Реферат Курсовая Конспект
ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ - раздел Философия, Предмет И Основные Проблемы Философии ...
|
ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ ФИЛОСОФИИ
Философия возникает в первой половине первого тысячелетия до нашей эры. Она становится почти одновременно в трех центрах древней цивилизации – в Индии, Китае и Греции. Определенным рубежом в этом является VI в. до н.э., когда впервые ставятся вечные вопросы и появляются великие имена. Примерно в это же время происходит скачок в развитии производительных сил (освоение железа), появление товарно-денежных отношений и ослабление родоплеменных структур. Иными словами, возникает цивилизация.
Классическая немецкая философия
Классический период развития немецкой философии включает в себя учения выдающихся германских мыслителей второй половины XVIII – первой половины XIX вв. Классическую немецкую философию можно считать своего рода философской революцией, главным итогом которой была разработка диалектического метода. Родоначальником и одним из наиболее ярких представителей немецкой философии классического периода был Иммануил Кант. Предметом философии, по Канту, должно быть, прежде всего, исследование познавательных способностей человека. Философ утверждал, что вне нас и независимо от нас существуют «вещи в себе», которые не познаваемы в отличие от явлений – их внешних свойств. Жанром Канта были «Критики». Теории познания была посвящена «Критика чистого разума», этике – «Критика практического разума», эстетике – «Критика способности суждения». Кантовская философия морали опирается на понятие долга, выраженное в форме категорического императива (повеления): «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла во все времена иметь силу принципа всеобщего законодательства». Эта мысль уточняет «золотое правило морали». Кант впервые указал на различие между рассудком и разумом. Рассудок обобщает с помощью понятий и категорий чувственные данные, а разум обеспечивает безусловные идеи и понимание смысла.
Иоганн Фихте вошел в философию, опубликовав свое «Наукоучение». Философ исходил из важности принципа свободы, которую он обуславливал человеческим сознанием. Фихте отказался от кантовской «вещи в себе» и перешел на позиции идеалистического волюнтаризма. Он настаивал на целесообразности активного применения свободы, которая не должна зависеть от объективных обстоятельств. Фихте поставил объект еще в более жесткую зависимость от субъекта, чем это делал Кант. Этическая концепция Фихте заключалась в том, чтобы стать свободным благодаря своей активности и уважать свободу других. Началом философии было объявлено мыслящее Я, из которого выводится все остальное. Для Фихте Я именно абсолютно, т.е. безусловно и ничем не определено. Фихтеанский «критицизм» был противопоставлен догматизму, которым этот философ называл признание реальности за пределами мыслящего Я. Фихте выступил как ярко выраженный субъективист, однако более подробное рассмотрение взглядов философа показывает его эволюцию в сторону классического идеализма и во многом объясняет идейный пафос его первых сочинений критикой материализма. Это было движение от Канта к Гегелю и Шеллингу.
Фридрих Шеллинг издал свою «Систему трансцендентального идеализма», где четко сформулировал положение о тождестве субъективного и объективного. От фихтеанского Я Шеллинг идет к природе, а от нее – к стоящему над ней абсолютному духу, в котором это тождество является абсолютным. Философ понимал природу как проявление активности абсолютного духа. В этом ключе он рассматривал современные ему естественнонаучные открытия, подчеркивая связь электрических, магнитных, химических и органических явлений. В более поздние годы Шеллинг переходит на позиции религиозной «философии откровения» и трактует Абсолют как личного Бога, а его сочинения превращаются в философский пересказ Библии.
Георг Гегель – философская фигура, по значимости равная Канту. Одной из центральных категорий гегелевской философии является абсолютная идея, которая последовательно раскрывается как свое «инобытие» сначала в природе, а затем – в человеческом обществе, где возникает способность ее познания. Гегель предложил логически обоснованную концепцию развития, в которой все положения были взаимосвязаны и вытекали одно их другого. Фундаментальный труд Гегеля – «Наука логики». В нем философ подробно изложил свою диалектическую теорию и метод, которые будут рассмотрены ниже. Гегель логически завершил совокупные усилия всей предшествующей ему немецкой философии классического периода по созданию диалектического метода. Дальнейшее развитие истории философии найдет свое отражение при рассмотрении конкретных философских вопросов.
ДИАЛЕКТИКА И ЕЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ
КАТЕГОРИИ ВЗАИМОСВЯЗИ
Сущность и явление, содержание и форма
У всех предметов есть единство внутренних и внешних сторон. Внешнее – это то, что открыто, лежит на поверхности, внутреннее – то, что до некоторого времени скрыто. Сущность – это внутренняя сторона предметов, относительно скрытая и устойчивая, определяющая их существование и развитие; это общее и необходимое в массе явлений. Явление – это внешняя сторона предметов, выражение их сущности. Сущность и явление представляют собой противоположности и находятся в диалектическом единстве. Сущность является, явление существенно. Другими словами, сущность скрыта лишь относительно, а не полностью, она рано или поздно, так или иначе проявляется, обнаруживает себя в явлениях. Аналогичным образом – явление: имеющее известную самостоятельность, оно всегда демонстрирует скрытую за ним сущность.
Любой процесс познания идет по пути от явления к сущности, от многих явлений к сущности. Поэтому если бы сущность и явление не были связаны, не свидетельствовали бы друг о друге, наука была бы невозможна. Противоположная ошибка – непонимание различия между сущностью и явлением. Если бы они полностью совпадали, познание становилось бы излишним в силу изначальной ясности предмета. Одно явление и даже несколько явлений не раскрывают полностью сущности. С этим связана еще одна ошибка, когда за сущность принимают видимость, вытекающую из однократной являемости.
Категория содержания характеризует сущность на уровне ее существования, т.е. представляет ее в процессе развития. Содержание включает в себя совокупность составных частей объекта, но обязательно – как существенную целостность, и в этом смысле содержание может быть названо конкретизированной сущностью. Форма же связана с содержанием именно тем, что показывает как(в какой форме) содержит себя сущность. Форма есть внешний образ предмета, который является способом существования содержания.
Содержание и форма находятся в диалектическом единстве: содержание оформлено, форма содержательна. Очевидно, что содержание первично в смысловом отношении, а форма должна ему соответствовать, т.е. быть адекватной. Содержание и форма рассматриваются не только в функциональной связи, но и в процессе развития. Содержание более динамично, оно развивается постепенно и постоянно, форма же более консервативна, она изменяется радикально и периодически. Форма не только вторична и консервативна, она активно воздействует на содержание в том смысле, что обеспечивает лучшие или худшие условия его существования, а также способствует или препятствует его развитию. Неправомерное преувеличение значения формы называется формализмом, который может проявляться в любой сфере человеческой жизни самым деструктивным образом. Если природа показывает полное соответствие содержания и формы, то вся человеческая деятельность является, в известном смысле, бесконечным поиском оптимальных форм.
ПОЗНАНИЕ И ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ
ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ
МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ
– Конец работы –
Используемые теги: Предмет, основные, проблемы, философии0.07
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов