План лекции.

1. Характерные черты эпохи Возрождения и их отражение в философии.

2. Становление новой космологии, философский пантеизм: Н. Кузанский, Дж. Бруно, Н. Коперник и др.

3. Философия истории, философия политики, социальные утопии (Макиавелли, Т. Мор, Кампанелла).

4. Проблема методов познания. Эмпиризм и рационализм.

5. Проблема субстанции и пантеизм в философии Нового времени.

6. Субъективный идеализм в философии Нового времени.

Ренессанс или эпоха Возрождения определяется как общеевропейский процесс идейного и культурного развития. Это период перехода от феодализма к начальной стадии капитализма. 13-16 вв. это время простого товарно-денежного хозяйства. Религия отступает на второй план, общество преобразуется на основе светского образования, светского устройства жизни. Формально не было отступления от принципов теоцентризма, но на практике осуществляется принцип антропоцентризма. А именно: человек – обладатель безграничных творческих возможностей помноженных на мощь его познавательной деятельности. Человек мыслится демиургом (богом), это творец самого себя. Меняется не только направленность идеологии и культуры в целом, но и стиль мышления: происходит поворот от теоцентрического к антропоцентрическомупониманию мира. Мыслители Возрождения видели в человеке существо, властвующее над природой, возродили интерес к изучению самой природы.

Природа достойна восхищения, она идеализируется, обожествляется. А это пантеизм.

Человек как бы поднимается на пьедестал, он учится у природы, улучшает ее. Другой особенностью философии Возрождения является гуманизм – реализация человечности, учение о правах свободного индивида, создания условий для его достойной жизни.

Гуманизм утверждает внутреннюю земную «божественность» человека, его веру в свои силы (об Эразме Ротердамском). Одним из ярких представителей гуманизма Возрождения был Эразм Ротердамский.

Эразм Ротердамский(1469-1536) (Герхард)

Ученый-гуманист, писатель, Герхард – настоящий богослов, виднейший представитель Северного Возрождения. В основе его мировоззрения – «возрождение» идей и идеалов раннего христианства, «возврат к истокам» во всех областях жизни.

В 1509 году написал шутливую книгу «Похвала Глупости», в которой отражен свод взглядов автора по всем вопросам человеческого существования.

В ней он высмеивает все пороки современной ему общества: невежество, тщеславие, лицемерие, духовенства, придворных и т.д.

Эразм сыграл большую роль в подготовке Реформации (социально-политическое и идеологическое движение 16-17 вв. направленное против католической церкви, ее догматов) но не принял ее.

В целом Эразм – сторонник сильной, но просвещенной и гуманной монархической власти. Но лично для себя он хотел самоуправляющуюся городскую общину.

Эразма можно назвать главой «христианского гуманизма», который пытался синтезировать культурные традиции античной древности и раннего христианства. Сущность эразмианства – свобода и ясность духа, миролюбие, воздержанность, здравый смысл, образованность, простота.

В целомфилософия Возрождения помогала раскрепощению философии, утрате ею статуса служанки теологии.

Философия Нового Времени начинает свой отсчет с 17 века. Философы и ученые неоднозначно оценили роль опыта и рационального мышления в познавательной деятельности.

Родоначальником эмпиризмасчитают английского мыслителя Френсиса Бекона(1561-1626). Он считал, что цель науки – практика, а опыт и эксперимент – основа достоверного знания.

Эмпиризм– философское направление, признающее чувственный опыт единственным источником знания («нет ничего в разуме, что не прошло через чувства» (взял у Локка)).

Бекон считал, что для достижения истинного знания необходимо избавиться от четырех заблуждений – «идолов». Это идолы рода, пещеры, рынка, театра.

Идолы рода– заблуждения, свойственные людям из-за несовершенства человеческого разума, который отражает действительность как в кривом зеркале – выдает желаемое за действительное.

Идолы пещеры – связаны с субъективностью восприятия человеком окружающего мира, люди имеют индивидуальный характер, каждый получает различное воспитание, опыт и т.д.

Идолы рынка (или рыночной площади) возникают в результате неверной или неточной терминологии.

Идолы театра– это общепринятые заблуждения, научные и философские; научные и философские системы – это комедии, разыгранные на основе несовершенных методов познания. Восход из всего этого – применение индуктивногометода исследования (рассуждение от единичного к общему). Эти мысли изложены им в книге «Новый Органон». Заслуга Ф. Бекона в том, что он, критикуя старые, схоластические методы познания, пытался реализовать в философии общий методологический подход к получению научных знаний.

Идеи эмпиризма развивались в творчестве Дж. Локка(1632-1704). Главная философская заслуга Локка в истории философской мысли заключается в развитии и обосновании им сенсуалистической теории познания. Прежде всего, Локк выступил с опровержением платоновско-картезианского учения о врожденных идеях. Он доказывал, что в разуме нет ничего такого, чего не было бы в ощущениях. Разум новорожденного, говорил философ и педагог, - это “Tabula rasa” (Чистаядоска), на которой опыт записывает свои чувствования. Все знания, по Локку, приобретаются из опыта. Отсюда Локк вслед за его предшественников Френсисом Беконом называют эмпириком.

В самом процессе познания, который всегда начинается из ощущения, Локк отличал два вида. Первый из них идет от внешнего мира через чувственное восприятие. Второй - внутренний, идет от анализа накопленного опыта в психике человека. Последний он называет рефлективным путем познания, в котором человек оперирует уже наличными в разуме элементами (представлениями, понятиями, идеями, концепциями). Наряду с этим Локк допускал возможность познание мира благодаря интуиции, которая как бы в сокращенном виде пробегает оба вида познания и "внезапно схватывает" (усматривает) истину. Исходя из этого Локк содержание самих знаний разделял на знания чувственные (сенситивные), которые получены через ощущения; демонстративные, которые извлекаются разумом, и интуитивные, как высший и наиболее убедительный для человека вид знания.

Другой английский философ Дж. Беркли(1684 - 1753) субъективистски истолковывает сенсуализм, воспользовавшись неумением Локка и других материалистов XVII века раскрыть диалектическое единство в познании субъективной и объективной сторон. До Локка субъективная сторона в познании сводилась к искаженному влиянию субъекта, которое в принципе может быть устранено. Локк фактически обнаружил, что знание всегда субъективно по своей форме, и это выразилось в его понимании вторичных качеств. Локк разделили качества на два рода, один из которых признаётся первичным, присущим вещам самим по себе, а второй рассматривается, как вторичный, производный, неадекватный. К первичным качествам, объективным и объективно отраженным в восприятии, относятся по Локку, протяжение, плотность, движение (трактуемое только как механическое), фигура и число. Все остальное чувственное многообразие дает неадекватное воспроизведение в сознании перечисленных первичных форм существования материи. Это такие качества материи, как цвет, запах, вкус, звук. Он абсолютизирует локковское противостояние ВТОРИЧНЫХ качеств ПЕРВИЧНЫМ. Беркли совершенно отрывает вторичные качества от их объективной основы, дает им законченно-субъективистскую интерпретацию.

Д. Юм(1711-1776) продолжал линию Локка. В основном занимался гносеологией. Мы сомневаемся в существовании реального мира, - говорил Юм. Отрицал силу человеческого разума. В теории познания стоял на позициях агностицизма.

 

Рене Декарт (1596-1650) – французский ученый, много сделал для развития физики, математики, физиологии, философии (хотя француз, его причисляют к английским материалистам, он долго жил в Нидерландах). Главный его труд посвящен методам исследования природы «Рассуждение о методе». Высоко ценил роль рационального познания «Мыслю, следовательно, существую». Свой рационалистический метод познания Декарт обосновывает в работе «Правила для руководства ума», где отмечает, что задача науки и философии – истинные знания пригодные для практики. Для этого необходимо движение нашей мысли от общего к частному (дедукция). В качестве исходных положений науки он брал аксиомы и считал, что в логической цепи дедукции, каждое отдельное звено также достоверно. Источником познания является интеллектуальнаяинтуиция, не нуждающаяся в показаниях органов чувств. Только – разум.

Отличительная черта философии Декарта – ее дуализм. Мыслитель полагал, что все вещи составляют две независимые друг от друга самостоятельные субстанции – душа и тело (духовная и материальная).

Духовную считал неделимой. Материальную считал делимой до бесконечности. Духовная субстанция имеет в себе идеи, присущие ей изначально, не приобретенные в опыте, так называемые врожденные идеи.

Противником врожденных идей Декарта был английский философ Томас Гоббс (1588-1679),который полагал, что источником идей могут быть только чувственные восприятия внешнего мира.

Гоббс, как и Бекон, отстаивал мнение, что всякое знание имеет своим источником чувственный опыт. Вместе с тем Гоббс был сторонником номинализма. Он считал, существуют только единичные вещи, а общие понятия являются их именами.

Взгляды Р. Декарта и Т. Гоббса оказали влияние на формирование философской системы голландского мыслителя Бенедикта Спинозы (1632-1677). В основе системы Спинозы положено учение о единой субстанции («Этика») – природе. С природой отождествляется Бог, который не является личностью, а представляет собой бесконечное существо, наделенное множеством атрибутов. Учение Спинозы носит пантеистический характер и содержит атеистические идеи. Например, Бог растворен в природе, он не сверхприродное существо.

В отличие от Декарта Спиноза считал, что субстанция одна. Это монизм. Со своих позиций Спиноза обосновал положение о субстанциональном единстве мира.

В центре внимания Спинозы стоял вопрос о свободе. Его мысль выраженная им в знаменитой формуле «Свобода - это осознанная необходимость».

Из критического рассмотрения концепции Спинозы о единой субстанции возникает учение Лейбница о монадах. Лейбниц полагал, что если бы существовала только одна субстанция, то вещи не обладали бы активностью. Поэтому он утверждал, что субстанций существует бесчисленное множество, так как любая вещь выступает как субстанция. Они, т.е. вещи или субстанции, - носители силы, и эти силы являются «единицами» бытия, или монадами. Монады – это существа, лежащие в основе мира. Но монада - это не материальная единица бытия, а духовная субстанция, она - самостоятельная единица, способная к активности. Монада в своих первичных качествах является деятельной, нигде в мире нет пассивных вещей.

Монады находятся между собой в состоянии предустановленной гармонии. Это понятие у Лейбница должно объяснить существующие в мире взаимосвязь и согласованность. Так как монады - психические сущности, взаимодействовать физически они не в состоянии, однако в мире мы наблюдаем согласованный порядок. Значит, развитие каждой монады уже изначально находится в соответствии с развитием других монад, и это соответствие предустановлено Богом. Это определяет гармонию в явлениях и гармонию между сущностью и явлениями.

Как таковые монады обладают простотой и не изменяются в своей определенности, они не зависят друг от друга и замкнуты в себе. По словам Лейбница, «они не имеют окон, через которые что-либо могло бы в них входить или из них выходить». Каждая монада в то же время представляет собой свой особый мир, в котором отражается весь мировой порядок, все другие монады и весь мир. Говоря словами Лейбница, «монада - это живое зеркало Вселенной».

Монады обладают качествами, которые отличают одну монаду от другой; двух монад, абсолютно тождественных, не существует. Лейбниц различает монады трех видов (разновидности) в зависимости от степени развития – «голые», души и духи.

1. Монады, которые характеризуются так называемой «перцепцией», пассивной способностью восприятия, образуют низший вид; они способны только формировать неясные представления. Низшие монады – «голые» - «спят без сновидений» и образуют то, что мы называем неорганической природой. В соответствии с системой Л. она отнюдь не мертва, поскольку жизнь разлита повсюду.

2. Для следующей степени развития монад характерна способность обладать ощущениями и образовывать явные представления. Их Лейбниц называет монады-души. Это более интенсивная форма проявления жизненной силы, которую составляет душа. «… Душами, - пишет Л. в «Монадологии», - можно назвать только такие монады, восприятия которых более отчетливы и сопровождаются памятью».

Память открывает возможность появления «эмпирической последовательности», общей для человека и животного. Она «состоит в том, - говорит Л. в статье «Материя, взятая в себе», - что получающий те ощущения, которые он уже несколько раз получил следующие одно за другим, ожидает снова и снова получить их в той же последовательности» (на основе опыта). Но в этой деятельности души еще нет разумения (рассудка), без которого невозможна «рациональная последовательность» (практичность, рассудительность) характерная для человека.

Душа роднит животный организм с человеческим, но в последнем она выступает как дух. Этим понятием Л. обозначает всю сферу человеческого сознания.

3. Третья степень развития монад (дух) обладает способностью к апперцепции, т.е. эти монады наделены сознанием. К ним он относил души людей, обладающих самосознанием (апперцепцией). Таким образом, перцепцией, восприятием обладают все монады, но только наиболее развитые монады обладают такой индивидуальной программой, при которой им свойственно самосознание.

При изучении данной темы необходимо рассмотреть своеобразие философии эпохи Возрождения: становление новой космологии, философского пантеизма, философии истории, философии политики, социальных утопий.