Реферат Курсовая Конспект
Основные черты и этапы средневековой философии. - раздел Философия, Философия, ее предмет, функции и структура. Философия и мировоззрение Начало Зарождения - Римская Империя В I-V Вв. Н.э. На Основе Раннего Хрис...
|
Начало зарождения - Римская империя в I-V вв. н.э. на основе
раннего христианства, ересей и античной философии; наивысшего
расцвета достигла в V-ХIII вв. н.э. (в период между распадом Западной
римской империи и началом эпохи возрождения. Отличалась
замкнутостью на самой себе, традиционностью, обращенностью в
прошлое, оторванностью от реального мира, догматизмом,
назидательностью.
Представители: Тертуллиан, Августин Блаженный, Боэций, Фома
20
Аквинский, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Оккам.
Основные черты:
1. Теоцентризм (главная причина всего существующего, высшая
реальность и предмет философского исследования – Бог)
2. Задача философии – это интерпретация Священного писания
(«философия – служанка богословия»).
3. Изучение космоса, природы, явлений окружающего мира
отодвигается на второй план
4. Человек рассматривается как существо двойственное: с одной
стороны, несущее на себе божественный образ, как творение Божие
(свобода, творчество, красота, любовь); с другой стороны как греховное.
Именно человек несет ответственность за грехопадение всего мира.
Основные этапы средневековой философии:
1. патристика («патер» - отец, имеются в виду отцы Церкви) 1-
У111 вв. (Василий Великий, Августин Блаженный, ГригорийНисский,
Тертуллиан, Ориген и др.). Задача – разработка основных догматов
христианского богословия. Опираются святые отцы в своих писаниях
на античных философов – прежде всего Платона и Аристотеля.
2. схоластика («схолэ» - учеба) Х-Х1У вв. (И .Эриугена, Фома
Аквинский, Ансельм Кентерберийскй). Основные положения
христианского богословия уточняются и систематизируются.
Схоластика означает «школьную, учебную» философию,
преподававшуюся в университетах и школах. В этот период сильно
влияние Аристотеля.
2.Патристика: Августин Блаженный. Схоластика: Фома
Аквинский.
Августин Блаженный, 1У в. (сильное влияние Платона). Бог
высшее Бытие. В Боге пребывают вечные и неизменные истины,
определяющие существующий в мире порядок. Бог сотворил мир из
ничего по своей доброй воле, а не по необходимости. Мир не
однороден, он представляет собой непрерывную лестницу существ,
восходящую к создателю мира. Особое место на этой лестнице
занимает человек – малый мир, «микрокосм». Он соединяет в себе
природу материальных тел – растений и животных, обладает кроме
этого разумной душой и свободой воли. Душа нематериальна,
бессмертна и свободна в своих решениях. Свобода эта выражается в
возможности выбора между добром и злом. Зло – недостаток добра.
Зло коренится в человеческой природе. Бог не творил зла, Он – творец
21
гармонии добра, благодати и любви. Человек сам выбирает путь к добру
и спасению души или гибели – злу. Субъективно человек действует
свободно, но все, что он делает, делает через негоБог. Своим предвечным
решением Бог одних людей избрал для спасения и блаженства в будущей
жизни, других – для осуждения на вечные муки в аду. Вэтом суть идеи
божественного предопределения, выдвинутой Августином и
принятой католичеством впоследствии.
Божественное предопределение является также источником двух
противоположных царств (градов): божьего и земного. Земной град
основан на войне, завоевании и насилии. Небесное царство – царство
Христово. Прообразом на земле его является Церковь. История
движется от града Земного к граду небесному. Именно церковь та сила,
которая способна объединить людей и мир в любви к Богу, спасти
человечество. Поэтому Церковь призвана занять господствующее
положение над государством, а Папа Римский– над монархами. Это
положение о роли церкви в обществе было тоже воспринято
католичеством и определило на столетия взаимоотношения Церкви и
государства в западной Европе.
Фома Аквинский (ХIV в.) Выступил против распространившейся
в христианском богословии положения о противопоставлении духа и
природы, что вело к отрицаниюземнойжизни и всего, что с ней связано
(«дух – все, тело – ничто» - наследие Платона). Фома утверждал, что
человека необходимо изучать целиком, в единстве души и тела. «Труп
(тело)– это не человек, но и привидение (дух) - тоже не человек». Человек
– это личность в единстве души и тела, а личность - самая главная
ценность. Природа – не злое начало, а доброе. Природу создал Бог и в
ней отражается, так же как и в человеке. Надожить в реальном мире, в
единстве с природой стремиться к земному (а не только) райскому
блаженству.
Фома Аквинский выдвинул 5 доказательств существования Бога
(только онтологическое, когда существование бога выводится из
существования его творения – окружающего мира):
1. движение: все, что движется, приводится в движение чем-то
(кем-то) другим– следовательно, есть первичныйдвигатель всего - Бог;
2. причина: все, что существует. Имеет причину, следовательно
есть первопричина всего – Бог;
3. случайность и необходимость: случайное зависит от
необходимого– следовательно, есть первоначальная необходимость – Бог;
4. степени качества: все, что существует, имеет различные степени
22
качества (лучше, уже, больше, меньше и т.д.) – следовательно, должно
существовать высшее совершенство – Бог;
5. цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель,
направляется к цели, имеет смысл – значит, существует какое-то
разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему - Бог.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Термин философия возник из соединения двух греческих слов phileo любовь и sophia мудрость и означает любовь к мудрости... Философия как способ и форма духовной деятельности зародилась в Индии иКитае... Рост потребности в получении знаний и расширение масштабов их применения на практике стимулировали увеличение их...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Основные черты и этапы средневековой философии.
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов