Реферат Курсовая Конспект
Тема 1 Введение. Античная мифология - раздел Философия, Тема 1 Введение. Античная Мифология ...
|
Тема 1 Введение. Античная мифология
1. Цель, задачи и структура курса.
2. Понятие об античном обществе, античной культуре античной литературе.
3. Античная мифология:
а) понятие о мифе и мифологии: периоды развития греческой мифологии; своеобразие римской мифологии;
б) мифология как наука; теории мифа; мифологически школа в литературоведении;
в) мифология как свод мифов: категории мифов; цикл мифов:
г) источники сведений об античной мифологии.
Прочитать к лекции:
1. Легенды и сказания Древней Греции и ДревнегоРима / Под ред. А.А.Неихардт. М., 1990.
2. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М.. 1975.
Литература
· Учебники и учебные пособия, энциклопедии и словари в античной литературе.
· Академические школы в русском литературоведении: Сб. статей. Гл. 1. М., 1975.
· Античная цивилизация. М., 1973.
· Античное общество. М., 1967.
· Векер К. Ф. Мифы древнего мира. Саратов, 1995.
· Боннар А. Греческая цивилизация. М.. 1995
· Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996.
· Мелетинский Е.М Поэтика мифа. М., 1995.
· Петрова Н.Ф. Круглый стол "Античный миф и пути его изучения // Филологические науки. 1997. № 5. С. 121-124.
· Радциг С. И. Античная литература: её художественное и историческое значение в связи с общей культурой древних греков и римлян. М., 1962.
· Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. М., 1989.
· Тренчини-Вальдапфель И. Мифология. М., 1959.
Раздел 1 греческая литература
Архаического периода (VII – VI вв до н.э.)
Тема 1.4. Греческий театр
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Занятие № 1 (2 часа)
Тексты и литература
Легенды и сказания Древней Греции и ДревнегоРима / Под ред. А.А. Нейхардт. М., 1990.
Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М. 1975.
Немировский А. И. Мифы Древней Эллады. М. 1992.
Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. М., 1989.
Бекер К.Ф. Мифы древнего мира. Саратов, 1995.
Немировский А.И. Легенды ранней Италии и Рима. М., 1996.
Грейвс Р. Мифы древней Греции. М., 1992.
Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996.
Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1995.
Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. М., 1987, 1988. (см.: Т. 1: «Вступ. статья», статья «Греческая мифология». Т. 2: статья «Римская мифология»).
Мифологический словарь / Под ред. Е.М.Мелетинского. М., 1992.
Мифологический словарь / Сост. М.Н. Ботвинник. М., 1965.
Занятие № 2 (2 часа)
Тексты и литература
Мифы о Троянской войне.
Гомер. Илиада (в пер. А. Гнедича) – полный текст.
Война мышей и лягушек (Батрахомиомахия) - по хрестоматии.
Учебники и учебные пособия по античной литературе.
Белинский В. Г. Разделение поэзии на роды и виды // Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9 т. Т.З. М., 1978.
Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1995. Т.I, гл. I. «Илиада» и гуманизм Гомера.
Гомеровы гимны. М., 1995.
Кравчук А. Троянская война: миф и история. М. 1991.
Лосев А. Ф. Гомер. М., 1996.
Сахарный Н. Л. Гомеровский эпос. М., 1976.
Флоренсов Н. А. Троянская война и поэмы Гомера. М., 1991.
Шталь И. В. Гомеровский эпос. М., 1975.
Шталь И. В. Художественный мир гомеровского эпоса. М., 1983.
Занятие № 3 (2 часа)
Поэма Гомера «Одиссея»
План
1. Особенности сюжета
2. Особенности композиции.
3. Образ Одиссея как идеального эпического героя античности.
4. Образы мифологических персонажей в поэме.
Задание:
1. Прочитайте поэму Гомера «Одиссея» в пер. В.А. Жуковского.
2. Определите особенности композиции поэмы.
3. Выпишите в читательский дневник постоянные эпитеты, характеризующие Одиссея, его речевые и портретные характеристики.
