Общая характеристика

Древнеиндийская философия представляет собой исторически первую форму философского мировоззрения Востока.

Термином «древнеиндийская философия» принято обозначать философские воззрения арийцев периода древней ведийской религии и брахманизма. Этот период известен как период создания Вед и всей непосредственно связанной с Ведами литературы. Он охватывает примерно две тысячи лет: середина II до н.э. – начало I тысячелетия н.э.

Источники: Веды, их структура и содержание

Источником основных идей древнеиндийской философии являются Веды. Слово «Веды» в переводе с санскрита означает «знание». Знания, содержавшиеся в Ведах, сначала передавались изустно (т.е. из уст в уста, от учителя – ученику). Такой способ передачи назывался шрути (в переводе с санскр. – услышанное). Затем они были записаны и собраны в священные тексты («смрити» с санскр. – запомненное и передаваемое традицией). Их конечный, дошедший до нас литературный вариант (уже существенно видоизмененный) датируется весьма разноречиво. Авторство Вед в их современном виде предание связывает с легендарным мудрецом Вьясой.

Веды написаны на санскрите – языке древних ариев и посвященных браминов древней Индии. В целом ведическая литература представляет собой: 1) комплекс разнообразных архаических мифологических и религиозных представлений, которые заключают в себе некоторые философские размышления о мире, его происхождении, сущности жизни и всего живого, включая человека. Характерно, что собственно; 2) философские представления выражаются, как правило, в образной, аллегорической, метафорической форме. Если оставить в стороне особенности формы, то их содержание (идеи и ценности) весьма возвышенны.

Веды в их современном виде разделены на четыре части:

1. Самхиты (сборники гимнов, мантр):

Ригведа (Веда гимнов во славу богов), окончательно сложилась к XII в. до н.э.;

Самаведа (веда напевов – сборник мелодий на стихи Ригведы);

Яджурведа (веда жертвоприношений);

Атхарваведа (веда заклинаний благожелательной и враждебной магии).

2. Брахманы (книги, написанные брахманами для брахманов с культовой целью, носят в основном ритуальный характер. В философском отношении эта литература не имеет большой ценности, но в ней получили развитие некоторые важные идеи древнеиндийской философии.

3. Араньяки (букв. «лесные» тексты) в основном содержащие правила образа жизни и поведения отшельников, которые удалялись от мира и предавались размышлениям о мире и жизни.

4. Упанишады (букв. – упа-ни-шад, т.е. «сидящий около», например, ученик сидит около учителя и слушает его наставления; есть и другой смысл: «тайное учение», посвящение в которое людям, не принадлежащим к трем высшим варнам, было запрещено). Упанишады нередко рассматривают как собственно философскую часть Вед. Они представляют собой собрание текстов, сочиненных различными и в большинстве своем безымянными авто рами. Старейшими и важнейшими являются Брихадараньяка, Чхандогья, Айтарея, Кена, Каушитаки.