Философское учение Платона.

Философия Платона

В лице Платона (427-347 гг. до н.э.) идеализм впервые выступает в форме мировоззрения, которое прямо противопоставляет себя материализму.

Онтология (учение о бытии и его сущности.) Чтобы правильно понять учение Платона, нужно уяснить философский смысл различия подлинного и неподлинного бытия, т.е. бытия, обладающего всей полнотой реальности (абсолютного), и бытия, не обладающего такой полнотой (и потому относительного, и даже иллюзорного). Платон говорит о необходимости различать: 1) то, что всегда существует и никогда не становится (т.е. не изменяется, не исчезает и не возникает); и 2) то, что всегда становится то тем, то иным (т.е. постоянно изменяется, возникает и исчезает), и поэтому никогда не существует (не существует как нечто прочное, вечное).

Первое есть образ сущности, или истинного бытия. Второе есть образ явления, или неистинного бытия. Предметом философии является истинное бытие, т.е. бытие абсолютное (непреходящее, вечное).

Таким образом, основные положения учения Платона сводятся к следующему: существует два рода бытия, или сущего: подлинное и неподлинное, производное от подлинного. Истинный мир – это мир бестелесных, нематериальных, сверхчувственных сущностей, или идей. Идеи (сущности всех вещей) – совершенны, неизменны и постоянны. Идея – это и причина вещи, и образец (эйдос), по которому она создана. Каждому классу вещей соответствует в мире бестелесных форм некоторая идея. Неистинный мир – это мир материальных вещей, производных, вторичных по отношению к идеям. Мир материальных вещей реален, но эта реальность конечная, во многом призрачная, иллюзорная. Реальность этого мира состоит в том, что в нем, в его материальных образах, отражается высшая реальность мира идей. Таким образом, действительное отношение мира вещей и мира идей состоит в том, что не идеи сообразуются с вещами, а, напротив, вещи сообразуются с идеями. Мир вещей – всего лишь тусклый отблеск (образ) мира идей. Поскольку идеи предшествуют материальным вещам, постольку философия Платона есть объективный идеализм. Эта же предпосылка лежит в основе теории познания Платона.

Учение о материи.Если мир вещей при всем его несовершенстве и изменчивости форм все же обладает значением реальности, то материя, из которой состоят вещи, рассматривается Платоном как истинное небытие, нечто ирреальное. Это некое бренное содержание, находящееся в непрерывном изменении. Изменчивость, непостоянство, текучесть, отсутствие какой-либо прочной определенности – основные признаки неподлинности материи и материального мира. Именно здесь имеет место диалектика Гераклитовых противоположностей, которые постоянно борются друг с другом и переходят друг в друга. Этот мир несовершенен. Вещи непрерывно изменяются, возникают и гибнут. Даже человеческая мысль, идущая вслед за этими изменениями, – изменчива и текуча, а потому не способна адекватно выразить совершенную идею.

Учение о познании. Согласно Платону, истинное познание не есть отражение преходящего и непостоянного мира материальных вещей, так как о преходящем не может быть знания согласного с истиной («Кратил»). Познание есть припоминание души об истинной сущности вещей, т.е. идей, которые она созерцала, будучи в высшем мире, в мире божественных идей. Идея предсуществования души важнейший элемент учения Платона, непосредственно связывающий его с учением Сократа.

Учение о душе. Поскольку душа способна обнаруживать в себе знание истинной сущности вещей, независимо от чувственного опыта, то это значит, что она существовала где-то еще до своего воплощения в человеческое тело, т.е. до самого человека. Она – его бессмертная Сущность. Душа трактуется Платоном в духе учения пифагорейцев. Она не зависит от тела, покидает его в момент смерти и странствует в мире идей. Принимал ли Платон идею перевоплощения души, в частности, считал ли он, что человек появляется в материальном мире не один только раз? Вопрос остается открытым. Учение Платона о душе составляет основу его этического мировоззрения, которое во многом совпадает с учением его учителя Сократа. Душа трехчастна: высшей частью ее является разум, второй частью души является воля и благородные страсти, третьей, низшей частью души выступают чувственные влечения (материальные привязанности и страсти), это так называемая вожделеющая душа. Преобладание тех или иных качеств души лежит в основе различных типов людей. Представлению об изначальном различии людей соответствует Платоновское учение об идеальном государстве, устроенном на основе разделения труда между тремя сословиями: мудрыми правителями (их составляют те, в которых преобладает разумное начало души), воинами, или стражами (в них преобладает начало волевое и воинственное) и производители, или земледельцы (в них преобладает вожделеющая часть души).

13. Философия Аристотеля: дуализм материи и формы.

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) – выдающийся представитель античной философии периода ее расцвета, ученик Платона и его критик. Самый универсальный ученый своего времени.

Его философские воззрения можно рассматривать как дуалистические с явной тенденцией к объективному идеализму. Корни философского дуализма Аристотеля в его учении о причинах бытия.

Онтология (учение о бытии и его сущности).Аристотель полагал, что начала всякого бытия исчерпываются четырьмя причинами. Причины бывают следующие:

1. Материальная,т.е. то, из чего нечто как из субстрата состоит, образуется (формируется) или возникает.

2. Формальная,т.е. то, что выражает суть (сущность) бытия какой-либо вещи, явления.

3. Действующая (производящая), т.е. то, что вызывает движение и изменение.

4. Целевая,т.е. то, ради чего нечто изменяется или существует.

Материальная и формальная причины или материя и форма суть первые причины всего существующего. Целевая причина сводима к формальной, точно так же и действующая, (производящая изменения) причина. Характерная для Аристотеля аналогия: архитектор – действующая (производящая) причина дома, причина его построения. Но он причина дома лишь постольку, поскольку строит дом по определенному плану. Значит, начало дома сводится к понятию (сути бытия) данной вещи, которой руководствуется архитектор в своем замысле. Понятие же есть суть бытия причина формальная, поскольку определяет цель деятельности и сам процесс создания дома.

Таким образом онтология Аристотеля основывается на следующих положениях.

Существует два начала всех чувственно-воспринимаемых вещей: материя (то из чего или всеобщий субстрат) и форма (суть бытия чего бы то ни было, или то, для чего и каким образом нечто существует). Материя – пассивное начало. Форма – активное, деятельное, порождающее начало. Форма скорее, чем материя составляет сущность конкретной вещи. Движение есть деятельность именно формы, т.е. форма – источник и причина всякого движения.

Таким образом, дуализм философии Аристотеля состоит в том, что он допускает независимое существование друг от друга содержания и формы. В этом смысле материя, согласно Аристотелю, есть однородный, бесформенный субстрат, инертная масса, движение в которую привносится извне. Материя сама по себе никакой творческой силой, активностью не обладает. Форма выражает сущность предмета (суть его бытия), в познании она равнозначна понятию предмета. Форма начало активное и деятельное. Конкретная вещь представляет собой единство содержания и формы.

Учение о движении.Аристотель понимает движение как превращение потенциального в актуальное: материя оформляется, т.е. потенциальное переводится в актуальное, в конкретное бытие, вещь, явление и т.п., находящиеся в движении.

Актуальное движение понимается Аристотелем как деятельность, но деятельность незавершенная, поскольку если допустить завершение деятельности, то следует говорить о прекращении движения. Деятельность, как изначальная активность формы, есть нечто вечное. Деятельность, как завершение конечной цели в процессе оформления, конечна, т.е. достигая своего предела, поставленной ей цели (энтелехии), она прекращается. Пока существует энтелехия (цель), вещь пребывает в движении, осуществляя свое предназначение.

Так уподобление движения деятельности, приводит Аристотеля к выводу, что всякое чувственно воспринимаемое нами движение имеет цель. Следовательно, все вещи, сотворенные, возникшие и прекратившие свое существование, возникли и существовали ради чего-то или кого-то.

Движение есть деятельность формы, которая реализует какую-то цель. Отсюда идея Бога как формы всех форм и перводвигателя сущего. Бог есть начало и причина всего.

Учение о душе.В своей работе «О душе» Аристотель пытается дать ответы на следующие вопросы:

1. Что такое жизнь?

2. Что такое душа и каково ее отношение к жизни тела?

3. К каким основным формам можно свести все многообразие жизни?

Первое важное различение, которое устанавливает Аристотель, это различие тел на естественные и неестественные. Из естественных некоторые наделены жизнью, другие – нет.

Что такое жизнь? «Всякое питание, рост и упадок тела, имеющее основание в нем самом», называется жизнью. Но сущность естественного тела составная. Тело, с одной стороны, есть субстрат, или материя, а с другой – форма. Душа тем отличается от тела, что она есть «сущность в смысле формы естественного тела», но формы не любой, а только той, которая обладает в возможности жизнью. Живое в возможности есть то, что обладает душой. Например, семя и плод суть тела, уже имеющие душу.

Душа есть энтелехия тела. Энтелехию можно понять как жизненное стремление, предназначение и его осуществление, вытекающее из формы или обусловленное определенной формой тела. Раскалывание – предназначение топора. Видение – предназначение глаза. Но ни топор, ни глаз сами по себе не раскалывают и не видят. Материя только в возможности обладает этими свойствами. Чтобы топор раскалывал, а глаз видел, необходима соответствующая энтелехия, т.е. стремление к какой-то цели и ее осуществление. Раскалывание для чего-то или для кого-то. Видение для чего-то или для кого-то и с какой-то целью. Эту способность, силу жизненного стремления к чему-либо и его осуществление несет в себе душа. Поэтому душа есть первое начало жизни источник жизненного стремления (желания, воли) и самодвижения.

Таким образом, согласно Аристотелю, душа, как сущность жизни, связана с телом и не отделима от него. Она зависит от тела (т.е. определенного материального субстрата) в своих возможностях проявлять или не проявлять свое жизненное предназначение, стремление, энтелехию. Но сама душа не есть тело, Хотя некоторые части души могут быть отделены, но только потому, что они суть энтелехии определенных частей целого. Например, отдельные части растений могут быть отделены от своего целого, могут самостоятельно жить и развиваться. Рассекая какое-либо живое существо, мы можем наблюдать, что некоторые его части продолжают самостоятельное движение и даже могут выполнять привычные, свойственные им функции.

Аристотель различает, три вида души:

1. Растительная душа, сущность которой проявляется в питании, росте (размножение есть проявление роста), естественном распаде (разложении).

2. Животная душа, сущность которой состоит в способности ощущения, затем эта способность усложняется и переходит в восприятие (зрительное и слуховое) и представление. Ощущение влечет удовольствие и неудовольствие, а отсюда стремление животных к приятному. Стремление к удовольствию и избежание страданий наиболее характерная особенность проявления животной жизни.

3. Разумная душа, сущность которой проявляется в присущей ей способности размышления и рассуждения. Люди и Бог суть существа, обладающие разумной душой. Человек обладает растительной, животной и разумной душой. Бог есть только разумная душа в том смысле, что у него нет тела. А, следовательно, нет и не может быть телесных проявлений, стремлений, чувствований. Разумная душа не есть энтелехия тела. Если способность ощущения невозможна без тела, то ум может существовать отдельно и независимо от него. Это значит, что ум не имеет своего телесного органа.