Вопрос о природе абсолютного и его значение для философии.

Исторический анализ показывает, что философия возникает как предельно общее теоретическое мировоззрение, центральным вопросом которого является вопрос о природе Абсолютного и отношении к нему человека. Перечислим все возможные позиции.

Что такое Абсолютное? Абсолютное на языке философии имеет несколько строго фиксируемых значений:

· 1 - необусловленное ни­чем или безусловное, т.е. существующее независимо от каких бы то ни было условий (предпосылок). В античной философии Абсолютное передавалось специальным термином «архэ»(начало, основание, конец). Здесь архэ может быть понято как краткое обозначение источника всеобщего рождения и гибели.В этом своем значении Абсолютное может рассматриваться как первичное и необходимо существующее.

· 2 - единое во всем многообразии проявленного и непроявленного бытия. Такое понимание абсолютного впервые встречается в космогоническом гимне Риг-веды . Абсолютное, будучи Единым, не содержит никакого различия и, в качестве такового, оно чувственно не воспринимаемо (не видимо, не слышимо и т.д.)

· 3 - всеобщее всех вещей, явлений, процессов и т.д.

· 4 - бесконечное, т.е. неисчерпаемое, не имеющее пределов. Так уже у Анаксимандра: архэ есть «нечто беспредельное». У Лао Цзы – дао (абсолютное) подобно пустоте: ничего не содержит и потому может вместить все. Оно неисчерпаемо: сколько не убавишь из того, что подобно пустоте, столько же и останется.

· 5 - постоянное, непреходящее (вечное). То, что существует над временем и пространством. То, что всегда существует и никогда не прекращает быть.

· 6 - совершенное бытие, т.е. то, что вмещает в себя всю полноту бытия. Так, например, катафатическое богословие раскрывает Абсолютное как бытие пре-бывающее в Боге, от Него исходящее, в Нем одном и через Него существующее.

Кратко можно резюмировать все сказанное следующим определением предмета философии: предметом философии является Абсолютное (безусловное, необходимо существующее, едино-всеобщее, бесконечное, непреходящее, совершенное) и отношение к нему человека: коренные условия и причины всего существующего, всеобщие и необходимые формы всякого бытия, всякой жизни, всякого познания и деятельности. Именно в таком понимании заключена специфика философского познания с точки зрения особенностей предмета философии.