Основной вопрос философии. Основной вопрос философии является конкретизацией более фундаментального вопроса, а именно: вопроса о природе всего, что существует, т.е. о природе сущего как такового. Какова природа сущего: объективна она или субъективна, неразумуна или разумна?
Сторонники материалистическогомировоззрения полагают, что абсолютное есть материя, причем материя, лишенная разума, которая с точки зрения современного материализма способна в своем развитии порождать сначала чувствительность (ощущение, восприятие и т.д.), а затем и разум (мышление, сознание). Отсюда все существующее в своей основе материально. Идеалистыполагают, что абсолютное есть дух или сознание, изначально обладающее способностью мышления, или разумом. Поэтому все существующее есть лишь проявление этой своей сущностной основы.
Таким образом, ясно, что в своей наиболее простой форме основной вопрос философии может быть сведен к вопросу об отношении материи и сознания (разума), природы и духа, бытия и мышления.
Поскольку абсолютное в одном из исходных основных своих аспектов есть первичное, то этот вопрос принимает следующий вид:
Что первично, материя или сознание (разум), природа или дух, бытие или мышление?
Это так называемая первая, или онтологическая, сторона основного вопроса философии. Всякое развитое философское мировоззрение включает в себя онтологию, т.е. учение о бытии и его сущности. Слово «онтология» производно от древнегреческого οντως (онтос) – бытие (или, точнее, истинное бытие, действительность) и λογος (логос) – учение.
Идеализм и материализм существовали и существуют в своей определенной исторической форме. В самом общем виде различают объективный и субъективный идеализм.
Объективный идеализм исходит из предположения, что первичным (абсолютным) является безличное вселенское сознание, мировой дух (мышление), космический разум, которыми производится все многообразие конечных вещей, явлений, процессов, включая человека с его сознанием (Платон, Августин, Фома Аквинский, Г.В. Лейбниц, Г. Гегель, неотомизм).
Субъективный идеализм исходит из предположения, что первичным (абсолютным) является сознание, дух (мышление), разум отдельного человека (субъекта), а весь предметный мир, бытие вещей, явлений и процессов в природе и обществе производится этим сознанием, духом (мышлением), разумом (Дж. Беркли, И.Г. Фихте, эмпириокритицизм, экзистенциализм и др.).
Среди исторических форм материализма различают: стихийный материализм древних греков (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Эмпедокл, Демокрит) метафизический и механистический материализм философии Нового времени (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ламетри, Д. Дидро, П. Гольбах), естественнонаучный материализм (материализм в естествознании) и диалектический материализм (К. Маркс, Ф. Энгельс, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин).
Решение основного вопроса философии по первой его стороне может быть монистическим или дуалистическим. Философский монизм состоит в признании первичным только одного-единственного начала бытия: либо материи, либо сознания. Дуализм полагает существование двух первооснов бытия – материи и сознания, которые в этом случае рассматриваются как нечто существующее независимо друг от друга.
Выяснив природу бытия, или окружающего нас мира, дальнейшее философское усмотрение будет состоять в установлении возможности и границ его познания. В самом общем виде этот вопрос формулируется так: познаваем ли мир?Это – вторая, или гносеологическая, сторона основного вопроса философии. Гносеология, т.е. учение о познании, – еще одна необходимая составная часть философского мировоззрения. Слово «гносеология» производно от древнегреческого γνωσις (гносис) – знание и λογος (логос) – учение.
В решении основного вопроса по второй его стороне оказываются возможными две позиции. Сторонники первой отвечают на вопрос о познаваемости мира положительно, т.е. считают, бытие, весь окружающий нас мир в принципе познаваемым. Сторонники второй позиции ограничивают возможность познания мира, признавая существование вещей или явлений в принципе непознаваемых, т.е. находящихся за пределами естественных способностей человеческого разума. Это философское учение называют агностицизмом. Слово «агностицизм» производно от древнегреческого α (а) – не, отрицание, γνωσις (гносис) – знание.
4. Понятие метода в философии: диалектика и метафизика.
Философское познание специфично и по своему методу, который отличается от методов конкретных наук. Метод – есть способ теоретического или практического овладения предметом. Характер метода, его важнейшие особенности зависят от:
· предмета;
· цели;
· средств (инструментов, приборов, технических изобретений, используемых понятий, концептов и принципов познавательной деятельности);
· формы деятельности (представляет собой последовательность операций, направленных на достижение поставленной цели.)
Философский метод – это способ познания всеобщего и необходимо существующего в природе, обществе и познании (мышлении).
В истории философии сложились два основных метода философского познания: метафизический и диалектический.
Метафизический метод состоит:
• в признании существования вечной и неизменной сущности предмета (конечных вещей, явлений, процессов);
• в абсолютизации отдельных сторон предмета, при этом сам предмет рассматривается вне его всеобщих (универсальных) связей;
• в предположении, что источник (причина) движения (изменения) предмета находится вне самого предмета;
• в рассмотрении предмета без противоречий и развития (т.е. восхождения от простого к сложному, от низшего к высшему).
Диалектический метод прямо противоположен метафизическому. Его существенные черты можно выразить следующим образом:
• в признании того, что никакой вечной, неизменной сущности предмета (конечных вещей, явлений, процессов) не существует, поэтому нет ничего раз и навсегда данного, неизменного;
• в исследовании предмета в его многосторонних и всеобщих связях;
• в предположении, что источник (причина) движения (изменения) предмета находится в самом предмете;
• в обосновании того, что движущей силой изменения и развития предмета является противоречие, а сам процесс развития понимается как движение путем превращения противоположностей.
5. Философия Древней Индии: основные философские идеи и школы.