Реферат Курсовая Конспект
Тестовые вопросы открытого типа - раздел Философия, Учебная программа дисциплины – 03010 Философия Вопросы Со Свободными Ответами 20. Закончите Предложение: «М...
|
Вопросы со свободными ответами
20. Закончите предложение: «Мыслитель, первым объяснивший слово «философ» - это …
21. Закончите определение: Крайняя форма субъективного идеализма, согласно которой с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного «Я» и моих ощущений – это…
22. Закончите определение: Философское направление, представители которого признавали Бога, как мировой разум, сотворивший природу и придавший ей движение, но не вмешивающийся в ее бытие – это …
23. Закончите определение: Методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены на основе законов, свойственных более простым – это …
Вопросы с заданными ограничениями
24. Прочитайте описание ситуации (внизу). Письменно ответьте на вопросы:
А) Кто из участников события выступает в качестве субъекта, а кто – в качестве объекта процесса познания?
Б) Имеет ли место в данном процессе познания реализация какого-либо закона диалектики? Если «да», то какого?
В) Что стало критерием истины в данном познавательном процессе?
Описание ситуации
Марк Твен рассказывал о том, что когда ему было 15 лет, он считал, что его отец знает все, а сам он – ничего; в 25 лет он находил, что знает все, а его отец – ничего; а когда ему исполнилось35 лет, он увидел, что его отец знает кое-что.
25. Ознакомьтесь с приведенным ниже суждением Г.В.Ф. Гегеля. Письменно ответьте на предложенные вам вопросы:
А) Возможно ли истолковать данное суждение Гегеля как диалектико-материалистическое?
Б) Можно ли пространство и время рассматривать как особые самостоятельные природные реальности?
В) Как в рамках приведенного примера решает основной вопрос философии (в онтологическом аспекте) немецкий философ?
Описание ситуации: Согласно Гегелю «Сам по себе кирпич не убивает человека, а производит это действие лишь благодаря достигнутой им скорости, т.е. человека убивает пространство и время».
26. Ознакомьтесь с представлением о добродетели Аристотеля (см. текст, расположенный ниже) и выведите согласно аристотелевскому подходу список добродетелей:
А) Середина страха и безумной отваги - …
Б) Середина скупости и расточительности - …
В) Середина кичливости и приниженности - …
Г) Середина зависти и злорадства - …
Д) Середина бесстыдства и стеснительности - …
Е) Середина притворства и хвастовства - …
Текст, описывающий ситуацию: В этике Аристотеля существенную роль играет выяснение того, что есть добродетель. На примере различных человеческих качеств он показывает, что добродетель обычно связана с серединой между двумя полярными качествами. Существует как бы три душевных состояния, два из которых порочны – одно в силу избытка, другое – в силу недостатка. И только третье, расположенное между ними, является похвальным. «…Как в страстях, так и в поступках (пороки) преступают должное либо в сторону избытка, либо в сторону недостатка, добродетель же (умеет) находить середину и ее избирает».[1]
Вопросы с развернутым неструктурированным ответом, без заданных ограничений
27. Знаменитый тезис Протагора «Человек есть мера всех вещей» оставляет известное пространство для его толкования.
Внимательно изучите главу «Софисты» в т. 1 ч. 1 Антологии мировой философии. М., 1966, с.с. 315 – 318. На основании изученного материала и возможностей собственной философской рефлексии заполните предложенную ниже таблицу:
Таблица
1. Полное классическое изложение тезиса Протагора | 2. Философская позиция Протагора | 3. Наиболее часто встречающиеся интерпретации формулы Протагора (две) | 4. Проявление влияния формулы Протагора в современной науке, культуре, общественной жизни |
Инструмент проверки
Полное классическое изложение тезиса Протагора | Философская позиция Протагора | Наиболее часто встречающиеся интерпретации формулы Протагора (две) | Проявление влияния формулы Протагора в современной науке, культуре, общественной жизни |
Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют. | Протагор – софист, относится к старшей группе софистов Согласно Протагору: 1. Философия должна быть обращена к человеку и его интересам. 2. Все человеческие понятие, нормы, оценки относительны. 3. Истина также относительна «Каким что является мне, таким оно верно для меня – а каким тебе таким (оно верно) для тебя (цит.) 4. О богах я не могу знать ни того, что они существуют, ни того, что их нет, ни того, каковы они по виду. Ибо многое препятствует знать (это): и неястность (вопроса), и краткость человеческой жизни. | 1.Объективной истины нет, истина есть то, что считает данный человек. 2.Мир следует воспринимать через призму человека. Таким образом, воспринимаемый мир человекомерен. | 1.Антропологический принцип космологии. 2.Внимание литературы и искусства к духовному миру и образу жизни человека. 3.Права человека в современном обществе всё чаще выступают в качестве критерия его прогрессивности. |
Ключ к заданиям первого блока
1а; 2б; 3а; 4в; 5а; 6г; 7а, б, в; 8а, б; 9а, б, в;
10 1-г, 2-в, 3-б, 4-а;
11 1-б, 2-в, 3-а;
12 1-в, 2-б, 3-г, 4-а;
13 1-г, 2-в, 3-а, 4-б;
VIIв.д.н.э. – IIIв.н.э. | IV в.н.э. - XIII в.н.э. | XIV в.н.э. - XVI в.н.э. | XVIII в.н.э. - XIX в.н.э. |
Античность | Средневековье | Возрождение | Новое время |
15 Сократ, Платон, Аристотель, Кант, Гегель, Фейербах.
16 «Всеобщая естественная история и теория неба», «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения»;
17 Восточный мир, Греческий мир, Римский мир, Германский мир;
18 Понятие, суждение, умозаключение;
19 Раздражимость, возбудимость, психика, сознание;
20 Пифагор;
21 Солипсизм;
22 Деизм;
23 Редукционизм;
24 а) субъект – сын, объект – отец; б) закон отрицания отрицания; в) практика;
25 а) нет; б) нет; в) идеалистически;
26 а) мужество; б) щедрость; в) величавость (достоинство); г) негодование; д) стыдливость; е) правдивость;
27 Протагоровский тезис можно расшифровать следующим образом: а) объективной истины нет, истина то, что считает данный человек; б)мир надо воспринимать через призму человека, мир человекомерен.
III. Задания для проверки навыков восприятия, анализа и сопоставления текстов философского содержания
Задание 1.
Дать анализ работ Карла Ясперса «Смысл и назначение истории»[2] и Освальда Шпенглера «Закат Европы»[3]. В процессе сопоставления взглядов К. Ясперса и О. Шпенглера обратить внимание на отношение этих авторов к проблеме единства человеческой истории, воспроизвести аргументацию этих авторов и письменно обосновать свою позицию по этой проблеме в форме эссе.
Инструмент проверки
1.Изучена рекомендованная литература. Каждый изученный источник – 10 баллов. |
2.Проведён анализ работ и выделены ключевые подходы авторов к проблеме единства человеческой истории: А) у К. Ясперса – концепция «осевого времени» - 5 – баллов. Б) у О. Шпенглера – концепция изолированно развивающихся культур, переживающих «возрасты» детства, юности, зрелости и старости – 5 баллов. |
3.Подготовленное в итоге эссе демонстрирует знание анализируемых источников, отвечает на вопросы задания, показывает владение категориальным аппаратом философии (5 баллов), номами литературного русского языка (5 баллов), и возможностями философской рефлексии (10 баллов). |
Задание 2. Реконструируйте образ мысли и образ жизни человека античности
Источники :
● Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986
● Древнегреческая философия от Платона до Аристотеля. Пер. с древнегреческого. Харьков, М., 1999
● Антология мировой философии. В 4-х томах. Том 1, ч. 1, СС.262 – 554. М., 1969
Реконструкцию оформить в виде эссе.
Задание 3.
Подготовьте эссе на тему «Современный человек: образ мысли и образ жизни через призму современных философских концепций».
Источники:
● Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994
● Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс//Вопросы философии. – 1989 - №№ 3, 4
● Фромм Э. Иметь или быть. М., 1986
● Фромм Э. Душа человека. М., 1993
● Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990
Задание 4
Используя реконструкцию, полученную в результате выполнения задания 2,эссе, подготовленное при выполнении задания 3, а также работу Б. Константа «О свободе у древних в её сравнении со свободой у современных людей»[4] сопоставьте философские отражения образов мысли и жизни личностей античности и современности.
Ответьте на вопрос: чей образ мысли и жизни представляется вам предпочтительнее и почему?
Требования к выполнению заданий 2, 3, 4.
Наличие конспектов рекомендованной литературы (конспект источника оценивается по 5-бальной шкале в зависимости от того насколько исполнителю удалось «схватить» логику работы и отразить её ключевые моменты компактно и ясно) | |
Определены философские парадигмы, в рамках которых авторы анализируемых работ рассматривают исследуемые проблемы | |
Предложен план или структурно-логическая схема реализации задания | |
Владение категориальным аппаратом философии и нормами литературного русского языка |
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Министерство Образования и Науки Российской Федерации... Поволжская Государственная Социально гуманитарная Академия...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тестовые вопросы открытого типа
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов