает и функционирует и развивается в процессе взаимодействия человека с ре­альностью, на основе его чувственно-предметной деятельности, общест­венно-исторической практики. Идеализм исходит из того, что С. развива­ется имманентно и может быть понято исключительно из самого себя как самостоятельная сущность, не зависимая от внешнего мира. По мнению восточной философии, С. есть энергия, наиболее мощная из всех видов энергий в космосе, обладающая огромной разрушительной и созидательной силой, и как вид энергии С. материально.

Трактовки сущности сознания:

1) Объективный идеализм

2) Субъективный идеализм (солипсизм)

3) Физикализм (материализм)

4) Умеренный материализм

Между физикализмом и солипсизмом (крайними направ­лениями) находятся:

1)Объективный идеализм— признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (твор­ческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть "мирового сознания",сознание-дао,абсолютный дух,богословие,с.-искра Божия.

2)Солипсизм- другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида - единственная дос­товерная реальность, а материальный мир — его порождение (субъективный идеализм — Беркли, Юм, Фихте и др.). Реальность только в восприятии.

3)Физикализм (материализм)-крайне материалистический подход к про­блеме сознания, согласно которому сознания как самостоятель­ной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук. Данная точка зрения основана на множестве естественно­научных достижений, и, в частности, на следующих фактах: •головной мозг человека действительно является слож­нейшим "механизмом" природы, высшим уровнем органи­зации материи; *сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг — биологический орган; *человечество получило возможность создавать искусст­венный интеллект, носителем которого является машина (компьютер) — материальный объект; *медикаментозное влияние на организм человека может отра­жаться на сознании (например, применение психотропных веществ). Единственная проблема, на которую наталкиваются логические доводы физикалистов – это идеальность сознания:*образы, существующие в уме человека, не имеют материальных характеристик — массы, запаха, четких размеров, формы; *сознание может "господствовать" над образами — увеличивать, уменьшать, вызывать их, "стирать"; *никому со стороны не удавалось "увидеть" сознание другого человека (хирург, оперирующий мозг, видит серое вещество под микроскопом - нейроны, но он не видит ни образов, ни мыслей оперируемого человека). Тем не менее физикализм (в рамках неопозитивизма) широко распространен. Его ответвлениями являются: • "теория тождества" (Д. Амстронг, Дж. Смарт) — отождеств­ляет духовные процессы с другими телесными процессами — кровообращением, дыханием, мозговыми процессами);

теория "элиминации" (Ф. Фейербенд) — пытается дока­зать то, что само понятие "дух", "духовное" — устаревшее и ненаучное, предрассудок (сродни тому, что болезни вызываются ведьмами);

*теории вульгарных материалистов (например, утверждение Фохта о том, что "мозг выделяет мысль, как печень — желчь"). ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ(от лат. vulgaris - обыкновенный, простой) - течение в буржуазной философии середины XIX в., представи­тели которого (У. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт) крайне упрощали мате­риалистическое миропонимание, отрицали специфику сознания как обще­ственного по своей природе, отождествляя его с материей (мозг выделяет мысль также, как печень желчь).

Сенсуализм-сознание из ощущений.

4)умеренный материализм (дуализм)— считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя (хотя и признает за ним ка­чество идеальности) — точка зрения, наиболее распро­страненная в российской философии. Включает в себя духовное и материальное.

Существуют теории происхождения сознания, близкие к космической (божественной) точке зрения:

теория монад (монадология) - первоначально выдвинута Лейбницем, развита Даниилом Андреевым, согласно которой вмире существует огромное количество неделимых бессмертных монад — первичных духовных единиц, в ко­торых заключена энергия Вселенной и которые явля­ются основой сознания и порождаемой им материи; *теория Тейяра де Шардена, согласно которой сознание — надчелове­ческая сущность, "внутренняя сторона", "мозг" материи; *теория Толбета, согласно которой Вселенная — гигант­ский разум, сознание — результат взаимодействия полей, которые образуют материю; •теория психосферы Рейзера, согласно которой Галактика — громадный разум, который вступает в контакт с чело­веческим мозгом и "заряжает" его разумом; •теория гилозоизма, согласно которой вся материя (живая, неживая, все ее проявления) имеет душу, оду­шевленность — свойство материи.ГИЛОЗОИЗМ- философское направление, рассматривающее всю материю с самого начала как живую (одушевленную). Согласно Г. материя никогда не может существовать и быть деятельной без духа, а дух - без материи. Г. характерен для ранней древнегреческой философии. *Основная идея другой, "биологической" точки зрения:сознание - порождение живой природы и присуще всем

живым организмам. *Согласно "человеческой" точке зрениясознание – продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.

Интенциональность- направленность на предмет. Соз­нание не может быть беспредметным. Что-то всегда является предметом сознания. Интенциональность сознания подразумевает наличие:

*предмета сознания (что "видит" сознание);*формы (как оно воспринимает предмет).

Способность вырабатывать абстрактные идеи — коренное отличие сознания человека от сознания животных. Результатом данной способности явилась выработка системы кодирования передачи и распространения содержания сознания - языка.Благодаря идеаторности стали возможными эволюция человечества и развитие, углубление самого сознания. ЯЗЫК - является специфически социальным средством хранения и передачи информации. Как система знаков Я. служит средством выраже­ния и объективизации идеального, он материальная оболочка мысли. Я. возникает из потребностей, из настоятельной необходимости общения лю­дей. Благодаря Я. и с помощью Я. осуществляется специфически человече­ская форма передачи социального опыта, культурных ценностей и тради­ций. Материализм считает, что наряду с общественным характером труда определяет специфику сознания и человеческой психики в целом.

ОТРАЖЕНИЕ- всеобщее свойство материи, которое заключается в способности одних материальных тел, систем, объектов в результате их взаимодействия с другими, специфически воспроизводить особенности по­следних в своем внутреннем состоянии. Иными словами, эта своеобразная «память» материальных объектов о предшествующем взаимодействии. О выступает в качественно различных формах в зависимости от уровня орга­низации материи: неорганическая материя; органическая материя (расти­тельный мир, животный мир), человеческое общество. Каждому виду материи соответствует и форма О.: в неорганической материи - механическая, физическая, химическая; в органической - пси­хическая (раздражимость, чувствительность), социально-психическая, со­циально-кибернетическая. Все формы О. взаимосвязаны, высшие формы возникают на основе низших, но не сводятся к ним.

Ключевыми понятиями теории отражения являются: *отражение; *раздражимость; •чувствительность;

•психическое отражение; •сознательная форма отражения.Формами биологического отражения(присущего живым организмам) являются:*раздражимость;• чувствительность;• психическое отражение.

Раздражимость— простейшая форма биологического от­ражения - реакция живых организмов (даже растений) на предметы и явления окружающего мира (живого и неживого). Пример - высыхание, сворачивание листьев на жаре, изменение ими формы (возвращение в прежнее положение) после дождя, движение подсолнуха "за Солнцем".

Чувствительность- следующая, более высокая форма биологического отражения — способность живых организмов отражать окружающий мир в виде ощущений.

Психическое отражение- систематизация, осмысление ощущений, способность живых организмов (животных, осо­бенно высших) моделировать поведение в целях приспособ­ления к окружающей среде, многовариантно реагировать на возникающие стандартные и нестандартные ситуации, нахо­дить из них правильный выход.

Сознание— высшая форма биологического отражения. Присуще человеку и, частично, высшим животным. Сознание-наиболее полное отражение окружающего мира и его осмыс­ление, способность к абстрагированию, рефлексии (получению новых мыслей благодаря мысли - то есть обращенности созна­ния на само себя — мышлению), способность к предметно-практической деятельности.

 

 

ВОПРОС 25.Физиологическая основа сознания.

Душа и тело: Душа- абсолютная субстанция независимая от тела. Н:в ф-фии нового времени Д.стало употребляться для характеристики внутреннего мира чел-ка. Душа и тело, связаны в низш.проявл-ях. Душа проявл-ет потр-ти в еде, пище…Тело опр-ет низш.потреб-ти души. Душа и тело- это живой организм чел-ка. Душа без тела не была бы живой земной душой, также и наоборот. Когда душа покидает тело, то организм оказывается не живым, а мертвым, теряется организованность живого тела. Наличие у нас души безусловное условие нашего бытия, неотъемлемый принцип нашей жизни. Декарта «Я мыслю, следовательно .существую» явл-ся совершнно неоспоримым. Человек есть одушевленное тело или телесно воплощенная душа.

Физиологичекие основы сознания чел-ка явл-ся высокоразвитая нервная система во главе с головным мозгом, осуществляющая высшую нервную деятельность. У высших позвоночных, включ.чел-ка, стержень всей нервной системы составляет.головной и спиной мозг. Созн-е- ф-ция мозга, целост.сис-мы. Уровень орг-ции мозга связан с уровнем разв-я созн-я Мозг древ-го чел-ка менее развит. (Френология- теория о связи психических и моральных св-в чел-ка и строения его черепа.) Актив-ция (т.е.становится активным, деятельнее) психич.ф-ций приводит к расширению участка головн.мозга. Формир-ся шишки на черепе, коробке, по к-рым можно опр-ть что более развито, способ-ти чел-ка. Мозгсостоит из нескольких блоков, каждый из к-рыхвыполняют специфические ф-ции. Н: затылочные участки принимают и анализируют зрительную информ.; височные- слуховую, кожную и т.д. Лобные доли обеспечивают программирование чел-кой деятельности. Нервная система действует по принципу обратной связи, задача к-рой- ставить мозг в известность обо всем, что происходит в управляемой им системе. Асимметрия(нарушение симметрии)ф-ция головного мозга. Мозг состоит из 2 половинок: левое-отв-ет за рацио, речь, ориен-ция, понимание; правое- интуиция, слышит чужую речь (восприним.), но неосмысливает ее, и не отличает, кто говорит (муж.или жен.). Левое полушарие ведает преимущественно положит.эмоциями, правое- отриц. У чел-ка с выключен.правым полушарием усилив.все виды психич.деят-ти, связанные с логическим мышлением Н: появл.склонность к схематизации, стремление к логич.умозаключению. Н:художник- это люди с более высокой активн.правого полуш., мыслители-левого.Н: люди-маугли- они родились без больших полушарий мозга или он рос не в соц.среде, изъят из общ-ва, сознание у него не появилось (он имеет мозг и нервн.систему). При изложении данных современной науки о физиологической основе сознания, сознанием обладает только чел-к. Маркс: сознание…с самого начала есть общ-ый продукт и остается им, пока вообще сущ-ют люди.

Изменен. сотояния сознания: ИСС связаны с усталостью, бредом, недосыпание, занятие спортом, транс, психодилика. Меняется восприятие времени, ситуации ч-ка становится менее личностными более внушаемым. 1)Сон(ИСС) По Фрейду сон - проявление бессознательного; образы сна символы неудовлетворен. желаний и неудовл. потребностей. Так же исполнение навязчивых желаний. Сны проецируют скрытие желания, скрытые потребности. В реальности мы подавляем желания, а во сне они выстреливают. Сонник по Фрейду: фалли-ческие символы, очевидно ошибиться сложно: ручки, зонты, морковь и т.д.

2) Гипноз:ИСС. Сосотояние, похоже на сон или полусон (т.е.предполагает расслабление мышц, усиление комфорта), вызываемое внушением и сопровождающееся подчинением воли спящего воле усыпающего, а также сам способ такого внушения. 3) Медитация:ИСС. Ограничение внимания на посторониее и усиление концентрации внимания на внутренние органы, на дыхание, на пульсацию тела. Прерывание потока обычных идей, забот. М.-явл-ся формой психотерапии, устранение тревожности, неврозов. М.- трансцендирование, т.е. выход за границы данного сознания, ситуации. Виды М.: а)сосредот,концентрация внимания на звуки, на мантры (божествен.звуки).б) сосредот.на дыхании, на мысли. Поиск истины внутри себя, на внутреннем и внешнем дыхании своего я.в)воспреимчив., концентрация на цветение листков, пение птиц. Н: представление себя листком. Во всех направлениях медитации совершенства Цель одна - открыть "пульс" возможностей человека в "пространстве"...Сознательное и бессознательное: С.-понятие более узкое, чем психика. А с др.стороны псих.процессы бессознательны.Сознательное: человеческая способность идеально воспроизводить действительность в мышлении. С.-высшая форма психического отражения, свойственная человеку и связанная с речью. Бессознательное: 1)По Юнгу. Он считал б/с относятся инстинкты формирующим источником творческой фантазии духа и чувства ценности, к-рое не должно затрачиваться разумом. Он ввел понятие коллективное бессознательное, содержащее архетипы или общечеловеческие первообразы и идеи.

2) По Фрейду: к этой сфере относятся инстинкты, к-рые могут порождать у чел-ка подсознательные желания, эмоции, волевые импульсы, к-рые не входят в сферу сознания. Бессоз-ное познается ч/з сновидения. Сновидения- это королевская дорога, в бессоз-ое. Б/с- это основа личности, к-ры, сознания; б/с- основа психич.энергии.

Структура личности: 1) нижн.часть- это Ид, оно- это психика, связ-ая с физиологией (полностью бессознат-ое). Ид то животное –к-рое всегда в нас (принцип удовольствия). Пример: я хочу спать, немедленно удовлетворить потребности Пример: сексуальные, физиологические). Ид-это отсутствие связей с внешним миром. 2) Эго: ( маторные навыки: езда на велосипеде, речь, письмо) - принцип реальносчти (высматривает возможности удовлетворения потребностей Н:его можно не сейчас); -адаптивно одекватно в отношении внешнего и внутреннего; - Ид всегда связано с нарушением норм, противостояние нормы возникает чувство вины на уровне Его, комплекс вины, чувство греховности. По Фрейду Его – «и вашим, и нашим», м/д Ид и Супер Эго (если очень хочется, то можно, не блокирует а ищет пути решения) 3)супер его (Я): (следование нрав-ым нормам, условным нормам) -нормы, социальные ценности, совесть, нравственные нормы, совесть по Фрейду связана с наказанием, социальные запреты проецируют совестью. Супер Эго наследование традиций, ч/з нормы, усвоенные в семье. Супер его связано с наказанием, у женщин супер его менее выражено (отсутствие фаллоса, жен.менее нравственна, возможность наказания меньше по Фрейду). Современные представления о возникновении сознания:Согласно "человеческой" точке зрениясознание – продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку,а животные обладают не сознанием, а инстинктами. Данная точка зрения была особенно распространена с середины XIX в. до середины XX в. Новейшие научные исследования ставят ее под сомнение: животные руководствуются не только инстинктами; высшим животным (обезьянам, собачьим, кошачьим и др.) свойственны сложные умственные операции, наличие интеллекта, животные обучаемы, видят сны (вращение зрачков, эмоции во сне), имеют склонность к достаточно высокой "социальной" организации с распределением ролей. Правильнее, вероятно, считать, что сознание в различной степени присуще живой природе в целом (в частности, высшим животным), а самый высокий уровень сознания имеет человек.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ВОПРОС 1. Предмет, основной вопрос и соц.функции философии

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИэто вопрос об отношении материального и идеального В разные эпохи в различных философских учениях О В Ф приобретал... Существуют следующие ответы на вопрос о первичности сущности мира и... Материализм материя первична сознание вторично производно от нее т е мир в своей основе материален...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Среди бытия также выделяются.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

УЧЕНИЕ О ДУШЕ
1. Определение души. Душой обла­дает только естественное, а не искусственное тело. Жизнь есть реализация возможностей и целей. Душа есть энтелехия тела. 2.

Платон.
Теория идей:Платон является основателем идеализма. Главными поло­жениями его идеалистического учения являются следующие:*материальные вещи изменчивы, непостоянны и со вре­менем пре

Вера как абсурд Faith
сила и глубина веры определяется ее несоизмеримостью с разумом, величиной ее парадоксальности и абсурда. 7. Вера аксиологическая, ценностная – верим в то, в чем заинтересо

Философская мысль в XI-ХVII вв.
1. Философия Древней Руси. Важнейшим событием, определившим становление русской фи­лософской мысли явилась христианизация Руси (в 988 г.). Дальнейшая

Вопрос 20. Философия психоанализа: З. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг, А. Адлер.
  Психоанализ возник в рамках психиатрии как своеобразный подход к лечению неврозов методом катарсиса или самоочищения. Постепенно из медицинской методики он вырос до уровня философск

ВОПРОС 26.Сущность познания и его структура.
ПОЗНАНИЕ- высшая форма отражения объективной действитель­ности, процесс получения знания (истинного) при взаимодействии челове­ка с окружающим миром. Первоначально П. представляло

Проблема человека в истории философии
1)История познания человека свидетельствует о сложности и противоречивости данной проблемы. Каждая философская концепция (несмотря на опре­деленные недостатки и историче

Философские интерпретации своеобразия общества.
Философское понимание общества состоит в интерпретации общества на основе философских воззрений. Античная интерпретация общества на основе справедливости (идея Платона) как

Авторитарная вера в истории теологии и психологии.
Августин: два пути постижения истины. У истоков авторитарного понимания веры стоит Августин. Он следует как ветхозаветному: «если не поверите, не поймете» [Ис. 7:9], так

Разумная вера в истории теологии и психологии
«Понимать, чтобы верить». И П.Абеляр полагал, что вера в божественный авторитет должна основываться на интеллектуальных началах.

Социальная структура общества.
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА - совокупность относительно устойчивых связей между элементами социальной системы, отражающая ее сущностные характеристики.Важнейшая отличительная особенность

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги