рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Человек состоит из двух субстанций: телесной (протяжения)и духовной (мышления).

Человек состоит из двух субстанций: телесной (протяжения)и духовной (мышления). - раздел Философия, Понятие философии. Предмет философии Характеристики Мыслящей Субстанции – Непротяжённость, Неделимость, Бессмернтн...

Характеристики мыслящей субстанции – непротяжённость, неделимость, бессмернтность.

Телесная субстанция имеет: протяжение в длину, ширину и глубину, делима на части, имеет фигуру (форму), движется или покоится, существует во времени ( т.е. является смертной).

Душа находится в голове человека, в шишковидной железе, откуда она управляет телом: посылает сигналы конечностям тела и получает сигналы от них. На основе этих представлений Декарт открыл рефлекторную дугу.

Душе присущи три вида идей:

Врожденные идеи (идея Бога, идея cogito ergo sum, идеи математики, идеи логики, идеи моральных норм, философские идеи).

Благоприобретенные идеи, образованные в результате взаимодействия человека с миром (идея теплого, твердого, идея тела, идея движения и т.п.)

Идеи придуманные мной самим или идеи фантазии (тысячиугольник, химера, домовой и т.п.)

ДУАЛИЗМ

Таким образом, существует две субстанции: мышление и природа, которые, существуют независимо друг от друга, не сводимы друг к другу и не выводимы друг из друга. Такая философская позиция получила название дуализма.

Декарт является основателем классического рационализма.

Рационализм – это философское направление, согласно которому разум является основой нашего познания и поведения в обществе.

Согласно Декарту, разум всесилен. Идеи разума ясны, просты, отчетливы и очевидны, чего нельзя сказать о вещах. Идеи необходимо истины.

Логика нашего разума и логика мира, в котором мы живем, необходимо совпадают.

Кредо рационализма было чуть позже сформулировано Б.Спинозой «Порядок и связь идей в разуме соответствуют порядку и связи вещей в мире, а потому мы можем равно вероятно идти в нашем познании либо от идей к вещам, либо от вещей к идеям».

Декарт – представитель классической механики. Весь мир он представлял как огромный механизм, а отдельные предметы как небольшие механизмы (части огромной механической системы).

Растения, животные можно объяснить законами механики, это тоже механизмы. Человек – механизм, наделенный душой.

Протяжение бесконечно (пустоты нет) и бесконечно делимо.

Другая важнейшая характеристика мира – движение, которое вносится в мир Богом.

Движение относительно, оно может рассматриваться только относительно какого-либо тела отсчета (центра системы координат). Движения вообще не существует.

Каждая точка Вселенной – это маленький вихрь.

В первоначальных хаос материи Бог внес силу, вследствие чего в материи складывались различные типы движения, которые взаимодействовали друг с другом, образуя звезды, планеты, кометы и др. космические тела.

Метод – это совокупность правил, следование которым приводит наш разум к истинному пониманию.

Для построения своего философского метода Декарт берет дедукцию, то есть он идет в познании от общего– наиболее простого очевидного к частному, конкретному - наиболее сложному.

Проблема состояла в выборе начального пункта рассуждения. Таким пунктом для Декарта является мышление, как простейшая субстанция, не требующая доказательства (в чем нельзя сомневаться).

ПРАВИЛА МЕТОДА - Первое правило (правило очевидности). Истинным мы будем считать то, что ясно и отчетливо и в чем нельзя сомневаться. Формой утверждения истины является интуиция. «Очевидность заключается в ясности и отчетливости. Очевидность достигается посредством интуиции» – Декарт «Рассуждения о методе».

Второе правило(правило анализа). Сложную проблему надо расчленить на части, которые были бы ясными и отчетливыми. «Для интуиции необходима простота, достижимая путем расчленения сложного на простое» Декарт.

Третье правило(правило дедукции). Восходить к частному, сложному от простого, ясного, общего. Каждый шаг к сложному должен проверяться интуитивно.

«Осознание движения имеет в качестве исходного пункта мысль о движении, а не его самого» Декарт.

« Первое (анализ) – это грубый факт, второе (дедукция) – это знание как он сделан; между ними посредник – разум» Декарт.

Четвертое правило (правило энумерации). Это выявление полноты условий решаемой проблемы. При восхождении от простого к сложному мы не должны пропустить ни одной ступени.

«Познать нечто значит рассечь его на простые элементы, сделав объектом прямой интуиции, потом снова соединить при помощи связей, выявленных непосредственно интуитивно» Декарт.

ИНТУИЦИИ РАЗУМА

Истины, обладающие безусловной ясностью и отчётливостью – это интуиции разума; положения, которые разум непосредственно, без помощи вывода или доказательства, усматривает как достоверные.

Рационализм и гуманизм Декарта – один из источников философии Просвещения.

Декарт стал самым влиятельным мыслителем 17 века. Его учение получило широкое распространение во Франции, Нидерландах, а затем и во всей Европе, несмотря на то, что в 1663 году работы Декарта были запрещены Ватиканом, а в 1671 году Людовик XIV запретил преподавание картезианства по всей территории Франции.

Влияние этой философии отразилось на многих философских школах и направлениях.

ЭМПИРИЗМ (от греч. – опыт), направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. Эмпиризм близок сенсуализму.

 

Билет 15

1. Основные направления современной зарубежной философии и их краткая характеристика.

2. Философия Б.Спинозы.

1.

• 1. Экзистенциально-феноменологическое направление.

2. Позитивистско-рационалистическое направление.

• Всё пёстрое многообразие философских течений современности можно подразделить на ДВА ГЛАВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯ.

• Это экзистенциально-феноменологическое направление, противопоставляющий науку и философию (иррационализм);

• и позитивизм, ориентирующийся на «положительное» знание, философию науки.

• Иногда выделяют в, третье направление, возрождённую и модернизированную в 70-е годах ХlХ века, философию Фомы Аквинского – неотомизм.

I. ИРРАЦИОНАЛИЗМ:

• - Экзистенциализм (Кьеркегор, Бердяев, Сартр, Ясперс,

Хайдеггер, Камю);

• - Феноменология (Гуссерль);

• - Философия жизни (Шопенгауэр, Ницше, Бергсон, Дильтей, Ортега-и-Гассет);

• - Неокантианство (Риккерт, Виндельбанд, Коган);

• - «Абсолютный идеализм» (Бредли, Мак-Таггарт) – Англия;

• - Прагматизм (Пирс, Джемс, Дьюи) – США;

• -Философская герменевтика (Шлейермахер, Дильтей, Гадамер).

• II. ПОЗИТИВИЗМ

• III. НЕОТОМИЗМ

I.Экзистенциально-феноменологическое направление.

Начнём с рассмотрения различных форм ИРРАЦИОНАЛИЗМА.

• ИРРАЦИОНАЛИЗМ (от лат. – неразумный, бессознательный) обозначает идеалистические течения в философии, которые в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто недоступное разуму или иноприродное ему, утверждая алогичный и абсурдный (иррациональный) характер самого бытия.

РОМАНТИЗМ

• Первой формой иррационализма был РЕАКЦИОННЫЙ РОМАНТИЗМ, у истоков которого стоял Ф. Шатобриан(1768-1848). Он знаменует собой разочарование в ценностях Просвещения. Упор делается не на разум, а не чувства, на уход от действительности в мир грёз или в древнюю идеализированную историю. К этой линии можно также отнести Ф.Шеллинга, Ф.Шлегеля, К.Брентано и др.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Понятие философии. Предмет философии

Понятие философии Предмет философии... Понятие диалектики Системная диалектика Г Гегеля... Понятие философии Предмет философии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Человек состоит из двух субстанций: телесной (протяжения)и духовной (мышления).

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие диалектики. Системная диалектика Г.Гегеля.
Всеобщими философскими законами являются законы диалектики. ДИАЛЕКТИКА (греч. диалектикэ – искусство спорить, вести рассуждение) – наука о развитии; один из основных методов философского п

Философия Августина Аврелия.
Аврелий Августин (354-430) – христианский философ и теолог, представитель латинской патристики. Род. в Тагасте, Сев. Африка. Сын язычника и христианки, получил риторическое образование.

ФИлософия С.Кьеркегора.
Под влиянием романтизма, а также антирационалистической реакции на гегелевскую философию сложился иррационализм датского теолога, философа и писателя Сёрена Кьеркегора (1813-1855). Основны

Теория познания Дж.Локка.
Главная работа Д. Локка по теоретической философии – «Опыт о человеческом разуме» Одним из исходных положений теории познания Локка был тезис о происхождении всего человеческого знания из

Субъективный идеализм Дж.Беркли.
Дж. Беркли (1685-1753) крупнейший английский философ, создатель нового направления в философии – субъективного идеализма. Основной философский труд Беркли был написан в 1710 году, это был

Идея первична, а вещь вторична, так как вещь есть сочетание или комплекс идей.
Вещей видеть нельзя, а можно лишь видеть цвета, фигуры, величины. Вещь разлагается без остатки на идеи – значит формула «качества принадлежат вещам» приобретает смысл «качества принадлежат

Быть означает быть воспринимаемым или возможность быть воспринимаемым.
Если вещи ни кем не воспринимаются ни в действительности, ни в возможности, то они непрерывно творятся и воспринимаются ангелами и Богом. Сами вещи не могли бы существовать, если бы не под

В этом и состоит агностицизм (не познаваемость сущности) Юма.
Билет 10 1. Проблема познания. Познание и его виды. 2. Дж. Локк об обществе и государстве. • 1. Познание есть процесс, направленный на получение знаний. Как резуль

Дж. Локк об обществе и государстве.
Человек мыслится как единичное эгоистическое существо. Отсюда следуют представления об обществе и государстве. Различает естественное и гражданское состояние человека. Естественное состоян

Этика И.Канта.
Нравственность самоценна, она не зависит ни от общества, ни от условий жизни, ни от идеалов. Исходное понятие этики – автономная добрая воля, которая может быть общей (практический разум)

Рационализм – это философская концепция, основу познания и критерий
истины усматривающая в разуме. Рационализм восходит к платоновской концепции познания как припоминания и теории «врожденных идей». В философии Нового времени рационализм п

Философия Ф.Бэкона.
В целом великое достоинство науки Бэкон считал почти самоочевидным и выразил это в своём знаменитом афоризме «Знание — сила» (лат. Scientia potentia est). Однако на науку делалось много на

Философия Р.Декарта.
В процессе познания человек не только формирует знание, но и ОЦЕНИВАЕТ его. Знание оценивается с позиций его применимости, полезности, важности, актуальности и т.д. Центральное ме

ИСТИНА - ЭТО ЗНАНИЕ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ СВОЕМУ ПРЕДМЕТУ.
Такое понимание истины восходит к Платону и Аристотелю. Это понимание называют КЛАССИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИЕЙ ИСТИНЫ. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ   Истина – донаучный фено

КРИТИКА КОГЕРЕНТНОЙ И ПРАГМАТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ИСТИНЫ
Однако когерентная и прагматическая концепции выражают не столько сущность истины, сколько требования, которые к ней предъявляются. Требования непротиворечивости является необходимым, но н

Философия Р.Декарта.
В 1629-1649 жил в Голландии, где были созданы основные сочинения: «Рассуждение о методе»(1637), «Размышления о первой философии» (1641), «Начала философии»(1644). Декарт – один из родонача

Философия Б.Спинозы.
Спиноза полагал, что «порядок и связь вещей совпадает с порядком и связью мыслей». Идейное развитие Спинозы началось и в течение нескольких лет продолжалось в еврейском религиозном училище

Теория познания И.Канта.
1. 1.Понятие общества • В «Толковом словаре русского языка» приводится шесть разных его значений. • Общество - это совокупность людей, объединённых ист

Теория познания И.Канта.
Под КРИТИКОЙ Кант понимает: 1) точное выяснение познавательной способности, лежащей в основании каждой отрасли знания и философии; 2) исследование ГРАНИЦ, далее которых не может п

ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА ГЕГЕЛЯ
ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ • Наиболее полное и яркое развитие и завершение классический немецкий идеализм получил в диалектической философии Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831).

Абсолютная истина
• Через выше указанные формы, то есть через свое «инобытие» АИ развивается и познает себя. • Все завершается полным саморазвитием и достижением абсолютной истины. • Цикл замыкаетс

Философия прагматизма.
ПРАГМАТИЗМ - (от греч. – дело, действие), субъективно-идеалистическое философское учение. Возникло в 70-х годах ХlХ века в США и получило наибольшее распространение в ХХ веке в период до 2-й мирово

О. КОНТ
• Создатель «классического» позитивизма Огюст Конт (1798-1857) («Курс позитивной философии»). Он считал, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. Это не исключает существовани

ПЕРВЫЙ» ПОЗИТИВИЗМ
• Представителями первой, «классической», формы позитивизма Х1Х века, кроме О.Конта, были Э.Литтре, Г.Н.Вырубов, И.Тэн, Э.Ж.Ренан – во Франции; Дж.С.Милль, Г.Спенсер – в Великобритании; В.В.Лесевич

Философия марксизма (диалектический материализм).
• Марксизм — основанная Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом и развитая их последователями, в частности В. И. Лениным

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
• Материя— «…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существ

Философия марксизма (исторический материализм).
1. Не вызывает сомнений, что наука представляет собой огромное достижение человеческой культуры. Она делает жизнь человека от поколения к поколению более легкой, удобной, независимой, манит перспек

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги