рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Формирование и развитие марксистской философии.

Формирование и развитие марксистской философии. - раздел Философия, Философия, ее предмет и метод Марксистская Философия Возникает Как Прямое Продолжение Традиции Материалисти...

Марксистская философия возникает как прямое продолжение традиции материалистической философии XVIII–XIX вв. и положительной диалектики, идейно связанной с философией Г. Гегеля. Основоположниками этой формы философского мировоззрения являются К. Маркс (1818–1883 гг.) и Ф. Энгельс (1820–1895 гг.).

Источники и основные идеи

Теоретическими источниками основополагающих идей марксизма как течения XIX в. являются:

1. Классическая немецкая философия (Г. Гегель, Л. Фейербах).

2. Классическая английская политэкономия (А. Смит, Д. Риккардо).

3. Французский социализм (А. Сен-Симон, Ш. Фурье), идейно связанный с французским материализмом XVIII столетия (Д. Дидро, К. А. Гельвеции, П. Гольбах).

4. Французские революционные учения, идейно связанные с французским социализмом (Ф.Н. Бабеф, Т. Дезами и др.).

Из немецкой классической философии особенно сильное влияние на формирование марксистской философии оказали диалектика Г. Гегеля и антропологический материализм Л. Фейербаха. Из учения Гегеля классиками марксизма были положительно оценены и восприняты идея развития как движения путем противоположностей в их борьбе. Из учения Л. Фейербаха были восприняты те элементы философского материализма, которые, согласно оценке В. И. Ленина, были связаны с борьбой против существовавших в то время политических учреждений, против религии, теологии и метафизики.

Заметное влияние на экономическое учение Маркса оказали следующие идеи английской классической политэкономии: 1) трудовая теория стоимости А. Смита, согласно которой стоимость товара представляет совокупность общественно-необходимых затрат человеческого труда; 2) теоретическое обоснование противоположности интересов наемного рабочего и предпринимателя, содержавшееся в учении Д. Риккардо. На основе трудовой теории стоимости Маркс создает свою теорию прибавочной стоимости, которую В. И. Ленин называл краеугольным камнем марксизма, поскольку именно эта теория раскрывала тайну капиталистической эксплуатации, а также тайну всех форм отчуждения, характерных для буржуазного общества.

Из учения французского социализма, идейно связанного с традициями французского материализма XVIII в., классиками марксизма были восприняты следующие идеи.

1. Идея влияния производства на общественную и политическую жизнь людей. К. Маркс развил эту идею до ее законченной формы. Согласно марксизму материальное производство не просто влияет на общественную жизнь, а составляет фундамент общественного развития. Поэтому все общественные изменения (в том числе и идейных формаций) должны быть объяснены соответствующими изменениями в сфере производства.

2. Идея, согласно которой человек в такой же мере продукт природы, в какой он есть продукт обстоятельств (условий), т.е. результат формирующего воздействия социальной среды. Поэтому достаточно изменить обстоятельства, т.е. социальные условия жизни людей, чтобы изменить характер человека, его чувства, понятия (ум) и поведение.

3. Идея коммунистического переустройства общества, т.е. такого изменения условий жизни людей, которые сделали бы самого человека лучше, благороднее, добрее. Важнейшим условием такого преобразования рассматривается упразднение института частной собственности, поскольку именно частная собственность формирует в человеке такие отрицательные качества, как эгоизм и алчность. Частная собственность рассматривается как источник социального зла, социального неравенства и несправедливости.

4. Идея гармоничного сочетания личного (эгоистического) и общественного интереса как основы новой системы нравственности.

5. Идея правомерности наслаждения: наслаждение правомерно, если оно не наносит вреда обществу и другим людям.

Невозможно правильно оценить марксизм как идейное течение XIX столетия, не принимая во внимание его революционного духа и тех источников, которые в значительной мере повлияли на формирование политической программы марксизма. Таковыми источниками, несомненно, являются французские революционные учения. Из учения французских революционеров-практиков классиками марксизма были положительно оценены и восприняты следующие идеи.

1. Основная коммунистическая идея: уничтожение частной собственности (не ограничение по закону, а именно полное уничтожение).

2. Идея революционного насилия как главного средства изменения существующего общественного строя. Однако здесь следует иметь в виду, что само насилие рассматривается в марксизме не как цель, а лишь как средство. Это средство само по себе ничего не создает, и создать не может, оно способно (подобно повивальной бабке) лишь облегчить и ускорить муки родов нового.

3. Идея революционной диктатуры как переходной формы к новому общественному строю. Марксу принадлежит обоснование того, что политической формой государства в переходный период будет диктатура не отдельных лиц, а диктатура пролетариата, которую они называли демократической диктатурой.

Таково содержание источников основных идей марксизма.

Состав и содержание марксистской философии

Марксистская философия состоит из двух частей: диалектического и исторического материализма.

Диалектический материализм представляет собой синтез материализма и диалектики. Основополагающими положениями этой новой исторической формы материализма являются:

1. Принцип материального единства мира, в соответст­вии с которым всякое бытие есть либо материальная вещь (предмет), либо свойство материальной вещи, либо отношение материальных вещей.

2. Материальный мир (природа) не пребывает в статичном состоянии, но находится в развитии, которое носит всеобщий характер.

3. Источником и движущей силой развития является противоречие. «Противоречие, – согласно Марксу, – источник всякой диалектики».

Развитие основных положений диалектического материализма содержится в работах В.И. Ленина. В частности, понятие материи, разработка проблем теории познания («Материализм и эмпириокритицизм») и диалектики («Философские тетради») в соответствии с духом философского материализма.

Исторический материализм является конкретизацией принципов диалектического материализма применительно к обществу и человеческой истории. С именем К. Маркса и Ф. Энгельса связывают разработку нового, материалистического понимания истории. Основной принцип материалистического понимания истории формулируется следующим образом: общественное бытие определяет общественное сознание. Общественное бытие – это материальная жизнь общества, а общественное сознание духовная жизнь общества. В полном соответствии с духом материализма общественное сознание с точки зрения его сущности рассматривается как отражение общественного бытия. Фундаментом общественного бытия является материальное производство. В своей конкретной форме оно выступает как исторически определенный способ производства материальных благ, представляющий собой конкретно-историческое единство производительных сил и производственных отношений. В состав производительных сил входит человек (главная производительная сила) и средства производства (предмет труда и средства труда). В системе производственных отношений различают: отношение процесса производства, отношения распределения, отношения обмена и отношения потребления. В своей совокупности и в определенной исторической форме они составляют базис общественной системы, над которым, как над своим основанием, возвышается надстройка. В состав надстройки входят общественное сознание и его формы, общественные организации и учреждения и надстроечные (идеологические) отношения (правовые, политические, нравственные, эстетические и религиозные). Базис и надстройка рассматриваются в качестве главных структурных элементов общественно-экономичес­кой фор­мации, т.е. исторически определенного типа общества. Взаимодействие производительных сил и производственных отношений подвержено определенному закону, который определяет смену различных общественных систем (общественно-экономи­чес­ких формаций). Этот закон известен как закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Смена общественно-экономических формаций понимается как объективный, естественно-исто­ри­ческий процесс.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия, ее предмет и метод

Источники... Источниками основных идей философии Древнего Китая являются две книги Шу Цзин... Основные идеи и школы Идея космического дуализма и взаимодействия...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Формирование и развитие марксистской философии.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия, ее предмет и метод.
Термин философия по преданию древних ввел Пифагор (VII в. до н. э.). Слово образовано путем сочетания двух греческих слов (филиа) – любовь, (софия) – мудрость. Т.е. философия е

Вопрос о природе абсолютного и его значение для философии.
Исторический анализ показывает, что философия возникает как предельно общее теоретическое мировоззрение, центральным вопросом которого является вопрос о природе Абсолютного и отношении к

Основной вопрос философии и две его стороны.
Основной вопрос философии. Основной вопрос философии является конкретизацией более фундаментального вопроса, а имен­но: вопроса о природе всего, что существует, т.е. о природе

Общая характеристика
Древнеиндийская философия представляет собой исторически первую форму философского мировоззрения Востока. Термином «древнеиндийская философия» принято обозначать философские воззрения арий

Основные философские идеи Вед
Как полагают исследователи, в содержании Вед неизменно присутствуют три главные темы и, соответственно, три ряда взаимосвязанных представлений: 1) относящееся к абсолютному («обожес

Основные идеи и школы
Наиболее значительными идеями древнекитайской философии являются: 1. Идея космического дуализма и взаимодействия противоположных начал Инь-Янь (школа Инь-Янь

Даосизм
Основоположником даосизма является китайский мудрец Лао Цзы (примерно VI в. до н. э.). С его именем связывают авторство известного трактата «Дао дэ цзын», в котором нашли свое первое выражение осно

Особенности философского мировоззрения Древнего Запада
1. Основная ориентация - направленность на объект. Западная философия обращена больше к внешнему (т.е. видимому) миру. То, что дано как объект оказывается здесь более значимым.

Основные этапы развития, течения и школы
Выделяют три основных этапа развития античной философии: I. Ранний (или досократический). II. Классический (или период расцвета). III. Период эллинизма.

Философские учения и школы
· Пифагорейская школа · Милетская школа · Школа античной диалектики · Диалектика Гераклита ·

Философские учения и школы
· Эмпедокл и Анаксагор: плюрализм начал бытия Школа античных софистов(Протагор (481-411 гг. до н.э.), Горгий (ок. 483-373 гг. до н. э.). Основное полож

Диалектика Гераклита
Философия Гераклита(540-480 гг. до Р. X.) связанна с пифагорейцами и милетской школой. Основные положения: все произошло из огня, который един и не создан никем и

Элейская школа
Основателем этой школы является Парменид (540-470 гг. до н. э.), современник Гераклита. Основные положения: мыслить и быть — одно и то же, поэтому – лишь бытие существует, а небытия вовсе не

Философское учение Демокрита.
Философское учение Демокрита. Демокрит (460-370 гг. до н.э.) является основоположником атомизма как философского мировоззрения, которое в значительной мере повлияло не только н

Философское учение Платона.
Философия Платона В лице Платона (427-347 гг. до н.э.) идеализм впервые выступает в форме мировоззрения, которое прямо противопоставляет себя материализму.

Скептицизм
Скептицизм, как явление культуры, выражает определенное умонастроение. Суть этого умонастроения в том, чтобы выработать правильное отношение к вещам и к жизни, исходя из того, что мы не знае

Философия Эпикура.
По свидетельству Диогена Лаэртского Эпикур обратился к философии в 14 лет, пока ему не попались книги Демокрита. Эти книги, полагают, и обратили его к философии. Философию стал преподавать в 32 год

Отличительные черты философии средневековья
Западноевропейская средневековая философия характеризуется следующими основными особенностями. 1. С точки зрения своего содержания философское мировоззрение средневековья представляет собо

Реализм и номинализм в средневековой философии.
Немаловажной проблемой философии средневековья был вопрос о природе общих понятий («универсалий»), или, в более широком контексте, – проблема соотношения общего и единичного (отдельного).

Особенности философского мировоззрения
Существует точка зрения, что в эпоху Возрождения никакой особой философии не было, что философия Возрождения это всего лишь поздняя средневековая философия. Следовательно, она лишена

Возрождение ценностей античной культуры
В философии это нашло выражение в переоценке значения философских идей античности и восстановлении былого значения некоторых форм его философского мировоззрения. В это время получили распространени

Пантеизм
Натурфилософия Возрождения характеризуется тем, что ее главной тенденцией является пантеизм: Бог сближается и в дальнейшем отождествляется с природой, а природа обожествляется. По сущ

Учение о материи
В философии Нового времени мы встречаем модифицированный вариант субстратного понимания материи, продолжающий традицию античных атомистов. Материя с этой точки зрения есть субстр

Учение о движении
Решение проблемы движения в философии Нового времени определялось уровнем достижений естественных наук XVII–XVIII вв. Законами механики устанавливалось, что для приведения покоящегося тела

Проблема субстанции в философии Нового времени.
Согласно Р. Декарту, субстанция есть то, что существует независимо от чего бы то ни было («вещь, которая существует, совершенно не нуждаясь для своего бытия в другой вещи»). В дальнейшем гол

Субъективный идеализм Дж. Беркли
Философия Дж. Беркли (1685–1753 гг.) имеет своим исходным пунктом критику непоследовательности сенсуализма Дж. Локка. В частности, его концепцию первичных и вторичных качеств.

Философское учение И.Канта.
Основоположником классической немецкой философии является И.Кант (1724-1804) Общий характер философии Канта вытекает из триединой задачи, которую Кант сам определил в виде следующих основн

Традиции и особенности русской философии XIX-XX века.
Общая характеристика Русская философия обладает историческим и идейным своеобразием. Становление русской философии тесно связано с принятием христианства. Именно христианское вер

Онтологизм
Онтологизм русской философии понимают не как первичность материального бытия над познанием, а как «включенность познания в наше отношение к миру, в наше "действование" в нем» Поскольку на

Идея синтеза знания, чувства и воли
Представление о том, что истинное знание есть знание целостное, или, точнее, единоцелокупное, исходит из того, что истина одна. Поэтому присущее философии и естественным наукам «стремление к

Антропологизм
Проблема человека занимает центральное место в русской философии. Славянофилы (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин) и западники (П.Я. Чаадаев, Н.В. Станкевич, В.Г. Белинский,

Философское учение о бытии. Формы бытия.
Категория бытия и мышления, материи и сознания – ключевые философские понятия. От того, какой смысл в них вкладывают, зависит общая мировоззренческая ориентация того или иного философа, школы и цел

Учение о материи в современной философии.
Материя – первое, исходное и основное понятие материалистического мировоззрения, в котором наиболее отчетливо фиксируется материалистическое (если это философский материализм) решение вопрос

Философское учение о движении.
Для того чтобы правильно понять существо современного философского подхода к осмыслению проблемы движения необходимо дать ответ на три вопроса: 1. Какова связь материи и движения? (или бол

Пространство и время.
С пространством и временем связано наше понимание природы и материи. Что такое пространство и время? Реальны ли они сами по себе или они всего лишь свойства материальных вещей? Можно

Пространство
Пространство есть, прежде всего, протяженность, которая рассматривается как его всеобщее свойство (атрибут). Нет протяженности, нет и пространства. Протяженность пространства имеет свою р

Философское учение о сознании.
С точки зрения современных представлений сущность сознания раскрывается в четырех его различных отношениях. Первое отношение. Это отношение сознания вообще (во всех его форма

Философское учение о связи
Весь чувственно воспринимаемый мир представляет собой некоторую совокупную, единую и универсальную связь вещей явлений и процессов. Все вещи и явления воздействуют друг на друга и тем самым находят

Философское учение о развитии
Диалектика определяется также и как учение о разви­тии в его всеобщих и необходимых формах. Что такое развитие? Какой философский смысл заключает в себе понятие «разви­тие»? Прежде

Понятие закона. Законы диалектики.
Категория - это наиболее общее понятие, в котором фиксируются, отражаются наиболее общие и существенные свойства, связи отношения природы, общества и мышления. Категория диалектики - наибо

Единичное, особенное и всеобщее.
Все, существующие в мире вещи, явления, процессы, существуют как нечто относительно самостоятельное, пространственно разделенное и обособленное, имеющее определенные временн

Часть и целое.
Содержание, взятое в единстве всех своих сторон, в единстве своих элементов и структуры выступает как нечто в самом себе завершенное, т.е. как целое. Оно является таковым по отношению

Сущность и явление.
Категории сущности и явления отражают устойчивость основного содержания предмета в различных формах его существования через диалектику внутреннего и внешнего в развитии предмета. Су

Причина и следствие. Закон причинности.
Категории причины и следствия отражают сущностные отношения между явлениями, необходимую форму которых выражает закон причинности. Причина есть сущность в качестве действу

Необходимость и случайность.
В истории философии (начиная с Демокрита) встречается сведение необходимости к причинной обусловленности явлений, т.е. простому непосредственному отношению явлений, из которых одно – причина, а дру

Возможность и действительность. Вероятность.
Раскрытие внутренней природы (содержания) и закономерностей процесса развития требует исследования различных тенденций, путей и форм его реализации. Реализация того или

Закон противоречия.
Закон противоречия занимает центральное место в системе законов диалектики. Это место закона и его значение обусловлены, во-первых, тем, что он выражает основное содержание (сущность)

Закон меры.
Каждое явление, предмет, процесс и т.д. имеют свою качественную и количественную стороны, которые нахо­дятся в единстве. Качество можно охарактеризовать как такую опреде­ленность ве

Закон отрицания отрицания.
Место закона отрицания, или двойного отрицания («отрицания отрицания»), как его еще называют, в си­стеме законов диалектики определяется: 1) отношением отрицания к качественной определенности; 2) о

Познание как отражение действительности. Практика как основа познания и критерий истинности знания. Виды практики.
Основной вопрос гносеологии — это вопрос об источ­нике познания, а именно: каково происхождение наших знаний, и насколько они достоверны? Поэтому первая посылка современной материалистическо

Субъект и объект познания
Познавательная деятельность, взятая в целом, пред­ставляет собой субъектно-объектное отношение, где субъектом выступает человек (человечество, общество, личность) в конкретных социаль

Конкретность истины. Критика релятивизма и догматизма в познании.
Истина и заблуждение. Критика догматизма и релятивизма в познании Истине, как конкретному выражению имеющегося тождества знания и действительности, противополож

Научное познание, его уровни, методы и формы.
Метод познания — это способ исследования, который естественно определяется характером и особенностями самого исследуемого предмета. Поэтому в пределах каж­дой науки соответственно различию и

Человек как философская проблема. Проблема смысла человеческого бытия.
Понятие «человек» Человек рассматривается в философии как существо, наделенное разумом и свободной волей. Это то, чем по преимуществу отличается каждый ч

Индивид
Человек как отдельный представитель человеческого рода есть индивид. Индивид – материальная основа личности. Человеческий индивид характеризуется следующими особенностями:

Индивидуальность
  Каждый человек обладает не только всеобщими (разум, воля, чувства, способность к труду), но и индивидуальными, только ему присущими (личностными) социальными ка

Личность
Если в понятии “индивид” отражаются все (не только социальные, но и биологические – антропологические, физиологические и т.п.) особенности данного конкретного человека, то понятие личност

Понятие общества
Всякое общество состоит из живых человеческих индивидов. Это значит, что определенная совокупность индивидов является предпосылкой существования общества. Однако, как бы это ни казало

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги