НОМИНАЛИЗМ И РЕАЛИЗМ.

Средневековая философия – длительный отрезок в истории европейской философии, который непосредственно связан с христианской религией. Между периодами средневековой философии нет чётких границ, но тем не менее её принято разделять на патристику и схоластику. Патристика — совокупность теолого-философских взглядов «отцов церкви», которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию и прежде всего на идеи Платона. Схоластика — представляет собой тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы. Главная отличительная особенность схоластики состоит в том, что она сознательно рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии. На передний план для схоластов выходят отношения разума и веры, религии и науки.

По своей сути схоластика – философия, приспособленная для обучения народных масс основам христианского мировоззрения. Она сформировалась в период абсолютного господства христианской идеологии во всех сферах общественной жизни Западной Европы. Ее представители стремились создать стройную систему христианского мировоззрения. Перед философией ставилась троякая задача – с помощью разума проникнуть в истины веры и тем самым приблизить их содержание к мыслящему духу человека; придать религиозной истине систематическую форму для более эффективной ее усвояемости; и, наконец, при помощи философских аргументов ослабить, если не исключить, критику святых истин.

Руководство церкви всполошилось и обязало католических теологов найти средства противодействия влиянию свободомыслия, учитывая при этом возросший авторитет науки и философии. Наилучшим образом, с точки зрения церкви, поставленную задачу решил ФОМА АКВИНСКИЙ. Не случайно вскоре после смерти философа его учение католицизм признал в качестве официального. Фома провозгласил, что вера не должна противоречить разуму. Разум и вера направлены к познанию одной и той же истины – Бога, но делают это по-своему. Разум опирается на науку и философию, вера – на теологию. Проведя границу между разумом и верой, Фома отделил науку и философию от теологии и тем самым обосновал их относительную самостоятельность

Многие характерные особенности средневековой философии проявились в происходившей на протяжении нескольких веков борьбе реализма и номинализма, которая исходит из проблема универсалий – проблемы общих понятий.

«Реализм» в его средневековом понимании не имеет ничего общего с современным значением этого термина. Под РЕАЛИЗМОМ подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия или универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире. Универсалии, по мнению реалистов, существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие. Доказательство бытия Бога Ансельмом Кентерберийским сводилось к тому, что Высшее существо может существовать только реально; если оно – лишь мыслимо, то оно не может быть высшим. Раз Бог как высшее существо реален, то реальны и общие понятия – универсалии. То есть реальное существование универсалий говорило о реальности бытия Бога. Поэтому это направление поддерживалось церковью.

Противоположное направление носило название НОМИНАЛИЗМА. Согласно номиналистам, общие понятия – только имена. Они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков, общих для целого ряда эмпирических вещей и явлений. Так, например, мы получаем понятие «человек», когда отвлекаемся от индивидуальных особенностей отдельных людей и оставляем только то, что является общим для них всех. А поскольку все люди суть живые существа, обладающие разумом, то, стало быть, в понятие человека входят именно эти признаки: человек есть живое существо, наделенное разумом. Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до, а после вещей.