рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Теория познания И.Канта.

Теория познания И.Канта. - раздел Философия, Понятие философии. Предмет философии Под Критикой Кант Понимает: 1) Точное Выяснение Познавательной Спосо...

Под КРИТИКОЙ Кант понимает:

1) точное выяснение познавательной способности, лежащей в основании каждой отрасли знания и философии;

2) исследование ГРАНИЦ, далее которых не может простираться – в силу устройства самого сознания – компетенция теоретического и практического разума.

Кант называет ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫМ всякое исследование, которое устанавливает условия познания предметов до и независимо от опыта, АПРИОРИ (a priori).

«Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, так как это познание должно быть возможным априори (до опыта)» И.Кант.

Философию Канта называют трансцендентальной или критической философией.

• Решая этот вопрос, Кант совершает свой КОПЕРНИКАНСКИЙ ПЕРЕВОРОТ В ФИЛОСОФИИ: априорное познание и метафизика возможны лишь благодаря тому, что не познание сообразуется с действительностью, а САМИ ПРЕДМЕТЫ ДОЛЖНЫ СООБРАЗОВАТЬСЯ С НАШЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТЬЮ.

ВЕЩЬ-В-СЕБЕ

• Мир, по Канту, существует объективно, то есть независимо от нас, но какова его сущность, мы не знаем, она от нас скрыта. Поэтому мир называется «вещь-в-себе».

• Мир нам как-то является (мы его видим, слышим, ощущаем и т.п.), то есть на основе наших ощущений мы создаем феномен мира.

• То, что мир представляет по сути своей называется ноумен.

• «То, чем вещь для нас является (феномен) принципиально отличается от того, что она представляет сама по себе (ноумен)» Кант.

• Нам доступны лишь феномены, ноумены же недоступны для нашего познания. Между феноменами и ноуменами лежит непроходимая граница.

• Разделение мира на доступные знанию явления и принципиально не доступные сущности есть тенденция агностицизма.

СПОСОБНОСТИ ПОЗНАНИЯ

• У нас есть три основные познавательные способности:

- чувственность– способность к ощущениям, проявляющаяся в создании феноменов;

• - рассудок – способность к формированию понятий и суждений; осуществляет познавательный синтез, проявляющийся в научном познании;

• -разум – способность к умозаключениям, доходящим до идей, работает с абстрактными идеями, которым нельзя сопоставить образ, действует в сфере логического мышления и философии.

• Разум из разрозненных картин рассудка создает целостный образ-идеал мира, подчиняющийся законам логики и морально-эстетическим критериям.

• Разум создает иллюзии и принимает кажущееся за действительное. Именно разум создает идеи Бога, души и мира в целом (как совокупность всего возможного опыта). Такого рода идеи Кант называет трансцендентными, то есть в принципе не доступными познанию.

• Под объективностью знания Кант понимает не отражение в нашем сознании объективной реальности, а логическую всеобщность и необходимость.

• Рассудок и разум пытаются постичь сущность мира (ноумены), но им это не удается. Мы видим недостатки их попыток такого познания и даем их критику.

ЗНАНИЯ

• Всякое знание начинается с опыта, но не сводится только к нему. Часть наших знаний порождается самой познавательной способностью и имеет априорный, т.е. вне опытный характер. До опытны формы знания (обобщенные научные и философские понятия). Человек обладает определенными сложившимися до него формами знания.

• Знание, получаемое из опыта, эмпирическое знание, называется апостериорным. Это знание конкретных единичных фактов.

• Если апостериорное знание единично, случайно, то априорное всеобще и необходимо.

СУЖДЕНИЯ

• Знание выражается в форме суждения, в котором мыслится отношение или связь между понятиями.

• Кант выделяет:

• - аналитические суждения, которые носят поясняющий характер («все тела протяженны», «золото – желтый металл», «все люди смертны» и т.п.); в этих суждениях субъект (S) суждения изначально содержит в себе его предикат (Р).

• -синтетические эмпирические суждения – это суждения о конкретных единичных фактах, которые не обладают обязательностью и обобщенностью, но расширяют наши знания («вчера шел дождь», «на уроке я получил двойку» и т.п.).

• -априорные синтетические – это суждения, которые показывают, как может возникнуть новое знание вне опыта; они являются необходимыми и обобщающими и в то же время объясняют конкретные факты. Эти суждения образуются с помощью априорных форм (понятий, не выводимых непосредственно из опыта). Например, «сильная облачность и падение давления есть причина того, что вчера шел дождь».

• В своей основной работе «Критика чистого разума» Кант ставит вопрос: как возможны и возможны ли априорные синтетические суждения?

• Если они возможны, то тогда возможна чистая математика, чистое естествознание и чистая метафизика, существование последней Кант ставит под вопрос.

• ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ Как возможна чистая математика?

• Она возможна, если есть такие априорные формы чувственности, как пространство и время.

Пространство систематизирует наши внешние ощущения (право-лево, верх-низ, ближе-дальше и др).

Время систематизирует внутренние ощущения –раньше-позже, одновременно и др).

• Пространство и время – не мыслительная (логическая) конструкция, но ВСЕОБЩАЯ ОСНОВА ЧУВСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ всех вещей в мире и всех их отношений.

• Пространство и время субъективны. Мы смотрим на мир сквозь своего рода пространственно-временные очки, упорядочивая феномены в пространстве и времени.

• Пространство и время есть результат синтеза ФОРМ ОЩУЩЕНИЯ с АПРИОРНЫМИ ФОРМАМИ ЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ.

 

МАТЕМАТИКА Пространство, как априорное созерцание, лежит в основании геометрии. Чтобы изобразить фигуру, мы должны «ощущать» пространство (иметь хорошо развитое пространственное воображение), что особенно заметно в стереометрии.

Время лежит в основании арифметики и алгебры. Так, прибавляя 5 к 7, мы последовательно (чувство времени) прибавляем к 5 единицу, потом еще одну единицу и т.д.

• ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ Условием достоверности естествознания являются априорные категории рассудка.

• Категории – предельно общие понятия, созданные нами в ходе развития разума. Они априорны, т.е. до опытны.

• Категории рассудка:

• -КОЛИЧЕСТВА (единство, множество, всеполнота);

• -КАЧЕСТВА (реальность, отрицание, ограничение);

• -ОТНОШЕНИЕ (субстанция, причинность, взаимодействие);

• -МОДАЛЬНОСТЬ (возможность-невозможность, бытие-небытие, необходимость-случайность).

• Научное знание есть синтез чувственности и рассудка.

• На уровне чувства имеет место «схватывание» представлений, сведение их многообразия в единый образ, воспроизведение этого образа памятью (репродукция), а затем узнавание (апперцепция).

• Переход от чувственности к рассудку есть результат продуктивного воображения.

• Способность человека адаптировать полученные априорные знания к конкретной ситуации называется способностью суждения.

• Процесс познания подразумевает взаимодействие субъекта (S) и объекта (О). Под объектом познания Кант понимает не вещи сами по себе, а явления, т.е. ту часть действительности, которая вступает во взаимодействие с нашим сознанием. Субъект познания – это человек и человечество.

• В процессе познания мы устанавливаем логическую связь между явлениями, воспринимаемыми эмпирически. Эту связь мы выражаем в категориях (понятиях) рассудка.

• Например, мы имеем два синтетических эмпирических суждения: «Солнце взошло» и «Камень нагрелся». Чтобы их объединить в синтетическое априорное суждение мы используем категорию рассудка – причинность. Таким образом, получается «Солнце есть причина, того, что камень нагрелся».

• Субъективный идеализм Канта в познании состоит в том, что не рассудок отражает природу, а природа должна соответствовать рассудку. « Рассудок не черпает свои законы из природы, а предписывает их ей» Кант.

• МЕТАФИЗИКА Метафизика дает возможность целостного представления о мире. Она возможна, благодаря идеям разума.

• Разум из разрозненных картин рассудка создает целостный образ-идеал мира, подчиняющийся законам логики и морально-эстетическим критериям.

• Разум не имеет выхода на практику, т.е. конструкции разума эмпирически не проверяемы.

• ИДЕИ РАЗУМА Разум создает идеи о Боге, душе и мире как целом, как совокупности всего возможного опыта.

• Кант не нуждается в идее Бога, чтобы объяснить явления природы (в феноменальном мире Бога не существует). Существует ли Бог в ноуменальном мире (в мире сущности) нам не известно.

• Но если речь заходит о воспитании и поведении человека, то идея Бога может быть весьма полезной.

• Сам Кант понимал Бога как высшее добро, высший моральный закон, который обязательно существует для всех людей.

• АНТИНОМИИ РАЗУМА Разум определяет границы науки в виде антиномий (наука имеет свои пределы).

• Антиномии – это исключающие друг друга , но равно доказуемые суждения, к которым неизбежно приходит разум, пытаясь выйти за границы науки в сферу метафизических размышлений.

• Антиномий 4:

• 1). Тезис: Мир имеет начало во времени и в пространстве;

• Антитезис: Мир бесконечен и безграничен в пространстве и во времени.

• 2). Тезис: Все в мире состоит из простого (далее не делимого);

• Антитезис: В мире нет ничего простого, все сложно.

• 3). Тезис: Все в мире совершается согласно жесткой необходимости;

• Антитезис: В мире есть свобода.

• 4). Тезис: В ряду мировых причин есть некое необходимое существо (Бог есть);

• Антитезис: В этом ряду нет ничего необходимого, все случайно (Бога нет).

РАЗУМ

• Как тезис, так и антитезис относятся к миру явлений (феноменов). В мире ноуменов возможно нечто третье, но оно не доступно нашему познанию.

• Подобные противоречия являются неизбежным моментом нашего мышления. Разум бессилен их разрешить, а потому должен выбирать между тезисом и антитезисом и верить в тот или другой.

 

 

Билет 17

1. Понятие государства. Происхождение и сущность государства.

2. Философская система Г.Гегеля.

• 1. Особое место среди всех социальных организаций занимает государство.

• Конфуций уподоблял государство большой семье и считал, что опорой государственной власти служит нравственность, любовь и уважение младших к старшим.

• Против этого выступала школа фацзя («законников»), которая утверждала, что государственная политика несовместима с моралью и власть должна строиться не на нравственных принципах и совести, а на законе и страхе наказания.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА:

 

• 1. Публичная власть – система государственных органов и учреждений, специальный аппарат управления (парламент, правительство, министерства и т.д.) и принуждения («силовые» органы: армия, полиция др.).

• 2. Система правовых норм, юридических законов, которыми регулируются общественные отношения (в отличие от обычаев и традиций, действующих в первобытном строе, юридические законы устанавливаются государством и реализуются благодаря его силе).

3. Территориальное деление населения (в отличие от деления населения по кровнородственному признаку в родовом строе, государство объединяет своей властью и защищает всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду или племени).

• 4. Система налогов, дающих средства для содержания государственного аппарата, а также организаций и людей, находящихся на государственном обеспечении (в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения), и для осуществления функций, которые государство должно выполнять.

• ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА: 1. Охрана правопорядка – обеспечение соблюдения законности всеми лицами государства, борьба с правонарушениями, охрана прав и свобод граждан.

• 2. Экономическая – регулирование хозяйственной жизни страны через систему налогообложения, регулирования цен, поддержку приоритетных отраслей экономики и т.д.

• 3. Социальная – защита нетрудоспособного и малоимущего населения, создание условий для развития здравоохранения, образования, общественного транспорта и т.д.

• 4. Культурная – обеспечение деятельности учреждений науки, искусства, религии, средств массовой информации и т.д.

• В современных условиях всё большее значение приобретает

• 5. экологическая функция государства.

• ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА: 1. Оборона страны или военная экспансия в отношении других стран.

• 2. Внешнеполитическая деятельность – проведение интересов государства в международных отношениях с другими государствами.

• 3. Внешнеэкономическая деятельность – торгово-промышленные и финансовые контакты с другими государствами.

• Среди внешних функций в современном мире важное место занимает

• 4. международное сотрудничество в сфере социально-гуманитарного, культурного, технического, научного взаимодействия и обмена.

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

• Ныне государства обычно различают по формам правления, государственного устройства и политического режима.

• По формам правления государства подразделяются на монархии и республики.

Признаки монархии: власть передаётся по наследству; власть принадлежит властителю (монарху) бессрочно. Различаются монархии неограниченные и ограниченные.

Признаки республики: выборность власти; выборность на определённый срок. Республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные.

• Особой формой считают диктатуру.

ВАЖНЕЙШИЕ ПРИНЦИПЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА:

• 1.Полновластие народа, то есть единственным источником власти в стране является народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

• 2.Верховенство права во всех сферах жизни и наличие эффективных форм контроля за реализацией законов.

3.Незыблемость прав и свобод личности, её правовая защищённость, взаимная ответственность граждан и государства друг перед другом.

4.Социальный характер государства – политика его направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

• 5.Признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

• 6.Разделение исполнительной, законодательной и судебной власти.

• 7.Идеологическое многообразие – никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

• 8.Политическое многообразие – общественные объединения и партии равны перед законом.

• 9.Соответствие внутреннего законодательства принципам и нормам международного права.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Понятие философии. Предмет философии

Понятие философии Предмет философии... Понятие диалектики Системная диалектика Г Гегеля... Понятие философии Предмет философии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Теория познания И.Канта.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие диалектики. Системная диалектика Г.Гегеля.
Всеобщими философскими законами являются законы диалектики. ДИАЛЕКТИКА (греч. диалектикэ – искусство спорить, вести рассуждение) – наука о развитии; один из основных методов философского п

Философия Августина Аврелия.
Аврелий Августин (354-430) – христианский философ и теолог, представитель латинской патристики. Род. в Тагасте, Сев. Африка. Сын язычника и христианки, получил риторическое образование.

ФИлософия С.Кьеркегора.
Под влиянием романтизма, а также антирационалистической реакции на гегелевскую философию сложился иррационализм датского теолога, философа и писателя Сёрена Кьеркегора (1813-1855). Основны

Теория познания Дж.Локка.
Главная работа Д. Локка по теоретической философии – «Опыт о человеческом разуме» Одним из исходных положений теории познания Локка был тезис о происхождении всего человеческого знания из

Субъективный идеализм Дж.Беркли.
Дж. Беркли (1685-1753) крупнейший английский философ, создатель нового направления в философии – субъективного идеализма. Основной философский труд Беркли был написан в 1710 году, это был

Идея первична, а вещь вторична, так как вещь есть сочетание или комплекс идей.
Вещей видеть нельзя, а можно лишь видеть цвета, фигуры, величины. Вещь разлагается без остатки на идеи – значит формула «качества принадлежат вещам» приобретает смысл «качества принадлежат

Быть означает быть воспринимаемым или возможность быть воспринимаемым.
Если вещи ни кем не воспринимаются ни в действительности, ни в возможности, то они непрерывно творятся и воспринимаются ангелами и Богом. Сами вещи не могли бы существовать, если бы не под

В этом и состоит агностицизм (не познаваемость сущности) Юма.
Билет 10 1. Проблема познания. Познание и его виды. 2. Дж. Локк об обществе и государстве. • 1. Познание есть процесс, направленный на получение знаний. Как резуль

Дж. Локк об обществе и государстве.
Человек мыслится как единичное эгоистическое существо. Отсюда следуют представления об обществе и государстве. Различает естественное и гражданское состояние человека. Естественное состоян

Этика И.Канта.
Нравственность самоценна, она не зависит ни от общества, ни от условий жизни, ни от идеалов. Исходное понятие этики – автономная добрая воля, которая может быть общей (практический разум)

Рационализм – это философская концепция, основу познания и критерий
истины усматривающая в разуме. Рационализм восходит к платоновской концепции познания как припоминания и теории «врожденных идей». В философии Нового времени рационализм п

Философия Ф.Бэкона.
В целом великое достоинство науки Бэкон считал почти самоочевидным и выразил это в своём знаменитом афоризме «Знание — сила» (лат. Scientia potentia est). Однако на науку делалось много на

Философия Р.Декарта.
В процессе познания человек не только формирует знание, но и ОЦЕНИВАЕТ его. Знание оценивается с позиций его применимости, полезности, важности, актуальности и т.д. Центральное ме

ИСТИНА - ЭТО ЗНАНИЕ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ СВОЕМУ ПРЕДМЕТУ.
Такое понимание истины восходит к Платону и Аристотелю. Это понимание называют КЛАССИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИЕЙ ИСТИНЫ. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ   Истина – донаучный фено

КРИТИКА КОГЕРЕНТНОЙ И ПРАГМАТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ИСТИНЫ
Однако когерентная и прагматическая концепции выражают не столько сущность истины, сколько требования, которые к ней предъявляются. Требования непротиворечивости является необходимым, но н

Философия Р.Декарта.
В 1629-1649 жил в Голландии, где были созданы основные сочинения: «Рассуждение о методе»(1637), «Размышления о первой философии» (1641), «Начала философии»(1644). Декарт – один из родонача

Человек состоит из двух субстанций: телесной (протяжения)и духовной (мышления).
Характеристики мыслящей субстанции – непротяжённость, неделимость, бессмернтность. Телесная субстанция имеет: протяжение в длину, ширину и глубину, делима на части, имеет фигуру (форму), д

Философия Б.Спинозы.
Спиноза полагал, что «порядок и связь вещей совпадает с порядком и связью мыслей». Идейное развитие Спинозы началось и в течение нескольких лет продолжалось в еврейском религиозном училище

Теория познания И.Канта.
1. 1.Понятие общества • В «Толковом словаре русского языка» приводится шесть разных его значений. • Общество - это совокупность людей, объединённых ист

ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА ГЕГЕЛЯ
ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ • Наиболее полное и яркое развитие и завершение классический немецкий идеализм получил в диалектической философии Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831).

Абсолютная истина
• Через выше указанные формы, то есть через свое «инобытие» АИ развивается и познает себя. • Все завершается полным саморазвитием и достижением абсолютной истины. • Цикл замыкаетс

Философия прагматизма.
ПРАГМАТИЗМ - (от греч. – дело, действие), субъективно-идеалистическое философское учение. Возникло в 70-х годах ХlХ века в США и получило наибольшее распространение в ХХ веке в период до 2-й мирово

О. КОНТ
• Создатель «классического» позитивизма Огюст Конт (1798-1857) («Курс позитивной философии»). Он считал, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. Это не исключает существовани

ПЕРВЫЙ» ПОЗИТИВИЗМ
• Представителями первой, «классической», формы позитивизма Х1Х века, кроме О.Конта, были Э.Литтре, Г.Н.Вырубов, И.Тэн, Э.Ж.Ренан – во Франции; Дж.С.Милль, Г.Спенсер – в Великобритании; В.В.Лесевич

Философия марксизма (диалектический материализм).
• Марксизм — основанная Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом и развитая их последователями, в частности В. И. Лениным

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
• Материя— «…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существ

Философия марксизма (исторический материализм).
1. Не вызывает сомнений, что наука представляет собой огромное достижение человеческой культуры. Она делает жизнь человека от поколения к поколению более легкой, удобной, независимой, манит перспек

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги