Философское учение И.Канта.

Основоположником классической немецкой философии является И.Кант (1724-1804)

Общий характер философии Канта вытекает из триединой задачи, которую Кант сам определил в виде следующих основных вопросов:

1) Что я могу знать?

2) Что я соответственно этому должен делать?

3) На что я смею надеяться?

Таким образом, в философии Канта гносеология (теория познания) занимает первое место. Исследование познавательной деятельности имеет целью выяснение границ человеческого разума. Поэтому свою философию И. Кант называет критической философией, или критикой разума.

Основная черта критической философии – попытка примирить материализм и идеализм. Результатом этого «примирения» является агностицизм.

В чем суть агностицизма Канта?

1) В признании существования принципиальных границ человеческого разума, за пределы которых он не должен выходить, поскольку, выходя за эти границы, разум впадает в неразрешимые противоречия (антиномии) – становится диалектичным.

2) Границы познания заданы самой природой человеческой чувственности. Ощущения и восприятия не являются отображением объекта, т.е. вещей самих по себе. Поэтому мы не можем знать каковы вещи сами по себе есть. Вещь как она существуют вне субъекта и независимо от него – есть нечто непознаваемое (вещь-в-себе). То, что мы можем познать, тождественно с тем, что дано в нашем опыте, т.е. ощущениях и восприятиях. Поэтому вопрос о том, согласуется ли познаваемое в предметах с нашим знанием о них, теряет смысл. Разум не должен выходить за пределы опыта. Именно выходя за положенные ему пределы, разум впадает в противоречия.

Это значит, что ответ на первый вопрос выглядит у Канта следующим образом: мы можем знать только то, что сами создаем. Мы можем знать нечто не как объективное, а как субъективное: мы не можем знать вещей-в-себе (объективное), мы можем знать лишь их явления для нас (например, ощущения и восприятия).

В философии Канта произошло своеобразное удвоение мира на мир вещей-в-себе и мир явлений. Что нашло свое отражение и в антропологии.

Человек онтологически принадлежит двум мирам и миру явлений, и миру вещей-в-себе. Отсюда каждый человек выступает 1) как эмпирический индивид; 2) как трансцендентальная личность. Поэтому, соответственно, есть два источника нравственности: 1) эмпирические мотивы, представляющие эмпирического индивида и 2) чистый разум, представляющий человека-в-себе, или трансцендентальную личность.

Основное положение кантовской этики гласит, что высшая нравственность не может быть выведена из эмпирических мотивов. Натуралист­ическую и гедонистическую мораль Канта считает несовершенной и порочной, поскольку она не способна выйти за пределы себялюбия. В этой связи Кант критикует Гельвеция и Гольбаха.

Высшая мораль, согласно Канту, может и должна быть автономной в отношении эгоизма эмпирического субъекта: «все эмпирическое… в высшей мере вредно для чистоты самих нравов» (Критика практического разума), «эмпиризм с корнем вырывает нравственность» (Там же), «эмпирические принципы вообще не пригодны к тому, чтобы основывать на них моральные законы» (Там же). «Чем больше просвещенный разум предается мысли о наслаждении жизнью и счастьем, тем дальше человек от истинной удовлетворенности» (Там же).

Мораль, построенная на эмпирических принципах, находит свое высшее выражение в гипотетическом императиве: хочешь преуспеть, будь честен, а не то потеряешь кредит и потерпишь убытки; если будешь морально добр то, преуспеешь в богатстве, почестях и славе и т.п.

Гипотетический императив ставит моральность человека в зависимость от эмпирической данности, от тех или иных условий. Между тем как человек есть свободная воля.

Высшим критерием нравственности выступает категорический императив практического разума. Категорический императив не признает никаких условий, в зависимости от которых определялось бы исполнение моральных обязанностей человека. Нравственно нужно поступать ради самой нравственности, а не в виду какого-либо вознаграждения, материальных выгод, славы и т.п. Поэтому моральный долг исполняется ради самого долга, а не ради каких-либо конечных (эмпирически ограниченных) целей жизни. Именно всеобщность является признаком морально оправданного поступка, который в таком случае распространяется не только на других, но и на самое себя: не делай другим того, чего не желаешь, чтобы сделали тебе. Каков же ответ Канта на второй вопрос: что я должен делать? «Поступай согласно такой максиме, которая в то же время сама может стать всеобщим законом» (Там же).

Возникает вопрос о природе категорического императива. Согласно Канту императив – это правило, содержащее «объективное принуждение к поступку» определенного рода. Само это правило не выводимо из эмпирических мотивов. Оно заложено в каждом человеке как в трансцендентальном субъекте до всякого опыта. Тем не менее, у каждого человека возникает сомнение в том, что одно только соблюдение высшего закона сделает кого-либо счастливым и что исполнение морального закона одним лицом и несоблюдение его другим не окажется без последствий и для того, и для другого. Где основания нашей уверенности в том, что именно так нужно поступать? Кто является гарантом морального порядка? На кого я могу надеяться?

