Человек как философская проблема. Проблема смысла человеческого бытия.

Понятие «человек»

Человек рассматривается в философии как существо, наделенное разумом и свободной волей. Это то, чем по преимуществу отличается каждый человек. Однако природа человека двойственна: с одной стороны, разумность, которую обычно рассматривают как продукт общественной эволюции человека, его социальное качество; с другой стороны, инстинкты как проявление в поведении человека биоло­ги­ческих особенностей вида Homa Sapience. Это значит, что человек существо биосоциальное.

Поскольку человек – суще­ство, обладающее разумом и волей, то собственно человеческие действия всегда носят 1) осмысленный характер, т.е. совершаются с некоторой заранее постав­лен­ной целью, поэтому 2) непосредственной побудительной причиной человеческого действия является не чисто биологическая потребность, а потребность осознанная, т.е. мотив;

Всеобщее человеческой сущности.Разум, общение, чувства, воля и труд – всеобщие,присущиечеловекукачества и способности. Человеческий индивид, не имеющий разума, лишенный чувств и воли, не способный к труду не может рассматриваться как человек.

Разум. Разум есть способность мышления и познания посредством мыслительных абстракций (понятий). Он проявляется не в простом сознании (ощущении, восприятии) или элементарных актах мышления (анализ и синтез), а в способности понимать и познавать специфическую природу специфического предмета.

Поэтому разумными следует признать такие действия или поведение человека, когда он в состоянии построить свое отношение к любому предмету в соответствии с пониманием его специфической природы.

Так, например, не разумно заставлять кого-либо есть, если он сыт, одеваться, если он одет, идти, если он идти не в состоянии и т.д. Только человек может отнестись к животному как к животному, к больной собаке как к больной собаке, а не бесчувственному камню, т.е. с полным пониманием специфической природы специфического предмета. Животное не способно к такому поведению. Это значит, что здесь отсутствует разум.

Общение.Общение есть взаимодействие субъектов. Взаимо­действие не физическое, не химическое и не биологическое, но разумное, т.е. направляемое и регулируемое человеком соответственно его пониманию (познанию) специфической природы того предмета, с которыми он взаимодействует. Общение как разумное взаимодействие присуще только человеку. Это отмечал еще Аристотель: тот, кто не способен вступить в общение, тот либо существо недоразвитое, либо существо самодовлеющее, не чувствующее потребности ни в чем («Политика». Кн.I А).

Чувства.В чувствах проявляется разумность человеческой природы. Они являются отражением действительности в сознании человека вместе с отношением (положительным или отрицательным) к самой этой действительности. Поэтому чувства всегдапредметны, поскольку отражают какой-либо предмет и выражают отношение человека к нему.

Различают чувства положительные и отрицательные, сильные и слабые, продолжительные и кратковременные. К сильным чувствам относят страстии аффекты. Страсть – сильное продолжительное чувство. Аффект сильное кратковременное чувство, обычно сопровождается определенной двигательной реакцией: “застыл от ужаса”, «вскрикнул от боли», “заплакал от радости” и т.п. Слабые (спокойные)чувстваразличаются на устойчивыевлечения и неустойчивые — склонности.

Воля.В воле, так же как и в чувствах, проявляется разумность человеческой природы, в отсутствии воли человек перестает быть человеком. Она выражается в способности самоопределения (момент абсолютной свободы), в целеполаганиии концентрации(сосредоточении) психических сил и энергии в направлении достижения поставленной цели.

Основание воли и волевых действий следует искать, прежде всего, в особенностях человеческого мышления и самосознания.

Основные моменты воли:

1) Способность отвлечения (абстрагирования) от всего, что не есть «Я»

2) Способность сосредоточения(концентрации) на внешнемили на внутреннемобъекте (внимание, ясное и отчетливое восприятие, представление, мысль)

3) Способность (благодаря 1‑ому и 2‑ому) превращать нечто в цели своей деятельности и достигать их.

Труд.Труд есть целесообразная деятельность человека, содержанием которой является изменение природы или формы какого-либо предмета, приспособление его к удовлетворению своих потребностей.

Необходимые моменты труда в его специфически человеческом качестве:

1. Цель труда (целеполагание как закон человеческой деятельности);

2. Предмет труда (отсюда предметный характер труда);

3. Средства труда (труд как предметно-орудийная деятельность, т.е. деятельность опосредованная средством);

4. Сам труд как процесс, который совершается между природой и человеком, в котором он (человек) опосредует, направляет и контролирует свой обмен веществ с природой.