План лекции.

1. Концептуальные и текстуальные основания философии Древней Индии.

2. Единство и различие основных ортодоксальных и неортодоксальных школ древнеиндийской философии.

3. Философия Древнего Китая: текстуальные основания и формирование основных школ.

4. Онтология и гносеология, социально-философские и этические учения

конфуцианства и даосизма.

Первые философские системы возникают в культурах Индии, Китая, Древней Греции в VI-V вв. до н. э.

Главной особенностью индийской философии является то, что она занималась религиозными проблемами, поскольку индийцы верят в вечность циклически возобновляющегося мирового процесса.

В своем историческом развитии индийскаяфилософия разделяется на три периода:

  1. Ведийский период (1500-500л. до рождества Христова).
  2. Классический период (Брахмано-буддийский, 500 лет до рождества Христова и 1000 лет после рождества Христова).
  3. Индуистский период (с 1000г. нашей эры).

 

Первый характеризуется плюрализмом – воззрений. Мир и его явления рассматривают как совершенствование первичной сущности (Пуруши). В основе Космоса лежит вечно сущее – Брахман, из которого развивалось – все существующее и которое тождественно вечному, внутреннему ядра индивида – Атману. В этот же период была создана теория о переселение души; хороших и дурных поступках – Карма; теория круговорота повторяющихся рождений – сансары.

Второй– классический период – проявляется интерес к этическим проблемам. Материалисты, фаталисты выступают против брахманов, реформистов: именно в этот период наряду с брахманизмом проповедуется вероучение буддизма и джайнизма.

Третий – индуистский период. Буддизм угасает, джайнизм теряет свою силу, свое значение.

Основополагающими принципами древнеиндийской философии являются: космизм, альтруизм, экологизм.

Космизм – единая, неразрывная связь человека с космосом, небом.

Альтруизм– нравственный принцип, согласно которому благо другого и он сам нравственно более значимы чем собственное Я и его благо.

Экологизм– неразрывная связь человека с природой и забота об окружающей среде.

Свое каноническое, ортодоксальное оформление индийская философия получила в «Ведах». Это сборник, насчитывающий более чем 100 гимнов, состоящих из 10000 стихов. Записаны «Веды» в середине 11 тысячелетия до н. э.

Назовем четыре первых сборника: ригведа– основополагающий сборник; «Самаведа»- сборник песен и священных заклинаний; яджурведа– сборник жертвенных формул и заклинаний; атхарваведа – сборник магических формул, заклинаний, сохранившихся с доарийских времен. К «Ведам» был выпущен комментарий «Упаншиалды», в котором содержатся философские мысли.

Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем или школ, деление их на две большие группы: 1. Ортодоксальные философские школы, признающие авторитет «Вед». Это «Веданта» (4-2 вв. до н. э.); «Санкхья» (6 в. до н. э.), Ньяя (3 в. до н. э.), Йога (2 в. до н. э.), «Вайшешика» (6-5 вв. до н. э.).

2 Неортодоксальные школы, не признающие авторитет «Вед». Это джайнизм (4 в. до н. э.), буддизм (7-6 вв. до н. э.), Чарвака-Локоята. Наиболее известная школа индийских материалистов - Локоята

Локоятики выступали против основных положений религиозно-философских школ. Они признавали только этот мир – лока, объясняли мир из него самого, утверждали земную жизнь, говорили, что нет ни ада, ни рая, призывали к счастью на земле.

Целью человеческой жизни является наслаждение, а не отказ от желаний.

Философия джайнизма – достижение такого образа жизни, при котором возможно освобождение человека от страстей.

Буддизм основатель – сын царствующей фамилии Сиддартха Гаутама (Шаньямуни). Будда означает – просветленный. Основная идея буддизма – освобождение от страданий (понимаемый ранним буддизмом как психологическая реальность) путем нирваны – состояния «угашенности», невозмутимости, исключающегося какие-либо желания, жажду жизни.

Жители Китая создали интересную самобытную культуру, материальную и духовную; жизнь, считали они, это божественное творение сверхъестественной силы. В мире все изменяется в результате столкновения двух космических сил; света и тьмы.

В Китае были и действовали жестко сформулированные стереотипы поведения и речи, регламентов и запретов, т.е. своя этика. Она заменила идеи религиозно-мифологического восприятия мира, характерные для всех ранних обществ. Это нашло продолжение и завершение в ученииКонфуция (6-5 вв. до н. э.).

Это было этико-политическое учение, основными принципами которого считались следующие:

- взаимность (не делай другому того, чего не желаешь себе);

- человеколюбие (почитание родителей, культ предков);

- сдержанность и осторожность в поступках (осуждение бездеятельности, экстремизма и соглашательства).

На основе этих принципов Конфуций разработал правила управления государством. Это управление было уподоблено им управлению колесницей: император правит, чиновники – вожжи, закон и мораль узда, уголовное наказание – народ – лошади. Конфуций выступал против чрезмерного насилия: «Если умело держать вожжи, лошади побегут сами».

В этот же период получило распространение учениеЛао-цзы о священном Дао(даосизм). Все вещи, согласно этому учению, рождаются и умирают согласно собственному пути (дао). Человек должен следовать естественным законам, отказаться от мудрствования.

Лао-цзы отверг этические принципы Конфуция, призывая к смирению, состраданию и незнанию. Высшая добродетель, по его мнению, - не деяние и молчание.

В первом веке до н. э. конфуцианство стало государственным учением; окончательно одержав верх над буддизмом (11 веке до н. э.) и господствует по сей день.