4. Проанализируйте приключения Одиссея и определите ключевые черты (не менее десяти), которые свойственны ему как идеальному эпическому герою античности. Докажите, что указанные вами характеристики действительно свойственны личности Одиссея на конкретных примерах (каждая черта - три-четыре примера).
5. Опираясь на мифологические словари, а также на комментарии к тексту, выпишите в читательский дневник характеристики следующих мифологических персонажей: Эол, Гелиос, феакийцы, сирены, Скилла и Харибда, лотофаги, лестригоны, Цирцея (Кирка), циклопы, Каллипсо, Левкотея.
Тексты и литература
Мифы о Троянской войне
Гомер. Одиссея (в пер. В. Жуковского) - полный текст.
Учебники и учебные пособия, энциклопедии и словари по античной литературе.
Голинкович Т.Н. Читаем Гомера: Одиссея. Песнь I. Комментарий. М., 1996.
Сахарный Н.Л. Гомеровский эпос. М., 1976.
Шталь И. В. «Одиссея» - героическая поэма странствий. М.,1978.
Шталь И. В. Гомеровский эпос. М., 1975.
Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. М., 1983
Занятие № 4 (2 - 4 часа)
Античная лирика.
Традиция литературного «памятника»
Тексты и литература
· Стихотворения Тиртея, Солона, Феогнида, Архилоха, Сапфо,
Алкея, Анакреонта, Алкмана, Пиндара, Вакхилида.
· Тексты стихотворений-«памятников» Солона, Горация, Овидия, Ломоносова, Державина, Пушкина. - Любое издание.
Учебники и учебные пособия, энциклопедии и словари по античной литературе.
Боннар А. Архилох, поэт и гражданин / Греческая цивилизация. М., 1995. Т. I. Гл. IV.
Боннар А. Сафо с Лесбоса – десятая муза. Там же. Гл. V.
Боннар А. Солон и приближение демократии. Там же. Гл. VI.
Боннар А. Пиндар, владыка поэтов и поэт владык. Там же. Т. II. Гл.V.
Гринбаум Н.С Художественный мир античной поэзии:
Творческий поиск Пиндара. М., 1990.
Доватур А.И. Феогнид и его время. Л., 1989.
Алексеев М.П. Стихотворение А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг...» / Алексеев М.П. Пушкин и мировая литература. Л., 1987. С. 236 – 265.
Еремин М. Муза свободы: Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» / Вершины: Книга о выдающихся произведениях русской литературы. М., 1978.
Полонская К. П. Римские поэты эпохи принципата Августа. М., 1963.
Савельева Л. И. Античность в русской поэзии конца XVIII -начала XIX вв. Казань, 1980.
Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная лирика. М., 1967.
Занятие № 5 (2 часа)
Трагедия Эсхила «Прометей прикованный»
План
1. Миф о Прометее и особенности его воплощения в трагедии Эсхила.
2. Особенности образной системы трагедии.
3. Образ Прометея и его идейный смысл. Особенности эсхиловской трактовки образа Прометея по сравнению с трактовкой Гесиода в поэме «Труды и дни».
4. Образ Зевса и его идейное значение. Переосмысление образа Зевса по сравнению с мифами.
5. Образ Гермеса в трагедии и его переосмысление по сравнению с мифами.
6. Общее идейное значение трагедии.
7. Особенности построения трагедии и роль хора в ней.
8. Роль диалога и монолога в трагедии.
Задание:
1. Прочитайте трагедию Эсхила «Прометей прикованный».
2. Определите, на какие два противостоящих друг другу лагеря можно разделить всех героев трагедии?
3. Выпишите в читательский дневник речевые характеристики Прометея: что говорит о себе сам Прометей? Что говорят о нем другие герои: Гермес, Океан, Океаниды, Ио? Сделайте вывод: Какие основные черты воплощает в себе этот герой? Какой идейный смысл заключен в этом образе? Как это соотносится с идейно-политической ситуацией в Афинах в эпоху Эсхила? Сравните идейную трактовку образа Прометея у Эсхила и Гесиода.
4. Выпишите в читательский дневник речевые характеристики Зевса. Как его характеризуют Прометей? Океан? Океаниды? Ио? Гефест? Гермес? Сделайте вывод: Какие основные черты несет в себе этот образ? Какую идею он воплощает? Как и для чего переосмысливает образ Зевса Эсхил по сравнению с традиционными мифами?
5. Выпишите в читательский дневник речевые характеристики Гермеса: Что говорит о нем Прометей? Как характеризует себя сам Гермес? Сделайте вывод, на каких чертах построен этот образ? Какую идею он в себе воплощает? Как и для чего переосмысливает образ Гермеса Эсхил по сравнению с традиционными мифами?
6. Сделайте вывод об общем идейном содержании трагедии и идейной позиции самого автора.
7. Проследите соотношение диалога, монолога, песен хора и действия в трагедии.
8. Выпишите в тетрадь определение следующих понятий: пролог, парод, стасим, эписодий.
Тексты и литература
Миф о Прометее
Эсхил. Прометей прикованный.
Учебники и учебные пособия, энциклопедии и словари по античной литературе.
Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1995. Т.I, Гл. IX: Трагедия, Эсхил, Рок и справедливость
Ярхо В.Н. Античная драма: Технология мастерства. М., 1990.
Ярхо В.Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. М., 1978.
Занятие № 6 (2 - 4 часа)
Трагедии Софокла «Эдип - царь» и «Антигона»
План
1. Трагедия «Эдип-царь». Особенности сюжета трагедии.
2. Образ царя Эдипа, его характеристика и идейное содержание.
3. Эпизод с Тиресием и его значение в трагедии.
4. Роль хора в трагедии «Эдип-царь».
5. Основные идеи трагедии.
6. Драматический конфликт и особенности его решения в трагедии «Антигона».
7. Система действующих лиц в трагедии.
8. Анализ образов Креонта и Антигоны, их идейное значение.
9. Главная идея трагедии.
10. Сравнительная характеристика образов Эдипа-царя (трагедия «Эдип-царь») и Креонта («Антигона»).
Задание:
1. Прочитайте мифы Фиванского цикла по книге Куна Н.А., Немировского А.И. или Нейхардта А.А. (см. литературу к практическому занятию № 1).
2. Прочитайте трагедию Софокла «Эдип-царь».
3. Выпишите в читательский дневник речевые характеристики царя Эдипа. Что говорит о себе царь Эдип? Что говорят о нем другие герои трагедии? Как характеризуется Эдип в песнях хора? Сделайте вывод. Охарактеризуйте Эдипа как человека и как правителя города Фивы.
4. Проанализируйте эпизод с Тиресием в трагедии. Для этого ответьте на вопросы: Кто такой Тиресий в античной мифологии? Для чего Софокл вводит этот образ в трагедию? Какое место занимает эпизод с Тиресием в композиции трагедии? в ее идейном замысле?
5. Внимательно прочитав песни хора, найдите в них и выпишите в читательский дневник основную идею трагедии.
6. Прочитайте трагедию Софокла «Антигона», сделайте выписки, характеризующие главных действующих лиц трагедии: Антигону, Креонта, Исмену, Гемона.
7. Проанализируйте особенности композиции трагедии и характер ее конфликта, ответив на следующие вопросы:
- Какова роль пролога?
- Какова роль агона и коммоса в композиции трагедии, в раскрытии ее конфликта?
- Почему трагедия не заканчивается смертью Антигоны?
- Какие последствия имел для города приказ Креонта?
- Какую позицию в споре Антигоны и Креонта занимают Исмена и Гемон? Какова роль этих персонажей в трагедии Софокла?
- Каково отношение хора к приказу Креонта, к конфликту Антигоны и Креонта?
- Прав ли Гегель, считая Креонта выразителем государственных интересов? («Приказ Креонта в значительной степени оправдан, ибо он продиктован заботой о благе родного города» Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. М., 1968. Т.1.- С. 229). Аргументируйте свой вывод, подтвердив его примерами из трагедии.
8. Найдите в песнях хора и выпишите в тетрадь основную идею трагедии «Антигона».
9. Выпишите в читательский дневник определения следующих понятий: коммос, агон, катарсис.
10. В соответствии с вопросами плана сделайте выписки из указанных ниже статей и монографий.
Тексты и литература
Мифы Фиванского цикла.
Софокл. Эдип-царь. Антигона. – Полные тексты.
Боннар А. Обещание Антигоны // Греческая цивилизация. М., 1995. Т. II. Гл. I.
Боннар А. Софокл и Эдип – ответ Року. Там же. Гл. IV:.
Ярхо В. Н. Античная драма: Технология мастерства. М., 1990.
Ярхо В.Н. Трагедия Софокла «Антигона». М., 1986.
Ярхо В.Н. Трагический театр Софокла // Софокл. Драмы.
М., 1990. С. 467-508.
Занятие № 7 (2 часа)
Трагедии Еврипида «Медея» и «Ипполит»
План
1. Трагедия Еврипида «Медея». Особенности сюжета.
2. Главный конфликт трагедии.
3. Образ Ясона в мифах об аргонавтах и в трагедии Еврипида, его особенности и идейный смысл.
4. Образ Медеи в мифах и в трагедии Еврипида, его идейное значение.
5. Особенности идейного содержания трагедии «Медея».
6. Трагедия «Ипполит». Особенности сюжета и образной системы в трагедии.
7. Образы богов в трагедии и их смысл.
8. «Снижение» героических и божественных образов в трагедиях Еврипида и его смысл.
9. Особенности женских образов в трагедиях Еврипида.
Задание:
1. Прочитайте мифы об аргонавтах по книге Куна Н.А., Немировского А.И. или Нейхардта А.А. (См. список литературы к практическому занятию № 1).
2. Прочитайте трагедию Еврипида «Медея».
3. Сделайте выписки в читательский дневник, характеризующие главных героев трагедии – Ясона и Медею. Сделайте вывод о характере героев, ответив на следующие вопросы: Каковы особенности этих образов? Что в них общего? В чем различие? В чем проявляется «снижение» образа Ясона по сравнению с мифами? Каков смысл этого «снижения»? Каково идейное значение образов Ясона и Медеи»? Выразите собственное отношение к этим образам.
4. Прочитайте трагедию Еврипида «Ипполит». Сделайте в читательский дневник выписки, характеризующие Афродиту и Артемиду, Ипполита и Федру. Сделайте вывод.
5. Проанализируйте идейное содержание трагедии, ответив при этом на вопросы: Для чего вводит Еврипид в трагедию божественные образы? В чем их смысл? Сравните образы Ипполита и Ясона, Медеи и Федры.
6. В соответствии с вопросами плана сделайте выписки из указанных ниже монографий.
Тексты и литература
Мифы об аргонавтах.
Еврипид. Медея. Ипполит. - Полные тексты.
Учебники и учебные пособия, энциклопедии и словари по античной литературе.
Боннар А. Трагическое в «Ифигении в Авлиде». Там же. Гл. II.
Гончарова Т.В. Еврипид. М., 1986.
Ярхо В.Н. Античная драма: Технология мастерства. М.. 1990.
Боннар А. Упадок и искания. Трагедия Еврипида «Медея» // Греческая цивилизация. М., 1995. Т.III. Гл. I.
Занятие № 8 (2-4 часа)
Тексты и литература
Аристофан. Облака.
Менандр. Брюзга (Угрюмец).
Учебники и учебные пособия, энциклопедии и словари по античной литературе.
Боннар А. Смех Аристофана / Греческая цивилизация. М., 1995. Т. II. Гл. VIII.
Боннар А. Загадка Сократа / Там же. Гл. X.
Боннар А. Царство книг. Александрия. Библиотека и Мусейон / Там же. Т. III. Гл. XI.
Гусейнов Г. Ч. Аристофан. М., 1988.
Ярхо В.Н. У истоков европейской комедии. М., 1979.
Занятие № 9
Античный роман (2-4 часа)
План
1. «Греческое возрождение» в античной литературе II в. н.э.
2. Плутарх (ок. 45 – после 120 гг. до н.э.) – греческий писатель периода «греческого возрождения». «Сравнительные жизнеописания» Плутарха: особенности жанра, мастерство художественной биографии, монументальность и психологизм в создании образов. Морализм Плутарха.
3. Греческий роман II в. н.э. Мифологизм в буколическом романе Лонга «Дафнис и Хлоя». Отражение сознания эпохи в романе.
4. Луций Апулей (ок. 125 – ок. 180 гг. до н.э.). Особенности личности и мировоззрения. Роман «Метаморфозы, или Золотой осел»: проблематика и образы, своеобразие жанра, аллегорический смысл сюжета, поэтика контрастов. Отражение кризиса идеологии периода римской античности в романе.
Задание:
1. Прочитайте из «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха: Солон («Солон и Попликола»), «Демосфен и Цицерон», Перикл («Перикл и Фабий Максим»). В соответствии с вопросами плана сделайте соответствующие выписки из текста и научной литературы.
2. Прочитайте роман Лонга «Дафнис и Хлоя» – полный текст.
3. Законспектируйте главу из книги А. Боннара «Греческая цивилизация (Т. III, гл. XVII).
4. Прочитайте роман Апулея «Метаморфозы» - полный текст. В соответствии с вопросами плана сделайте в читательский дневник выписки из текста и научной литературы.
Тексты и литература
Плутарх. Сравнительные жизнеописания.
Лонг. Дафнис и Хлоя.
Апулей. Метаморфозы, или Золотой осел».
* * *
Учебники, энциклопедии и словари по античной литературе.
Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография: К вопросу о месте классика жанра в истории жанра. М., 1973.
Античный роман. М., 1969.
Боннар А. Иные способы бегства от жизни. Город и реалистический мим. Греческий роман. «Дафнис и Хлоя» / Греческая цивилизация. Т. III. Гл. XVII. М., 1995.
Джонс А. Гибель античного мира / Пер. с англ. Т. Горяйновой. Ростов-на-Дону. М., 1997.
Полякова С.В. «Метаморфозы, или Золотой осел» Апулея. М, 1988.
УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕКСТЫ
Особенности новоаттической комедии. Менандр и его комедия “Брюзга”.
Греческий роман I - IV вв. Лонг “Дафнис и Хлоя”.
Зарождение римской литературы. Драматургия Плавта. Анализ комедии “Горшок”. Драматургия Теренция. Комедия “Свекровь”.
27. Творчество Вергилия. Поэма “Энеида” (сюжет, образы Энея и Дидоны).
28. Лирика Горация. “Оды” (К Лидии, Лике, К Вакху, К республике, К лире, К Аполлону, К Августу), ихсоциально-политическая, морально-философская и любовная тематика; Эподы (К римскому народу, К Неэре).
29. Творчество Овидия. Поэма “Метаморфозы” (её содержание, особенности композиции).
Художественная проза в Римской литературе. Апулей и его роман “Метаморфозы, или Золотой осёл”.
Практические занятия для ОЗО
Занятие № 1 (2 часа)
Тексты и литература
Мифы о Троянской войне.
Гомер. Илиада (в пер. А. Гнедича) – полный текст.
Война мышей и лягушек (Батрахомиомахия) - по хрестоматии.
Учебники и учебные пособия по античной литературе.
Белинский В. Г. Разделение поэзии на роды и виды // Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9 т. Т.З. М., 1978.
Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1995. Т.I, гл. I. «Илиада» и гуманизм Гомера.
Гомеровы гимны. М., 1995.
Кравчук А. Троянская война: миф и история. М. 1991.
Лосев А. Ф. Гомер. М., 1996.
Сахарный Н. Л. Гомеровский эпос. М., 1976.
Флоренсов Н. А. Троянская война и поэмы Гомера. М., 1991.
Шталь И. В. Гомеровский эпос. М., 1975.
Шталь И. В. Художественный мир гомеровского эпоса. М., 1983.
Занятие № 2 (2 - 4 часа)
Трагедии Софокла «Эдип - царь» и «Антигона»
План
11. Трагедия «Эдип-царь». Особенности сюжета трагедии.
12. Образ царя Эдипа, его характеристика и идейное содержание.
13. Эпизод с Тиресием и его значение в трагедии.
14. Роль хора в трагедии «Эдип-царь».
15. Основные идеи трагедии.
16. Драматический конфликт и особенности его решения в трагедии «Антигона».
17. Система действующих лиц в трагедии.
18. Анализ образов Креонта и Антигоны, их идейное значение.
19. Главная идея трагедии.
20. Сравнительная характеристика образов Эдипа-царя (трагедия «Эдип-царь») и Креонта («Антигона»).
Задание:
7. Прочитайте мифы Фиванского цикла по книге Куна Н.А., Немировского А.И. или Нейхардта А.А. (см. литературу к практическому занятию № 1).
8. Прочитайте трагедию Софокла «Эдип-царь».
9. Выпишите в читательский дневник речевые характеристики царя Эдипа. Что говорит о себе царь Эдип? Что говорят о нем другие герои трагедии? Как характеризуется Эдип в песнях хора? Сделайте вывод. Охарактеризуйте Эдипа как человека и как правителя города Фивы.
10. Проанализируйте эпизод с Тиресием в трагедии. Для этого ответьте на вопросы: Кто такой Тиресий в античной мифологии? Для чего Софокл вводит этот образ в трагедию? Какое место занимает эпизод с Тиресием в композиции трагедии? в ее идейном замысле?
11. Внимательно прочитав песни хора, найдите в них и выпишите в читательский дневник основную идею трагедии.
12. Прочитайте трагедию Софокла «Антигона», сделайте выписки, характеризующие главных действующих лиц трагедии: Антигону, Креонта, Исмену, Гемона.
7. Проанализируйте особенности композиции трагедии и характер ее конфликта, ответив на следующие вопросы:
- Какова роль пролога?
- Какова роль агона и коммоса в композиции трагедии, в раскрытии ее конфликта?
- Почему трагедия не заканчивается смертью Антигоны?
- Какие последствия имел для города приказ Креонта?
- Какую позицию в споре Антигоны и Креонта занимают Исмена и Гемон? Какова роль этих персонажей в трагедии Софокла?
- Каково отношение хора к приказу Креонта, к конфликту Антигоны и Креонта?
- Прав ли Гегель, считая Креонта выразителем государственных интересов? («Приказ Креонта в значительной степени оправдан, ибо он продиктован заботой о благе родного города» Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. М., 1968. Т.1.- С. 229). Аргументируйте свой вывод, подтвердив его примерами из трагедии.
8. Найдите в песнях хора и выпишите в тетрадь основную идею трагедии «Антигона».
11. Выпишите в читательский дневник определения следующих понятий: коммос, агон, катарсис.
12. В соответствии с вопросами плана сделайте выписки из указанных ниже статей и монографий.
Тексты и литература
Мифы Фиванского цикла.
Софокл. Эдип-царь. Антигона. – Полные тексты.
Боннар А. Обещание Антигоны // Греческая цивилизация. М., 1995. Т. II. Гл. I.
Боннар А. Софокл и Эдип – ответ Року. Там же. Гл. IV:.
Ярхо В. Н. Античная драма: Технология мастерства. М., 1990.
Ярхо В.Н. Трагедия Софокла «Антигона». М., 1986.
Ярхо В.Н. Трагический театр Софокла // Софокл. Драмы.
М., 1990. С. 467-508.
– Конец работы –
Используемые теги: Тема, Введение, античная, мифология0.071
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тема 1 Введение. Античная мифология
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов