План лекции.

1. Понятие философии как о типе мировоззрения.

2. Исторические типы мировоззрений.

3. Специфика философии. Предмет философии.

4. Основные функции философии, её роль в современном мире.

Если формально подходить к определению философии, то обычно о ней говорят как об одной из форм общественного сознания, своего рода составной части мировоззрения. В таком определении проскальзывает мысль о «заурядности», «обычности» философии, ее «привычности» сознанию и мышлению человека. Но в то же время, и на уровне обыденного сознания, и на уровне научного сознания, не говоря уже о собственно философском сознании, люди постоянно испытывают определенный внутренний, душевный «трепет» перед Философией. Человек подспудно понимает, что тайна философии и тайна его бытия тождественны, философия способна приблизить к раскрытию и тайны человека, и тайны мироздания. Постижение истин философии – это суть стремление к раскрытию истины человека.

В таком понимании мы можем говорить о философии как особой форме бытия самого человека. Одна из аксиом нашей жизни – «человек не может не философствовать», жизнь человека получает определенный смысл, когда он ее осмысливает. А мысль, ее движение и есть суть философствование.

Но есть и другое понимание. Часто можно услышать: «Ну, опять пошел философствовать!», - подчеркивая этим самым «пустоту» философии, «бессмысленность» философствования. «Там, где начинается философия, там кончается жизнь» - еще одна аксиома нашей жизни. Жизнь дана человеку, чтобы просто ее прожить, жизнь сама диктует свои законы и принципы, а любая философия есть искусственное, мировоззренческое ограничение полноты и целостности проявления жизни. Эту мысль можно понимать как стремление человека к реализации своих жизненных сил, жизненной, естественной свободы.

Казалось бы данное противоречие, а скорее, даже антиномия, неразрешимо, как неразрешимы и все антиномии. Но здесь появляется «новая» философия, философия осмысления самой антиномии. Человек в своей внутренней природе, направленной на разрешение жизненных противоречий, всегда устремлен к ясности – «уяснению своего бытия» Эта устремленность и позволяет говорить о позитиве в отношении к самой философии, как способу существования человека. И тогда начинает работать ситуативность мышления, конкретное проявление сознания. Человек определяет себя посредством своего мышления, сознания в зависимости от цели, условий, обстоятельств. И философия, и жизнь начинают понимать свою взаимную детерминированность. Человек начинает действовать не просто ситуативно, но и прагматично, что, в конечном счете, выливается в целесообразную, телеологическую рациональность. Человек становится вечным рабом «выбора» и «цели». И тогда появляются вполне осознанные, рационально-целесообразные, «подручные» смыслоформы, образы, категории, понятии, определения. Следуя именно такой рациональности, человек определяет философию как:

· форму деятельности человека, ориентированную на осмысление основных, предельных основ и проблем своего бытия;

· форму деятельности, направленную на определение возможностей и границ человеческой самореализации в отношениях людей с природой, обществом;

· осмысление отношений «мир - человек», «человек - мир»;

· развивающееся мышление

· способ построения картин мира, фиксирующих положение человека в мире, и способ проблематизации этих картин, выработки инструментов прояснения человеческих перспектив;

· мировоззрение;

· методологию познания;

· знания о мире в целом;

· форму идеологии;

· науку о наиболее общих законах природы, общества и мышления;

· духовную деятельность, направленную на постижение себя и жизни и т.д.

Точно также как мышление человека в своей целостности стремится охватить целостность бытия человека и мира, так и философия стремится понять мир в его целостности. Но философия как методология, как знание всегда стремится расчленить этот мир для его более глубокого познания. Философия сама порождает внутри себя стремление познать отдельные феномены. Так рождаются разделы философских знаний:

· История философии как особая философская дисциплина, имеющая своим предметом философию как процесс, или как саморефлексия философии над своей историей;

· Онтология –философское учение о бытии как таковом, о сущем, о его формах и фундаментальных, наиболее общих определениях и категориях бытия

· Гносеология –раздел философии, предметом исследования которого является процесс познания как таковой в его целостности

· Социальная философия –раздел философского знания, касающийся философского рассмотрения общественного бытия человека как формы отношения человека к обществу и возникающих тут проблем и противоречий

· Философская антропология –раздел философии, в котором изучается человек как особый род сущего, осмысливаются проблемы человеческой природы и человеческого бытия

· Философия истории –область, исследующая внутреннюю логику развития человеческого общества

· Философия науки – философская дисциплина, предметом исследования которой является наука как система развивающегося знания, форма духовного производства и социальный институт

· Этика – философская дисциплина о морали, нравственности как особой формы общественного сознания

· Эстетика – философская дисциплина, предметом которой является человеческая чувственность, способность индивида образно, целостно постигать мир, видеть в уникальном всеобщее

Можем ли мы обвинять философию в ее прагматизме, в том, что она «опускается» до решения простых практических вопросов бытия человека? Не должна ли философия оставаться высшей формой Мудрости? Не должна ли она следовать своей созерцательности как высшей форме познания? Сами эти вопросы – суть ответы. Философия – это не просто развивающееся мышление, это проникающее мышление. Как мысль проникает в бесконечность, так и философия проникает в жизнь.