Реферат Курсовая Конспект
АНТРОПОЛОГИЯ - раздел Философия, ...
|
О.Т. Коростелева
АНТРОПОЛОГИЯ
Программа курса
и методические рекомендации
для студентов дневной и заочной форм обучения
Барнаул 2007
ББК 28.7
К 686
Рецензент:
д.с.н., проф., зав. кафедрой общей социологии С.И. Григорьев
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры «25» июня 2007 г.
К 686 Коростелева О.Т. Антропология: Программа курса и методические рекомендации для студентов дневной и заочной форм обучения. Барнаул, 2007.
Данное пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделений факультета социологии по специальностям «социология», «социальная работа», «реклама», «информатика в социокультурной сфере», «организация работы с молодежью». Оно разработано на основе курса «Социальная антропология» и содержит в себе программу курса, учебный план, план семинарских занятий, список рекомендуемой литературы и вопросы к экзамену.
Программа разработана в соответствии с федеральным компонентом цикла ОПД.Ф.18 ГОС ВПО второго поколения по специальности 020300 «Социология». Материалы печатаются по целевой программе «Основы качества национального социального образования для России XXI века» Совета по «Социологии и социальной антропологии» УМО по классическому университетскому образованию при МО РФ
ã О.Т. Коростелева,
факультет социологии АлтГУ, 2007
Содержание
Введение. 4
Организационно-методический раздел. 5
Тематический учебный план курса для студентов дневной формы обучения. 6
Тематический учебный план курса для студентов заочной формы обучения. 7
Содержание курса. 8
Учебный план курса. 11
Примерный перечень вопросов для самостоятельной подготовки. 17
Примерные темы курсовых работ. 18
Вопросы к зачету. 19
Учебно-методическое обеспечение курса. 20
Введение
Учебный курс «Антропология» во многом является авторским курсом, адаптированным для чтения студентам-социологам в I семестре дневного обучения. Будучи одним из первых по срокам преподавания в вузе гуманитарным предметом, антропология призвана сыграть важную роль в формировании у студентов базовых знаний о человеке и человеческом обществе, а также устойчивого интереса к центральным проблемам гуманитарной теории и методологии: к проблемам целостности и гармонизации человеческого бытия, диалога, понимания, значения и смысла. Обращение к данным проблемам вносит существенный вклад в реализацию принципа культуроцентричности образования, так как ориентирует студентов на рассмотрение любого аспекта человеческого бытия и любого элемента социальной жизни в герменевтическом, смысловом пространстве культуры, в мире культурных ценностей, значений и смыслов.
Структура курса складывается из трех тематических блоков:
1. Предметно-методологическая специфика социальной антропологии;
2. Проблема социоантропогенеза;
3. Человек и грани его экзистенции в смысловом пространстве бытия.
При чтении курса и проведении семинарских занятий реализуется принцип сочетания серьезного изучения оригинальных работ, принадлежащих классикам социальной антропологии (К. Леви-Стросу, Л. Леви-Брюлю, Дж. Фрэзеру, В. Тэрнеру, Е.М. Мелетинскому, Э. Фромму, Й. Хейзинге, М. Элиаде и др.), с максимально свободным и заинтересованным обсуждением актуальных проблем самореализации и бытия человека в мире. Привлечение достаточно широкого этнографического материала не является самоцелью, а ориентировано в первую очередь на понимание родовой общности людей, принадлежащих к различным типам культур, а следовательно – на преодоление позиции этноцентризма и различных форм национальной нетерпимости. При этом, на наш взгляд, преподавание курса позволяет оптимальным образом учесть диалектику глобального, национального и регионального при изучении человека и общества. Ведь делая объектом своего изучения человека в контексте родной для него культуры (и неизбежно акцентируя момент ее уникальности, неповторимости, исключительности), социальная антропология демонстрирует наличие инвариантных, константных, архетипических форм бытия в мире, которые могут реализоваться и реализуются лишь при условии этнической и региональной уникальности.
Организационно-методический раздел
Курс предназначен для чтения студентам ФС (специальность – «социология», «социальная работа», «реклама», информатика в социокультурной сфере», «организация работы с молодежью») в I семестре.
Цель курса – ознакомление студентов с основными разделами и и проблемами антропологии, что является важнейшей составляющей профессиональной социологической и общегуманитарной подготовки.
Задачи курса:
1. Сформировать у студентов целостное представление о человеке и гранях его экзистенции.
2. Рассмотреть архетипические проявления человеческого бытия в контексте родной для человека культуры.
3. Показать формы и механизмы социального опосредования бытия человека в мире.
Формой проверки усвоения знаний студентами является зачет.
Органичным продолжением данного курса для студентов-социологов должен стать предмет «Социальная антропология», читаемый в 5 семестре дневного и заочного отделений.
Содержание курса
Тема 7. Человек любящий: тема любви в антропологии.
Любовь как способ реализации человеческой экзистенции. Сущность и смысл любви. Формы проявления и типы любви в жизни человека и человечества. Проблемы распада и патологии любви. Культурно-исторические типы семейно-брачных отношений.
Тема 8. Природа и проявления человеческой агрессивности.
Агрессивность как одна из граней человеческой экзистенции. Проблема соотношения биологического и социального, сознательного и бессознательного в агрессивном поведении человека: различные варианты трактовки. Агрессивность «доброкачественная» и «злокачественная» (по Э. Фромму), конструктивная и деструктивная. Проблема контроля и «снятия» агрессии в истории развития человечества. Бинарные оппозиции поведения как архетипическая основа человеческой агрессии.
Тема 10. Проблема смысла жизни в антропологии: варианты постановки и решения.
Проблема понимания, значения и смысла как центральная проблема гуманитарного знания. Основные подходы к проблеме смысла жизни: структурно-функциональный, целевой и ценностный. Трудности, возникающие при данных переходах к смыслу жизни, и пути их разрешения. Жизнь как центральная ценность человеческого бытия.
Тема 11. Человек в современном мире.
Проблема постоянства человеческой природы. Архетипы бытия человека в мире и их социокультурные трансформации. Антропологические дилеммы современности: кризис национальной и личностной самоидентификации; потери и обретения себя человеком XX–XXI вв.
Семинарское занятие
Семинарское занятие
1. Мир повседневности и формирование архетипических бинарных оппозиций.
2. Homo faber: механизмы самореализации и отчуждения человека в труде.
3. Культурно-хозяйственные типы человеческой деятельности.
Литература:
1. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. – М., 1998. – с. 32-56.
2. Марков Б.В. Философская антропология. – СПб., 1997. – с. 116-179; 232-253.
3. Леви-Строс К. Структурная антропология. – М., 1983. – с. 118-146.
4. Бродель Ф. Структура повседневности: возможное и невозможное. – М., 1986.
5. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. – Л., 1983.
6. Бодрийяр Ж. Система вещей. – М., 1995.
7. Элиаде М. Священное и мирское. – М., 1994.
8. Корнев В.В. Система вещей в антропологической перспективе. – Барнаул, 2005.
9. Четырова Л.Б. Социальное конструирование труда. – Самара, 2003.
Тема 5. Homo sapiens в мире культурных значений и смыслов.(Лекции – 2 часа, семинары – 2 часа)
Лекция:
1. Разумность как специфически человеческая черта.
2. Проблема соотношения понятий «рассудок» и «разум», «дух» и «душа».
3. Критерии оценки человеческого интеллекта и духовности.
Литература:
1. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. – М., 1990.
2. Леви-Строс К. Первобытное мышление. – М., 1994.
3. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. – СПб., 1994. – гл. IX.
4. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. – М., 1996.
5. Рабинович В.Л. Ученый человек в средневековой культуре // Наука и культура. – М., 1984.
6. Базаров А.А. «Человек аргументирующий» в культуре средневекового буддийского спора // Социология и социальная антропология. – СПб., 1987.
7. Мусхелишвили Н.Л., Шрейдер Ю.А. Понимаю, ибо абсурдно // Человек – № 6 – 1998.
Тема 6. Человек играющий в смысловом пространстве бытия.
(Лекции – 2 часа, семинары – 2 часа)
Лекция:
1. Различные трактовки игры в современном социогуманитарном знании.
2. Место и роль игры в реализации человеческой свободы и смыслотворчества.
3. Игровой элемент в контексте современной культуры.
Семинарское занятие
1. Различные трактовки игры в современном социогуманитарном знании.
2. Место и роль игры в реализации человеческой свободы и смыслотворчества.
3. Игровой элемент в контексте современной культуры.
Литература:
1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – Л., 1992.
2. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. – М., 1990. – с. 217-304.
3. Хейзинга Й. Homo ludens. Опыт исследования игрового элемента в культуре // Самосознание европейской культуры XX века. – М., 1991.
4. Павлинская Л.Р. Игрушка и мир ребенка в традиционных культурах Сибири // Традиционное воспитание детей у народов Сибири. – Л., 1988.
5. Шарипов Э.И., Кронин С.И. Режиссура социальных игр. – М., 2002.
Тема 7. Человек любящий: тема любви в антропологии.(Лекции – 2 часа, семинары – 4 часа)
Лекция:
1. Любовь как модус бытия человека в мире.
2. Формы проявления и типы любви.
3. Проблема распада любви. Патология любви.
Семинарское занятие
1. Сущность и смысл любви.
2. Формы проявления и типы любви.
3. Проблема распада любви. Патология любви.
Литература:
1. Фромм Э. Искусство любви. М., 1990.
2. Сорокин П.А. Таинственная энергия любви // Социс – 1991 – № 8-9.
3. Стендаль. О любви /Стендаль. Собрание сочинений. М., 1978. Том 7.
4. Эрос. Страсти человеческие. М., 1991.
5. Розин В.М. Любовь и сексуальность в культуре, семье и взглядах на половое воспитание. М., 1999.
6. Бердяев Н.А. Эрос и личность. Философия пола и любви. М., 1989.
7. Кочетков Г. «Прощать ли врага?», Гусейнов А. «Любите врагов ваших» // Наука и религия. – 1992. – № 2.
8. Войтыла К. Любовь и ответственность. М., 1993.
9. Эстес К.П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. – М., 2001.
10. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. – М., 1998.
Тема 8. Природа и проявления человеческой агрессивности (Лекции – 2 часа, семинары – 2 часа)
Лекция:
1. Агрессивность как одна из граней человеческой экзистенции.
2. Виды агрессивности.
3. Проблема контроля и «снятия» агрессии в истории развития человечества.
Семинарское занятие
1. Агрессия как модус бытия человека в мире: предпосылки и архетипические проявления агрессивности.
2. Символы зла в контексте человеческой культуры.
3. Проблема преодоления человеческой агрессии.
Литература:
1. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. – М., 1998. – с. 318-328.
2. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М., 1989. – гл. XIII – XV.
3. Бауэр В., Дюмоц И., Головин С. Энциклопедия символов. – М., 1995. – с. 196-200
4. Абрамян Л.А. Оскорбление и наказание: слово и дело // Этнические стереотипы поведения. – Л., 1985.
5. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности // Социс – № 7 и № 10 – 1992.
6. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. // Вопросы философии – № 5 – 1989.
7. Бекер Дирк. Понятие системного насилия // Проблемы теоретической социологии – С-Пб., 1994.
8. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. – М., 1998. – с. 564-588.
9. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. – М., 1986.
10. Рассел Дж.Б. Мефистофель. Дьявол в современном мире. – СПб., 2002.
Тема 9. Человек перед лицом смерти. (Лекции – 2 часа, семинары – 2 часа)
Лекция:
1. Проблема смерти как одна из центральных проблем человеческой экзистенции: архетипические варианты ее постановки и решения.
2. Мифологические и религиозные представления о смерти и бессмертии.
3. Архетипическая бинарная оппозиция «мир живых и мир мертвых».
Семинарское занятие
1. Проблема смерти как одна из центральных проблем человеческой экзистенции: архетипические варианты ее постановки и решения.
2. Мифологические и религиозные представления о смерти и бессмертии.
3. Герменевтика погребального обряда в культуре различных народов.
Литература:
1. Леви-Брюль Л. Сверхчувственное в первобытном мышлении. – М., 1999. – ч. II, гл. IV.
2. Попов А.А. Душа и смерть по воззрениям нганасанов // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. – Л., 1976.
3. Грачева Г.Н. Человек, смерть и земля мертвых у нганасан // Там же.
4. Антропова В.В. Представления коряков о рождении, болезни и смерти // Там же.
5. Египетская книга мертвых (любое издание).
6. Тибетская книга мертвых (любое издание)
7. Моаканин Р. Психология Юнга и тибетский буддизм. – Томск, 1993. – с. 63-73.
8. Жизнь. Смерть. Воскресение. // Человек – №1 – 1997.
9. Коростелева О.Т., Плахин В.Т. О квазидиалоге в интеллектуальных системах первобытности // Логика и организация диалоговых процессов в интеллектуальных системах. – Новосибирск, 1988.
Тема 10. Проблема смысла жизни в антропологии: варианты постановки и решения (Лекции – 4 часа)
Лекция 1.
1. Проблема понимания, значения и смысла в методологии гуманитарного знания.
2. Системно-функциональный подход к проблеме смысла жизни: возможности и ограничения.
3. Пути выхода человека из статусно-ролевого смысложизненного «тупика».
Лекция 2.
1. Целевой подход к смыслу жизни: соотношение целей и средств их достижения.
2. Ценностный подход к смыслу жизни: проблема утраты и поиска идеалов.
3. Жизнь как высшая ценность и ориентир ценностного смыслотворчества.
Тема 11. Человек в современном мире (Лекции – 2 часа)
Лекция:
1. Проблема исторической и культурной вариативности человеческого бытия.
2. Архетипы человеческого бытия и их современные трансформации.
3. Дилеммы родовой, национальной и личностной самоидентификации современного человека.
Примерный перечень вопросов для самостоятельной подготовки
1.Перспективы создания единой науки о человеке.
2.Специфические признаки человеческого бытия.
3.Человек как творец и творение культуры.
4.Варианты сочетания различных моделей антропогенеза.
5.Борьба идей вокруг эволюционизма.
6.Специфика человеческого общества в сравнении с формами социальности высших животных.
7.Место и роль повседневности в жизни человека.
8.Архетипические бинарные оппозиции освоения мира на уровне повседневности.
9.Проблема существования искусственного интеллекта.
10.«Позитивные» и «негативные» эффекты игрового поведения человека.
11.Соотношение любви и агрессии как модусов человеческого бытия.
12.Проблема степеней свободы для человека любящего.
13.Проблема соотношения доброкачественной и злокачественной агрессии.
14.Проблема примирения человека с неизбежностью смерти.
15.Проблема бессмертия, особенности ее постановки и решения в религиозном, научном и паранаучном сознании.
16.Семантика погребального обряда в культуре различных народов.
17.Пути и возможности преодоления агрессии в современном российском обществе.
18.Проблема смысла жизни в философии, антропологии и социологии.
19.Архетипы человеческого мышления и поведения в контексте массовой культуры современного общества.
Примерные темы курсовых работ
1.Соотношение глобального, национального и индивидуального в человеке.
2.Соотношение социальной антропологии и социологической науки.
3.«Недостающие звенья» в эволюционной цепочке происхождения человека.
4.Связь «мира повседневности» с другими «мирами» смыслового пространства бытия.
5.Особенности взаимодействия современного человека с вещным миром материальной культуры.
6.Тенденции изменения духовного мира человека в эпоху постмодернизма.
7.Игровой элемент в политической культуре.
8.Символы мужского и женского начала в истории культуры.
9.Соотношение «естественного» и «искусственного» в процессе освоения человеком мира.
10.«Сакральное» и «профанное» в архаичной и современной культуре.
11.Механизмы социального обсуждения в архаичном и современном обществе.
12.Агрессивное поведение: биологические и социальные предпосылки.
13.Смысловое пространство бытия: инварианты и культурно-историческая специфика.
14.Разумность и рассудочность в системе ценностей современной культуры.
15.Формы взаимодействия человека с природой: история и современность.
16.Парадоксальность как атрибут бытия человека в мире.
17.Эволюция Homo faber в постиндустриальном обществе.
18.Антропоцентризм как черта русской духовной культуры.
19.Соотношение универсального и индивидуального в человеческом бытии.
20.Современная эпоха как эпоха социально-антропологической напряженности.
– Конец работы –
Используемые теги: антропология0.038
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: АНТРОПОЛОГИЯ
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов