Субъект и объект познания

Познавательная деятельность, взятая в целом, пред­ставляет собой субъектно-объектное отношение, где субъектом выступает человек (человечество, общество, личность) в конкретных социально-историчес­ких условиях своего существования, которыми определяется основное направление познавательной деятельности. Объект познания — это то, на что направлена познавательная деятельность. При этом в качестве общих условий, определяющих конкрет­ный исторический характер взаимодействия субъекта и объекта в процессе познания, относят: 1) исторические формы и методы познавательной деятельности; 2) на­личные средства познания.

Чувственная и рациональная ступень познания

Существует определенная последовательность движе­ния познания. В этой последовательности обычно выде­ляют две ступени: чувственную и рациональную.

Основными формами чувственного познания являют­ся ощущение, восприятие и представление. Основными формами рационального (логического) познания явля­ются понятие, суждение и умозаключение.

Чувственное познание выступает как первое, исход­ное, непосредственно данное, а рациональное (или логи­ческое) — как опосредованное, полученное в результате процесса переработки чувственных данных. Можно гово­рит об относительной самостоятельности и даже раз­дельном существовании этих ступеней и их форм, хотя в действительности они тесно взаимосвязаны, проникают и обусловливаются друг другом.

Формы чувственного познания (например, ощущение, восприятие и представление), включаются в содержание знаний благодаря наличию логи­ческих форм (прежде всего – понятий). Однако содержание чувственного образа не зависит от того, насколько оно осмыслено, охвачено сис­темой категорий мышления. В нем всегда больше инфор­мации, чем мы мысленно сознаем. Это значит, что чувственная сторона не полностью охватывается рацио­нальным мышлением. Однако чувственное познание не дает и по природе своей не способно выразить сущность вещей и явлений. Это достигается на рациональной ступени познания.

На ступени рационального познания сущность предмета выражается в системе соот­ветствующих понятий. Понятие есть мысль, посредством которой отражается предмет в форме непосредственного единства присущих ему существенных признаков предмета. Признак есть все то, в чем предметы сходны между собой или чем они отличаются друг от друга. Например: Стол отличается от стены (стол есть плоскость горизонтальная, а стена – плоскость вертикальная). Человек отличается от камня (человек есть существо живое и разумное, камень – не есть живое существо и он не разумен).Общим называется признак, присущий многим предметам, явлениям, отношениям. Например: Все деревья имеют ряд общих признаков – корень, ствол, ветви, листья, почки и т.п.Существенные признаки - это такие особенности предмета, его связей и отношений, которые необходимо присущи ему и от него неотделимы. Ими определяется необходимость существования данного предмета как такового. Утратив их, всякая вещь, предмет, явление и т.д. перестают быть самими собой. Например: Разум и сознающая самое себя воля – необходимо присущие и неотделимые от человека признаки, т.е. то, что входит в понятие «человек» и составляет его содержание. Несущественные признаки не определяют необходимости существования данного предмета (явления, отношения) как такового. Поэтому они суть некоторое случайное или привходящее содержание, которым предмет может обладать здесь и сейчас и не обладать там и тогда, может их приобретать и утрачивать. При этом сам предмет остается таким, каков он есть в своей сущности. Примеры: Человек может обладать голубыми глазами или карими, у него могут быть волосы или он может быть без волос, он может быть музыкантом или поэтом и т.д. и т.п. Но не эти качества делают человека человеком, т.е. являются существенными (необходимо присущими) признаками человеческого существа.

Эмпирический и теоретический уровни познания

Поскольку понятие образуется в результате мысленного абстрагирования (выделения и фиксации) существенных признаков предмета, постольку теоретическийуровень познания тем отличается от эмпирического, что понятийная фиксация и описание любого предмета является отображением его сущности (т.е. всеобщего и необходимо присущего), тогда как эмпирическое описание касается только внешних, преимущественно чувственно-воспринимае­мых, произвольно выбранных, случайных (изменчивых и преходящих), а, следовательно, несущественных сторон предмета, его качеств и свойств.

В содержательном смысле эмпирический и теорети­ческий уровни совпадают с проведенным выше разделе­нием познания на чувственную и рациональную ступени. Однако они совпадают не целиком и полностью.

Разграничение эмпирического и теоретического уров­ней познания относится к научному познанию, тогда как различие чувственной и рациональной ступени касается познания вообще. Чувственная и рациональная (логичес­кая) ступени познания являются хотя и качественно раз­личными формами отражения, но, тем не менее, они свой­ственны и осуществляемы каждым отдельным человеком, не имеющим прямого отношения к научной деятельнос­ти. Научным познание является в той мере, в какой ему присуще стремление к объективной истине. В каждой данной сфере научной деятельности (будь то физика, химия, биология и т. д.) оно осуществляется специальны­ми средствами и ведется на основе применяемых здесь общенаучных методов познания таких, как наблюдение, измерение, эксперимент, анализ и синтез, индукция и дедукция и др. Подобный характер научного познания неизбежно отражается на его результатах, т.е. конкрет­ных научных знаниях.

Необходимо иметь в виду, что это различие эмпири­ческого и теоретического уровней не есть только гносео­логическое разделение, но что оно исходит из более глубоких онтологических оснований. Это различие фиксиру­ет и выражает различные возможности на эмпирическом и теоретическом уровнях. Так, теоретическое познание дает знание сущности предмета в ее целостности и всеоб­щности, выражаемой в законах, тогда как на эмпиричес­ком уровне познание сущности невозможно. Поскольку ха­рактерное для эмпирической ступени преимущественное использование таких познавательных форм, как ощуще­ние, восприятие и представление (чувственное познание) позволяет в лучшем случае раскрыть лишь отдельные стороны, связи и отношения предмета. Именно это раз­личие возможностей, обусловленное различием в сред­ствах познания, делает необходимым разграничение эм­пирического и теоретического уровней познания.


45. Философское учение об истине: объективность, абсолютность, относительность истины.

Вопрос о том, существует ли истина, выступал в исто­рии философии как проблема. Уже Аристотель приводит сложившиеся в его время различные позиции в решении этого важ­ного вопроса.

Одни философы утверждали, что истины не существу­ет во

обще и в этом смысле ничто не истинно. Обоснова­ние: истина есть то, чему присуще прочное бытие, в дей­ствительности же ничто не существует как нечто прочное, неизменное. Следовательно, все ложно, все существую­щее лишено реальности.

Другие полагали, что все, что существует, существует как истинное, поскольку истина есть то, чему присуще бытие. Следовательно, все существующее истинно.

Здесь следует иметь в виду, что истина не тождествен­на самому бытию вещей. Она есть свойство знания. Само же знание — результат размышления. Совпадение (тож­дество) содержания мысли (идеи, понятия, суждения) и содержания предмета есть истина. Таким образом, в са­мом общем и простом понимании истина — это соответ­ствие (адекватность, тождество) знания о предмете само­му предмету.

В вопросе о том, что такое истина, разграничивают две стороны.

1. Существует ли объективная истина, т.е. может ли в человеческих представлениях быть такое содержание, соответствие которого объекту не зависит от субъекта? Последовательный ма­териализм на этот вопрос отвечает положительно.

2. Могут ли человеческие представления, выражаю­щие объективную истину, выражать ее сразу, целиком, безусловно, абсолютно или же только приблизительно, условно, относительно? Этот вопрос есть вопрос о соот­ношении истины абсолютной и относительной. Совре­менный материализм признает существование абсолют­ной и относительной истины.

С точки зрения современного (диалектического) материализма истина существует, она единосущна, т.е. – объективна, абсолютна и относительна.

Критерии истины

В истории развития философской мысли вопрос о критерии истины решался по-разному. Выдвигались различные критерии истины:

чувственное восприятие;

ясность и отчетливость представления;

внутренняя согласованность и непротиворечивость знания;

простота (экономность);

ценность;

полезность;

общезначимость и общепризнанность;

практика (материальная чувственно-предметная деятельность, эксперимент в науке).

Современный материализм (диалектический мате­риализм) рассматривает практику как основу позна­ния и объективный критерий истинности знания, поскольку она обладает не только достоинством всеоб­щности, но и непосредственной действительности. В естественных науках аналогичным практике крите­рием считается эксперимент (или экспериментальная деятельность).

Абсолютность практики как критерия истины заклю­чается в том, что помимо практики не существует ника­кого другого окончательного критерия истинности.

Относительность практики как критерия истинности состоит в том, что: 1) посредством отдельного единичного акта практического испытания и проверки нельзя дока­зать полностью, раз и навсегда (окончательно) истинность или неистинность какой-либо теории, научного положе­ния, представления, идеи; 2) всякий данный единичный результат практической проверки, доказательства и оп­ровержения может быть понят и истолкован по-разно­му, исходя из предпосылок той или иной теории, причем каждая из этих теорий хотя бы частично подтверждается или опровергается практикой, данным конкретным экс­периментом и поэтому является относительно истинной.

Объективность истины

Объективная истина — это такое содержание знаний, соответствие которого объективной действительности (предмету) не зависит от субъекта. Однако объективность истины несколько иного рода, чем объективность материального мира. Материя нахо­дится вне сознания, тогда как истина существует в созна­нии, но по своему содержанию не зависит от человека. Например: не зависит от нас то, что некоторое содержа­ние наших представлений о предмете соответствует это­му предмету. Земля, говорим мы, вращается вокруг солн­ца, вода состоит из атомов водорода и кислорода и т.п. Эти утверждения объективно истинны, так как их содер­жание обнаруживает свое тождество с действительнос­тью, независимо от того, как мы сами оцениваем это содержание, т.е. считаем ли мы сами его определенно истинным или определенно ложным. Независимо от этой нашей оценки оно либо соответствует, либо не соответ­ствует действительности. Например, наше познание от­ношения Земли и Солнца выразилось в формулировке двух противоположных утверждений: «Земля вращается вокруг Солнца» и «Солнце вращается вокруг Земли». Ясно, что только первое из данных утверждений (даже если мы ошибочно отстаиваем нечто противоположное) оказывается объективно (т.е. независимо от нас) соответ­ствующим действительности, т.е. объективно истинным.

Абсолютность и относительность истины

Абсолютность и относительность истины характери­зует степень точности и полноты знаний.

Абсолютная истина представляет собой полное тожде­ство (совпадение) содержания наших представлений о предмете и содержания самого предмета. Например: Земля вращается вокруг Солнца, я существую, Наполеон умер и т.п. Она есть исчерпывающее, точное и верное отраже­ние самого предмета иди отдельных его качеств, свойств, связей и отношений в сознании человека.

Относительная истина характеризует неполное тож­дество (совпадение) содержания наших представлений о предмете и самого предмета (действительности). Отно­сительная истина — это относительно точное для данных условий, для данного субъекта познания, относительно полное и относительно верное отражение действительно­сти. Например: сейчас день, материя есть вещество, со­стоящее из атомов и т. п.

Чем определяется неизбежная неполнота, ограничен­ность и неточность наших знаний?

Во-первых, самим объектом, природа которого может быть бес­конечно сложна и многообразна;

Во-вторых, изменением (развитием) объекта, соответственно должны изменяться (развиваться) и уточняться наши знания;

В-третьих, условиями и средствами познания: сегодня мы пользу­емся одними, менее совершенными приборами, средствами познания, а завтра — другими более совершенными (на­пример, лист, его строение при рассмотрении невооружен­ным глазом и под микроскопом);

В-четвертых, субъектом познания (человек развивается соответ­ственно тому, как он научается воздействовать на природу, изменяя ее, он изменяется сам, а именно — растут его знания, совершенствуются познавательные способности, например, слово «любовь» в устах ребенка и взрослого чело­века — разные понятия).

Согласно диалектике, абсолютная истина складыва­ется из суммы относительных истин, подобно тому, как, например, разбитый на части предмет можно аккуратно сложить, соединив похожие и совместимые его части, тем самым дать полную, точную, верную картину целого предмета. При этом, разумеется, каждая отдельная часть целого (относительная истина) отображает, но не полно, частично, фрагментарно и т.д. целый предмет (абсолют­ная истина).

Следовательно, можно заключить, что исторически условна (конечна, изменчива и преходяща) форма, в которой выражено зна­ние, а не сам факт соответствия знания объекту, его объек­тивное содержание.