рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философская Антропология

Философская Антропология - раздел Философия,     Проф. Дулуман Е.к. - ...

 

 

Проф. ДУЛУМАН Е.К. -

доктор философских наук,

кандидат богословия.

Т Е М А

Философская Антропология.

 

1. От человека как аксиомы - до человека как загадки .................... 1

2. Проблемы человека в религиозном мировоззрении .................... 3

3. Проблемы человека в истории философской мысли .................... 9

4. О философских попытках определить сущность человека ............... 11

 

5. Специфика человека: ............................. 12

1. Сознание.

2. Труд.

3. Общественная жизнь.

 

6. Структура природы человека: .............................14

1. Природа биологическая.

2. Природа социальная.

3. Природа духовная.

 

7. Природа человека диктует ему смысл его жизни ............... 17

1. Природа биологическая.

2. Природа социальная.

3. Природа духовная.

 

8. Формирование мировоззрения и смысл жизни человека: ............ 20

1. Влияние социальной среды на духовный мир человека.

2. Мир материальный и мир духовный.

3. Место и роль Разума, Чувств и Воли .

9. Воспитание и самовоспитание ................................ 28

10. Мысли великих людей о человеке и смысле его жизни .................. 32

ТЕОРЕМА О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Ключевые слова: Философия. Философская антропология. История философии. Человек. Homo Sapiens. Природа человека. Антропология. Смысл жизни. Воспитание. Самовоспитание. Душа. Психика. Сознание. Разум. Чувства. Воля. Гений. Талант.

Ч Е Л О В Е К

Т Р У Д

(Биологический вид - H o m o S a p i e n s)

П р и р о д а б и о л о г и ч е с к а я

13.5.1. Биологическая природа человека сформировалась на протяжении… В снятом виде возрастающая линия эволюции человека прошла, возвышаясь, такие ступени: австралопитек ( ископаемая южная…

ТЕОРЕМА О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Аксиомы о человеке, его мировоззрении и высшей проблеме мировоззрения.

Чтобы сделать свою жизнь осмысленной.

Жизнь каждого человека имеет тот смысл,

Который он сам в нее вкладывает.

Аттестация нашей жизни: На сколько человек в состоянии самостоятельно вкладывать смысл в содержание своей жизни, на столько он вправе судить…

Мысли о смысле и бессмыслии

  Счастье никому не дается даром. Мы приходим в мир, чтобы за все платить и за…  

ПРИЛОЖЕНИЕ: Религия о смысле жизни.

Проблемы смысла жизни занимают доминирующее по значению место в каждом мировоззрении: индивидуальном и общественном, философском и религиозном... И если это мировоззрение более или менее системно завершено, то в нем всегда есть место для доброжелательных уступок требованиям всех трех сторон структуры природы человека, - уступок природе биологической, уступок природе социальной и уступок природе личностной. Проиллюстрируем это на примере библейского учения о смысле жизни человека. Библейское учение текстуально положено в основу мировоззрения верующих христиан (Ветхий Завет и Новый Завет) и частично - верующих иудеев (Ветхий завет или Танах).

 

Библия о физико-биологическом смысле жизни человека

В Библии, особенно в части Ветхого Завета, имеется много указаний о том, что смысл жизни человека - в удовлетворении своих физико-биологических потребностях и воспроизводстве себе подобных. Именно этот смысл заложен Богом в человека еще в момент его создания.

Так, создав человека, "мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: "Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею" (Бытие, 1:27-28). Для того, чтобы люди выполняли свое предназначение "оплодотворятся и размножаться" Бог дает им "всякую траву, сеющую семья... вам сие будет в пищу" (1:29); Потом Бог насадил для первых людей сад в раю. "И заповедал Господь Бог человеку, говоря: "От всякого дерева ты будешь есть" (2:16). Правда, Бог от людей требует исполнения некоторых его собственных предписаний: не есть плодов из древа познания добра и зла (2:17), а потом приносить ему жертвоприношения, отдыхать в субботний день и тому подобной. Но Библия не говорит о том, что смысл жизни человека в исполнении божьих предписаний. Исполнение предписаний угодно Богу, нравится Ему самому, Богу. Если стать на точку зрения самого Бога, то, выходит, Бог создал людей не столько для того, чтобы сами люди наслаждались радостями своей жизни, но и своим поведением чтобы приносили радость самому Богу, то есть своим поведением люди должны делать жизнь самого бога осмысленной. Бог сделал людей для своих собственных целей, как то мы заводим домашнюю живность, возлагаем на себя заботы об этой живности вовсе не для того, чтобы эта самая живность приобрела смысл своему существованию, а для того, чтобы служила нашему смыслу жизни: снабжала нас яйцами, молоком, мясом, возила нас на своем горбу, перетаскивала тяжести или еще каким-либо образом ублажала нас. Люди от Бога, а домашняя живность от человека взамен своему служению/использованию получает от Бога/человека определенные блага: еду, кров, защиту от хищников, лечение и так далее.

Библия полна наставлений о том, что за послушание Богу люди получают обилие материальных благ, здоровье долголетие, а за нарушение божьих предписаний - караются материально-биологическими недостатками, болезнями, смертью, лишением потомства. Съели люди запрещенный плод из древа познания добра и зла - их изгоняют из рая и осуждают на неприятный труд: "Со скорбью будешь питаться от земли во все дни жизни твоей"; "В поте лица будешь есть хлеб свой"; а в ответ на твой труд земля тебе будет выращивать не зерно, а "терние и волчцы произрастать она тебе" (Бытие, 3:17-19). Забыли Бога и начали молится изготовленному своими руками истукану - Бог приказывает умертвить 30 тысяч израильтян (Исход, глава 32)...

В Новом завете тоже не забыта материально-биологическая природа человека. Христос, например, делает чудеса для того, чтобы насытить голодную толпу людей хлебом и рыбой, исцеляет больных, воскрешает умерших. Апостол Павел говорит: "Никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее" (Ефесянам, 5:29). Исходя из библейских текстов, кальвинисты, пуритане и ряд других протестантских вероисповеданий учили, что материальное благополучие и богатство является видимым свидетельством благоговения Бога к данному человеку. А свидетели Иеговы учат, что в час своего Второго пришествия Иисус Христос уничтожит всех людей и устроит царство божье на земле. В этом царстве свидетели Иеговы будут жить в условиях изобилия материальных благ, без болезней, без смерти в радость себе трудится, жениться, оплодотворятся, рожать детей.

 

Наряду с этим Библия, особенно в ее новозаветной части, резко выступает против того, чтобы человек видел смысл своей жизни в материальных благах. Апостол Павел пишет: "Но скажу вам, братия, что плоть и кров не могут наследовать Царства Божия" (1-ое коринфянам, 15:50). Новый завет резко и недвусмысленно осуждает тех, кто смысл своей жизни видит в удовлетворении своих материально-биологических потребностей: "Они, - пишет апостол Петр, - как бессловесные животные, водимые природою, рождены на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребляться. Они получат возмездие за беззаконие6 ибо они полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами. Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха. Они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию. Это - сыны проклятия... Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы." (1-ое Петра, 2:12-17) А поэтому апостол Иоанн призывает: "Не любите мира, ни того, что мире. Кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире, - это похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Бога пребывает во век." (1-ое Иоанна, 2:15-17). Новый завет призывает людей "обуздывать свою плоть", пренебрегать материально-биологическими потребностями: недоедать, недосыпать, истратить жизнь на вымалывание себе Царства небесного, во имя которого нужно стать нищим, плачущим, преследуемым( Матфея, 5:3-12; Луки 6:20-29); продать свое имущество, раздать его бедным, а самому стать странствующим бомжем (Матфея, 19:21); не жениться и оскопить (кастрировать) себя во имя Царства небесного (19;10-12) и так далее.

Религия о жизни во имя общества, во имя других людей:

Религиозное мировоззрение присуще отдельному человеку, но вместе с тем оно приобретает общественное значение и общественное содержание, становясь таким образом религией. В качестве общественного феномена религия порождается общественным сознанием и отражает последнее, общественное сознание, в своем концептуальном содержании. В принципе, религия не может быть враждебной обществу и общественной природе человека, ибо в противном случае она разрушала бы общественную жизнь и таким образом вела к уничтожению человека. Подчеркнем, что это присуще религии только в самом общем принципе, что вовсе не исключает наличие в той или иной конкретной религии, в тех или иных частностях любой религии антиобщественных идеологических элементов.

В силу сказанного во всех без исключения исторически давних религий именем Бога освящаются основные элементы так называемой общечеловеческой морали, необходимость подчинения личных интересов интересам общественным, интересам других людей; осуждается эгоизм, шкурничество и все то, что разрушает общество и общественную жизнь. Опять проиллюстрируем это на примере библейского учения иудейской и христианской религий.

Ветхий Завет считает еврейский народ народом богоизбранным. Ему Бог дал заповедь: "Люби ближнего твоего, как самого себя" (Левит, 19:18); "Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего" (Исход, 20:16; Второзаконие, 5:20); "не обманывай ближнего" (Левит, 6:2); "не ложись с женою ближнего своего" (Левит, 18:20),"не обижай ближнего", "по правде суди ближнего", "не восставай на жизнь ближнего", "не нарушай межи ближнего", "клевещущего на ближнего изгони вон". Но действие всех эти заповеди ветхозаветный Бог ограничивает рамками своего богоизбранного народа. Именно для этого народа библейский Бог дает заповеди "Не убий", но убивать со всевозможными жестокостями людей других народов этот же Бог называет добродетелью (Числа, 31:1-18; Судей, 6:16;7:2-22; 1-ая царств, 5:8; 2-ая царств, 12:26-31); "Не укради", но советует перед входом из Египта обворовать египтян (Исход, 3:21-22; 11:3; 12:35). Кроме благоденствия библейский Бог постоянно уничтожает свой избранный народ по всякому поводу и без повода: за пляски вокруг золотого тельца приказывает единомышленникам Моисея убить 3.000 единоплеменников (Исход, 32:27-29); за любовь израильтянина к иноплеменнице- мадиамитянке Бог уничтожает 24.000 евреев (Числа, 2:9-9); за неосмотрительность царя Давида - 70.000 (2-фя царств, 24:15). Бог неоднократно приказывает "забивать до смерти стариков, жен и детей", если у них не видно грусти на лицах (Иезекииль, 9:5-6); "каждому убивать брата, сестру и родственников своих" (Исход, 32:27); заставляет народ "есть плоть сыновей своих и плоть дочерей своих" (Левит, 26:29; Второзаконие, 28:53).

В Новом завете устами Иисуса Христа заповеди общественного поведения ветхозаветного Бога распространяются на поведение людей всех народов (Матфея, 7:12; Луки, 6:31). В основе общественного поведения человека, по учению Нового завета должна быть любовь до всех членов коллектива, в том числе и до личных врагов своих. "Ударят тебя по левой щеке, подставь для удара и левую щеку!"; "Любите врагов своих!", "Не противьтесь общественному злу". Высшим показателем любви к обществу и к ближним своим Христос усматривает в готовности умереть за них. " Нет большей любви, чем положить душу за други своя (Иоанн, 15:13). Сам Сын Божий умер из-за безграничной любви к людям. "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына своего единородного, чтобы всякий верующий в него не погиб, но имел жизнь вечную" (Иоанна, 3:16). Причем Иисус Христос принимает смертные муки не по принуждению, а добровольно (Иоанна, 10:18; 1-ое Иоанна, 3:16). Он резко осуждает тех пастырей (общественных руководителей), которые по найму, за деньги, к своей выгоде берутся пасти овец, то есть служить народу. В назидание Христос рассказал своим слушателям такую притчу: "Пастырь добрый жизнь свою полагает за овец своих. А наемник - он не пастырь, потому что ему овцы не свои. И когда он видит приходящего волка, то оставляет овец и убегает. А волк терзает овец и разгоняет их. А наемник убегает, потому что он и есть наемник, которые не заботится об овцах" (Иоанна, 10:11-13).

По рассказам Евангелия от Матфея Иисус Христос на страшном суде будет навечно награждать и навечно наказывать людей по их отношению к ближним своим, то есть к обществу в целом.

Вот что говорит сам Иисус Христос о своем Втором Пришествии и Страшном суде над всеми людьми:

  Когда же придет Сын Человеческий[19] во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей. И соберутся перед Ним все народы, и Он отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов. И поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - пор левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: "Придите, благословенные Отца Моего[20], наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: Ибо алкал Я, и вы дали мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; Был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне". Тогда праведники скажут Ему в ответ: "Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? Или жаждущим и напоили? Или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице. И пришли к тебе?" И Царь скажет им в ответ: "Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев моих меньших, то сделали Мне". Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: "Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный Диаволу и ангелам его. Ибо я алкал, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня. Был странником, не приняли Меня; был наго, и не одели Меня; боле и в темнице, и не посетили Меня". Тогда и они скажут Ему в ответ: "Го-о-о-спо-о-ди! Когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?" Тогда скажет им в ответ: "Истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне". И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную. (Евангелие от Матфея, 25:31-46.)  

