Спор об универсалиях.

· Номиналисты считали, что универсалии существуют только после вещей (post res) как их общие имена.

· Реалисты считали, что универсалии существуют до вещей (ante res).

· Пьер Абеляр (1079—1142) выдвинул третью, промежуточную версию, согласно которой универсалии существуют в вещах (in rebus). Точку зрения Абеляра характеризуют как умеренный номинализм, или же концептуализм. Концепт — значит понятие. Универсалии, согласно Абеляру, это не слова и не реально существующие вещи, а понятия, которые выражают общее в вещах. Понятие, по Абеляру, схватывает общую родовую сущность.

Обобщающее учение об универсалиях дал великий Фома Аквинский, у которого универсалии существуют трояким образом: 1) они существуют до вещей как их идеальная сущность в уме Бога; 2) они существуют в вещах как их субстанциальная форма; 3) они образуются в человеческом разуме в результате абстрагирования сущности от единичных вещей.

Оценивая общих вклад средневековой философии в развитие философской мысли, следует учитывать ее противоречивость, но нельзя считать Средние века остановкой в развитии культуры человечества.

· В эпоху Средневековья было накоплено огромное философское наследие, которое стало связующим звеном между античной философией и философией эпохи Возрождения и Нового времени.

· Она сохранила и развила ряд античных философских идей, внесла вклад в разработку некоторых ключевых проблем философии (природы общих понятий, соотношения веры и разума), способствовала становлению диалектики и логики, развитию методики обоснования знаний, логических доказательств.

Еще творили выдающиеся схоласты, еще средневековье не исчерпало себя окончательно, а уже рядом и параллельно с этим зародилась иная культура и философия, основанная на стремлении к античному идеалу. В качестве самостоятельного культурного феномена это стремление оформилось в Италии XV века. Именно в Италии берет свое начало Возрождение, которое пришло на смену Средневековью, и распространилось по всей Европе.