ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ РЕНЕССАНСА.

Возрожденческий гуманизм ренессанса подразумевает под собой не защиту прав человека в современном смысле, а человеколюбие, признание возможности и необходимости воспитания Человека, личности. В эпоху Возрождения индивидуальность входит на первый план, вырастает новое самосознание и общественная позиция. В поисках соответствующего идеала новая эпоха обращается к античности, ориентированной на активного, деятельного человека, утверждающей величие, красоту, неограниченные духовные возможности личности, право на счастье и оптимистический взгляд на мир. Эпоха Возрождения сделала гуманизм знаменем времени, возвратив человеку радость и полноту жизни.

Философия Возрождения формирует новую картину мира – пантеистическую с ее утверждением: «Бог во всем!». Второй, наряду с пантеизмом ярко выраженной чертой новой философии становится антропоцентризм. Если античность отдавала предпочтение Космосу, природе, а средневековье - Богу и богочеловеческим отношениям, то Возрождение обратило свой взор к человеку как центральному звену космического бытия, признав его самоценным и провозгласив свободу личности основной предпосылкой его творчества и всестороннего развития сущностных сил.

Задача воспитания «нового человека» в эпоху Возрождения осознается как главная задача эпохи. Humanitas (откуда происходит слово «гуманизм») в ренессансном представлении подразумевает самопознание и самосовершенствование. Разносторонность – идеал эпохи Возрождения. Человек как художник, творец – символ Ренессанса. С помощью преобразовательной деятельности, человек создаёт новый мир и творит самого себя. Личность – это категория нравственно-этическая, задача личности сводится к умению различать добро и зло и поступать в соответствии с этим различием.

Изменился идеал жизни. Если прежде господствовал идеал созерцательной жизни, то в эпоху Возрождения утвердился идеал активной жизни. Если прежде новаторство и эксперимент осуждались как грех и ересь, изменение природного мира представлялось недопустимым, то сейчас они стали поощряться; пассивность, монашеская созерцательность стали казаться преступлением; утвердилась идея, что Бог создал природу ради служения человеку, обнаружения его дарований.

Если искусство эпохи Античности делало акцент на гармонии физического тела человека, на его физической красоте, а искусство Средневековья сосредотачивалось вокруг пропорций лица (тело считалось временным пристанищем души и, соответственно, злом), то в эпоху Возрождения на первый план выходит символизм и синтез гармонии и пропорции. Ренессанс стоит на позиции, что человек прекрасен в своём дуализме: он творит свою физическую красоту, а лицо отражает его индивидуальность. (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициан, Рубенс и др).

Николай Кузанский стоял на позиции пантеизма: Бог сливается с природой, растворяется в ней, он не трансцендентен, а пронизывает собой всё («Бог во всём, и всё в Боге»). Он не персонифицирован, не может быть определён конечным термином. Несмотря на мистическую окраску, философско-пантеистические взгляды Н. Кузанского основательно поколебали старые представления о Вселенной. Вселенная – это бесконечное развертывание божественного первоначала. Из них воспоследовали мысли о тождестве законов земного и небесного миров, о бесконечности и безграничности Космоса, о том, что Земля не является неподвижным центром Вселенной. Поскольку мир бесконечен, познавая его, человек всё равно остаётся в неведении. Процесс познания осуществляется с помощью чувственности, рассудка и разума. Разум бесконечно приближается к истине, но конечному существу (человеку) не познать бесконечный мир. При этом Кузанский не был агностиком, он считал, что познать мир в принципе возможно, но не человеку, которому свойственно «учёное незнание».

Гуманистические устремления определили еще одну особенность философии Возрождения – повышенный интерес к социально-политическим проблемам, поискам идеала совершенного, справедливого общества, где только и может достойно и гармонично развиваться человек. Никколо Макиавелли рассуждал об эгоистической природе человека и интересе как глубинной основе человеческих поступков, о государстве, как организации, которая смогла бы регулировать взаимоотношения между людьми. Макиавелли давал трезвую оценку современного ему общества, изобилующего недостатками и отвратительными методами, давая понять, что в таком обществе трудно оставаться нравственным. Томас Мор и Томмазо Кампанелла разрабатывают идеи утопического социализма и коммунизма — образца идеального общественного устройства, где основной ценностью является человек, а не деньги, важным принципом построения – справедливость, главной задачей – всестороннее развитие личности.

Философия эпохи Возрождения – значительная страница в мировой философии. Разрабатывая новое мировоззрение с его гуманистическими, натуралистическим и рационалистическими идеями, ставя в центре мироздания не Бога, а природу и человека, она подготовила фундамент философии Нового времени и эпохи европейского Просвещения.