рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

П р и р о д а б и о л о г и ч е с к а я

П р и р о д а б и о л о г и ч е с к а я - раздел Философия, Философская Антропология   ...

 


13.5.1. Биологическая природа человека сформировалась на протяжении длительного, в 2,5 миллиарда лет, эволюционного развития от сине-зеленых водорослей до Homo Sapiens. В 1974 году английский профессор Лики обнаружил в Эфиопии остатки австралопитека, который жил 3,3 миллиона лет тому назад. От этого далёкого предка происходят современные гоминиды: человекообразные обезьяны и люди.

В снятом виде возрастающая линия эволюции человека прошла, возвышаясь, такие ступени: австралопитек ( ископаемая южная обезьяна, 3.3 миллиона лет тому назад) - питекантроп (обезьяночеловек, 1 миллион лет тому назад) - синантроп (ископаемый "китайский человек", 500 тысяч лет) - неандерталец (100 тысяч лет) - кроманьонец (Homo Sapiens ископаемый, 40 тысяч лет) - человек современный (20 тыс. лет тому назад). При этом надо учитывать, что наши биологические предки появлялись не один за другим, а длительное время выделялись и жили вместе со своими предшественниками. Так, достоверно установлено, что кроманьонец жил вместе с неандертальцем и даже ... охотился на него. Кроманьонец, таким образом, был своеобразным каннибалом - съедал своего ближайшего сородича, предка.

 

 

Графически эволюцию человека можно изобразить так:

 

 

       
   
 
 

 


Человекообразные

обезьяны Человек современный

       
 
   
 


Человек ископаемый


Неандерталец


Синантроп

Питекантроп


Австралопитек

 

 

За показателями биологического приспособления к природе человек значительно уступает подавляющему большинству представителей животного мира. Если человека возвратить в животный мир, - он потерпит катастрофическое поражение в конкурентной борьбе за существование (по Дарвину: Stragle for life - борьба за жизнь, борьба за выживание) и сможет проживать только в узкой географической полосе своего возникновения - в тропиках, по обе стороны близко к экватору. У человека нет тёплой шерсти, у него слабые зубы, вместо когтей - слабые ногти, неустойчивая вертикальная походка на двух ногах, предрасположенность ко многим заболеваниям, деградированная иммунная система...

Превосходство над животными биологически обеспечивается человеку только наличием у него коры головного мозга, чего ни у одного животного нет. Кора головного мозга состоит из 14 миллиардов нейронов, функционирование которых служит материальной основой духовной жизни человека - его сознания, способностей к труду и к жизни в обществе. Кора головного мозга с избытком обеспечивает простор для бесконечного духовного роста и развития человека и общества. Достаточно сказать, что на сегодня за всю свою долгую жизнь человека в лучшем случае включается в работу только 1 миллиард - всего 7%! - нейронов.. а остальные 13 миллиардов - 93%! - остаются неиспользованным "серым веществом".

В биологической природе человека генетически закладывается общее состояние здоровья и долголетие; темперамент, который бывает одним из четырёх возможных типов: холерический, сангвинистический, меланхолический и флегматический; таланты и склонности. При этом следует учесть, что каждый человек - это биологически не повторный организм, структуры его клеток и молекул ДНК (генов). Подсчитано, что нас, людей, на Земле за 40 тысяч лет родилось и умерло 95 миллиардов, среди которых не было хотя бы одного второго идентичного.

Биологическая природа - это та единственная реальная основа, на которой рождается и существует человек. Каждый отдельный индивид, каждый человек существует с того времени и до тех пор, пока существует и живёт его биологическая природа. Но со всей своей биологической природой человек принадлежит животному миру. И рождается человек только как животный вид Homo Sapiens; рождается не человеком, а только кандидатом на человека. Новорождённому биологическому существу Homo Sapiens ещё только предстоит стать человеком в полном смысле этого слова. Становление человека происходит путём социализации новорождённого, то есть, если оперировать изложенными нами выше категориями, на основе биологической природы приобретать природу социальную.


13.5.2. Описание социальной природы человека начнём с определения общества. Общество - это объединение людей для совместного производства, распределения и потребления материальных и духовных благ; для воспроизводства рода своего и своего образа жизни. Такое объединение осуществляется, как и в животном мире, для поддержания (в интересах) индивидуального существования особи и для воспроизводства Homo Sapiens как биологического вида. Но в отличие от животных поведение человека - как существа, которому присуще сознание и способность к труду - в коллективе себе подобных управляется не инстинктами, а общественным мнением. В процессе усвоения элементов общественной жизни кандидат на человека превращается в настоящего человека. Процесс приобретения новорожденным элементов общественной жизни называется социализацией человека.

Только в обществе и от общества человек приобретает свою общественную природу. В обществе человек усваивает человеческое поведение, руководствуясь при этом не инстинктами, а общественным мнением; в обществе обуздываются зоологические инстинкты; в обществе человек усваивает выработанный в данном обществе язык, обычаи и традиции; здесь же человек воспринимает накопленный обществом опыт производства и производственных отношений...

Сейчас необходимо только подчеркнуть, что в философии, начиная с Аристотеля, общественная природа считалась не столько составной, сколько ведущей в структуре человека. Некоторые последователи Маркса, например, сущность человека видели только и исключительно в его общественной природе. В подтверждение своих утверждений они, так званные марксисты, приводили целый набор цитат из произведений Маркса и Энгельса. Вот эти гвоздевые цитаты: Сущность человека - это "не её абстрактная физическая природа, а его социальные качества" (Маркс).[15] "Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному человеку. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений"(Маркс).[16] Исходя их этих цитат и подобных цитат, утверждалось, что марксизм определяет человека как совокупность общественных отношений.

Но такое цитирование и такой подход к определению сущности человека страдает однобокостью. Никто не станет отрицать атрибутивности (неотъемлемой сущности) социальной природы человека. Но в структуре природы человека такая же атрибутивность принадлежит биологической и духовной природам в определении сущности человека. К тому ж Маркс и Энгельс вовсе не замыкались на социальной природе человека. Вот несколько их высказываний: "Человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа... он... наделён природными силами, жизненными силами, являясь деятельным природным существом; эти силы существуют в нём в виде задатков и способностей, в виде влечений" (т.42, стр.162-163); Мы, люди, "нашей плотью, кровью и мозгом принадлежим природе и находимся внутри её" (т.20, стр. 496). "Мы должны исходить из "Я", из эмпирического, телесного индивида, но не для того, чтобы застрять на этом... а чтобы от него подняться к человеку" (т.27, стр. 12).


13.5.3. Духовная (нравственно-духовная) природа человека. Биологическая природа человека в условиях социальной жизни способствуют превращению его в человека, биологического индивида - в личность. Существует множество определений личности, выделения её признаков и характеристик. Личность - это совокупность духовного мира человека в неразрывной связи с его биологической природой в процессе общественной жизнедеятельности. Личность - это существо, которое со знанием дела (сознательно) принимает решения и несёт ответственность за свои поступки и поведение. Содержанием личности человека является его духовный мир , центральное место в котором занимает мировоззрение.

Духовный мир человека непосредственно порождается в процессе деятельности его психики. А в психике человека различаются три составные части: Ум. Чувства и Воля. Следовательно, в духовном мире человека нет ничего другого, кроме элементов интеллектуальной и эмоциональной деятельности и волевых побуждений.

