План лекции.

1. Основные периоды средневековой философии

2. Основные черты и главные темы размышлений средневековых философов

3. Философия Аврелия Августина

4. Философия Фомы Аквинского

Средневековая философия неразрывно связана с христианской религией. Христианство возникло в 1-2 столетии н. э. в восточных провинциях Римской империи в период кризиса рабовладельческого строя, усиления эксплуатации рабов и бедных. Это религия униженных и оскорбленных, которым оставалось надеяться только на чудо и верить в избавление от всего плохого, темного.

Христос– (в переводе с древнееврейского означает «мессия», «избавитель»).

Христианствопровозглашало равенство всех перед Богом, вселяло надежду на загробную жизнь, призывало к любви.

Первыйэтап формирования средневековой философии связан с деятельностью так называемых «отцов церкви», которые в своих работах защищали христианскую доктрину от язычников, евреев, государственной власти и античной философии. Их учение получило название – патристика.

Второй этап формирования средневековой философии берет начало в 4 в. н. э. Идет разработка догматики и христианской философии. Собственно средневековая философия разрабатывалась с 8 по 15 вв. н. э. Это период схоластики, когда идет логическое обоснование теологии (науке о боге).

Этот период подразделяется на три этапа:

1. ранняя схоластика (до 12 в.).

2. расцвет схоластики (13 в.).

3. Поздняя схоластика (14-15 вв.)

Крупнейшим христианским мыслителем периода патристики и наиболее выдающимся из "отцов церкви" был Аврелий Августин (354-430). "Ты нас создал для себя, и наше сердце будет неспокойным, пока не упокоится в тебе". Этим предложением начинаются "Исповеди", в тридцати книгах которых он в форме молитвы рассказывает о своей жизни, отличавшейся беспокойством, постоянным поиском и многими ошибками, до тех пор пока не обрел внутренний покой - покой души - в христианстве. Учение Августина стало определяющим духовным фактором средневекового мышления, оказало влияние на всю христианскую Западную Европу. Никто из авторов периода патристики не достиг той глубины мысли, которая характеризовала Августина. Он и его последователи в религиозной философии считали познание бога и божественной любви единственной целью, единственной полной смысла ценностью человеческого духа. Весьма мало места он отводил искусству, культуре и естественным наукам.

Христианской основе своей философии Августин придавал большое значение. Он осуществил то, что только обозначено у его предшественников: сделал бога центром философского мышления, его мировоззрение было теоцентрическим. Из принципа, что бог первичен, вытекает и его положение о превосходстве души над телом, воли и чувств над разумом. Это первенство имеет как метафизический, так и гносеологический и этический характер.

Бог является высшей сущностью, только его существование вытекает из собственного естества, все остальное с необходимостью не существует. Он единственный, существование которого независимо, все остальное существует лишь благодаря божественной воле. Бог является причиной существования всякого сущего, всех его перемен; он не только сотворил мир, но и постоянно его сохраняет, продолжает его творить. Августин отвергает представление, согласно которому мир, будучи сотворенным однажды, развивается дальше сам.

Бог является также наиважнейшим предметом познания, познание же преходящих, релятивных вещей бессмысленно для абсолютного познания. Бог выступает в то же время и причиной познания, он вносит свет в человеческий дух, в человеческую мысль, помогает находить людям правду. Бог является наивысшим благом и причиной всякого блага. Так как все существует благодаря богу, так и всякое благо происходит от бога.

Направленность к богу для человека естественна, и единственно через соединение с ним человек может достичь счастья. Философия Августина таким образом открывает простор для теологии.

Душу Августин понимает чисто спиритуалистиески, рассуждая в духе идей Платона. Душа как самобытная субстанция не может быть ни телесным свойством, ни видом тела. Она не содержит в себе ничего материального, имеет лишь функцию мышления, воли, памяти, но не имеет ничего общего с биологическими функциями. От тела душа отличатся совершенством. Такое понимание существовало и в греческой философии, но у Августина впервые было сказано, что это совершенство происходит от бога, что душа близка богу и бессмертна.

Душу мы знаем лучше, чем тело, знание о душе является определенным, о теле же наоборот. Более того, душа, а не тело познает бога, тело же препятствует познанию. Превосходство души над телом требует, чтобы человек заботился о душе, подавлял чувственные наслаждения.

Основой духовной жизни является воля, но не разум. Это утверждение основано на том, что сущность каждой вещи проявляется в ее активности, но не в пассивности. Отсюда вытекает заключение, что человеческую сущность характеризует не разум, который имеет пассивный характер, но действия, активная воля. Учение Августина о первенстве воли отличается от древнегреческого рационализма. Иррационалитическое понимание человеческого духа приходит к тому, что сущностью духа является свободная воля. Эту позицию Августин воплощал не только в психологии, но и в теологии: первенство воли относится и к божественной сущности. Его философия переходит, таким образом, от интеллектуализма и рационализма к волюнтаризму.

Вся философия Августина сосредоточилась на боге как едином, совершенном, абсолютном бытии, мир же имеет значение как божье творение и отблеск. Без бога ничего нельзя ни совершить, ни познать. Во всей природе ничего не может произойти без участия сверхъестественных сил. Мировоззрение Августина очень четко противостояло. Бог как единое сущее и истина является содержанием метафизики, бог как источник познания является предметом теории познания; бог как единственное благо и прекрасное является предметом этики, бог как особа всемогущая и полная милости является главным вопросом религии.

В период расцвета схоластики широко используется аристотелизм.

(Труды Аристотеля стали известны в Европе в переводе с арабского и греческого языков с комментариями арабо-язычных философов Востока).

В рамках средневековой философии поднимались вопросы соотношения веры и разума, теологии и философии. При этом философии отводилась роль служанки богословия. Она комментировала и обосновывала религиозные догматы существования Бога.

Против религиозно-идеалистических учений выступили материалисты Средневековья –номиналисты (имя, название). Название возникло в ранний период развития схоластики. Номиналисты ограничивали вмешательство бога в природу, признавали первичность предметов и вторичность понятий. В Номинализме также подчеркивается приоритет воли над разумом. Философско-религиозное обоснование номиналистических идей впервые дано Уильямом Оккамом (1300-1349) именно его учение заняло ключевые позиции в философии и определило направление ее развития в XV веке. Номинализм явился предшественником эмпиризма.

«Общие понятия существуют только в слове, при помощи которого постигается подобное в вещах». Оккам хорошо владел диалектикой. Его называли - непобедимый учитель.

В противоположность номинализму в Средние века выступали представители реализма (не в том понимании, как теперь), которые утверждали, что общие понятия являются объективно значимыми, ибо в них осознается актуальность вещей. Такой точки зрения придерживался Фома Аквинский (1225-1274), философ, богослов. Он считал, что Бог – первопричина и конечная цель всего сущего. Им сделан шаг вперед в схоластическом средневековом мышлении по сравнению с предшественниками.

Суть этого переосмысления состоит в исследовании природы, человека в их отношении к Богу. «Размышляю о теле, чтобы размышлять о душе, а о ней размышляю, чтобы размышлять об отдельной субстанции, над ней же размышляю, чтобы думать о Боге». Это его жизненное кредо. Кредо Фомы Аквинского знаменует новый этап развития схоластической философии, которая характеризовалась переосмыслением аристотелизма в христианском плане.

Учение Фомы Аквинского – это компромисс христианского вероучения и философии перипатетизма, компромисс христианской теологии и нарождающегося естествознания. Аквинат разграничивал области философии и теологии: предметом первой являются «истины разума», а второй — «истины откровения». Философия находится в услужении у теологии и настолько же ниже её по значимости, насколько ограниченный человеческий разум ниже божественной премудрости. Теология — священное учение и наука, основывается на знании, которым обладает Бог и те, кто удостоен блаженства. Приобщение к божественному знанию достигается через откровения.Теология может что-то позаимствовать у философских дисциплин, но не потому что испытывает в этом необходимость, а лишь ради большей доходчивости преподаваемых ею положений.

У Аристотеля выделялись четыре последовательных ступени истины: опыт (empeiria), искусство (techne), знание (episteme) и мудрость (sophia).

У Фомы Аквинского мудрость становится независимой от других ступеней высшим знанием о Боге. Она основывается на божественных откровениях.

Аквинат выделял три иерархически соподчиненных типа мудрости:

мудрость Благодати.

мудрость богословская — мудрость веры, использующая разум.

мудрость метафизическая — мудрость разума, постигающая сущность бытия.

Каждая наделена своим «светом истины».

Некоторые истины Откровения доступны для понимания разумом человека: например, что Бог существует, что Бог един. Другие — понять невозможно: например, божественное триединство, воскрешение во плоти.

На основе этого Фома Аквинский выводит необходимость различать теологию сверхъестественную, основанную на истинах Откровения, которые человек своими силами не способен понять, и теологию рациональную, основанную на «естественном свете разума» (познающую истину силой человеческого интеллекта).

Фома Аквинский выдвинул принцип: истины науки и истины веры не могут противоречить друг другу; между ними существует гармония. Мудрость — стремление постичь Бога, наука же — способствующее этому средство.