рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философское учение о движении.

Философское учение о движении. - раздел Философия, Философия, ее предмет и метод Для Того Чтобы Правильно Понять Существо Современного Философского Подхода К ...

Для того чтобы правильно понять существо современного философского подхода к осмыслению проблемы движения необходимо дать ответ на три вопроса:

1. Какова связь материи и движения? (или более конкретно: может ли существовать материя без движения и движение без материи?)

2. В чем сущность движения?

3. В каких формах проявляется (или может про­яв­ляться) сущность движения?

Вопрос о связи материи и движения является исходным и основным вопросом философского учения о движении с позиций современного материализма. Можно предположить, что последовательный материализм в трактовке связи материи и движения будет состоять в выяснении того, что является первичным: материя или движение. Так ли это? Здесь следует обратить внимание на то, что в данной своей постановке сам вопрос уже выражает вполне определенное утверждение, именно: либо материя, либо движение – первичны. Рассмотрим последовательно каждую содержащуюся в данном вопросе альтернативу.

1. Допустим, что материя первична. Тогда сначала существует материя, но, разумеется, без движения. Затем откуда-то «приходит» движение. Откуда оно «приходит» и что является причиной движения материи? В данном случае необходимо предположить некий внешний по отношению к материи источник движения, например, Бог. Но тогда это уже не материализм.

2. Допустим, что первично движение. Тогда сначала существует только движение. Материи пока нет. В таком случае возникает вопрос: что движется? Поскольку материи еще нет, ответ на этот вопрос оказывается однозначным и безальтернативным: движутся наши мысли, или, во всяком случае, нечто нематериальное. Затем каким-то образом из нематериального движения должна возникнуть материя. Но и это то же не материализм.

Таким образом, все выводы, вытекающие из первого и второго допущений, не согласуются с материализмом. Остается предположить, что сама постановка вопроса «Что первично материя или движение?» не состоятельна, так как в такой постановке вопроса уже предполагается, что материя и движение могут существовать сами по себе: материя без движения и движение без материи.

Логика рассуждения подводит нас к необходимости сделать следующий вывод: материя и движение неразрывно связаны. Это значит – не существует материи без движения и движения, не связанного с какой-либо материей. Следовательно, последовательный материализм в философском учении о движении будет состоять в обосновании необходимой и неразрывной связи материи и движения, неотделимости их друг от друга.

Тогда каким определением движения можно правильно выразить эту связь?

В истории философской мысли существовали две принципиально различные позиции в понимании движения.

Первая состояла в отрицании необходимого характера связи материи и движения, т.е., так или иначе, допускалась возможность существования материи без движения (например, в учении Аристотеля). Вторая состояла в признании необходимого характера этой связи, т.е. утверждалась неразрывная связь материи и движения. Так, например, сложились определения понятия движения как свойства или существенного свойства материи (материализм XVII–XVIII вв.). В дальнейшем развитие второй точки зрения приводит к современному, диалектико-материалистическому определению понятия движения: движение есть способ существования материи.

Вопрос о сущности движения представляет известную сложность. Как это не парадоксально, но понять сущность движения легче, чем дать ее верное теоретическое описание. Известная апория Зенона «Стрела» прекрасная иллюстрация этому. Ее можно выразить в следующем умозаключении:

Движущаяся стрела в каждый данный момент времени t1 находится в точке m1, в момент времени t2 , она находится в точке m2 и т.д. в момент времени tn в точке mn. Но находиться здесь, в этой определенной точке, быть именно здесь – значит покоиться здесь. Следовательно, в каждый данный момент времени в каждой данной точке пространственного «здесь» стрела покоится. Сумма состояний покоя – вот что такое движение стрелы. Это и значит, что «летящая стрела – покоится».

В чем реальный смысл этой апории и как она разрешается? Ошибка Зенона заключается в том, что он пытается мыслить непротиворечиво то, что по своей природе представляет противоречие: 1) если стрела находится «здесь» (например, в точке m1), то она уже неподвижна, а 2) если она находится «не-здесь» (например, в точке m2), то она, следовательно, находится в другом «здесь» (в точке m2, m3 и т.д.), но и в этом «здесь» она (стрела) – покоится, согласно 1-ому. Поскольку и в 1-ом и во 2-ом случаях описание движения как движения не получается, необходимо изменить предпосылку рассуждения. Необходимо допустить, что в каждый данный момент времени движущаяся стрела находится «здесь» и «не-здесь». Именно в этом состоит сущность движения, которое по самой своей природе есть противоречие.

Итак, отвечая на второй вопрос («В чем сущность движения?»), современные философы-диалектики отвечают: сущность всякого движения в противоречии. Это, например, противоречие моментов изменчивости и устойчивости, прерывности и непрерывности, беспокойства и покоя, неуравновешенности и равновесия. Абсолютные покой, равновесие, устойчивость – невозможны. Покой есть временное состояние равновесия противоположных сил, вызывающих движение, определяющих ту или иную его конкретную форму. Поэтому всякий покой относителен, а движение абсолютно. Вместе с тем покой не следует понимать как нечто второстепенное, несущественное в движении. Покой (устойчивость, равновесие) как моменты реального движения – существенные условия дифференциации материи. «Покой есть главное в движении» (Лао Цзы), столь же главное, как и другой его момент – изменчивость.

Всякое движение проявляется в различных изменениях. В этом смысле третье основное положение философского учения о движении заключается в утверждении, что движение есть изменение вообще, или всякое изменение.

Положение о движении как всяком изменении (качественном, количественном, физическом, химическом, биологическом, социальном, духовном и т.д.) направлено против метафизического сведения движения лишь к какой-либо одной его конкретной форме (например, к механическому движению в философском материализме XVII–XVIII вв.). Движению материи присущи самые разнообразные формы, самые различные виды изменений и взаимодействий материальных объектов, в которых проявляется их сущность.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия, ее предмет и метод

Источники... Источниками основных идей философии Древнего Китая являются две книги Шу Цзин... Основные идеи и школы Идея космического дуализма и взаимодействия...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философское учение о движении.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия, ее предмет и метод.
Термин философия по преданию древних ввел Пифагор (VII в. до н. э.). Слово образовано путем сочетания двух греческих слов (филиа) – любовь, (софия) – мудрость. Т.е. философия е

Вопрос о природе абсолютного и его значение для философии.
Исторический анализ показывает, что философия возникает как предельно общее теоретическое мировоззрение, центральным вопросом которого является вопрос о природе Абсолютного и отношении к

Основной вопрос философии и две его стороны.
Основной вопрос философии. Основной вопрос философии является конкретизацией более фундаментального вопроса, а имен­но: вопроса о природе всего, что существует, т.е. о природе

Общая характеристика
Древнеиндийская философия представляет собой исторически первую форму философского мировоззрения Востока. Термином «древнеиндийская философия» принято обозначать философские воззрения арий

Основные философские идеи Вед
Как полагают исследователи, в содержании Вед неизменно присутствуют три главные темы и, соответственно, три ряда взаимосвязанных представлений: 1) относящееся к абсолютному («обожес

Основные идеи и школы
Наиболее значительными идеями древнекитайской философии являются: 1. Идея космического дуализма и взаимодействия противоположных начал Инь-Янь (школа Инь-Янь

Даосизм
Основоположником даосизма является китайский мудрец Лао Цзы (примерно VI в. до н. э.). С его именем связывают авторство известного трактата «Дао дэ цзын», в котором нашли свое первое выражение осно

Особенности философского мировоззрения Древнего Запада
1. Основная ориентация - направленность на объект. Западная философия обращена больше к внешнему (т.е. видимому) миру. То, что дано как объект оказывается здесь более значимым.

Основные этапы развития, течения и школы
Выделяют три основных этапа развития античной философии: I. Ранний (или досократический). II. Классический (или период расцвета). III. Период эллинизма.

Философские учения и школы
· Пифагорейская школа · Милетская школа · Школа античной диалектики · Диалектика Гераклита ·

Философские учения и школы
· Эмпедокл и Анаксагор: плюрализм начал бытия Школа античных софистов(Протагор (481-411 гг. до н.э.), Горгий (ок. 483-373 гг. до н. э.). Основное полож

Диалектика Гераклита
Философия Гераклита(540-480 гг. до Р. X.) связанна с пифагорейцами и милетской школой. Основные положения: все произошло из огня, который един и не создан никем и

Элейская школа
Основателем этой школы является Парменид (540-470 гг. до н. э.), современник Гераклита. Основные положения: мыслить и быть — одно и то же, поэтому – лишь бытие существует, а небытия вовсе не

Философское учение Демокрита.
Философское учение Демокрита. Демокрит (460-370 гг. до н.э.) является основоположником атомизма как философского мировоззрения, которое в значительной мере повлияло не только н

Философское учение Платона.
Философия Платона В лице Платона (427-347 гг. до н.э.) идеализм впервые выступает в форме мировоззрения, которое прямо противопоставляет себя материализму.

Скептицизм
Скептицизм, как явление культуры, выражает определенное умонастроение. Суть этого умонастроения в том, чтобы выработать правильное отношение к вещам и к жизни, исходя из того, что мы не знае

Философия Эпикура.
По свидетельству Диогена Лаэртского Эпикур обратился к философии в 14 лет, пока ему не попались книги Демокрита. Эти книги, полагают, и обратили его к философии. Философию стал преподавать в 32 год

Отличительные черты философии средневековья
Западноевропейская средневековая философия характеризуется следующими основными особенностями. 1. С точки зрения своего содержания философское мировоззрение средневековья представляет собо

Реализм и номинализм в средневековой философии.
Немаловажной проблемой философии средневековья был вопрос о природе общих понятий («универсалий»), или, в более широком контексте, – проблема соотношения общего и единичного (отдельного).

Особенности философского мировоззрения
Существует точка зрения, что в эпоху Возрождения никакой особой философии не было, что философия Возрождения это всего лишь поздняя средневековая философия. Следовательно, она лишена

Возрождение ценностей античной культуры
В философии это нашло выражение в переоценке значения философских идей античности и восстановлении былого значения некоторых форм его философского мировоззрения. В это время получили распространени

Пантеизм
Натурфилософия Возрождения характеризуется тем, что ее главной тенденцией является пантеизм: Бог сближается и в дальнейшем отождествляется с природой, а природа обожествляется. По сущ

Учение о материи
В философии Нового времени мы встречаем модифицированный вариант субстратного понимания материи, продолжающий традицию античных атомистов. Материя с этой точки зрения есть субстр

Учение о движении
Решение проблемы движения в философии Нового времени определялось уровнем достижений естественных наук XVII–XVIII вв. Законами механики устанавливалось, что для приведения покоящегося тела

Проблема субстанции в философии Нового времени.
Согласно Р. Декарту, субстанция есть то, что существует независимо от чего бы то ни было («вещь, которая существует, совершенно не нуждаясь для своего бытия в другой вещи»). В дальнейшем гол

Субъективный идеализм Дж. Беркли
Философия Дж. Беркли (1685–1753 гг.) имеет своим исходным пунктом критику непоследовательности сенсуализма Дж. Локка. В частности, его концепцию первичных и вторичных качеств.

Философское учение И.Канта.
Основоположником классической немецкой философии является И.Кант (1724-1804) Общий характер философии Канта вытекает из триединой задачи, которую Кант сам определил в виде следующих основн

Формирование и развитие марксистской философии.
Марксистская философия возникает как прямое продолжение традиции материалистической философии XVIII–XIX вв. и положительной диалектики, идейно связанной с философией Г. Гегеля. Основоположниками эт

Традиции и особенности русской философии XIX-XX века.
Общая характеристика Русская философия обладает историческим и идейным своеобразием. Становление русской философии тесно связано с принятием христианства. Именно христианское вер

Онтологизм
Онтологизм русской философии понимают не как первичность материального бытия над познанием, а как «включенность познания в наше отношение к миру, в наше "действование" в нем» Поскольку на

Идея синтеза знания, чувства и воли
Представление о том, что истинное знание есть знание целостное, или, точнее, единоцелокупное, исходит из того, что истина одна. Поэтому присущее философии и естественным наукам «стремление к

Антропологизм
Проблема человека занимает центральное место в русской философии. Славянофилы (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин) и западники (П.Я. Чаадаев, Н.В. Станкевич, В.Г. Белинский,

Философское учение о бытии. Формы бытия.
Категория бытия и мышления, материи и сознания – ключевые философские понятия. От того, какой смысл в них вкладывают, зависит общая мировоззренческая ориентация того или иного философа, школы и цел

Учение о материи в современной философии.
Материя – первое, исходное и основное понятие материалистического мировоззрения, в котором наиболее отчетливо фиксируется материалистическое (если это философский материализм) решение вопрос

Пространство и время.
С пространством и временем связано наше понимание природы и материи. Что такое пространство и время? Реальны ли они сами по себе или они всего лишь свойства материальных вещей? Можно

Пространство
Пространство есть, прежде всего, протяженность, которая рассматривается как его всеобщее свойство (атрибут). Нет протяженности, нет и пространства. Протяженность пространства имеет свою р

Философское учение о сознании.
С точки зрения современных представлений сущность сознания раскрывается в четырех его различных отношениях. Первое отношение. Это отношение сознания вообще (во всех его форма

Философское учение о связи
Весь чувственно воспринимаемый мир представляет собой некоторую совокупную, единую и универсальную связь вещей явлений и процессов. Все вещи и явления воздействуют друг на друга и тем самым находят

Философское учение о развитии
Диалектика определяется также и как учение о разви­тии в его всеобщих и необходимых формах. Что такое развитие? Какой философский смысл заключает в себе понятие «разви­тие»? Прежде

Понятие закона. Законы диалектики.
Категория - это наиболее общее понятие, в котором фиксируются, отражаются наиболее общие и существенные свойства, связи отношения природы, общества и мышления. Категория диалектики - наибо

Единичное, особенное и всеобщее.
Все, существующие в мире вещи, явления, процессы, существуют как нечто относительно самостоятельное, пространственно разделенное и обособленное, имеющее определенные временн

Часть и целое.
Содержание, взятое в единстве всех своих сторон, в единстве своих элементов и структуры выступает как нечто в самом себе завершенное, т.е. как целое. Оно является таковым по отношению

Сущность и явление.
Категории сущности и явления отражают устойчивость основного содержания предмета в различных формах его существования через диалектику внутреннего и внешнего в развитии предмета. Су

Причина и следствие. Закон причинности.
Категории причины и следствия отражают сущностные отношения между явлениями, необходимую форму которых выражает закон причинности. Причина есть сущность в качестве действу

Необходимость и случайность.
В истории философии (начиная с Демокрита) встречается сведение необходимости к причинной обусловленности явлений, т.е. простому непосредственному отношению явлений, из которых одно – причина, а дру

Возможность и действительность. Вероятность.
Раскрытие внутренней природы (содержания) и закономерностей процесса развития требует исследования различных тенденций, путей и форм его реализации. Реализация того или

Закон противоречия.
Закон противоречия занимает центральное место в системе законов диалектики. Это место закона и его значение обусловлены, во-первых, тем, что он выражает основное содержание (сущность)

Закон меры.
Каждое явление, предмет, процесс и т.д. имеют свою качественную и количественную стороны, которые нахо­дятся в единстве. Качество можно охарактеризовать как такую опреде­ленность ве

Закон отрицания отрицания.
Место закона отрицания, или двойного отрицания («отрицания отрицания»), как его еще называют, в си­стеме законов диалектики определяется: 1) отношением отрицания к качественной определенности; 2) о

Познание как отражение действительности. Практика как основа познания и критерий истинности знания. Виды практики.
Основной вопрос гносеологии — это вопрос об источ­нике познания, а именно: каково происхождение наших знаний, и насколько они достоверны? Поэтому первая посылка современной материалистическо

Субъект и объект познания
Познавательная деятельность, взятая в целом, пред­ставляет собой субъектно-объектное отношение, где субъектом выступает человек (человечество, общество, личность) в конкретных социаль

Конкретность истины. Критика релятивизма и догматизма в познании.
Истина и заблуждение. Критика догматизма и релятивизма в познании Истине, как конкретному выражению имеющегося тождества знания и действительности, противополож

Научное познание, его уровни, методы и формы.
Метод познания — это способ исследования, который естественно определяется характером и особенностями самого исследуемого предмета. Поэтому в пределах каж­дой науки соответственно различию и

Человек как философская проблема. Проблема смысла человеческого бытия.
Понятие «человек» Человек рассматривается в философии как существо, наделенное разумом и свободной волей. Это то, чем по преимуществу отличается каждый ч

Индивид
Человек как отдельный представитель человеческого рода есть индивид. Индивид – материальная основа личности. Человеческий индивид характеризуется следующими особенностями:

Индивидуальность
  Каждый человек обладает не только всеобщими (разум, воля, чувства, способность к труду), но и индивидуальными, только ему присущими (личностными) социальными ка

Личность
Если в понятии “индивид” отражаются все (не только социальные, но и биологические – антропологические, физиологические и т.п.) особенности данного конкретного человека, то понятие личност

Понятие общества
Всякое общество состоит из живых человеческих индивидов. Это значит, что определенная совокупность индивидов является предпосылкой существования общества. Однако, как бы это ни казало

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги