Предмет философии

 

Как-то спросили А. Пуанкаре, человека, который в уме мог перемножать четырехзначные числа, что такое философия? Ученый, подумав, ответил: «Может ли исследователь, изучающий под микроскопом слона, вывести из своих наблюдений полное о нем представление?». Любой, кто занимается философией, скажет, что его предмет нельзя определить одним предложением. Ни одна наука не сравнится с философией по широте ее применения. Тот же предмет, что и любая наука (биология, физика, химия), философия рассматривает под другим углом, через призму мировоззренческих вопросов. Поэтому в ее составе выделяют онтологию - учение о бытии, гносеологию - учение о познании, аксиологию - учение о ценностях и еще много другого, связывая их вместе.
Ответ на вопрос, что такое философия, выявляет одну из ее важнейших задач: обобщать все знания частных наук. Сегодня количество специальных дисциплин растет с огромной скоростью. А возможностей у человека охватить весь этот кладезь наук становится все меньше. Философия же создает научную картину мира, и мы начинаем понемногу осознавать себя и мир вокруг не как простую совокупность химических соединений или элементарных частиц, а как нечто целое, имеющее цель и смысл своего существования. Вот и вторая важнейшая задача - мировоззренческая.
Ученые отмечают, что, как только появился Homo sapiens, он сразу же начал задумываться, размышлять. Первые вопросы, возникшие у первобытного человека, - что есть мир, как он устроен, кто он, сам человек? - стали основой древнейшей из наук, философии.

Еще в древности философы поняли, что речь идет о новом способе мышления, при котором предметом выступает действительный мир не как многообразия вещей, явлений, событий, но как единство этого многообразия.

Философская мысль имеет два источника – культура общества и конструктивное воображение личности. Ее основным методом является рефлексия – отражение мышлением самого себя, мышление человека о своем мышлении, осознание им своего сознания. Философская рефлексия = этический анализ форм, установок и предпосылок человеческого сознания. Философия постоянно «ищет себя», т.е. занята анализом своей собственной сущности: это способ осознания ею тех представлений, из которых она должна исходить в поиске предельных оснований культуры.

Философия – это наука о всеобщем, но всеобщее в ней существует в форме целостного синтеза всего конкретного.
У каждого человека есть определенное представление о мире, которое зависит от уровня его постижения. Существует так называемое мировоззрение и мировосприятие, связанное с эмоционально-чувственной сферой человека, а также миропонимание, которое имеет отношение к интеллектуально-понятийной сфере.

Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека на мир, его отношение к миру, его место в мире. Более подробно можно сказать так: мировоззрение – это совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм, идеалов и установок, которые определяют отношение человека к миру и, являясь ориентирами в его повседневной жизни, выполняют регулятивную функцию.

Предпосылками развития философии являются миф и религия.

МИФ –это самая ранняя форма сознания. Она возникла как ответ на вопросы о происхождении мира, его устройстве, о причинах возникновения природных явлений, о происхождении животных и человека. Мифы сродни сказкам, преданиям о богах, героях, их подвигах. В мифах нашла отражение реальная жизнь.

Главная функция мифа – объяснить миропорядок и регулировать сложившиеся общественные отношения.

С мифом и мифологией тесно связана религия (означает – святость, набожность, благочестие). На начальном этапе развития общества их содержание во многом совпадают. Но религия имеет свою специфику. Она охватывает систему догм, иллюзорных чувств, обрядовых действий и церковных учреждений, призванных удовлетворять потребности людей в вере, надежде и любви.

Основанием религиозного мировоззрения служит вера в существование сверхъестественного, в существование одного из нескольких богов, в какое-то «священное начало», находящееся за пределами понимания человека.

Одной из важнейших особенностей мифа и религии является то, что они имеют духовно-практический характер. Миф и религия тесно связаны с уровнем освоения человеком окружающего его мира, зависимостью человека от природы и условий социального бытия.

Философия (любовь к мудрости) является формой общественного сознания и характеризуется следующими важными особенностями, раскрывающими его сущность:

  1. исходным пунктом и целью философии являетсячеловек, его место в мире, отношение к этому миру.
  2. философия изучает наиболее общие основания социоприродного бытия, универсальные закономерности развитие мира как целого.
  3. основным средством познания является человеческий разум – Логос
  4. эмпирическая база познания – вся совокупность частных наук и общественно-историческая практика.

Философия – это форма общественного сознания, связанная с постижением сущности социального и природного бытия, мира в целом, место человека в этом мире, отношение человека к миру и смысла человеческой жизни.

Предметом ее изучения являются наиболее общие законы развития природы и общества, мышления и познания.

Философия– это теоретическая основа мировоззрения. Поэтому основой, или коренной проблемой является понимание взаимоотношения сознания и объективного мира, в котором это сознание: возникло, взаимоотношение сознания и материи. Эта проблема имеет два аспекта. Первый аспект: раскрывается в ответе на вопрос: что есть причина всего сущего – материя илисознание?

Иначе говоря, можно ли считать одну из них первичной по отношению к другой, и если «да», то какую? Второй аспект связан с ответом на вопрос: познаваем ли мир? В зависимости от решения вопроса первого аспекта философов можно разделить на идеалистов (субъективных и объективных) иматериалистов (наивных, метафизических, диалектических).

Такое деление, однако, не означает, что между двумя направлениями в философии – материализмом и идеализмом – существует абсолютное противоречие. Наоборот, материализм и идеализм – это взаимосвязанные стороны единого процесса развития философского знания.

Что касается познаваемости мира, то и здесь нет общего мнения. Большинство философов полагают, что мир познаваем. Но есть немало философов, которые считают, что человек не способен познать окружающий его мир (этих философов называют агностиками) в силу объективной непознаваемости вещей как таковых (например, И. Кант).

С решением коренной проблемы философии связаны нее менее значимые вопросы, имеющие отношение к другим ее разделам: этике, эстетике, антропологии, социальной философии и т.д. Важнейшими вопросами для социальной философии, например, являются вопросы развития социума, как одной из подсистем мира; для этики – вопросы о природе и происхождении морали, о том, что такое добро и зло и т.п.; для антропологии – о том, что есть ЧЕЛОВЕК и каково его место в окружающем его мире.

Другими словами, в каждом разделе философии есть свой центральный вопрос, своя ведущая проблема.

В понимании философии, а также ее роли в познании мира и человека нередко допускались крайности. То философия трактовалась как «наука наук» или «мать всех наук» (Аристотель). То она объявлялась «царицей» среди всех наук, которая лишь одна имеет право на истину в последней инстанции (Г. Гегель, догматический марксизм). То, напротив, истинность философских знаний отвергалась потому, что о каждом явлении можно несколько несовместимых и даже противоположных друг другу суждений (софисты), или потому, что указанные копания носят априорный характер (позитивисты).

В действительности взаимоотношение философии и частных наук предстает перед нами как символическое древо познания, ствол которого – философия, а крона – частные науки. Философия намечает основные направления исследований в этих науках, осмысливает их результаты, дает им интерпретацию в общекультурном контексте. Эмпирической базой философского познания (корнями) являются теории и методы частных наук.

Философия может быть представлена на разных уровнях сознания: научном, бытийном,

художественно-образном или мифологическом. Поэтому неправомерно отожествление философии с наукой, представление ее только как рациональной системы знаний (Г. Гегель, Э. Гуссерль, догматический марксизм). Такая позиция логически ведет к тому, что из всей совокупности мировой философской мысли вольно или невольно могут быть исключены идеи таких мыслителей, как Платон и Лукреций Кар, Федор Достоевский и Лев Толстой и многие другие, чья философия имела образно-интуитивную основу.