С точки зрения современных представлений сущность сознания раскрывается в четырех его различных отношениях.
Первое отношение. Это отношение сознания вообще (во всех его формах) ко всей материи в целом. Анализ этого отношения обычно связан с выяснением вопроса о происхождении сознания, который представляет собой особую (причем не только философскую) проблему.
Второе отношение. Это отношение сознания или субъективной реальности к объективному миру как к предмету отражения. Анализ этого отношения раскрывает основное содержание сознания и его форм.
Третье отношение. Это отношение сознания к своему особенному материальному носителю (субстрату) (материализм) или материальному проводнику воздействия духа на тело, его органы и объекты внешнего мира (идеализм). Анализ этого отношения раскрывает связь сознания и нервной системы (мозга), психического и физиологического на уровне живой природы.
Четвертое отношение. Это взаимное отношение сознания и человеческой деятельности. Анализ этого отношения раскрывает природу и сущность человеческого сознания (мышления и воли).
Что касается первого сущностного отношения, то следует иметь в виду, что природа сознания по-разному понимается представителями различных философских направлений.
Так, например, идеалисты рассматривают сознание (дух) как особую нематериальную субстанцию, которая существует самостоятельно и независимо от тела, существует вечно и до материи. Особый характер отношения сознания (духа) как нематериальной субстанции заключается в том, что, в полную противоположность материальному, сознание не обладает такими качествами как протяженность, плотность, вес (тяжесть), чувственная воспринимаемость и т.п.
Материалисты рассматривают сознание как такую реальность, которая не обладает самостоятельным, независимым от материи существованием. С точки зрения современных материалистических представлений сознание есть продукт собственного развития материи (природы). Однако в отличие от метафизического материализма отношение сознания (идеального) ко всей материи (первое отношение сознания) выражается более корректно и точно: сознание рассматривается не как свойство принадлежащее всей материи (Ж.О. Ламетри, К.А. Гельвеций, Э.Б. Кондильяк, Д. Дидро), а как свойство особым образом организованной материи – высокоорганизованной материи. В качестве свойства высокоорганизованной материи оно (сознание) не отделимо от материи и не обладает каким-либо самостоятельным (субстанциальным) существованием.
В рамках второго сущностного отношения сознания в философской литературе дается следующее его определение: сознание есть высшая форма отражения действительности. Смысл этого определения состоит в том, что сознание с точки зрения своего содержания есть образ предмета, действительности. Но это образ субъективный. Тем не менее, ясно, что все продукты сознания, их содержание могут и должны быть объяснены в их предметной отнесенности, с точки зрения того, что в них отражается. Однако важно знать не только что (какой предмет), но и как отражается, тот или иной предмет, действительность в сознании каждого отдельного человека (субъекта). Это отличие выражается в дальнейшем определении сознания или психического: сознание есть субъективный образ объективного мира. Таким образом, сознание, как отражение действительности, субъективно по своей форме, объективно по своему содержанию. Объективное содержание сознания – это такое его содержание, которое зависит и определяется особенностями, составом и структурой самого отображаемого предмета и которое, следовательно, в этом смысле не зависит от воспроизводящей (отражающей) способности субстрата отражения (нервной системы, мозга).
Положение о том, что сознание есть «субъективный образ объективного мира» выражает мысль о глубоко своеобразном, уникальном отражении действительности в сознании каждого отдельного человека. Однако, и это следует особо подчеркнуть, специфичность, неповторимость (уникальность) отражения, присущая каждому индивидуальному сознанию, имеет место лишь в пределах общих закономерностей всякого отражения вообще.
В рамках третьего сущностного отношения сознания обычно дается следующее его определение: сознание есть функция нервной системы (мозга). С этой точки зрения сознание рассматривается как психическое, имеющее свою основу в материальных (физиологических) процессах протекающих в нервной системе. Но сознание как психическое, как «функция мозга», не сводимо к физиологическому, т.е. материальному. Это различие психического и физиологического, сознания и мозга нужно постоянно иметь в виду. Стирание границы между ними ведет к вульгарному материализму. Суть вульгарного материализма (К. Фогт, Я. Молешотт, Л. Бюхнер) состоит в том, что идеальное, психическое в своих итоговых характеристиках рассматривается как нечто подобное материальному выделению соответствующего органа. Мысль, например, – материальное выделение мозга, особое вещество и т.п. Таким образом, по существу исчезает различие между материей и сознанием, физиологическим и психическим.
В рамках четвертого отношения сознания вскрывается специфика человеческого сознания, мышления и воли. Здесь устанавливается зависимость человеческого сознания (мышления и воли) от деятельности. Эта зависимость носит взаимный характер. Сознание (мышление) выступает необходимым условием всей человеческой деятельности, а с другой стороны, – сама деятельность человека, труд, изменение внешней природы, выступают ближайшей основой развития сознания. Поэтому сознание не может быть правильно понято вне человеческой истории и ее субстанциальной основы (т.е. человеческой деятельности). Человеческое сознание с этой точки зрения не есть некий «дар природы», а результат исторического развития человека и общества.
32. Диалектика и её альтернативы. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии.
Слово «диалектика» происходит от греческого dialektika (вести беседу, спор). Отсюда под диалектикой первоначально понимали искусство вести беседу, дискуссию в форме вопросов и ответов. Только у Г. Гегеля диалектика впервые выступает как философский метод исследования, представляющий осознание формы внутреннего самодвижения содержания предмета.
В современной философии под диалектикой понимают учение о всеобщей связи и развитии в его всеобщих и необходимых формах. В таком понимании предмета диалектики различают диалектику стихийную (когда диалектические положения и идеи используются неосознанно, произвольно и бессистемно) и сознательную (в противоположность стихийной), материалистическую (основанную на принципе материального единства мира) и идеалистическую (основанную на принципе духовного единства мира, единства его как выражения предвечной идеи, сознания, разума, мышления или воли).
Различают также диалектику объективную (принадлежащую самому объекту) и субъективную (которая принадлежит субъекту, будучи связанной с его познавательной и практической деятельностью). Первая исследует закономерности развития природы и общества как естественно-исторический процесс, независящий от воли и желания людей, т.е. совершающийся объективно. Вторая исследует закономерности процесса познания, логику мышления, закономерности практически-преобразовательной деятельности людей – реальных субъектов этих процессов.
С точки зрения содержания диалектика представляет собой систему принципов, законов и категорий. Принципы являются отражением закономерностей развития природы, общества, мышления и практической деятельности людей. Законы диалектики выражают устойчивые, всеобщие (универсальные), существенные и необходимые связи реальной действительности. К ним относят: закон меры, закон противоречия и закон отрицания. Категориями называются основные понятия всякой науки. Каждая наука оперирует своими основными понятиями, т.е. категориями. Категории отражают всеобщие (универсальные) и существенные признаки (черты, качества и свойства), связи и отношения действительности. В философии такими категориями являются: бытие, материя, движение, сознание, пространство и время; качество, количество, мера; тождество, различие, противоположность, противоречие; отрицание; единичное, особенное и общее, содержание и форма, сущность, явления, закон, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность, вероятность, действительность и др.
Важнейшими составляющими диалектики являются учение о связи и учение о развитии.