Философское учение о развитии

Диалектика определяется также и как учение о разви­тии в его всеобщих и необходимых формах. Что такое развитие? Какой философский смысл заключает в себе понятие «разви­тие»?

Прежде всего, необходимо выяснить отношения понятия «развитие» к понятию «движение». Понятие «движение» по объему более широкое, чем понятие «развитие». Движение определяют как «всякое изменение». Развитие тоже изменение, но определенной формы, совершающееся по определенным законам (зако­нам развития). В этом смысле всякое изменение есть дви­жение, но не всякое изменение есть развитие. Это не зна­чит, что тем самым отрицается или ставится под сомнение всеобщность развития. Развитие так же всеобще, как и движение. Поэтому справедливо утверждение: все развива­ется. Несомненно, такой же всеобщностью обладает, на­пример, такая форма движения, как изменение простран­ственно-временных отношений. Развитие – это всеобщая и наиболее сложная (из всех известных нам сегодня) форма движе­ния. Его можно определить как процесс необратимых, по­ступательных изменений, протекающий по определенным, всеобщим законам (т.е. в соответствии с законом меры, зако­ном противоречия, законом отрицания). Поэтому оно характеризуется:

направленностью: восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого к новому;

взаимным превращением количества и качества, непрерывностью и скачками;

противоречивостью: имманентным возникновением противоположно­стей, их единством и борьбой;

отрицанием, т.е. упразднением старой формы и сохранением положительного содержания.

Особо может быть поставлен вопрос о том, имеет ли развитие цель. Обычно представление о цели развития бывает связано с религиозным мировоззрением того или иного философа. Например, известный русский философ Вл. Соловьев высказывал и обосновывал правомерность такого подхода в понимании развития.