Соотношение Разума, Чувства и Воли того или иного человека при тех или иных условиях неоднозначно. Указанные три элемента психики находятся между собой в диалектической связи. При полном совпадении разума, чувств и воли наступает коллапс: у человека нет внутренних духовных противоречий. Он что думает, то и чувствует, так и действует - полная внутренняя гармония... идиота. У нормального человека между разумом чувствами и волей постоянно существует некоторая несогласованность. И пока мы "балансируем" между этим составными психики, до тех пор мы и живём духовно. При полной же разбалансировке между умом, чувствами и волей, когда мы одно понимаем, другое чувствуем а в разлад с первым и другим действуем, наступает распад духовного мира человека, распад (раздвоение) личности. Нормальные люди как бы балансируют на натянутом канате между идиотом и распадом личности. Учитывая всё это, известный австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейд говорил: "Каждый человек - психопат. Разница между людьми в этом отношении заключается только в том, что одни знают, что они психопаты, а другие и не подозревают об этом".

 

13.8. Природа человека диктует ему смысл его жизни.

Человек - единственное в мире существо, которое мучится вопросами смысла жизни и ищет его. Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил: "Возьмите любого человека, удовлетворите все его потребности, но лишите его смысла жизни - и вы увидите, каким жалким он будет".

Вопрос смысла жизни касается каждого человека. Мы как бы приходим в мир, что бы найти ответ на этот, как говорил Генрих Гейне, проклятый вопрос и прожить осмысленную жизнь. Найти и прожить! Но не только осмысленная жизнь, но и сам ответ на вопрос об осмысленной жизни зависит не только от того или иного конкретного человека. Он решается и осуществляется под влиянием необозримого количества материальных и духовных факторов как объективного , так и субъективного характера. И никто, кроме самого человека, не может за него решить этой "проклятой" проблемы... Могут помочь, способствовать, мешать, лишать, но решение - всегда лично за человеком, последствия его личных решений ложатся лично на данного человека. Но... Но... Но вопрос о смысле жизни не является таким, который полностью отдано на субъективное рассуждение и вкусы каждой отдельной личности. Без личности вопрос о смысле жизни не решается, но и сама личность его не решает, не всё в этой области зависит от личности. Вот такова ситуация с проблемой смысла жизни, решение которой ложится на плечи конкретного человека. Ложится-то ложится, но возлагать эту проблему только на отдельную личность человека... нельзя. Воистину, как говорится в известной народной мудрости: и хочется, и колется и мамочка не велит.

Значительная, хоть не вся, часть теоретических и практических ответов на вопрос о смысле жизни стихийно задаётся человеку его природой, структурными элементами этой природы. Рассмотрим всё это по порядку.


13.7.1. Биологическую природу человек наследовал от животного мира. А биологическая природа от каждого животного существа неуклонно требует, чтобы оно, родившись, удовлетворяло свои биологические потребности: ело, пило, росло, мужало, созревало и - воспроизводило себе подобное, чтобы воссоздать свой род. Воссоздать свой род, - вот для чего рождается, приходит в мир, индивид животного! А для того, чтобы воссоздать свой род, вернёмся к началу предыдущего предложения, родившееся животное должно есть, пить, возрастать, мужать, созревать, чтобы быть способным заниматься воспроизводством. Осуществив заложенное биологической природой, животное существо должно обеспечить плодоносность своего потомства и... умереть. Умереть, чтобы продолжал существовать род. Животное рождается, живёт и умирает ради продолжения своего рода. И больше никакого смысла жизнь животного не имеет. Этот же смысл жизни вложен биологической природой и в жизнь человека. Человек, родившись, должен получить от своих предков всё необходимое для своего существования, роста, возмужания, а возмужав, - воспроизвести себе подобного, родить ребёнка. Счастье родителей - в их детях. Смыл их жизни - родить детей. А если они детей иметь не будут, их счастье в этом плане будет ущербно. Они не испытают естественного счастья от оплодотворения, рождения, воспитания, общения с детьми, не испытают счастья от счастья детей. Воспитав и пустив в свет детей, родители со временем должны ... освободить место для других. Должны умереть. И никакой биологической трагедии здесь нет. Это естественный конец биологического существования любого биологического индивида. В животном мире множество примеров того, что после завершения биологического цикла развития и обеспечения воспроизводства потомков, родители умирают. Бабочка-однодневка выходить из куколки только для того, чтобы оплодотворившись и отложив яички - сразу же умереть. У неё, бабочки-однодневки, нет даже органов питания. Самка паука-крестовика после оплодотворения съедает своего мужа, чтобы белками тела "своего возлюбленного" дать жизнь оплодотворенному семени. Однолетние растения после выращивания семян своего потомства спокойно помирают на корню... И у человека биологически заложена его смерть. Смерть для человека биологически трагическая только в том случае, когда его жизнь прерывается преждевременно, до завершения биологического цикла. Не вишне заметить, что биологически жизнь человека запрограммирована в среднем на 150 лет. А поэтому смерть в 70-90 лет тоже может считаться преждевременной. Если человек исчерпывает генетически определённое ему время жизни, смерть ему становиться так же желанной, как и сон после трудового дня. С этой точки зрения, "цель человеческого существования заключается в прохождении нормального цикла жизни, приводящего к потере жизненного инстинкта и к безболезненной старости, примиряющейся со смертью". Таким образом, биологическая природа навязывает человеку смысл его жизни в поддержании своего существования для воспроизводства рода человеческого для воспроизводства Homo Sapiens.

13.7.2. Социальная природа также навязывает человеку критерии для определения смысла его жизни.

Из-за причин зоологического несовершенства отдельный человек в отрыве от коллектива себе подобных не может ни поддерживать свое существования, ни тем более завершить биологический цикл своего развития и воспроизвести потомство. А человеческий коллектив - это общество со всеми присущими только ему параметрами. Только общество обеспечивает существование человека и как индивида, личности, и как биологического вида. Люди и живут обществом прежде всего для того, чтобы биологически выжить каждому в отдельности и всему человеческому роду вообще. Общество, а не отдельный индивид, является единственным гарантом существования человека как биологического вида Homo Sapiens. Только общество накопляет, сохраняет и передаёт следующим поколениям опыт борьбы человека за выживания, опыт борьбы за существования (Stragle for Life). Отсюда, для сохранения и вида и отдельного индивида (личности) необходимо сохранять общество этого индивида (личности). Следовательно, для каждого отдельного человека с точки зрения его природы общество имеет большее значение, нежели он сам, отдельный человек. Вот почему даже на уровне биологических интересов смысл жизни человека заключается в том, чтобы беречь общество больше, чем свою собственную, отдельную, жизнь. Даже в том случае, если во имя сохранения данного, своего, общества необходимо пожертвовать своей личной жизнью.

Кроме гарантий сохранения рода человеческого общество сверх этого даёт каждому своему члену ряд других, невиданный в животном мире преимуществ. Так, как мы уже отмечали выше, только в обществе новорождённый биологический кандидат на человека становиться настоящим человеком. В следующей теме мы более подробно рассмотрим особенности общества и его роль в жизни каждого отдельного человека. Здесь же, в заключение, скажем, что социальная природа человека диктует ему видеть смысл своего, отдельного человека, существования в служении обществу, другим людям вплоть до самопожертвования на благо общества, других людей.


13.7.3. Духовно-нравственная природа человека по признакам и филогенезу и онтогенезу произрастает сначала на основе биологической, а затем и социальной. По своему происхождению духовно-нравственная природа человека вторична по отношению к его, человека, природе социальной и уже третья - по отношению к природе биологической. Но только на духовно-нравственном уровне начинает функционировать высший продукт эволюции природы - появляется дух. После того, как человеку обеспечено согласно естественным потребностям все необходимое для нормального свершения его биологического цикла, а также состоялась социализация личности в результате усвоения ею достаточных материальных и духовных богатства своего общества, только после этого начинает проявлять себя духовно-нравственная природа человека. Человек становится личностью в полном смысле этого слова. Отныне он имеет только ему присуще мировоззрение, чётко видит себя в мире, осознаёт свою уникальность и неповторимость. На таком самом высоком уровне своего очеловечивания, созревания, человек в состоянии поставить перед собой, и неизбежно начинает ставить вопрос о смысле своего собственного существования.

Если биологическая природа человека диктует смысл жизни человека своими зоологическими факторами, а его социальна природа диктует ему смысл жизнь самим местом человека в обществе, то духовно-нравственная природа уже не имеет каких-либо внешних факторов, принудительно диктующих человеку ответ на вопрос о смысле его жизни. Здесь действуют факторы духовного содержания. А дух, как мы уже знаем, "плоти и костей не имеет" (Иисус Христос. Евангелие от Луки, 24:39), то есть не имеют материального содержания. Это, во-первых. А во-вторых. Они действуют не изо вне личности человека, а из самого духовного мира человека, - исходят и действуют из его собственного внутреннего мира.

Дух - это свобода. В мечтах (то есть - в духе) человек, будучи рабом, может видеть осуществление смысла своей жизни в том, чтобы быть царём; будучи малограмотным, - стать великим учёным; будучи калекой - олимпийским чемпионом по легкой атлетике; будучи уродом, - видеть себя Василисой Прекрасной; безбожником - мечтать о чине епископа, папы римского или, даже, стать самим Господом Богом. А что? На красивую мечту про себя запрета нет! Вообще, в процессе поиска смысла своей жизни человек, как правило, хочет стать не тем, чем он есть в данный момент. В поисках смысла жизни мы всегда тянемся всё вперед и выше. Всегда - вперёд, всегда - выше...

 

13.8. Формирование мировоззрения и смысл жизни человека.

Реализация смысла жизни человека предопределяется и зависит от трех составных: биологических предпосылок, общества, в котором протекает жизнедеятельность человека и от личных качеств самого человека. А поскольку реализация смысла жизни, как мы уже знаем, - это реализация в жизни человека смысложизненных идеалов, которые в концентрированной форме выражают мировоззрение человека, то мы будем рассматривать реализацию смысла жизни человека в органической связи с процессом формирования мировоззрения человека. При этом мы не только будем опираться на уже сказанное, но и повторять его.

По своему происхождению и функциям мировоззрение не является чем-то самодостаточным, то есть не есть чем-то таким, что возникает из ничего и функционирует не зависимо ото всего, процесс его формирования и характер появления имеют свои причины, их становление неразрывно связано с становлением самого человека. А сама личность мировоззренчески развивается под влиянием трёх факторов: 1. Естественно-биологического; 2. Социального; 3. Личностного. Начнём с рассмотрения влияния на формирование мировоззрение человека, прежде всего, - фактора социального.


13.8.1. Новорождённый "кандидат на человека" становится человеком, прежде всего, путём усвоения разных элементов общественной жизни. Вместе с элементами общественной жизни "кандидат на человека" усваивает наличные в обществе те или иные типы мировоззрения. Подчеркнём, что именно общество во всем его многообразии является главным фактором формирования и типа мировоззрения и типа личности. Возьмём, к примеру, людей с религиозным мировоззрением. Рождённый в Турции наиболее вероятно станет мусульманином, рождённый в Бирме - буддистом, в Индии - индуистом, а в России, Украине, Белоруссии - православным.

Правда, на новорождённого общество действует не непосредственно, а через его семью, ближайшее окружение, или, как говорят социологи, через микросреду, которое для новорождённого является всем обществом, всем "общественным бытием", которое всегда определяет общественное сознание. Если семья или микросреда, в которую попал новорождённый, имеет какие-то специфические мировоззренческие отличия, то они, как правило, стают мировоззренческими отличиями и "кандидата на человека". Как показывают социологические исследования, на Украине сейчас 80% баптистов, адвентистов, иеговистов, атеистов и все 100% иудеев и старообрядцев выходят из семей баптистов, адвентистов, иеговистов, атеистов, иудаистов и старообрядцев. В этом плане общество и микросреда действуют на формирование мировоззрения человека почти что с силой естественного закона.

Наряду с семьей и микросредой огромное влияние на формирование мировоззрения человека оказывает воспитание ребёнка, подростка, юноши. Оно осуществляется системой семейного, общественного и государственного воспитания через детские ясли и садики, школу, детские и юношеские (пионерские, скаутские) организации. Именно здесь закладываются основы общения личности, выработка общественных идеалов, формируется идеал смысла жизни, идеал героизма, самопожертвования.

Ещё большее влияние на формирование того или иного типа мировоззрения оказывает социальное положение человека. Социальное положение рабочего, бизнесмена, служащего, крестьянина; а также более узко - инженера, военного, санитара, курьера, менеджера, студента, железнодорожника, агронома, учителя, шахтёра и так далее диктует каждому свои социальные интересы, которые вытекают из их социального положения и места в обществе. На эти социальные интересы, как бы на стержень, нанизываются все личностные вкусы, привычки, стремления и действия. Всё, что защищает, выражает социальные интересы нанизывается на этот стержень и удерживается на нём. На стержень социальных интересов и для выражения их нанизываются также разные элементы мировоззрения. Таким образом, мировоззрение, не зависимо от его истинности или ошибочности, всегда у личности имеет резко выраженный социальный характер. Исходя из своего социального положения человек, всегда принимает одни элементы мировоззрения и отбрасывает другие; к одним положениям мировоззрения чувствует симпатии, а к другим - отвращение. Изменение социального положения сплошь и рядом ведёт к изменению мировоззренческих ориентиров человека. При чём, это касается не только перехода из одного классового положения - рабочего, работодателя, крестьянина, служащего, - но и изменения всякого конкретного социального положения человека. Сегодня я - рядовой студент группы, а завтра - староста всего потока курса; сегодня я - профессор, а завтра - заведующий кафедрой. Соответственно завтра у меня станут другие взгляды на дисциплину студентов на курсе, преподавателей на кафедре, чем они есть у меня сейчас.

Важным социальным фактором формирования мировоззрения является время и национальные особенности общества, к которому принадлежит человек. У людей 21 столетия мировоззрение не то, каким оно было у людей периода средневековья; у нас не то, которое имеют современные африканский племена тутси и хутто, или у жителей американского штата Аризона. Национальные черты мировоззрения, не зависимо от национального осознания, формируются ещё в период детства. В национальных особенностях мировоззрения воплощается определенное понимание иерархии ценностей, особенности истолкования и оценки большинства смысложизненных идеалов. Это проявляется, прежде всего, в формировании бытового поведения и вкусов, фиксируется в колорите языка. Усваивая язык, ребёнок вместе с ней усваивает всю целостную культуру своего народа. Не случайно говорится: "Сколько ты знаешь языков, столько раз ты человек", В языке, в речи наиболее полно воплощается вся духовная жизнь нации, народа.

Как видим, в обществе существует несколько важных факторов, влияющих на формирование типа мировоззрения. Что же касается факторов, так сказать, индивидуального плана, то их тоже несколько. Это обусловлено как природой, так и социальной многоплановостью самой личности человека. Обратимся сначала к данным самой природе психологических составных личности человека.


13.8.2. Благодаря полученным от природы особенностям своей психики человек в состоянии отразить и понять всё разнообразие окружающей действительности и в тоже время не свести всю свою духовную жизнь к отражению и познанию. В результате - духовный, субъективный мир человека, а вернее: всего человечества такой же неисчерпаем, как неисчерпаемым есть и мир материальный, объективный. Таким образом, для человека существует мир материальный и мир духовный, как два качественно различные, но оба мира - безграничные и неисчерпаемые по своему содержанию и объёму. Правда, в мире материальном есть то, что ещё не нашло своего отражения в мире духовном. Но все это полностью компенсируется тем, что в духовном мире есть то, чего нет и не может быть в мире материальном, а именно - продуктов фантазии, художественного творчества, в том числе и заблуждений.

Какими же факторами создаётся всё это неисчерпаемое богатство духовного мира?


13.8.3 Ещё доисторическим людям на степени их мифологического мировоззрения было известно, что причиной всего этого является что-то, которое находится в самом человеке. Это "что-то" они назвали душой, по-гречески - псюхэ. Платон (427-347) путём чисто философского размышления сделал величайшее научное открытие. Он установил, что психика (душа) человека состоит из трёх частей: Разума, Чувств и Воли. Весь духовный мир человека рождается именно его Разумом, его Чувствами и его Волей. Не смотря на неисчислимое разнообразие духовного мира, его неисчерпаемость, в нём, в самом деле, нет ничего другого, кроме проявлений интеллектуальных, эмоциональных и волевых элементов.

Платон, будучи великим педагогом, который учитывал состояние и уровень духовного развития своих современников, своё открытие описал в виде мифа. Душа, писал он в своих диалогах - это колесница, в которою впряжено Разум и Чувства, а управляет ими Воля. Когда Разум , оторвавшись от земного, слишком забирается в небесные высоты, то Воля осаждает его, возвращая к реальности; когда же чувства, отяжелев, стремятся слишком опустится в земное, похотливое, воля удерживает и повышает их. Вся колесница (душа, вся жизнь человека) движется в том направление, которое ей указывает воля. Платон прав, когда говорит о трёхсоставности "души", но он ошибается, когда руководителем всей души назначает Волю. У разных людей руководящее место занимает разные элементы его психики. У одних - чувства, в других - разум, у третьих - воля. Но верховенство той или иной стороны психики и у разных людей и в разные моменты жизни бывают разные.

Что же касается мировоззрения, то Разум, Чувства и Воля, каждый из них, играют в нём свою важнейшую и неповторимую роль. Какую именно? Остановимся на это вкратце.

Разум снабжает духовный мир человека сознанием, представлениями, знаниями, концепциями, - то есть, всем тем, что выражается словом. Особенно важное значение в процессе формирования и функционирования сознания имеют знания мировоззренческие. В них находят своё выражение осознанные человеком свои собственные элементы мировоззрения. Другими словами, разум помогает человеку осознать своё собственное видения мира и своего места в этом мире. Это, во-первых. А во-вторых, только с помощью разума мы можем знакомится с теми мировоззренческими знаниями, которые выработаны всем человечеством, моим народом, моими родственниками, моей семьёй и находить там ответы на вопросы мировоззрения, которые ещё не выработаны моим собственным сознанием. Усвоения таким образом мировоззренческих знаний - наиболее эффективный способ выработки своего собственного мировоззрения. Если эти знания убеждают человека или становятся доказательными для него, то они превращаются в элементы собственного мировоззрения личности. Следует подчеркнуть, что без мировоззренческих знаний нет и цельного, твёрдого мировоззрения.

Но не следует переоценивать роль разума и мировоззренческих знаний . Можно, к примеру, знать марксизм и не быть марксистом, знать религию и не быть верующим. Для того, чтобы разделять то или иное мировоззрение, его надо не только знать. В мире нет таких типов мировоззрения, познакомившись с которым, человек неизбежно принял бы его за своё, стал его сторонником. В отличие от научных знаний, мировоззренческие знания не навязываются человеку силой своей доказательности. Такой научной доказательности мировоззренческие знания не имеют. К примеру, зная географию, геологию и астрономию, то, будь я трижды верующим христианином, я уже не смогу разделять библейские представления о плоской и неподвижной, на столбах, земле, которая покрыта хрустальным куполом ("фирмаментом" как написано в латинском тексте Библии), а вынужден буду согласится с тем, что она, земля, имеет форму шара, висит в безвоздушном пространстве, вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. Что же касается мировоззренческих знаний, то они, повторяем, такой принудительной силой убедительности не обладают. Это хорошо просматривается на примере важнейшего исторического события всего 20-го столетия. Вот это событие.

В. И. Ленин сказал: "Учение Маркса всесильно, ибо оно верно. Оно полно и стройно, давая людям цельное мировоззрение". Исходя со слов Ленина о всесилие марксизма в силу своей правдивости, Иосиф Висарионович решил было сделать весь советский народ марксистами. Он по-видимому считал, что для этого будет достаточно ознакомить всех с учением марксизма. Если оно верно, а у Сталина на этот счёт не было ни грана сомнения, то оно, как и научные знания, будет навязываться людям силой научной убедительности. С этой целью была организована сеть марксистского мировоззренческого воспитания, через которую пропустили всё население страны. В школах действовали пионерские организации, которые готовили кандидатов в марксисты. Молодёжь, кроме поголовного вовлечения в комсомол, пропустили через сеть комсомольского образования, где их учили марксизму. На каждом предприятии и в каждом учреждении работали партийный школы, которые обучали марксизму всё трудоспособное население. В старших классах общеобразовательных школ, в техникумах и вузах основным обществоведческим предметом был марксизм-ленинизм. Без знаний марксизма-ленинизма не выдавался документ об окончании средней школы, о получении высшего образования. В результате всё взрослое население СССР хорошо знало марксизм. Несомненно, значительную часть населения страны марксизм убеждал и они разделали принципы марксистского мировоззрения. Но большинство советских людей, зная марксизм, было безразличным или даже враждебным марксистскому мировоззрению. Последнее хорошо засвидетельствовано временем, которое наступило сразу же после горбачевской "перестройки" общественного строя. Марксистские знания и активных деятелей перестройки, и большинства людей страны не мешало им ломать, громить марксизм и всё то общественное строение, которое было воздвигнуто на идейных основах марксизма-ленинизма.

Мы не касаемся здесь вопроса о мере истинности или ошибочности марксистского мировоззрения. Один из виднейших советских диссидентов, крупнейший знаток марксизма Александр Зиновьев говорил о том, что КППС предлагала массам одно из наиболее мощных и правдивых типов мировоззрения. Но пример "перестройки" и последовавших за ней событий показывает, что нельзя одним изучением (по-нашему, влиянием на разум и через разум) мировоззрения навязать людям это мировоззрение даже в том случае, если оно и будет наиболее верным мировоззрением современности. Мы привели пример с марксистским мировоззрением. Но аналогичные примеры можно привести и по отношению к другим типам мировоззрений. Так, в царской России христианское православное мировоззрение на протяжении столетий навязывалось подданным с большим старанием, чем марксизм в годы советской власти. Но революционные события 1905-1907 и 1917 годов, а ещё в большей мере в последующие годы, показали полную несостоятельность этого мировоззрения среди простых, одурачиваемых религиозным мировоззрением, масс. Ведь на местах сбрасывали колокола, разрушали храмы, издевались над религиозной атрибутикой не командированные в каждый церковный приход комиссары, а местное, некогда православное население. Да и комиссары были не кем иным, как воспитываемые некогда в духе православия людьми. Сталин, Микоян - воспитанники духовных семинарий. Отказавшийся от религии Иллиодор, поп Гапон были за распутинщины известными религиозными мракобесами... Таких же последствий следует ожидать от повсеместно навязываемого сейчас политическими демагогами через все средства массовой пропаганды религии и исключения из них здравого смысла и атеистического мировоззрения.

Мировоззренческие знания имеют принудительную убедительность только в их отрицательном значении. То есть, они не могут только через разум принудительно утверждаться, но могут принудительно (помимо желания самого человека) разрушаться; действием только на разум можно разрушить имеющееся у человека мировоззрение. Если, например, человек узнает или ему докажут, что Бога нет, - он уже не сможет быть верующим человеком; если узнает ошибочность марксизма - не сможет разделять марксистского мировоззрения. Здесь неуклонно действует психологический закон: человек никогда не может разделять взгляды, ошибочность которых ему известна. Галилея, например, принудили публично и в письменной форме отректись от учения об обращения земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Он публично и на коленях прочитал своё отречения, но когда поднялся с колен, то произнёс: "А всё ж таки она вертится!".

Итак, в насаждении мировоззренческих знаний пропаганда этих знаний не всесильна, но в опровержении мировоззренческих знания контрпропаганда всесильна, если она оперирует хотя бы частично правдивыми знаниями. А поскольку в мировоззрении всегда есть недоступный для науки остаток знаний (Мир предположений и Мир должного), то в мире не было и никогда не будет такого мировоззрения, частности которого нельзя было подвергнуть убедительной, разгромной критике. В этом неопровержимая сила контрпропаганды фашизма против антифашизма и антифашизма против фашизма, антикоммунизма против коммунизма и коммунизма против антикоммунизма, верующих против атеистов и атеистов против верующих, оптимистов против пессимистов и пессимистов против оптимистов и так далее. Здесь выигрывает тот, кто сможет, сумеет, удосужится донести свою контрпропаганду по назначению.

Важное место в формировании, функционировании и характере мировоззрения принадлежитчувствам. Чувства более адекватно и более глубоко показывают сущность человека. Личность скорее является не такой, как она мыслит, а такой, как она чувствует. Разум может хитрить: знать и не принимать, знать и искать обходные пути... Не смотря на свою уникальность в животном мире и превосходство над животным миром, разум сплошь и рядом является слугой Фигаро и нашего величия, и нашей низменности. Он служит и нашим возвышенным стремлениям и нашему низменному эгоизму; и нашей храбрости, и нашей трусости... "Фигаро - там, Фигаро - здесь" Не случайно немецкий богослов и реформатор Мартин Лютер говорил: "Разум - это потаскуха Диавола!" Усилия разума нередко направляются на то, чтобы замаскировать личность человека, выдать его не за то, чем он есть на самом деле. А чувства выражают человека наиболее непосредственно и наиболее искренне. И то, что засело в чувствах, сильнее того, что сидит в разуме. Более того, сам разум сплошь и рядом усваивает мировоззренческие - как и всякие! - знания под диктат чувств. Анатоль Франс как-то говорил: "Для того, чтобы знания усваивались, они должны поедаться с аппетитом". Мы, все без исключения, в школе лучше всего знали те предметы, преподавателя которых любили, который нам нравился. Следовательно, и мировоззренческие знания (миропонимание) входят до состава моего мировоззрения тогда, когда они задели мои чувства и осели в них, стали моим мирочувствованием.

Много мировоззренческих элементов входят в личность человека не через парадную сознания, не через разум, а в обход разума, путём внушения, и только потом, овладев нами, завоёвывают ( возможно, - в последнюю очередь) наш разум, внедряются в нём. В детстве львиная часть будущего мировоззрения личности просто внушается нам путём повторения, повышением голоса, интонацией, подражанием. Общество внушает нам свои мировоззренческие принципы своими публичными действиями: митингами, фестивалями, ритуалами, требованием единогласия и так далее. Всё это внешние воздействия на внутренний мир, прежде всего на чувства человека. Иногда эти воздействия на чувства воплощаются в броские и бессмысленные лозунги типа: "Бей жидов, спасай Россию!" (И каким это образом избиение жидов будет спасать России от голода, пьянства, безалаберности, тирании?); "У советских собственная гордость, на буржуем смотрим свысока!" (И в чём содержание этой гордости? И почему именно "свысока"?), "Коммуняку - на гиляку!" (Во имя чего "на гиляку"? А если коммуняка - это мой друг, соратник, родитель? На гиляку и - разговорчики там в строю прекратить!); "Умом Россию не понять!" ( А чем ещё можно что-то понимать?)

Кроме внешнего внушения важную роль в укреплении мировоззрение имеет самовнушение. Лучшим примером этому может служить мировоззрение верующих. Религиозное мировоззрение вообще не может удерживаться у верующего без постоянно внушения и самовнушения. Дело в том, что разум даже на уровне здравого смысла опровергает мировоззрение исторически давних (и наиболее массовых) религии, видит их несостоятельность и отбрасывает его. А поэтому религии нужно постоянно ослеплять проблески разума, подчиняя его чувствам. Именно для этого существуют богослужения, которые с точки рассматриваемого нами вопроса есть ни чем иным как коллективным внушением религиозного мировоззрения. Индивидуальные молитвы к которым настойчиво побуждают верующих их пастыри, являются ни чем иным, как самовнушением себе религиозного мировоззрения. Именно результат такого самовнушения через моление говорил поэт:

  М О Л И Т В А В минуту жизни трудную, Теснится ль в сердце грусть, Одну молитву чудную Твержу я наизусть.   Есть сила благодатная В созвучьях слов живых, И дышит непонятная Святая прелесть в них.   С души как бремя скатится, Сомненья далеко, - И вериться, и плачется, И так легко, легко. М.Ю. Лермонтов.  

Религиозная практика - это наиболее яркий пример внушения и самовнушения религиозного мировоззрение через чувства человека. Если мировоззрение прочно засело в чувства, его трудно поколебать даже самыми убедительными опровержениями разума. Так, например, как отмечалось в специальном исследования, современные католики знают о темных делах инквизиции, о примитивности библейских сообщений, о порочности пап - наместников Сына божьего на земле, о преследовании церковью науки и учёных... Знают! Но католиками быть не перестают!

Внушение и самовнушение присущи - хотя и в меньшей мере - не только религиозному, но и другим типам мировоззрения, в том числе и атеистическому. Без внушения и самовнушения нет самоутверждения человека, нет взаимопонимания между людьми, нет нормального взаимообщения между ними. А поэтому то, что мы сказали о мировоззрении католиков, примерно то же, хотя и совершенно в другом ракурсе, можно сказать о мировоззрении коммунистов. Современные коммунисты СНГ хорошо знают о преступлениях большевиков, осуждают тоталитаризм коммунистического режима, но коммунистами быть не перестают!

