рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философия марксизма (исторический материализм).

Философия марксизма (исторический материализм). - раздел Философия, Понятие философии. Предмет философии 1. Не Вызывает Сомнений, Что Наука Представляет Собой Огромное Достижение Чел...

1. Не вызывает сомнений, что наука представляет собой огромное достижение человеческой культуры. Она делает жизнь человека от поколения к поколению более легкой, удобной, независимой, манит перспективой изобилия материальных и духовных благ. Но обожествленная наука - это совсем другое явление, порождающее совершенно противоположные результаты. Объективно, наука - это только одна из сфер культуры человека, имеющая свою специфику и свои задачи, и не следует пытаться это положение менять. Наука сама по себе не может считаться высшей ценностью человеческой цивилизации, она - только средство в решении различных проблем человеческого существования. В нормальном гармоничном обществе должно одновременно находиться место и для науки, и для искусства, и для философии, и для религии, и для всех других частей человеческой культуры.
Таким образом, исходя из вышеизложенных представлений о сущности и роли науки в культуре и обществе, мы можем дать ее более точное определение. Наука - это часть культуры, представляющая собой совокупность объективных знаний о бытии. Содержательно это понятие включает в себя также процесс получения этих знаний и различные формы и механизмы их применения в практической жизни людей.

2. ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ МАРКСА

• Если материализм вообще объясняет сознание из бытия, а не обратно, то в применении к общественной жизни человечества материализм требовал объяснения общественного сознания из общественного бытия».

• Марксизм трактует человека как производное от общества, как продукт и субъект общественной трудовой деятельности.

Человек есть совокупность всех общественных отношений.

Принципы исторического материализма

• - Признание первичности материальной жизни общества — общественного бытия по отношению к общественному сознанию и активной роли последнего в общественной жизни;

• - Выделение из всей совокупности общественных отношений — производственных отношений как экономической структуры общества, определяющей, в конечном счёте, все другие отношения между людьми, дающей объективную основу для их анализа;

• - Исторический подход к обществу, т. е. признание развития в истории и понимание его как закономерного естественноисторического процесса движения и смены общественно-экономических формаций;

• - История делается людьми, трудящимися массами, а основу и источник побудительных мотивов их деятельности следует искать в материальных условиях общественного производства их жизни.

• Марксом был сформулирован закон соответствия производственных отношений (отношений людей по поводу производства материальных благ) уровню развития и характеру производительных сил (совокупности средств производства и людей, занятых в производстве).

• «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определённые, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определённой ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще.

• Производительные силы определяют производственные отношения. Соответствие производственных отношений уровню производительных сил необходимо для нормального функционирования и развития производительных сил.

• Однако, развиваясь в рамках данных производственных отношений, производительные силы на известной ступени своего развития приходят с ними в противоречие.

• «Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке» (К.Маркс).

• Исторический материализм требует учитывать не только экономику, но и относительную самостоятельность различных общественных явлений.

• Он обосновывает огромную роль идей, субъективного фактора в развитии общества.

• История есть результат сложного взаимодействия различных общественных явлений, социальных сил.

• Но способ материального производства всегда является основой, и в конечном счёте, определяет характер общества и направление исторического процесса.

• Важнейшей категорией исторического материализма является понятие общественно-экономической формации — исторически определённой ступени в развитии человеческого общества, характеризующейся свойственным только ей способом производства и обусловленными этим способом социальными и политическими отношениями, юридическими нормами и учреждениями, а также идеологией.

• Марксизм выделяет следующие общественно-экономические формации:

• первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.

• Все общественные формации, после первобытнообщинной (исключая будущую коммунистическую) основаны на эксплуатации и антагонизме классов.

Классы — это «большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определённой системе общественного производства, по их отношению (большей частью закреплённому и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства» (В.И.Ленин).

По Марксу, всякая историческая борьба в любой идеологической области есть более или менее ясное выражение борьбы общественных классов.

Политическая экономия

Предметом изучения марксистской политической экономии являются общественные способы производства, или системы производственных отношений.

Методом марксистской политической экономии является диалектический метод как отражение объективной диалектики (общих законов становления, развития и гибели) способа производства.

Главным предметом исследования Маркса и Энгельса в области политической экономии являлся капиталистический способ производства.

Основным трудом, исследующим капиталистический способ производства, является «Капитал» К. Маркса.

Исходным пунктом в изучении капиталистических производственных отношений у Маркса явился анализ товара, поскольку товар исторически и логически предшествует капиталу, являясь его зародышевой формой.

Товар — это продукт труда, произведённый для обмена.

Научный коммунизм (или научный социализм) — одна из трёх составных частей марксизма, изучающая социальное движение, направленное на ликвидацию капитализма и построение коммунистического общества.

Научный коммунизм указывает реальный, основанный на науке путь ликвидации эксплуатации человека человеком и введения новой организации общества, о которой мечтали представители утопического социализма (Оуэн, Сен-Симон, Фурье).

Особенно большое значение для научного коммунизма имеют теория классовой борьбы и теория прибавочной стоимости.

ОТЧУЖДЕНИЕ

Только с таких высот истории могут быть правильно поняты и осмысленны все иные аспекты учения Маркса: «отчуждение», «эксплуатация», «эмансипация», «реальный гуманизм» и др.

ОТЧУЖДЕНИЕ есть реальный социальный процесс, характеризующийся ПРЕВРАЩЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ЕЁ РЕЗУЛЬТАТОВ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ СИЛУ, ГОСПОДСТВУЮЩУЮ НАД НИМ И ВРАЖДЕБНУЮ ЕМУ.

ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ОТЧУЖДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ:

1)отчуждение САМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ человека;

2) отчуждение УСЛОВИЙ ТРУДА от самого труда;

3) отчуждение РЕЗУЛЬТАТОВ ТРУДА от наёмного работника;

4) отчуждённость СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ и НОРМ, предписываемых ими, от трудящихся;

5) отчуждение ИДЕОЛОГИИ ОТ ЖИЗНИ, что бывает причиной ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ.

К различным формам отчуждения ведёт не только безграничное господство частной, но и государственной собственности.

Экономическое отчуждение – основа всякого иного отчуждения и зиждется на эксплуатации.

В философско-экономическом смысле ЭКСПЛУАТАЦИЯ – это безвозмездное присвоение продуктов труда непосредственных производителей.

Марксизм считает классовую борьбу движущей силой развития общества

• - Экономическая борьба — это борьба за профессиональные интересы рабочих (повышение зарплаты, сокращение рабочего дня, улучшение условий труда и т. д.).

• - Политическая борьба является высшей формой классовой борьбы пролетариата. Особенности этой формы состоят:

• Во-первых, в том, что она означает борьбу за коренные интересы пролетариата.

• Во-вторых, политическая борьба — это общеклассовая борьба; она означает уже не борьбу рабочих отдельных предприятий против своего хозяина, а всего класса пролетариев против класса капиталистов.

• В-третьих, в политической борьбе складывается партия — высшая форма классовой организации пролетариата.

• В-четвертых, политической борьбе пролетариата —устанавливается и крепнет его власть.

• - Идеологической борьба, задача которой состоит в том, чтобы высвободить пролетариат из-под влияния буржуазной идеологии и превратить стихийно классовую борьбу в борьбу сознательную.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Понятие философии. Предмет философии

Понятие философии Предмет философии... Понятие диалектики Системная диалектика Г Гегеля... Понятие философии Предмет философии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философия марксизма (исторический материализм).

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие диалектики. Системная диалектика Г.Гегеля.
Всеобщими философскими законами являются законы диалектики. ДИАЛЕКТИКА (греч. диалектикэ – искусство спорить, вести рассуждение) – наука о развитии; один из основных методов философского п

Философия Августина Аврелия.
Аврелий Августин (354-430) – христианский философ и теолог, представитель латинской патристики. Род. в Тагасте, Сев. Африка. Сын язычника и христианки, получил риторическое образование.

ФИлософия С.Кьеркегора.
Под влиянием романтизма, а также антирационалистической реакции на гегелевскую философию сложился иррационализм датского теолога, философа и писателя Сёрена Кьеркегора (1813-1855). Основны

Теория познания Дж.Локка.
Главная работа Д. Локка по теоретической философии – «Опыт о человеческом разуме» Одним из исходных положений теории познания Локка был тезис о происхождении всего человеческого знания из

Субъективный идеализм Дж.Беркли.
Дж. Беркли (1685-1753) крупнейший английский философ, создатель нового направления в философии – субъективного идеализма. Основной философский труд Беркли был написан в 1710 году, это был

Идея первична, а вещь вторична, так как вещь есть сочетание или комплекс идей.
Вещей видеть нельзя, а можно лишь видеть цвета, фигуры, величины. Вещь разлагается без остатки на идеи – значит формула «качества принадлежат вещам» приобретает смысл «качества принадлежат

Быть означает быть воспринимаемым или возможность быть воспринимаемым.
Если вещи ни кем не воспринимаются ни в действительности, ни в возможности, то они непрерывно творятся и воспринимаются ангелами и Богом. Сами вещи не могли бы существовать, если бы не под

В этом и состоит агностицизм (не познаваемость сущности) Юма.
Билет 10 1. Проблема познания. Познание и его виды. 2. Дж. Локк об обществе и государстве. • 1. Познание есть процесс, направленный на получение знаний. Как резуль

Дж. Локк об обществе и государстве.
Человек мыслится как единичное эгоистическое существо. Отсюда следуют представления об обществе и государстве. Различает естественное и гражданское состояние человека. Естественное состоян

Этика И.Канта.
Нравственность самоценна, она не зависит ни от общества, ни от условий жизни, ни от идеалов. Исходное понятие этики – автономная добрая воля, которая может быть общей (практический разум)

Рационализм – это философская концепция, основу познания и критерий
истины усматривающая в разуме. Рационализм восходит к платоновской концепции познания как припоминания и теории «врожденных идей». В философии Нового времени рационализм п

Философия Ф.Бэкона.
В целом великое достоинство науки Бэкон считал почти самоочевидным и выразил это в своём знаменитом афоризме «Знание — сила» (лат. Scientia potentia est). Однако на науку делалось много на

Философия Р.Декарта.
В процессе познания человек не только формирует знание, но и ОЦЕНИВАЕТ его. Знание оценивается с позиций его применимости, полезности, важности, актуальности и т.д. Центральное ме

ИСТИНА - ЭТО ЗНАНИЕ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ СВОЕМУ ПРЕДМЕТУ.
Такое понимание истины восходит к Платону и Аристотелю. Это понимание называют КЛАССИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИЕЙ ИСТИНЫ. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ   Истина – донаучный фено

КРИТИКА КОГЕРЕНТНОЙ И ПРАГМАТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ИСТИНЫ
Однако когерентная и прагматическая концепции выражают не столько сущность истины, сколько требования, которые к ней предъявляются. Требования непротиворечивости является необходимым, но н

Философия Р.Декарта.
В 1629-1649 жил в Голландии, где были созданы основные сочинения: «Рассуждение о методе»(1637), «Размышления о первой философии» (1641), «Начала философии»(1644). Декарт – один из родонача

Человек состоит из двух субстанций: телесной (протяжения)и духовной (мышления).
Характеристики мыслящей субстанции – непротяжённость, неделимость, бессмернтность. Телесная субстанция имеет: протяжение в длину, ширину и глубину, делима на части, имеет фигуру (форму), д

Философия Б.Спинозы.
Спиноза полагал, что «порядок и связь вещей совпадает с порядком и связью мыслей». Идейное развитие Спинозы началось и в течение нескольких лет продолжалось в еврейском религиозном училище

Теория познания И.Канта.
1. 1.Понятие общества • В «Толковом словаре русского языка» приводится шесть разных его значений. • Общество - это совокупность людей, объединённых ист

Теория познания И.Канта.
Под КРИТИКОЙ Кант понимает: 1) точное выяснение познавательной способности, лежащей в основании каждой отрасли знания и философии; 2) исследование ГРАНИЦ, далее которых не может п

ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА ГЕГЕЛЯ
ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ • Наиболее полное и яркое развитие и завершение классический немецкий идеализм получил в диалектической философии Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831).

Абсолютная истина
• Через выше указанные формы, то есть через свое «инобытие» АИ развивается и познает себя. • Все завершается полным саморазвитием и достижением абсолютной истины. • Цикл замыкаетс

Философия прагматизма.
ПРАГМАТИЗМ - (от греч. – дело, действие), субъективно-идеалистическое философское учение. Возникло в 70-х годах ХlХ века в США и получило наибольшее распространение в ХХ веке в период до 2-й мирово

О. КОНТ
• Создатель «классического» позитивизма Огюст Конт (1798-1857) («Курс позитивной философии»). Он считал, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. Это не исключает существовани

ПЕРВЫЙ» ПОЗИТИВИЗМ
• Представителями первой, «классической», формы позитивизма Х1Х века, кроме О.Конта, были Э.Литтре, Г.Н.Вырубов, И.Тэн, Э.Ж.Ренан – во Франции; Дж.С.Милль, Г.Спенсер – в Великобритании; В.В.Лесевич

Философия марксизма (диалектический материализм).
• Марксизм — основанная Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом и развитая их последователями, в частности В. И. Лениным

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
• Материя— «…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существ

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги