рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ВОПРОС 26.Сущность познания и его структура.

ВОПРОС 26.Сущность познания и его структура. - раздел Философия, ВОПРОС 1. Предмет, основной вопрос и соц.функции философии Познание- Высшая Форма Отражения Объективной Действитель­нос...

ПОЗНАНИЕ- высшая форма отражения объективной действитель­ности, процесс получения знания (истинного) при взаимодействии челове­ка с окружающим миром. Первоначально П. представляло собой одну из сторон практической деятельности, постепенно, в ходе исторического раз­вития оно выделилось в особую деятельность. П. начинается с ощущений - субъективного образа объективного мира, но ими не заканчивается, как считали субъективные идеалисты. П. - это «бесконечно сложный» проти­воречивый процесс взаимосвязи теории и практики, чувств и мышления, истины и заблуждения. Выделяют два уровня П.: чувственное П., осуще­ствляемое с помощью органов чувств; рациональное П., реализуемое с помощью мышления. В рациональном научном П. выделяют эмпириче­ский и теоретический уровни.

СКЕПТИЦИЗМ (от греч. skeptics - озираться, осматриваться) - уче­ние, подвергающее сомнению возможность истинного познания действи­тельности. Как философская концепция возник в IV в. до н.э., в период кризиса античного общества. И в дальнейшем С. возрождается в периоды общественных кризисов. Скептики в качестве доказательства своей пози­ции ссылались на относительность человеческих ощущений: «что одному во вред, другому польза»; «что справедливо для одних, неверно для других» и т.д. Поскольку все относительно, то, чтобы не впасть в ошибку, необходимо воздерживаться от каких-либо суждений. Однако они не могли последовательно провести это положение в жизнь, ведь «ничего не утверждать» - уже есть утверждение. С. в своих крайних формах разрушителен так как ведет к отказу от достижения истины, порождает бездеятельность. С. как необходимый элемент философского мышления сыграл позитивную роль в борьбе с догматизмом, религиозным фанатизмом в истории философии.

АГНОСТИЦИЗМ(от греч. а - «не» (отрицание), gnosis — знание) -учение, отрицающее возможность истинного познания действительности А. не идет дальше ощущений, не признает, что они есть субъективное от­ражение объективного мира. Существует две основных формы А,- юмовского и кантовского толка. Д. Юм утверждал, что единственное, с чем имеет дело исследователь, - это только его ощущения, и если за ними и существует внешний мир, то мы ничего о нем сказать не можем. И. Кант в отличие от Юма признавал существование внешнего объективного мира, но считал, что человек не может получить истинного знания о его сущно­сти, мир остается «вещью в себе», потому что мы способны познать только мир явлений, а не мир сущностей. Между явлением и сущностью предмета нет никакой связи.

КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ(лат. conventio - соглашение) - направление в философии науки, согласно которому в основе научных теорий лежат произвольные соглашения (конвенции), и их выбор регулируется соображениями удобства, простоты, полезности и так далее - критериями, не связанными с понятиями самой теории.

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ- философская позиция, учение, утверждающее принципиальную познавательность мира. Этой по­зиции придерживается большинство философов, как материалистов, так и идеалистов. В основе Г.О. диалектического материализма лежат следую­щие принципы: *объективности существования материального мира; *отражения материальной действительности в человеческом сознании,

*принцип практики, утверждающий, что практика является источником и основой познания, его целью, а также служит критерием истинности зна­ния. Г.О. объективного идеализма основан на принципе тождества объективной действительности, являющейся по своей сущности идеальной, и человеческого сознания. Поэтому у Платона познание есть воспоминание души человека о мире идей.

СУБЪЕКТ— это носитель осознанного, целенаправленного действия (познавательного, преобразовательного, оценивающего и др.). С. – явление многоуровневое. В качестве С. могут выступать: 1) общество; 2) социальная группа, 3)индивид.Объект(предмет)-вообще то, что дано в познании, или на что обращена наша познавательная деятельность. Противоположное ему субъект - мыслящее, чувствующее, желающее "я"; впрочем, это противоположение между О. и субъектом является чисто относительным, так как при обращении на себя познавательной деятельности при самосознании, субъект становится О. В обычном словоупотреблении объективным наз. то, что имеет свое основание в природе вещей, независимо от познающего субъекта.

ИНТУИЦИЯ(от лат. intuition - пристально смотреть) - способность процесс непосредственного постижения истины через целостное схватывание проблемной ситуации без логического выведения и доказательства. Существуют разные виды интуиции: а) чувственная И. выражается в ощущениях, образах, предшествует понятию (например, композитор слышит мелодию, у конструктора внезап­но возникает образ здания и т.д.);

б) интеллектуальнаяИ. есть форма непосредственного схватывания сущности вещей (таблица химических элементов была увидена Д. Менде­леевым вся полностью во сне); в) эмоциональная И. проявляется в эмоционально-априорных актах аксиологического предпочтения, т.е. мы сразу узнаем ценность какого-либо предмета или явления (предмет, человек нам нравится или мы начи­наем беспричинно их опасаться);

г) мистическая И. есть акт озарения, божественного откровения (явле­ние Девы Марии Жанне д'Арк).

ПРАКТИКА- это общественная материальная преобразовательная деятельность людей. Субъектом П. является не отдельный человек, а опре­деленная социальная группа или общность (класс, нация, общество в целом). Сущность П. заключается в преобразовании, изменении существую­щей природной и социальной действительности. Именно в практике проявляется специфически человеческое активное отношение к миру, отличное животного, чисто потребительского отношения. П. выступает как основа познания, его цель и критерий истины (гносеологический подход). В зависимости от объекта П. выделяют следующие ее формы (социологическийподход): *материально-производственная; *социальная (классовая борьба, забастовки, стачки); *научная П.(экспериментальная). П. как- критерий истины всегда несет в себе момент относительности так как определяется историческими условиями, т.е. исторически ограничена.

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ - отражение действительности че­ловеком с помощью мышления, т.е. процесс активного целенаправленного опосредствующего, абстрагирующего и обобщающего отражения существенных свойств и отношений предметов, а также процесса творческого со­зидания новых идей. В Р.П. совершается переход от непосредственно на­блюдаемого, чувственно данного к ненаблюдаемому, к сущности предме­та. Р.П. осуществляется в следующих формах: понятие, суждение, умо­заключение, гипотеза, теория и т.д. Понятие - мысль, фиксирующая общие и существенные признаки предметов и явлений, позволяющие отличать эти предметы от сходных с ними. Каждое П. имеет содержание (совокупность отраженных в нем при­знаков предметов) и объем (множество предметов, имеющих одинаковые признаки). Чем больше объем, т.е. чем более, абстрактный характер у поня­тия, тем беднее его содержание и наоборот (сравните понятия «материя», «природа», «дерево» по соотношению их объема и содержания). Образо­вание П. - это движение познания от конкретно-чувственного к абстракт­но-всеобщему. Суждение - это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо. С. существует в языке в виде высказывания, т.е. определенного способа связи понятий: «золото является металлом», «материя есть объективная реаль­ность». Умозаключение - это рассуждение, т.е. движение мысли от одного или нескольких суждений, называемых посылками, к выводу, т.е. новому суждению, логически вытекающему из посылок. Иначе говоря, У. есть процесс получения нового знания. Связь суждений в У. не произвольна, она есть отражение реальных связей, отношений и взаимодействий пред­метов и явлений.

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ - процесс непосредственного отра­жения человеком изучаемой действительности при помощи органов чувств. Ч.П., или живое созерцание, является начальной ступенью позна­ния и его необходимым компонентом. Ч.П. - это активный творческий процесс непосредственного взаимодействия субъекта и объекта. Здесь зна­ние общего в вещах и единичного существует нераздельно, слитно. Их не­возможно разделить, как нельзя отделить субъективное от объективного. Ч.П. осуществляется в следующих основных формах: ощущение, вос­приятие, представление. Ощущение - это отражение отдельных свойств предметов объектив­ного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств; элементарное, далее психически неразложимое познавательное яв­ление. О. - первичный источник наших знаний, субъективный образ объ­ективного мира. Существует три основных класса О.:

*возникающие при воздействии внешних раздражителей: осязатель­ные, зрительные, слуховые, вибрационные, температурные и т.д.; *органические, сигнализирующие о процессах во внутренней среде ор­ганизма; *кинестетические, отражающие движение и положение органов тела. Восприятие - это целостное отражение непосредственно воздействующих на органы чувств предметов, их свойств и отношений; более вы­сокая, чем ощущения, форма отражения. Представление - образное знание непосредственно не воспринимае-

нами объектов. В основе П. лежат механизмы памяти. Высшая форма продуктивное творческое воображение, фантазия.

Формы познания: ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ - формы научного (рационального) познания и его необходимые компоненты. Различие этих форм научного познания имеет своим основанием, во-первых, различие методов познания. Во-вторых, характер достигаемых результатов. Э.познание непосредственно направлено на объект и опирается на данные наблюдения и эксперимента, это фактофиксирующая деятельность.Т. познание - это познание сущности, осуществляемое на уровне абстракции высоких порядков. Т. и Э. диалектически взаимосвязаны- э следование, выявляя новые данные, ставит перед Т. мышлением новые задачи, стимулируя его развитие. Обогащенное Т. знание ставит перед Э познанием все более сложные задачи.

 

ВОПРОС 27.Проблема истины.

ИСТИНА(истинное знание) - результат, к которому постепенно стремится всякое познание. Способ достижения И. зависит от того, как по­нимается мир и сама И. В обыденном сознании И. - это правильное знание о предмете, верное суждение. В философии понятие И. является ареной борьбы различных философских течений. Можно выделить три основных подхода, понимания И.:

1. И. трактуется как объективное явление, присущее объективной дей­ствительности и независимое от сознания человека. Задача последнего -открыть, обнаружить эту истину, существующую в мире. В объективном идеализме И. есть вечное, вневременное свойство идеальных объектов, мирового разума. Теология утверждает, что Бог есть истина, которая мо­жет быть постигнута человеком только в результате божественного откро­вения.

2. И. понимается как субъективное явление. Этот подход представлен множеством точек зрения:

а) априоризм (И. Кант) - И. есть согласие мышления с самим собой, т.е. с его априорными формами;

б) махизм, неопозитивизм (Б. Рассел) - И. есть соответствие мышле­ния ощущениям человека;

в) конвенционализм (А. Пуанкаре, Р. Карнап) - И. есть результат со­глашения или договора между людьми (например, аксиомы эвклидовой или неэвклидовой геометрии принимаются за истинные);

г) теория общезначимости А.А. Богданова — И. есть результат опыта коллективного сознания (если большинство верит в Бога, значит Бог есть;,

д) прагматизм - И. есть то, что полезно, что приносит пользу (Дьюи) И. - это то, во что лучше верить (Д. Джемс);

е) экзистенциализм различает И. общепринятые, т.е. объективные, и И. личностные. Личностная И. - знание сущности бытия, достигаемое в процессе переживания человеком пограничных ситуаций (на грани жизни и смерти).

3. При диалектическом подходе И. понимается как субъективно-объективное явление. И. не принадлежит только миру объектов и не есть чистый продукт сознания, а есть результат взаимодействия субъекта с объектом. Такое понимание И. идет от Аристотеля, который считал, что И. соответствие наших знаний объекту.

Диалектический материализм определяет И. как адекватное отражение объекта субъектом в форме знания (образа), воспроизводящего предмет таким, как он существует вне и независимо от сознания; И. - есть объ-ктивное содержание человеческого сознания, проверяемое практикой.

Характеристика истинности относится только к знаниям, образам, мыслям человека об изучаемом предмете, но не к самому предмету.

Свойствами И, являются: объективность, процессуальность, конкрет­ность и противоречивость (абсолютная и относительная И.). И. объектив­на так как наши знания о мире не зависят от воли и желания людей в том смысле, что не создаются по их произволу, а определяются познаваемым предметом, его свойствами и отношениями. Положение о том, что Земля вращается вокруг своей оси является И., потому что отражает объективный процесс. Признание объективности И. ориентирует человека на проверку знаний посредством сопоставления их с действительностью с помощью логического доказательства или практически. И. является не застывшим на века результатом, но процессом перехода от одной относительной истины к другой, более полной, в тенденции стремящейся к абсолютной истине. И. всегда конкретна, так как верна только для определенных условий, вне которых превращается в ложь. Конкретность И. — свойство, указывающее ее границы. Суждение «вода кипит при 1000С» истинно лишь при обычных условиях, высоко в горах температура кипения меняется. При нарушении принципа конкретности И. превращается в ложь. Истина абсолютная - это адекватное и полное знание об объекте, ко­торое не может быть опровергнуто в дальнейшем. Вечная или И.А. - это цель, к которой стремится познание. Вечные И. типа: «дважды два будет четыре», «Пушкин убит на дуэли в 1837 г.», «Земля вращается вокруг Солнца» - малочисленны. И.А. составляют фундамент процесса познания. Истина относительная - это адекватное, но неполное знание об объ­екте. В тенденции процесс познания есть движение от одной И.О. к дру­гой, более полной и в конечном итоге к И.А. Основной объем знаний со­ставляют И.О., потому что мир, в котором мы живем, безграничен и бес­конечен и даже маленький атом неисчерпаем. Весь мир, каждый отдель­ный предмет находятся в состоянии постоянного изменения и развития.

 

 

ВОПРОС 28.Проблема человека в философии

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ВОПРОС 1. Предмет, основной вопрос и соц.функции философии

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИэто вопрос об отношении материального и идеального В разные эпохи в различных философских учениях О В Ф приобретал... Существуют следующие ответы на вопрос о первичности сущности мира и... Материализм материя первична сознание вторично производно от нее т е мир в своей основе материален...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ВОПРОС 26.Сущность познания и его структура.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

УЧЕНИЕ О ДУШЕ
1. Определение души. Душой обла­дает только естественное, а не искусственное тело. Жизнь есть реализация возможностей и целей. Душа есть энтелехия тела. 2.

Платон.
Теория идей:Платон является основателем идеализма. Главными поло­жениями его идеалистического учения являются следующие:*материальные вещи изменчивы, непостоянны и со вре­менем пре

Вера как абсурд Faith
сила и глубина веры определяется ее несоизмеримостью с разумом, величиной ее парадоксальности и абсурда. 7. Вера аксиологическая, ценностная – верим в то, в чем заинтересо

Философская мысль в XI-ХVII вв.
1. Философия Древней Руси. Важнейшим событием, определившим становление русской фи­лософской мысли явилась христианизация Руси (в 988 г.). Дальнейшая

Вопрос 20. Философия психоанализа: З. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг, А. Адлер.
  Психоанализ возник в рамках психиатрии как своеобразный подход к лечению неврозов методом катарсиса или самоочищения. Постепенно из медицинской методики он вырос до уровня философск

Среди бытия также выделяются.
Ноуменальное бытие (от слов "ноумен" — вещь сама по себе)-бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны; Феноменальное бытие (о

Проблема человека в истории философии
1)История познания человека свидетельствует о сложности и противоречивости данной проблемы. Каждая философская концепция (несмотря на опре­деленные недостатки и историче

Философские интерпретации своеобразия общества.
Философское понимание общества состоит в интерпретации общества на основе философских воззрений. Античная интерпретация общества на основе справедливости (идея Платона) как

Авторитарная вера в истории теологии и психологии.
Августин: два пути постижения истины. У истоков авторитарного понимания веры стоит Августин. Он следует как ветхозаветному: «если не поверите, не поймете» [Ис. 7:9], так

Разумная вера в истории теологии и психологии
«Понимать, чтобы верить». И П.Абеляр полагал, что вера в божественный авторитет должна основываться на интеллектуальных началах.

Социальная структура общества.
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА - совокупность относительно устойчивых связей между элементами социальной системы, отражающая ее сущностные характеристики.Важнейшая отличительная особенность

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги