Основные философские идеи Вед

Как полагают исследователи, в содержании Вед неизменно присутствуют три главные темы и, соответственно, три ряда взаимосвязанных представлений:

1) относящееся к абсолютному («обожествленному» макрокосму);

2) относящееся к человеку (или микрокосму);

3) относящееся к жертвоприношению (символизирует связь микрокосма и макрокосма, человека и Вселенной, конечного и Бесконечного, относительного и Абсолютного).

Из всех наиболее важных идей, нашедших свое отражение в Ведах, можно выделить следующие философские идеи и представления:

1. Идея Абсолютного, или первоначала. (Абсолютное есть Брахма(н), который в своих высших аспектациях выступает как Вселенский Атма(н)(Космическая душа), МысльиПрана.Брахма(н) употребляется в Ведах: 1) в значении всеобще-космическом как высшее творящее начало – первоначало (необусловленное ничем, нерожденное); и 2) в значении высшего аспекта всякой отдельной вещи, явления, формы жизни, индивидуальной сущности всего, что живет.)

2. Идея Бога или богов( 1) Бог есть перворожденный; 2) бессмертие богов не есть изначально данное, а «наработанное» качество; 3) верховное божество (Брахман) присутствует в каждой вещи, следовательно, основной формой философского мировоззрения Древней Индии является пантеизм.)

3. Идея бессмертия индивидуальной души – Атмы.( Согласно ведийским представлениям существует индивидуальная бессмертная сущность всего живого – Атма(н). Он не рожденный, изначальный, вечный, постоянный . В вселенском (космическом) смысле Атма(н) и Брахма(н) – одно и то же)

4. Идея непрерывности (круговорота) жизни, воплощения и перевоплощения Атмы (колесо самсары).( Согласно Ведам жизнь – непрерывна, а смерть – всего лишь смена жизненной формы. Этих форм бесчисленное множество. Атма(н) воплощается в самых различных формах, от растения до человека. В этом сущность жизни. Жизнь непрерывна потому, что Атман – бессмертен Три великих перехода совершает каждое живое существо, входящее в этот мир: зачатье, рожденье и смерть как «конечное омовение» этой жизни и переход в другой мир. С этой точки зрения «...главное недоразумение остается в том, что люди готовятся к смерти, вместо того чтобы воспитывать себя для жизни»)

5. Идея кармы.( Представление о карме основано на признании всеобщности отношения причин и следствий. Она предполагает идею бессмертия индивидуальной души (Атмы), ее воплощения и перевоплощения. По существу каждое новое воплощение Атмы определяется действием этого закона.

6. Чаще всего карма рассматривается как проявление космического закона, который через управление отношениями причин и следствий приводит всякое действие, всякий поступок к такому результату, которым устанавливается непреложность соизмеримости — уравновешивания деяния с плодом поступка и всеми его последствиями. Считается, что посредством этого закона в Космосе осуществляется высшая справедливость.)

7. Идея множества обитаемых миров, материальных и духовных, обретаемых по закону кармы.( Представление о множестве обитаемых миров как материальных, так и духовных, встречается уже в упанишадах. Эти миры человек обретает по закону кармы. Кармическая предопределенность каждого нового рождения создает наше ближайшее будущее. Ареной деятельности бессмертной Атмы становится обретаемый ею мир.)

8. Идея праведного пути (йоги), ведущего к освобождению (мокше). (Согласно этой идее смысл и высшая цель жизни состоят в освобождении души)

Философские школы

Принято разделять философские школы Древней Индии на ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика) в зависимости от характера признания ими авторитета Вед. Те школы, которые признают единственный и безусловный авторитет Вед как источник истинного знания, называют ортодоксальными (санкхъя, йога, ньяя-вайшешика, миманса и веданта). Те школы, которые либо не признают авторитета Вед (локаята), либо, помимо Вед, признают еще и иные источники истинного знания называют неортодоксальными (джайнизм, буддизм). Все ортодоксальные школы связанны с традицией брахманизма и носят религиозный характер. Религиозный характер некоторых неортодоксальных школ, в частности, джайнизма и буддизма, подлежит особой оценке: вера в спасение или, выражаясь более точно, освобождение человека (мокша) не связывается здесь с представлением о Боге.

Общим для всех религиозно-философских школ Древней Индии характерно признание того, что:

1) жизнь в любой ее форме имеет ценность и должна уважаться (ахимса);

2) мысль – главный фактор жизни и орудие кармы, потому «каковы наши мысли, таковыми мы и становимся» (Майтри-Упанишада VI, 34);

3) карма есть болезнь прошлого, ее исцеление в будущем. А будущее заключено в сознании человека;

4) познание имеет значение не само по себе и не для создания все более совершенных средств господства над природой, удовлетворения материальных потребностей человека, а как средство освобождения (мокши). Наиболее выпукло эта идея выступает в йоге, буддизме и веданте. Но и санкхъя, и ньяя-вайшешика, и ранняя миманса именно это имеют в виду, когда говорят о высшей цели познания. Познание того, что «Я не есмь» (насми), что «ничто не есть мое» (на ме) и что «ego не существует», ведет к освобождению (С. Радхакришнан);

5) «Свобода души есть цель всех Йог, и каждая Йога одинаково ведет к этому результату» (Свами Вивекананда).

Различие этих школ более всего касается конкретных путей, средств и методов освобождения. Поэтому в рамках каждой школы есть своя Йога.

Особенностью развития ортодоксальных школ брахманизма является постепенный переход от «дуализма» древней санкхьи и атомистического плюрализма ньяя-вайшешики к последовательному монизму мимансы и веданты.

6. Философия Древнего Китая: основные философские идеи и школы.

 

Общая характеристика

Философское мировоззрение Древнего Китая (как и Древней Индии) четко ориентировано на решение нравственных проблем. Постановка общемировоззренческих вопросов имеет смысл лишь как реализация этой задачи и указание пути личного совершенствования. Ибо усовершенствование человека – начало всего. Предметом философских размышлений выступает здесь круг отношений: «человек – земля – небо». Однако центр тяжести в философии Древнего Китая заметно смещается в плоскость отношений: «индивид (личность) – общество – государство».

Более универсальное отношение Небо и Поднебесная рассматривается в качестве главной оси и направления действия некоего высшего космического закона, устанавливающего гармонические отношения между ними.