 

В книге Деяний святых апостолов рассказывается, что первые христианские общины под руководством непосредственных учеников Иисуса Христа, апостолов, были организованы, как мы сказали бы сейчас, на основах потребительского коммунизма. Принявшие христианство верующие, "душ около триста", "все были вместе и имели все общее" (Деяния, 2:41, 47). А когда принявшие крещение Ананий и Сапфира продали свою землю, но не все деньги "положили к ногам апостолов", то "за утайку " Анания и его жена Сапфира "пали бездыханными... И великий страх объял всю церковь" (Там же, 5:1-11)."

 

Религия о личностном смысле жизни.

Религиозное мировоззрение не оставляет вне своего внимания и личностный аспект смысла жизни человека. Мы не будем сейчас рассматривать место личностного смысла жизни в мировоззрении верующих разных религий. Продолжим рассмотрения этой проблемы на примере христианской религии.

На сколько нам известно, из всех религий мира христианство в вопросах смысла жизни культивирует среди своих последователей наибольшую меру крайнего индивидуализма. Оно учит верующих видеть смысл жизни исключительно в спасении своей души, и только своей души. А спасение души христианская религия истолковывает как вечная жизнь в небесном раю, куда человек всеми фибрами своей души должен стремиться. Во имя спасения своей души, своей личности, человек, по христианскому вероучению, должен пренебречь своими материально-биологическими потребностями. "Какая польза человеку, - говорил Христос, - если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Какой выкуп даст человек за душу свою? (Матфея, 16:26; Марка 8:36-38). Свое учение о смысле жизни Иисус Христос проиллюстрировал такой притчей:

 
 


16. У одного богатого человека был хороший урожай в поле.

17. И он рассуждал сам с собою: "Что мне делать?

Некуда мне собрать плодов моих. "И сказал: "Вот, что сделаю:

сломаю житницы мои и построю большие. И соберу туда

весь хлеб мой и все добро мое.

18. И скажу душе моей: "Душа! Много добра лежит у тебя

на многие годы.Покойся, ешь, пей, веселись."

20. Но Бог сказал ему: "Безумный! В сию ночь душу твою

возьмут у тебя. Кому же достанется то, что ты заготовил?"

(Евангелие от Луки, глава 12).

 

Во имя спасения своей души Новый завет призывает верующих "ненавидеть мир и то, что в мире". Больше того, христианская Библия призывает чуждаться всех тех, кто верит не так как они. "Кто не с нами тот против нас", - говорил Иисус Христос (Матфея, 12:30). Обращаясь к своим последователям Христос рекомендовал спасать свою душу даже ценой ненависти ко всем ближним. Он говорил: "Не всякий Меня достоин. (То есть, не всякий спасет свою душу, не всякий попадет в небесный рай, не всяким сможет прожить осмысленную жизнь. -Е.Д.) Меня достоин только тот, кто возненавидит отца своего и мать свою и всех ближних своих ради имени моего. А кто любит отца или мать, жену или детей, братьев или сестер или кого-нибудь из ближних больше, нежели Меня, тот Меня не достоин" (Луки, 14:26,33; 18:29-30; 12:51-53; Матфея, н8:21-22; 10:37; 23:9).

Мы привели всю палитру христианского учения о смысле жизни. Как видим, в нем, как и в любом типе мировоззрения, находят свое положительное и отрицательное решения те смысложизненные проблемы, которые диктуются всеми составными тройственной природы человека: природы биологической, природы социальной и природы личностной (духовно-нравственной). А выбор конкретных ответов на смысл жизни каждый верующий и каждое христианское вероисповедание находят свои. И своему выбору в текстах Библии всегда находят подтверждение. Таким образом, Библия только отобразила противоречивость ответов на смысл жизни, но так и оставила выбор конкретного ответа за верующим, за церковью, за вероисповеданием.

* * *

Наряду с изложенным выше в каждой религии непременно указывается, что смысл жизни человека заключается исключительно в служении Богу, в выполнении всех его предписаний. Так в трактате современного мусульманского богослова Абу Аля Аль-Маудуди пишется: "По своей природе и предназначению человек - раб Аллаха, и его единственная функция в этом мире заключается в поклонении Аллаху и исполнении Его приказаний. Человеческая жизнь имеет смысл только в том случае, если она полностью посвящена поклонению и служению Аллаху. Сам человек не имеет права определят путь своего служения и поклонения Аллаху, поскольку это функция самого Аллаха, который создал человека и сделал его своим рабом... Человек отвечает перед Господом за все добрые и злые поступки в этом мире... Смысл жизни заключается в ’в стремлении человека к лицу Всевышнего Господа и в получении Его милости’. Это именно тот критерий, по которому этическая система Ислама оценивает все действия человека как добрые, так и злые. Подобное определение дает человеку ориентир, которым человек руководствуется в своей жизни." (Абу Аля Аль-Маудуди. Образ жизни в исламе, стр. 9) Аналогичными заявлениями наполнен текст Библии и все христианские трактаты. Правда, вчитавшись в содержание тех требований, в которых излагается сущность самого служения Богу, мы всегда можем обнаружить в них замаскированные смысложизненные идеалы тройственной природы человека: природы физико-биологической, природы социальной и природы личностной.

 

Проф. ДУЛУМАН Е.К. –

доктор философских наук,

кандидат богословия.

 

Смысл жизни:

(Ответ на письмо)

 

Боятся надо не смерти, а пустой жизни

    Посетитель «А-сайта» Евгений КАРСАКОВ, «наткнувшись» в Интернете на статью «Теорема о смысле жизни», прислал ее автору…

– Конец работы –

Используемые теги: Философская, антропология0.049

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философская Антропология

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ...

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ... Методическое пособие для студентов...

Философская антропология
На сайте allrefs.net читайте: Философская антропология.

Философская антропология
на самостоятельное рассмотрение... Обратить внимание на следующие вопросы... Тема любви в античной философии виды любви в понимании древних греков...

Философская антропология и гносеология
В связи с тем, что человек не является лишь объектом, не есть нечто постоянное и заданное исключительно природой, обществом, Богом, то философская… Ощущение  отражение свойств предметов и процессов, возникающее в… Любой предмет обладает множеством самых различных свойств, и человек воспринимает их не разрозненно, а как единое…

Философская антропология. Введение для изучающих психологию
Эти вопросы занимали Платона и Аристотеля, как и морально-философский вопрос о том, что есть хорошая жизнь, eudamonia.Наряду с теориями… Отмеченные подходы к пониманию человека, появившиеся еще до рождества… В 1501 году лейпцигский магистр Магнус Хундт опубликовал книгу под названием «Anthropologium de hominis dignitate,…

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ВВЕДЕНИЕ ДЛЯ ИЗУЧАЮЩИХ ПСИХОЛОГИЮ
На сайте allrefs.net читайте: "ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ВВЕДЕНИЕ ДЛЯ ИЗУЧАЮЩИХ ПСИХОЛОГИЮ"

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
http www agnuz info library books anthropology...

Предмет философии в ее истории. Специфика философского знания. Структура философского знания и его функции
Специфика философского знания Основная специфика философского знания заключается в его двойственности так как оно имеет очень много общего с... Структура философского знания и его функции Ф знание имеет определенную... Плюрализм философского знания и его предпосылки Плюрализм от лат pluralis множественный позиция согласно...

Философская антропология в 20 веке
Литература Введение В ХХ веке произошло становление специальной отрасли философского знания, которая сложилась в Германии в 20-е годы и занимается… В 1928 году М.Шелер писал Вопросы Что есть человек и каково его положение в… Поэтому, по мнению Шелера, философская антропология - это наука о метафизическом происхождении человека, о его…

0.052
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • М 25 Философская антропология: очерки истории и теории / Оформление обложки А. Олексенко, С Шапиро. — СПб.: Издательство Лань, 1997 — 384 с M... Б В МАРКОВ... М Философская антропология очерки истории и теории Оформление обложки А Олексенко С Шапиро СПб...
  • Философская антропология на самостоятельное рассмотрение... Обратить внимание на следующие вопросы... Тема любви в античной философии...
  • Персонализм - философское течение XIX века Основоположниками американского Персонализма явились Б. Боун, Дж. Ройс; их последователи - У. Хокинг, М. Калкинс, Э. Брайтмен, Э. Кент, Д. Райт, П.… Принципу идеалистического монизма и панлогизма гегелевского толка в… Личность превращается в фундаментальную онтологическую категорию, основное проявление бытия, в котором волевая…
  • Неотомизм - философская школа в католицизме В первый период развития Неотомизма усилия его последователей были направлены главным образом на систематическое изложение учения.Были созданы… В 20-е и 30-е гг. 20 в. активно разрабатываются проблемы неотомистской… Неотомизм резко противостоит как материализму, так и субъективному идеализму.Он претендует на универсализм,…
  • Бытие, материя, созанние, как исходные философские категории Решается этот вопрос и в том смысле, что обе неразрывные стороны лежащего в его основе противоречивого отношения (как бытие, так и сознание) в… И. Кант явно ошибался, считая, что мир как целое не дан человеку в опыте. Мир… Именно чувственно-предметная деятельности позволяет обосновать возможность взгляда на мир со стороны, т.е. обосновать…