Согласно Канту, высший принцип нравственности (категорический императив практического разума) утвержден Богом. Бог поддерживает моральный порядок и гарантирует справедливость воздаяния в потустороннем мире. Следовательно, человек нуждается в Высшем моральном существе, которое было бы причиной и его, и мира. Человек не верующий в Бога – расстается с нравственностью. Высшая нравственность имеет свою опору в религиозной вере и без нее не может существовать. Таким образом, ответ Канта на третий вопрос выглядит следующим образом: я могу надеяться только на религиозную веру.


24. Философия Г.Гегеля: система и метод.

Значение философии Г. Гегеля (1770-1831) состоит, прежде всего, в том, что она положила конец старому метафизическому представлению о каком-либо окон­чательном характере результатов человеческого познания и практики. Истина познания в понимании Гегеля не есть сумма готовых догматических положений, к которым пришли неизвестно как и почему, истина есть процесс, окончательное завершение которого невозможно. Этот процесс состоит в историческом расширении и развитии знаний, поднимающихся с низших ступеней на все более высокие ступени постижения, развертывания и обоснования мышлением человека определенной логической идеи.

Философское учение Гегеля представляет собой систему. Она включает в себя следующие основные разделы:

 

    ЛОГИКА    
1. Онтологическая логика Предмет: бытие, сущность, действительность 2. Учение о понятии Предмет: субъективность: понятие, суждение, умозаключение; объективность: механизм, химизм, телеология; 3. Учение об идеях Предмет: идея жизни, идея познания, абсолютная идея
  ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ (инобытие духа)  
Разд. 1. Механика Предмет: пространство и время; материя и движение, конечная механика; абсолютная механика Разд. 2. Физика Предмет: всеобщая индивидуальность, особенная индивидуальность, тотальная индивидуальность Разд. 3. Органическая физика Предмет: геологическая природа , растительная природа, животный организм
  ФИЛОСОФИЯ ДУХА  
Разд. 1. Субъективный дух Предмет: душа (природная, чувствующая, действительная), сознание (сознание как таковое, самосознание, разум), дух (теоретический, практический, свободный) Разд. 2. Объективный дух Предмет: абстрактное право (собственность, договор, неправда); моральность (умысел и вина, намерение и благо, добро и совесть; нравственность (семья, гражданское общество, государство) Разд. 3. Абсолютный дух(или дух в его чистом выражении) Предмет: искусство, религия, откровения, философия
       

Гегель исходит из того, что Абсолютное есть некая предвечная Абсолютная идея, безличный мировой разум, который порождает всю действительность. Свою сущность Абсолютная идея раскрывает в виде трех ступеней реального исторического процесса. Отсюда и вся система Гегеля разделяется на три части:

1. Учение о мышлении, или об Абсолютной идее в самой себе, где она аспектирована на отдельные свои моменты и развивается в виде чистых определений мышления (логика).

2. Учение о природе, где Абсолютная идея выступает в своем инобытии («инобытие духа») (философия природы).

3. Учение об Абсолютном Духе, где Абсолютная идея выступает в различных формах конкретного духа (искусство, религия, философия) (философия духа). При этом в искусстве Абсолютная идея познает самое себя в форме чувственного созерцания, в религии она выступает в форме религиозного представления, а в философии реализует себя в форме понятия. Таким образом, ясно, что содержание искусства, религии и философии как форм самораскрытия Абсолютной идеи тождественны.

Основополагающими принципами гегелевской системы являются:

1) Принцип тождества мышления и бытия. При этом мышление полагается первичным. Мышление есть субстанция всего существующего (всякого бытия, всякой жизни, всякого познания и практики). Логические законы (т.е. законы мышления) суть также и законы бытия. Следовательно, философия Гегеля есть система объективного идеализма.

2) Принцип развития на основе тождества мышления и бытия. Развитие мышления происходит по определенной диалектической схеме: тезис – антитезис – синтез, или утверждение (полагание) – отрицание утверждения – отрицание отрицания (единство утверждения и его отрицания, тезиса и антитезиса, т.е. единство противоположностей). Однако, согласно, например, оценке диалектики Гегеля классиками марксизма, именно на последней ступени у Гегеля (особенно в его учении о государстве и праве получалось примирение противоположностей).

В целом развитие понимается Гегелем как движение путем противоположностей с известными циклами отрицания отрицания. Ядром диалектики Гегеля является учение о противоречии как источнике и движущей силе развития. Противоречие – источник всякой диалектики. Такова истина гегелевской философии.

Особенности гегелевской диалектики:

1) Диалектика Гегеля носит умозрительный характер. Развитие понимается как саморазвитие понятия (идеи, мышления), имеющее поэтому логическую природу. Диалектика понятий определяет диалектику реальной действительности. В силу чего природа сама по себе не развивается во времени, а лишь развертывает в пространстве те или иные моменты логической идеи. При этом противоположности не обращаются в ничто, но порождают нечто третье, в котором достигается синтез противоположностей. Именно в этом Гегель видел достоинство своего метода и называл изобретенную на этой основе диалектику спекулятивной.

2) Философия Гегеля заключает в себе противоречие между методом и системой: метод – диалектический, в силу чего развитие понимается как бесконечный процесс восхождения от низшего к высшему, а система – метафизическая, исключающее дальнейшее развитие.