И наконец, несколько слов о волевых моментах в мировоззрении.

Мы уже знаем, что мировоззрение является духовной основой волевых мотивов деятельности человека. Социальная ценность мировоззрения заключается именно в том, что оно побуждает человека к социально положительным поступками или воздержанию от социально вредных. Исходя из этого, много философов, педагогов, политических деятелей, учёных утверждают, что действия человека - это выход, материализация мировоззрения человека; что о мировоззрении человека надо судить только по его поступкам, по его делам. И всё это верно. Но верно только с одной стороны. Дело в том, что воля не только даёт выход мировоззрению, материализуется в поступках человека. Но наряду с этим воля выступает также важным - если не важнейшим! - фактором формирования самого мировоззрения, сама есть частью этого мировоззрения.

Мировоззренческие положения стают принадлежностью человека не только и не столько в следствие их изучения или симпатий к ним, а в следствие исполнения в своём собственном поведении требований того или иного мировоззрения. Если я, к примеру, будучи не религиозным человеком, приму приглашение друзей стать крёстным их ребёнка и снести его в церковь для крещения, а потом этого ребёнка подготовлю к принятию первого причастия, начну с этим ребёнком регулярно ходить в церковь, принимать участие в церковных празднествах, исполнять религиозные обряды и всячески демонстрировать - пусть даже лицемерно! - свою приверженность какой-то церкви или секте, начну отмечать религиозные праздники и обряды в своей обыденной жизни, - то со временем я обнаружу себя вполне верующим человеком. Общечеловеческая мудрость говорит: "Примеры учат, а поступки - влекут!"

С психологической точки зрения мировоззренческие принципы легче всего усваиваются волей через подражание, действия, принуждение, а не их изучением или прочувствованием. Конечно, слепое подражание другим у выполнении мировоззренческих требований, как и принудительное навязывание их человеку помимо его сознания и желания, всегда достойно осуждения... Но не скажите, не скажите!.. Нередко только принуждение (Делай, не рассуждая, только так и не делай такого-то!) или слепое подражание (Делай, как я; давай будем делать, как все!) нередко оказывается наиболее эффективным средством воспитания и, особенно, перевоспитания личности человека. Ведь именно такими методами ведётся воспитание и перевоспитания людей в системе пенитенциарных[17] учреждения всего мира. Об этом же свидетельствует анализ духовного единства и возвышенного энтузиазма масс в условиях крестовых походов, публичных сожжений еретиков и ведьм[18], диктаторских режимов Гитлера, Сталина, Ким Ир Сена, Саддама Хусейна...

Или ещё один военно-педагогический пример. В какой-то специализированной воинской части по рекомендации учёных обязательно нужно было включать в рацион питания свиное мясо. Когда эту рекомендацию начали проводить в жизнь, то оказалось, что солдаты из евреев и арабов отказывались есть мясо из-за своих религиозных мировоззренческих убеждениям. Нам, христианизованным славянам, мясо лошадей, деликатесы из змей да лягушек, семечки из кузнечиков тоже отвратительны. Не так ли? А почему? Не трудно выявить в этом влияние иудео-христианского мировоззрения. Но вернёмся к американским солдатам. Их начальство совместно с учёными решило провести эксперимент на тему: "Каким образом легче всего ломать мировоззренческие стереотипы и насаждать другие". Для эксперимента отобрали две группы по 30 подопытных солдат. Одну группу отдали профессорам, которые читали им лекции о незаменимой полезности для человеческого организма свиного мяса и сала. Лучшие профессора лучшим образом читали тематические лекции, проводили с солдатами семинарские занятия. Все 30 человек усвоили материал спецкурса, только на "отлично" и "хорошо" сдали экзамены, но после этого свиное мясо и сало начал есть только два солдата; три-пять из них попробовали свинину во время семинарских занятий. Остальные ских занятий, так и после завершения "образования" свинину есть не стали. хорошо знали всё о свинине, но в рот её как до обучения, так и во время семинар

Другую группу в 30 солдат отдали сержанту для решения той же задачи: приучить своих подчинённых есть свинину. Сержант не читал им никаких лекций о пользе поедания свинины, а в первый же день своего шефства над ними утречком погнал их на усиленные профессиональные занятия: бегать, прыгать, ползать, копать, выжиматься. И везде - до предела. На обед он привёл их в столовую, где им предложили... свинину. Все 30 солдат поголовно отказались есть свинину. "Ах вот как ! Так это вы - вот так!" - возмутился до посинения сержант и кликнул со стороны роту солдат. Те набросились на несчастных подопытных коллег и начали насильственно запихивать им в рот свинину. Бедные "кролики" сопротивлялись, падали в обморок, рвали от препротивной, нечистой и гадкой свинины. Как только окончилось отведённое на обед время, сержант скомандовал: "Встать! Обед окончен!" и повёл солдат на очередные военные занятия. На ужин операция со свининой повторилась... Прошло отведенных на эксперимент 30 дней. 26 подопытных сержанту солдат ели свинину, 18 из них - с удовольствием; два - заболели и были помещены в лазарет, а два умудрялись все 30 дней питаться только хлебом и компотом. После завершения эксперимента 18 солдат у сержанта приучились без всяких мировоззренческих помех питаться свининой, 8 могли её есть в случае необходимости и только 4 не изменили своей мировоззренческой установки.

Вот вам эффективность рационального и волевого влияния на формирование и перестройку мировоззренческих ориентиров человека.

Уникально важное значение имеют волевые моменты личности в деле её самовоспитания. Если мы указываем на великих людей, которые прожили осмысленную жизнь, то следует помнить: великие люди - это люди, которые сделали сами себя. В США всех значительных бизнесменов, политических деятелей, спортсменов, артистов называют Selfmaking men, - людьми, которые сделали себя сами. Такими в самом деле есть екс-президент Джордж Буш и его два сына, компьютерный магнат Билл Гейтс, бывший президент Франклин Рузвельт. миллиардер Карнеги, основатель транснациональной компании Форд. Гейтс и Рузвельт, к примеру, не имеют высшего образования; обоим для своей захватывающей жизни хватило 3 курсов Гарвардского Университета.

В процессе формирования мировоззрения личность человека не пассивный, а активный участник этого процесса. Общество и общественное положение, в самом деле, диктуют, навязывают человеку определённые взгляды, но за человеком всегда остаётся право активного выбора и активного непринятия предлагаемого. Видный итальянский гуманист периода Возрождения Эней Пико дела Мирандолла (1463-1494) писал: "Помни, что ты - достойный ваятель самого себя!" Неопровержимый, точный и в тоже время осмотрительный Гегель замечает, что человеку "присуще стремление реализовать самого себя через самого себя, определить свою субъективность в объективном мире и таким образом реализовать себя". К. Маркс и Ф. Энгельс писали: "Призвание, назначение, задача всякого человека - всесторонне развивать свои способности безотносительно к какой бы то ни было заранее установленной мерке". Авторы этой фразы имели в виду, что нет такой границы, дальше которой не должен идти, развиваться, дерзать человек.

 

13.9. Воспитание и самовоспитание.

Без своих собственных волевых усилий человек не может реализовать себя - прожить осмысленную жизнь, быть счастливым. Ибо нет такой педагогики, нет и не было такой школы, вообще - такой науки, которая бы заменила самостоятельную работу человека над сами собой.

Напомним, что природа-матушка щедро одарила нас физическими и духовными данными, для того чтобы мы могли реализовать себя в жизни, прожить жизнью счастливого человека, Человека с большой буквы. Она, природа, дала нам кору головного мозга, благодаря функциям которой мы имеем возможность жить как люди, осознаём себя, обогащаемся духовно, проявляем свои таланты. В коре головного мозга, напомним, имеется 14 миллиардов нейронов, готовых работать на нас. Но на протяжении всей жизни мы используем их в среднем только на 7% (только 1 миллиард из 14), а 93% ( все 13! из 14 миллиардов) так и пускаются в дело. Это всё равно, что, имея прекрасно оборудованный дом на 14 комнат, мы за всю свою жизнь обжили только одну комнату в нём, а в остальные 13 даже не заглядывали. 13 миллиардов нейронов мы так и не запустили в движение. А если бы запустили, если бы использовали кроме 1 миллиарда ещё и все 13 миллиардов? Если бы использовали... Если бы использовали, то человек мог бы знать все современные науки; всех людей, которых он в своей жизни хотя бы мельком, на 2-3 секунды, увидел, услышал... Отсюда совет: не экономьте "серое вещество", его в нашей голове огромное излишество.

Далее. Современная психология и педагогика установила, что каждый биологически и физиологически здоровый новорождённый приходит в мир с зародышами нескольких талантов (В народе справедливо говорится, что не талантливых людей нет), а каждый десятитысячный - потенциальный гений. К сожалению, преобладающее большинство талантов и гениев так себя и не проявили - прожили блеклую жизнь. Во всей истории человечества, по подсчётам специалистов, было всего-навсего 400 реализованных гениев. Только 400 из почти 100 миллиардов рождённых людей на земле показали нам, на что способен каждый десятитысячный человек. Если бы, к примеру, потенциальные гении населения Украины реализовали себя, то сейчас в ней было бы 5 тысяч гениев, в 12,5 раз больше, чем было гениев во всей истории всего человечества. Но все эти от природы гении и таланты не проявили себя прежде всего из-за социальных условий. И дело здесь не только в отсутствии благоприятных социальных условия для того, чтобы каждый потенциальный гений стал гением реальным. Общество на протяжении веков и не способствовало проявлению всех гениальностей, и душило эти гениальности в зародыше, и - обратите внимание - не нуждалось в таком большом количестве гениев, ибо постоянно было не в состоянии реализовать (понять, воспринять, воплотить в жизнь) все их гениальные прозрения.

Ещё больше гениев и талантов задушено в себе самим человеком. Природа щедро сеет зёрна гениев и талантов, но произрастить их - это дело полностью каждого из нас. Большинство же из нас старается не над тем, чтобы прорастить посеянные в нас природой элитные зёрна, а над тем, чтобы поглубже и понадёжнее утопить их в болоте безделья или тщетных забот. Причём, проращивать в себе имеющиеся в себе от природы семена талантов никогда не поздно. Вот, в Кемерово, например, 40 лет своей жизни честно трудился стрелочником Кондрат Селиванов. В 60 лет вышел на пенсию и попробовал что-то там нарисовать... К 80 годам своей жизни он стал всемирно известным художником так называемого Наиву. Когда ему исполнилось 84 года (это было в 1990 году) журналисты спросили его: "В чём секрет Вашего успеха?" Селиванов ответил: "У каждого человека имеется своё нутро. Оно, как звоночек: если его зацепить, то оно обязательно зазвучит." Мы привели пример из жизни старого человека, а у молодого человека его "Нутро" всегда на поверхности, его и искать не нужно; и звоночек - не один, а несколько звоночков громогласно посылают свои сигналы.

Исключительно важное значение в формировании личности человека имеет период детства. Именно за это время формируется то, что на всю жизнь остаётся тем самым человеком. Все другое в жизни человека будет накладываться на тот фундамент личности, который заложено в детстве. Учёные считают, что личность "кандидата на человека" закладывается на протяжении первых 5-7 лет жизни. После этого личность человека только обогащается, искривляется, исправляется. За всю свою жизнь человек не может качественно обогатится ещё столько, сколько он духовно обогатился за первых 7 лет своей жизни. Л.Н. Толстой как-то говорил: "Между новорождённым и пятилетним ребёнком лежит целая пропасть. А между мной и пятилетним ребёнком - только один шаг."

За первые 5-7 лет жизни ребёнок воспринимает пассивно, через внушение, на веру и путём подражания все элементы духовной жизни человека. И если он за это время успеет стать немцем, украинцем, китайцем, цыганом, то это уже на всю жизнь. Несомненно, после 7 лет личность может до неузнаваемости измениться, обогатится, растерять себе, стать совершенно другой личностью. Но для этого ей придётся пережить ломку уже сформованного стереотипа, как правило, - пережить трагедию.

Много великих людей оставили нам безграничное число - на выбор каждому из нас - примеров становление их личности как в плане постепенного духовного взросления, так и в плане целенаправленной или трагической ломки своей предыдущей личности. Обобщая эти свидетельства, можно сказать, что из самого начала и до самого конца формирования Человека с большой буквы осуществляется в такой последовательность: от "Хочу", через "Могу", до "Должен". Схематично пройдём по этому пути.

Самовоспитание начинается из всестороннего и чёткого уяснения себе самому: чего я хочу? Но не просто "хочу" (хочу поспать, хочу конфет, хочу автомашину), а хочу значительного, величественного; хочу того, что отвечает моим вкусам и одновременно с этим принесёт мне счастье, сделает мою жизнь осмысленной. Георгий Валентинович Плеханов справедливо говорил, что великие люди сделали много потому, что хотели многого. Никто, нигде и никогда не достиг в жизни больше, чем хотел. Свыше хотения и вопреки ему ничего значительного человеку не даётся. Помимо нашего хотения могут крайне редко осуществляться счастливые случаи. Обыкновенно, без учёта наших хотений нам навязывается тот образ жизни, который не является нашим собственным выбором и который по каким-то внешним нам причинам или соображениям устраивает других, а не меня лично.

В юношеском возрасте это "Хочу", как правило, означает для нас, кем я хочу быть: инженером, рабочим, учителем, политическим деятелем?.. Определение для себя своего "Хочу" требует сосредоточенного самопознания. Вспомним сократовское: "Человек! Познай самого себя и ты будешь счастлив." Ошибка здесь может стоить нам бесконечно дорого, возможно - цены всего смысла нашей жизни.

Понятно, что не всё то, что я хочу, будет осуществлено в моей жизни. Но всё равно будем помнить: без значительного и величественного "Хочу" ничего ни значительного, ни величественного в нашей жизни не состоится!

Но одного хотения для самовоспитания и для достижения осмысленной жизни недостаточно. "Хотеть не вредно", - говорится в народе. Мало ли чего мне может захотеться. Нужно учитывать, что в процессе самопознания мы можем горько ошибиться в определения своего "Хочу" и своего предназначения в мире. Мне, к примеру, захочется быть в будущем папой римским, президентом страны или его женой, гениальным композитором, поэтом, чемпионом из фигурного катания на коньках, космонавтом, новым Эйнштейном...

Тщательно определив, что я хочу, что отвечает моей природе и обстоятельствам, в которых я живу или в которые я попал, мне необходимо убедиться: а смогу ли я быть тем, кем я хочу? Своё "Хочу" надо проверить на практике. Для осуществления "Хочу" (задуманного) мне ещё надо произрастить в себе засеянные самой природы соответствующие моему желанию таланты или гениальность. Надо сосредоточится только на избранном. Великий Гегель справедливо говорил: "Тот ничего и никогда не достигнет, кто не умеет себя ограничивать". Во имя избранной цели надо суметь отрешиться от всего второстепенного и наносного. Надо, как рекомендовал Курчатов, всё время делать самое необходимое. Если на пути к достижения цели нужно поспать, поесть, поразвлечься, - надо лечь спать, надо покушать, надо отвлечься, но постоянно не упускать из виду основного, всё делать во имя этого основного. "Могу" должно быть испробовано, выращено не лёгкими усилиями, только себе в удовольствие, а на пределе всех своих усилий, способностей и выдержки. Ему, этому подвергнутому испытаниям "Могу", надо отдавать, как говорил великий украинский поэт Павло Тычына, "не огрызки души, а всю полноценность жизни и смерти".

Если я точно определился со своим "Хочу" и на практике убедился в своём "Могу", только тогда наступает завершающих и самый ответственный момент - "Должен". Ведь я уже знаю, чего хочу (знаю своё предназначение), я уже знаю, что это я могу (имею данные для выполнения своего предназначения) и я уже нахожусь на месте выполнения своего предназначения. В этом случае мне ничего другого не остаётся, как выполнять свое призвание.

Смысл нашей жизни именно в том - и только в том! - чтобы выполнить своё предназначение. Человек и приходит в мир только для того, чтобы осуществить своё призвание. И если в процессе выполнения своего предназначения человек потеряет свою собственную жизнь, заплатить смертью за выполнение своего долга, - то и в таком случае (а случается, что - только в таком случае!) его жизнь стала осмысленной жизнью.

Выполнение своего предназначение не всегда совпадает с чувством удовлетворения сами собой, с переживанием личного счастья. В подавляющем большинстве случаев здесь наблюдается изнурительный труд. Как правило, великие люди - это люди долга, люди напряжённейшего труда. Эти люди в своё предназначение вложили все свои усилия, все свои способности, всю свою жизнь. У них иногда кроме выполнения своего долга, своего предназначения ничего другого в личной жизни не было. Для примера можно указать хотя бы на Николо Паганини, Бенедикта Спинозу, Николая Васильевича Гоголя, Николая Островского, современного нам Стива Хокинга... Что было бы с нашими 400 гениями человечества, если бы Ньютон и Эйнштейн не занимались наукой, Паганини и Моцарт не отдали жизнь музыке, Рафаэль и Сальвадор Дали не рисовали, Цезарь, Петр Первый и Наполеон не занимались политикой, Магомет и Христос не основали новой религии, Аристотель и Гегель не писали своих философских произведений?..

 

10. Мысли великих людей о человеке и смысле его жизни.

В заключение познакомимся с высказываниями великих людей по поводу тех проблем, которые мы рассмотрели в этой теме. Попробуйте примерить их мысли на себя, согласитесь или опровергните их, обменяйтесь своими мнениями с друзьями, на семинарских занятиях.

 

Человек - это тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время...

Ф. Достоевский.

 

О человеке, как моральном существе уже нельзя спрашивать, для чего он существует. Его существование имеет в себе самом высшую цель, которой, насколько это в его силах, он может подчинить свою природу."

Эммануил Кант.

 

Для общества, как и для личности, жизнь без мировоззрения- это патологическое проявление высшего чувства ориентации в мире. Альберт Швейцер (1875-1965) - видающийся гуманист, врач, музыкант и богослов.

 

Я знаю только одну свободу, и эта свобода - это свобода мысли. Антуан Сент-Экзюпери (1900-1944) - французский писатель и антифашист.

 

Задача философии - научить нас жить в неизвестности.

Лев Шестов -

крупный русский философ-идеалист начала 20-го столетия.

 

Философия стремится прорваться сквозь логические цепи умозаключений.

Лев Шестов.

 

Человек должен лишь познать самого себя, сделать самого себя мерилом всех жизненных отношений, дать им оценку сообразно своей сущности, устроить мир истинно по-человечески, согласно требованиям своей природы, - и тогда загадка нашего времени будет им разрешена.

Ф. Энгельс.

В этом вся новая мысль: немедленно браться каждому за дело, чтобы все науки работали в пользу единства всего человечества на всей земле во все времена.

М.М. Пришвин.

 

В мире людей, как и в мире животных и растений, интересы рода всегда пробивают себе путь за счёт интересов индивидов.

К. Маркс. (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т.26, ч.2-ая, стр.123)

 

Никакими книжками и никакой проповедью нельзя просветить пролетариат, если его не просветит собственная борьба против темных сил капитализма. Единство этой действительно революционной борьбы угнетенного класса за создание рая на земле важнее для нас, чем единство мнений пролетариев о рае на небе. < ... > Вот почему мы не заявляем в нашей Программе о нашем атеизме.

В.И.Ленин.

 

Я счастлив, что посетил этот музей. Меня долгие годы мучила мысль: в чем слила Ленина, в чем исток его непобедимости? Здесь я понял - в бескорыстии. Он ничего не хотел для себя. Все, что он сделал, он сделал для своего народа, для своей страны. Он обязан был победить, иначе это было бы слишком несправедливо.

Президент Франции Жискар д’Эстьен.

Интервью 7 февраля 1986 года

после посещения кабинета

В. И. Ленина в Кремле.

 

... Тайна бытия человека не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить. Без твёрдого представления себе, для чего ему жить, человек не согласится жить и скорей истребит себя, чем останется на земле, хотя бы кругом его всё были хлеба.

Ф. М. Достоевский

 

Надо достигнуть всеобщего братства... "Как же сделать? - сделать никак нельзя, а надо, чтобы оно само собой сделалось, чтобы оно было в натуре, бессознательно в природе всего племени заключалось, одним словом: чтобы было братское, любящее начало - надо любить. Надо, чтобы самого инстинктивно тянуло на братство, на согласие&q

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философская Антропология

Проф ДУЛУМАН Е К... доктор философских наук...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: П р и р о д а б и о л о г и ч е с к а я

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ТЕОРЕМА О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
  Ключевые слова: Философия. Философская антропология. История философии. Человек. Homo Sapiens. Природа человека. Антропология. Смысл жизни. Воспитан

Ч Е Л О В Е К
                 

Т Р У Д
(Биологический вид - H o m o S a p i e n s)

ТЕОРЕМА О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
  Аксиомы о человеке, его мировоззрении и высшей проблеме мировоззрения. 1. Человек

Который он сам в нее вкладывает.
  Аттестация нашей жизни: На сколько человек в состоянии самостоятельно вкладывать смысл в содержание своей жизни,

Мысли о смысле и бессмыслии
Смысл жизни - в счастье. Каждый человек приходит в мир, чтобы получить свою мерку счастья. Мерка счастья и по форме? и по содержанию? и по размерам - у каждого своя. Прожил счастливо - значит, твоя

Боятся надо не смерти, а пустой жизни
(Бертольд Брехт)     Посетитель «А-сайта» Евгений КАРСАКОВ, «наткнувшись» в Интернете на статью «Теорема о смысле жизни», прислал ее автору следующее письмо:

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги