рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Проблема субстанции в философии Нового времени.

Проблема субстанции в философии Нового времени. - раздел Философия, Философия, ее предмет и метод Согласно Р. Декарту, Субстанция Есть То, Что Существует Независимо От Чего...

Согласно Р. Декарту, субстанция есть то, что существует независимо от чего бы то ни было («вещь, которая существует, совершенно не нуждаясь для своего бытия в другой вещи»). В дальнейшем голландский философ Б. Спиноза (1632-1677), развивая эту идею субстанции, определяет ее как причину самой себя (causa sui).

Материалистическое переосмысление идеи субстанции характерно для французского материализма XVIII века (Ж.О. Ламетри, Д. Дидро, К.А. Гельвеций, П. Гольбах). Все важнейшие моменты определения понятия субстанции Б. Спинозы были распространены на понятие природы. Материя (или природа) как субстанция есть то, что существует независимо от чего бы то ни было, и в качестве таковой она есть основа (субстрат) всех телесных (вещественных) качеств и свойств. Ее фундаментальными характеристиками являются атрибуты. По существу это была всего лишь популяризация основных идей спинозизма без каких-либо инноваций и особых теоретических усилий философского обоснования.

«Природа есть причина всего; она существует благодаря самой себе; она будет существовать и действовать вечно; она – своя собственная причина…», «она всегда существовала сама по себе; в ее лоне зарождается все…» (П. Гольбах).

Прямым следствием обоснования и развития этих взглядов был атеизм.

 

«Монадология» Г.В. Лейбница

«Монадология» является единственным философским произведением Г.В. Лейбница (1646-1716 гг.), в котором кратко изложены основы его философского мировоззрения. Этот небольшой трактат содержит немало новых идей. В нем ясно и определенно выражено отношение Лейбница к главным направлениям и течениям современной ему философской мысли: а именно – материализму и идеализму, эмпиризму, сенсуализму и рационализму. Сам Лейбниц в философии выступает с позиций объективного идеализма.

Ядром философской системы Лейбница является учение о монаде. Монада – простая субстанция, которая входит в состав сложных. Простая – значит не имеющая частей. Следовательно, она лишена протяженности, формы и неделима.

«Действительно, – рассуждает Лейбниц, – где нет частей, там нет ни протяженности, ни фигуры и невозможна делимость».

Таким образом, можно заключить, что монада есть нечто нематериальное, поскольку, согласно взглядам материалистов XVII–XVIII вв., материя есть субстанция протяженная, имеющая форму и делимая.

Монада – это атом, т.е. нечто неделимое, но атом идеальный. Монада – субстанция, сотворенная Богом и поэтому никаким естественным путем она не может быть разрушена.

Монаде не свойственны какие-либо изменения во внутреннем существе, обусловленные извне. Она абсолютно непроницаема и индифферентна в отношении любых внешних воздействий. Ее акциденции (свойства) не могут быть отделены и двигаться где-то вне ее как субстанции.

Тем не менее Лейбниц полагает, что изменения присущи монаде. Но эти изменения другого рода. Они естественны. Естественны потому, что исходят из ее собственного внутреннего принципа, внутренней активности, присущей монаде изначально. Тогда как внешние изменения и движение не производят никакого влияния на монаду, так как «никакая внешняя причина не может иметь влияние внутри монады».

Монада – субстанция со всеми признаками самостоятельного (самодовлеющего) существования. Те изменения, которые происходят внутри монады, непрерывны. Однако само это движение не имеет ничего общего с механическим перемещением частей (т.к. у монады нет частей). Движение внутри монады суть смена ее различных состояний. Но эти изменения состояний внутри монады нельзя объяснить никакими механическими причинами или законами. Состояния монады меняются непрерывно и постепенно, т.е. в форме эволюции. Здесь нет скачков. Эволюция и есть естественное, внутреннее изменение состояний монады. Число различных состояний монады и их отношений может быть бесконечно. Но при этом в самой монаде не происходит какого-либо обособления частей или движения частей. Во всех своих изменениях она остается целой и простой субстанцией, заключающей в себе неразложимое ни на какие части единство своих состояний.

Преходящее (конечное) состояние монады Лейбниц называет перцепцией, или восприятием, которое отличается от апперцепции, или сознания. Сознание характеризуется устойчивостью и связанностью многих различных перцепций.

Деятельность внутреннего принципа монады, который вызывает изменение ее состояний и заставляет переходить от одного восприятия к другому, называется стремлением.

Таким образом, восприятие и стремление, реализующее внутренний принцип сознания, – основные свойства монады.

Восприятие – совокупность конечных состояний.

