Даосизм

Основоположником даосизма является китайский мудрец Лао Цзы (примерно VI в. до н. э.). С его именем связывают авторство известного трактата «Дао дэ цзын», в котором нашли свое первое выражение основные идеи даосизма.

В трактате ясно просматриваются три мировоззренческих компонента: дао, дэ и у-вэй.

Дао естественный путь и закон изменения всех вещей, их возникновения и исчезновения. Полагают иногда, что дао есть материальная основа бытия конкретных вещей и явлений.

Дэ достижение, достоинство, энергия (сила), всеобщее качество или атрибут дао. Посредством дэ проявляется действие невидимого и неслышимого дао, его превращения.

У-вэй (букв. недеяние) – это этическое учение, согласно которому необходимо научиться следовать дао как естественному закону всех вещей.

Главной мировоззренческой идеей трактата является понятие дао. В трактате мы встречаем следующие его характеристики («определения»):

• Первое и глубочайшее («глубочайшие врата рождения»), «я, говорит Лао Цзы, не знаю, чье оно порождение, но «оно предшествует небесному владыке» .

• Безымянное «есть начало неба и земли», «мать всех вещей».

• Неисчерпаемое – «дао пусто, но в применении неисчерпаемо».

• Невидимое и неслышимое, мельчайшее – «смотрю на него и не вижу», слушаю его и не слышу», – потому и называю его «невидимое и неслышимое», «пытаюсь схватить его и не достигаю», потому и называю era «мельчайшим».

• Безвкусное: нужно научиться вкушать безвкусное .

• Неизменное (постоянное): нет ничего более постоянного и неизменного, чем дао.

• Бесконечное и вечное: «подобное нескончаемой нити».

• Неясное, неразличимое, туманное – «форма без форм, образ без существа».

• Безличное – «встречаюсь с ним и не вижу лица», «следую за ним и не вижу спины его»

• То, что следует самому себе ,т.е. то, что ни от чего не зависит.

Таким образом, Дао понимается как абсолютный, неизменный, универсальный и даже высший закон бытия с моральными последствиями. Дао приносит пользу всем существам и не борется с ними. Поэтому «Тот, кто следует дао, вечен и до конца жизни ... не будет подвергаться опасности». Этот закон помогает всем существам и способен привести их к совершенству. Цель закона – совершенствование жизни.

 

Этика даосизма. Три основных мировоззренческих компонента «Дао дэ цзын» взаимосвязаны:

· Даоестественный закон ипуть всех вещей.

· Дэ– то, что вскармливает и воспитывает, в философском смысле всеобщие качества (атрибуты) самого Дао, знающий их – знает как следовать Дао, т.е. какими моральными принципами следует руководствоваться.

· У вэй – это основание этики даосизма, моральные принципы, в которых выражается отношение человека к окружающему миру. Вся совокупность моральных принципов «Дао дэ цзин» выражается одним словом – у вэй (недеяние).

Человек должен научиться действовать в соответствие с законом изменения всех вещей, сущность которого в возвращении к своему началу. Условием такого возвращения будет недеяние.

Принципы этики даосизма:

1. Дао естественный путь (закон) всех вещей. «Нужно меньше говорить» и «следовать естественности» .Следовать Дао значит следовать природе данной вещи. Все искусственные средства должны быть отвергнуты.

2. «Слабость есть свойство Дао», «сохранение слабости называется могуществом» : следовать Дао значит не прибегать к силе и насилию; «Несчастье происходит от насилия» … такую «победу следует отмечать похоронной процессией». Насилие возникает тогда, когда вы стремитесь навязать предмету нечто ему не свойственное, когда вы преступаете естественную меру его бытия. Это порождает противодействие и борьбу.

3. Дао постоянно и неизменяемо, все изменяется, а Дао остается тем, что оно есть, «нет ничего более постоянного, чем Дао»: «покой есть главное в движении». Возвращение к своему началу называется покоем, а покой – возвращением к сущности, т.е. к тому, что уже не связано с внешним воздействием, а основано на самом себе. Знающий постоянство становится совершенным, а тот, кто достиг совершенства становится справедливым . Что приносит покой? Покой приносит «отсутствие желания», и именно покой приводит к гармонии, т.е. к счастью и благополучию. В этом смысле следовать Дао, значит «твердо сохранять покой».

4. «Дао пусто, но в применении неисчерпаемо», «полезность [чего-либо] имеющегося зависит от пустоты»: величина возможностей чего-либо зависит от пространства вместимости, т.е. от его незаполненности : человек, следующий Дао должен оставить всякое свое стремление что-нибудь наполнить, напротив он должен стремиться к обратному, например, не присваивать, а отдавать, не наполнять себя, а опустошать.

5. Дао действует путем превращения противоположностей. В самом трактате это воспроизводится как учение древности, а не как взгляды Лао Цзы.

 

 

8. Античная философия: особенности развития и основные школы.