Необходимость и случайность.

В истории философии (начиная с Демокрита) встречается сведение необходимости к причинной обусловленности явлений, т.е. простому непосредственному отношению явлений, из которых одно – причина, а другое – его следствие. При этом необходимым называлось то, что имеет причину, а случайным, то, причина чего нам не известна. Поскольку для философов, стоящих на позициях детерминизма (т.е. причинной обусловленности всех явлений), всякое явление рассматривалось как имеющее свою причину, постольку получалось, что все существующее существует по необходимости. Неизбежный вывод из такой теоретической предпосылки приводил, с одной стороны, к отрицанию онтологического статуса случайного, а с другой, – к отрицанию свободы и к фатализму.

Метафизический отрыв понятий необходимости и случайности обнаруживал себя чаще всего в том, что необходимость понималась как нечто однозначно предопределенное, неизбежное (фатальное), а случайное, в свою очередь, рассматривалось как нечто неопределенное, как ничем неограниченная сфера чистой возможности. Необходимость – только необходима (определенна и однозначна), а случайность – всегда случайна (неопределенна и многозначна).

В современной философии необходимость рассматриваются как выражение многократно опосредованного отношения причинных связей и определенного их внутреннего порядка.

Необходимым называется то, что обусловлено всем ходом предшествующего развития, вытекает из самой сущности предмета, природы составляющих его элементов и в них имеет свое основание, т.е. причину. В более простом понимании необходимыми называются такие явления, существование которых обусловлено внутренними причинами (их содержанием).

Случайность противоположна необходимости, но и она обусловлена, имеет свое основание, т.е. причину.

Случайное – это то, что не обусловлено ходом предшествующего развития предмета или явления, не вытекает из внутренней природы элементов составляющих данную вещь, но что обусловлено стечением внешних причин, привходящих обстоятельств. Поэтому случайное есть то, что может быть, а может и не быть, может наступить там и тогда, а может произойти здесь и сейчас, произойти так или иначе.

Необходимость является выражением общих, повторяющихся, устойчивых (сущностных) связей и отношений, тогда как случайность выражает единичные, неповторяющиеся, изменчивые, редко встречающиеся (несущественные) связи и отношения.

Единство и, следовательно, относительный характер противоположности необходимости и случайности заключается в том, что они неразрывно связаны. Чистой необходимости, не связанной со случайностями не бывает. Основные моменты этой связи таковы:

1) Случайность есть форма выражения необходимости. Через случайные (единичные) события, явления и т.п., взятые в их совокупности, в связи и развитии, необходимость выступает («пробивает себе дорогу») как некоторый общий результат или тенденция (закономерность). Причем необходимый результат принимает такую форму, при которой отдельные моменты движения к данному результату могли либо вовсе не произойти, либо произойти как-нибудь иначе.

2) Случайность есть дополнение необходимости. Необходимый результат процесса развития «расцвечивается» случайностями, дополняется случайными индивидуальными, неповторимыми особенностями проявления необходимости в каждом данном отдельном случае реализации этой необходимости.

3) Случайное, т.е. неповторимое (единичное) в данных условиях, в данном отношении может стать общим, типичным явлением в других, изменившихся условиях или в другом отношении, т.е. стать необходимым.