Сознание – устойчивая связь различных состояний + внутренний принцип, заставляющий переходить от одного состояния к другим.

Монаду, если она обладает отчетливыми восприятиями, которые сопровождаются памятью, Лейбниц называет душой.

Память дает душам род связи по последовательности, которая походит в чем-то на разум. Но разум не есть только память. Из памяти рождаются чувства (например: приятного и неприятного страха, ненависти и любви). Благодаря действию памяти мы обладаем способностью ожидать того, что было связано с тем или иным предшествовавшим восприятием. И в зависимости от того, каким было это восприятие (приятным или не приятным) формируются соответствующие чувства, эмоции.

Люди, которые действуют, полагаясь на последовательность своих восприятий по памяти, т.е. опираясь на чувства и эмоции, действуют как неразумные животные. Они обладают только эмпирическими сведениями. На три четверти наших поступков мы – эмпирики, т.е. действуем чисто эмпирически, когда ожидаем, что завтра наступит день, потому что до сих пор так происходило всегда. Критерием эмпирической истины выступает наш повседневный личный опыт. В таких истинах нет главного, а именно – необходимости. Это истины факта. Они – случайны. Истины же разума необходимы, и противоположное им – невозможно. Таким образом, последняя причина вещей должна находиться в необходимой субстанции.

Субстанция отражает в своих состояниях весь универсум. Высшая субстанция едина, всеобща и необходима. Она и есть Бог. Бог один и этого достаточно.

Простая субстанция (монада) вследствие того, что ей изначально присуще восприятие, и вследствие того, что она находится в связи со всеми другими субстанциями (простыми и сложными), «является постоянным живым зеркалом универсума», всей Вселенной и отражает ее с разных сторон, соответственно различиям каждой монады.

Каждое тело (как сложная субстанция) подвергается влиянию тех тел, которые с ним соприкасаются, и чувствует некоторым образом все то, что с ними происходит. Так что тот, кто смог бы это увидеть, мог бы в каждом теле прочесть «то, „что совершается повсюду„», и то, что уже совершилось, и то, что еще совершится. Здесь «все дышит взаимным согласием».

Таким образом, согласно Лейбницу, «каждая сотворенная монада представляет весь универсум, но отчетливее она представляет то тело, которое собственно с ней связано».

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия, ее предмет и метод

Источники... Источниками основных идей философии Древнего Китая являются две книги Шу Цзин... Основные идеи и школы Идея космического дуализма и взаимодействия...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Проблема субстанции в философии Нового времени.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия, ее предмет и метод.
Термин философия по преданию древних ввел Пифагор (VII в. до н. э.). Слово образовано путем сочетания двух греческих слов (филиа) – любовь, (софия) – мудрость. Т.е. философия е

Вопрос о природе абсолютного и его значение для философии.
Исторический анализ показывает, что философия возникает как предельно общее теоретическое мировоззрение, центральным вопросом которого является вопрос о природе Абсолютного и отношении к

Основной вопрос философии и две его стороны.
Основной вопрос философии. Основной вопрос философии является конкретизацией более фундаментального вопроса, а имен­но: вопроса о природе всего, что существует, т.е. о природе

Общая характеристика
Древнеиндийская философия представляет собой исторически первую форму философского мировоззрения Востока. Термином «древнеиндийская философия» принято обозначать философские воззрения арий

Основные философские идеи Вед
Как полагают исследователи, в содержании Вед неизменно присутствуют три главные темы и, соответственно, три ряда взаимосвязанных представлений: 1) относящееся к абсолютному («обожес

Основные идеи и школы
Наиболее значительными идеями древнекитайской философии являются: 1. Идея космического дуализма и взаимодействия противоположных начал Инь-Янь (школа Инь-Янь

Даосизм
Основоположником даосизма является китайский мудрец Лао Цзы (примерно VI в. до н. э.). С его именем связывают авторство известного трактата «Дао дэ цзын», в котором нашли свое первое выражение осно

Особенности философского мировоззрения Древнего Запада
1. Основная ориентация - направленность на объект. Западная философия обращена больше к внешнему (т.е. видимому) миру. То, что дано как объект оказывается здесь более значимым.

Основные этапы развития, течения и школы
Выделяют три основных этапа развития античной философии: I. Ранний (или досократический). II. Классический (или период расцвета). III. Период эллинизма.

Философские учения и школы
· Пифагорейская школа · Милетская школа · Школа античной диалектики · Диалектика Гераклита ·

Философские учения и школы
· Эмпедокл и Анаксагор: плюрализм начал бытия Школа античных софистов(Протагор (481-411 гг. до н.э.), Горгий (ок. 483-373 гг. до н. э.). Основное полож

Диалектика Гераклита
Философия Гераклита(540-480 гг. до Р. X.) связанна с пифагорейцами и милетской школой. Основные положения: все произошло из огня, который един и не создан никем и

Элейская школа
Основателем этой школы является Парменид (540-470 гг. до н. э.), современник Гераклита. Основные положения: мыслить и быть — одно и то же, поэтому – лишь бытие существует, а небытия вовсе не

Философское учение Демокрита.
Философское учение Демокрита. Демокрит (460-370 гг. до н.э.) является основоположником атомизма как философского мировоззрения, которое в значительной мере повлияло не только н

Философское учение Платона.
Философия Платона В лице Платона (427-347 гг. до н.э.) идеализм впервые выступает в форме мировоззрения, которое прямо противопоставляет себя материализму.

Скептицизм
Скептицизм, как явление культуры, выражает определенное умонастроение. Суть этого умонастроения в том, чтобы выработать правильное отношение к вещам и к жизни, исходя из того, что мы не знае

Философия Эпикура.
По свидетельству Диогена Лаэртского Эпикур обратился к философии в 14 лет, пока ему не попались книги Демокрита. Эти книги, полагают, и обратили его к философии. Философию стал преподавать в 32 год

Отличительные черты философии средневековья
Западноевропейская средневековая философия характеризуется следующими основными особенностями. 1. С точки зрения своего содержания философское мировоззрение средневековья представляет собо

Реализм и номинализм в средневековой философии.
Немаловажной проблемой философии средневековья был вопрос о природе общих понятий («универсалий»), или, в более широком контексте, – проблема соотношения общего и единичного (отдельного).

Особенности философского мировоззрения
Существует точка зрения, что в эпоху Возрождения никакой особой философии не было, что философия Возрождения это всего лишь поздняя средневековая философия. Следовательно, она лишена

Возрождение ценностей античной культуры
В философии это нашло выражение в переоценке значения философских идей античности и восстановлении былого значения некоторых форм его философского мировоззрения. В это время получили распространени

Пантеизм
Натурфилософия Возрождения характеризуется тем, что ее главной тенденцией является пантеизм: Бог сближается и в дальнейшем отождествляется с природой, а природа обожествляется. По сущ

Учение о материи
В философии Нового времени мы встречаем модифицированный вариант субстратного понимания материи, продолжающий традицию античных атомистов. Материя с этой точки зрения есть субстр

Учение о движении
Решение проблемы движения в философии Нового времени определялось уровнем достижений естественных наук XVII–XVIII вв. Законами механики устанавливалось, что для приведения покоящегося тела

Субъективный идеализм Дж. Беркли
Философия Дж. Беркли (1685–1753 гг.) имеет своим исходным пунктом критику непоследовательности сенсуализма Дж. Локка. В частности, его концепцию первичных и вторичных качеств.

Философское учение И.Канта.
Основоположником классической немецкой философии является И.Кант (1724-1804) Общий характер философии Канта вытекает из триединой задачи, которую Кант сам определил в виде следующих основн

Формирование и развитие марксистской философии.
Марксистская философия возникает как прямое продолжение традиции материалистической философии XVIII–XIX вв. и положительной диалектики, идейно связанной с философией Г. Гегеля. Основоположниками эт

Традиции и особенности русской философии XIX-XX века.
Общая характеристика Русская философия обладает историческим и идейным своеобразием. Становление русской философии тесно связано с принятием христианства. Именно христианское вер

Онтологизм
Онтологизм русской философии понимают не как первичность материального бытия над познанием, а как «включенность познания в наше отношение к миру, в наше "действование" в нем» Поскольку на

Идея синтеза знания, чувства и воли
Представление о том, что истинное знание есть знание целостное, или, точнее, единоцелокупное, исходит из того, что истина одна. Поэтому присущее философии и естественным наукам «стремление к

Антропологизм
Проблема человека занимает центральное место в русской философии. Славянофилы (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин) и западники (П.Я. Чаадаев, Н.В. Станкевич, В.Г. Белинский,

Философское учение о бытии. Формы бытия.
Категория бытия и мышления, материи и сознания – ключевые философские понятия. От того, какой смысл в них вкладывают, зависит общая мировоззренческая ориентация того или иного философа, школы и цел

Учение о материи в современной философии.
Материя – первое, исходное и основное понятие материалистического мировоззрения, в котором наиболее отчетливо фиксируется материалистическое (если это философский материализм) решение вопрос

Философское учение о движении.
Для того чтобы правильно понять существо современного философского подхода к осмыслению проблемы движения необходимо дать ответ на три вопроса: 1. Какова связь материи и движения? (или бол

Пространство и время.
С пространством и временем связано наше понимание природы и материи. Что такое пространство и время? Реальны ли они сами по себе или они всего лишь свойства материальных вещей? Можно

Пространство
Пространство есть, прежде всего, протяженность, которая рассматривается как его всеобщее свойство (атрибут). Нет протяженности, нет и пространства. Протяженность пространства имеет свою р

Философское учение о сознании.
С точки зрения современных представлений сущность сознания раскрывается в четырех его различных отношениях. Первое отношение. Это отношение сознания вообще (во всех его форма

Философское учение о связи
Весь чувственно воспринимаемый мир представляет собой некоторую совокупную, единую и универсальную связь вещей явлений и процессов. Все вещи и явления воздействуют друг на друга и тем самым находят

Философское учение о развитии
Диалектика определяется также и как учение о разви­тии в его всеобщих и необходимых формах. Что такое развитие? Какой философский смысл заключает в себе понятие «разви­тие»? Прежде

Понятие закона. Законы диалектики.
Категория - это наиболее общее понятие, в котором фиксируются, отражаются наиболее общие и существенные свойства, связи отношения природы, общества и мышления. Категория диалектики - наибо

Единичное, особенное и всеобщее.
Все, существующие в мире вещи, явления, процессы, существуют как нечто относительно самостоятельное, пространственно разделенное и обособленное, имеющее определенные временн

Часть и целое.
Содержание, взятое в единстве всех своих сторон, в единстве своих элементов и структуры выступает как нечто в самом себе завершенное, т.е. как целое. Оно является таковым по отношению

Сущность и явление.
Категории сущности и явления отражают устойчивость основного содержания предмета в различных формах его существования через диалектику внутреннего и внешнего в развитии предмета. Су

Причина и следствие. Закон причинности.
Категории причины и следствия отражают сущностные отношения между явлениями, необходимую форму которых выражает закон причинности. Причина есть сущность в качестве действу

Необходимость и случайность.
В истории философии (начиная с Демокрита) встречается сведение необходимости к причинной обусловленности явлений, т.е. простому непосредственному отношению явлений, из которых одно – причина, а дру

Возможность и действительность. Вероятность.
Раскрытие внутренней природы (содержания) и закономерностей процесса развития требует исследования различных тенденций, путей и форм его реализации. Реализация того или

Закон противоречия.
Закон противоречия занимает центральное место в системе законов диалектики. Это место закона и его значение обусловлены, во-первых, тем, что он выражает основное содержание (сущность)

Закон меры.
Каждое явление, предмет, процесс и т.д. имеют свою качественную и количественную стороны, которые нахо­дятся в единстве. Качество можно охарактеризовать как такую опреде­ленность ве

Закон отрицания отрицания.
Место закона отрицания, или двойного отрицания («отрицания отрицания»), как его еще называют, в си­стеме законов диалектики определяется: 1) отношением отрицания к качественной определенности; 2) о

Познание как отражение действительности. Практика как основа познания и критерий истинности знания. Виды практики.
Основной вопрос гносеологии — это вопрос об источ­нике познания, а именно: каково происхождение наших знаний, и насколько они достоверны? Поэтому первая посылка современной материалистическо

Субъект и объект познания
Познавательная деятельность, взятая в целом, пред­ставляет собой субъектно-объектное отношение, где субъектом выступает человек (человечество, общество, личность) в конкретных социаль

Конкретность истины. Критика релятивизма и догматизма в познании.
Истина и заблуждение. Критика догматизма и релятивизма в познании Истине, как конкретному выражению имеющегося тождества знания и действительности, противополож

Научное познание, его уровни, методы и формы.
Метод познания — это способ исследования, который естественно определяется характером и особенностями самого исследуемого предмета. Поэтому в пределах каж­дой науки соответственно различию и

Человек как философская проблема. Проблема смысла человеческого бытия.
Понятие «человек» Человек рассматривается в философии как существо, наделенное разумом и свободной волей. Это то, чем по преимуществу отличается каждый ч

Индивид
Человек как отдельный представитель человеческого рода есть индивид. Индивид – материальная основа личности. Человеческий индивид характеризуется следующими особенностями:

Индивидуальность
  Каждый человек обладает не только всеобщими (разум, воля, чувства, способность к труду), но и индивидуальными, только ему присущими (личностными) социальными ка

Личность
Если в понятии “индивид” отражаются все (не только социальные, но и биологические – антропологические, физиологические и т.п.) особенности данного конкретного человека, то понятие личност

Понятие общества
Всякое общество состоит из живых человеческих индивидов. Это значит, что определенная совокупность индивидов является предпосылкой существования общества. Однако, как бы это ни казало

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги