рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ПРОБЛЕМА СУБСТАНЦИИ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ.

ПРОБЛЕМА СУБСТАНЦИИ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ. - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ Субстанция (Латин. Substantia — Сущность) Есть То, Что Лежит В Основе. Все Мн...

Субстанция (латин. substantia — сущность) есть то, что лежит в основе. Все многообразие вещей в этом случае есть разные состояния одной субстанции. Уничтожение есть не уход в небытие, а лишь изменение субстанции, ее переход в другое состояние.

Именно потребность объяснить существование многообразия и изменения привели к пониманию субстанции. Поэтому даже в предшествующих философии учениях встречаются представления о различных субстанциях: земле, воде, воздухе, огне. У древних философов в качестве субстанции выступало, как правило, какое-то вещество, а многообразие вещей — это различные состояния этого вещества. Если субстанций было несколько, то они считались неизменными и друг в друга не превращались. Различные вещи в этом случае были результатом различных комбинаций из субстанций. Душа считалась состоящей из той же субстанции.

В Средневековье появилось представление о существовании двух противоположных субстанций — телесной и духовной. Иначе нельзя было объяснить существование бессмертной души при смертном теле.

В Новое время возникла проблема взаимосвязи этих двух субстанций. Действительно, есть вещь, например цветок. Мы его можем потрогать, даже уколоть руку его шипами. Но тот же цветок мы можем представить. Из чего же состоит тот цветок, который мы представляем? Ясно, что он из чего-то другого. Декарт, определяя субстанцию как вещь, которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя, утверждал, что вещи состоят из протяженной субстанции, а их представления — из мыслящей субстанции. Но в таком случае как они связаны между собой? Например, когда мы (мыслящая субстанция) решили поднять руку, почему рука (протяженная субстанция) выполняет наше решение? Разве есть какой-то канал передачи информации от мышления к мышцам, ведь нервный импульс — это лишь электрический сигнал? Как мышцы распознают, что надо поднимать руку вверх, а не вниз?

Декарт, решая эту проблему, вынужден был признать независимое существование обеих субстанций: протяженности и мышления. Такой подход называется дуализмом(дуальный — двойной). Но при таком подходе надо было объяснить синхронность действий двух субстанций. Объяснение дал его ученик с помощью «теории двух часов». Если одни часы имеют стрелки, но не имеют боя, а другие имеют бой, но не имеют стрелок, то, чтобы пользоваться ими, мы должны их завести одновременно. Так при создании мира Бог «завел» одновременно обе субстанции, и теперь они действуют синхронно. Декарт определяет субстанцию как вещь, которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя. Если строго исходить из этого определения, то субстанцией, по Декарту, является только Бог.

Спиноза (1632-1676), сохраняя Декартово определение субстанции как причины самой себя, избавляется от дуализма тем, что протяжение и мышление объявил не субстанциями, а атрибутами (неотъемлемыми признаками) одной, общей для них субстанции — телесной природы, или Бога. Признание только одной субстанции, лежащей в основе мира, называется монизмом.

Немецкий философЛейбниц (1646-1716) утверждал, что субстанция не может быть протяженной, так как протяжение означает, что она состоит из чего-то. Но субстанция не может состоять из частей. Значит, субстанция непротяженна.

Но что может быть непротяженным, что не имеет длины, ширины, высоты? Это математическая точка. Но такая точка — результат мышления. Значит, субстанция — это нечто бестелесное, как душа. Лейбниц называет эти маленькие бестелесные души монадами. Все вещи состоят из монад. Сами они бесконечно малы, но их совокупность составляет вещи. Так Лейбниц пришел к идее интегрального исчисления. Монады, в силу отсутствия у них внутренней структуры, не могут сообщаться между собой, они «без окон и дверей». Но тогда возникает проблема объяснения человека. По Лейбницу, человек состоит из монад, и сам представляет собой большую монаду. Как же маленькие монады знают о желаниях большой монады? И Лейбниц объясняет это предустановленной гармонией. То есть Бог, заранее согласовал деятельность всех монад.

18. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ: ПРИРОДА, ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО.

Эпохе Просвещения соответствует становление капиталистических отношений, раннебуржуазного общества в ряде стран (буржуазные революции в Англии и Франции), в которых она и достигает своих вершин. Теории общественного договора и естественных прав Гоббса и неотчуждаемые права (на жизнь, свободу, собственность (как результат труда)) Локка встретили восторженный приём во Франции. Но если в Англии идеология Просвещения явилась следствием буржуазной революции, то, перейдя на континент, она стала предпосылкой революций (а частности в России – восстания декабристов, в США – декларации независимости).

Философия Просвещения – это больше идеология, имеющая социально-политическую направленность (отход от традиционной гносеологии, онтологии), а философия как таковая сосредотачивается в Германии (немецкая классическая философия). Но наукоцентризм Нового времени не уходит, но приобретает новый характер – вера в разум и прогресс, т.е. вера в бесконечный человеческий разум, который ведёт общество к прогрессу (одновременно происходит становление индустриального общества).

Основные направления:

1) деизм (Вольтер, Монтескье, Руссо) – критика пантеизма (отождествления Бога и природы), отвержение возможности вмешательства Бога в процессы природы и дела людей – Бог только творит мир.

Вспомним теизм. Центральное положение: Бог сотворил мир (Его существование – акт веры) и сам факт креацио (творения) продолжается; мир существует благодаря Его доброй воле. В эпоху Просвещения господствует деизм: Бог закончил творения мира (Его существование – это факт разума), и мир развивается по своим законам. Развитие общества, история в руках самих людей. Монтескье: «Дух законов» (климат, географии, нравы, образ жизни народа составляют основу каждого уникального государства), законы обеспечивают свободу (основа правового государства).

2) атеистическо-материалистическое (Дидро, Гольбах) – отвержение идеи существования Бога, объяснение происхождения мира и человека с материалистических позиций.

Природа – вся вселенная, она вечна. Субстанцией является материя. Материя находится в движении. Движение происходит в пространстве и времени. В природе господствует причинность. Случайностей нет. В природе множество законов. Многие из них познаны, особенно четко считали они, сформулированы законы небесной механики. Законы механики пронизывают все сферы природы, в том числе и действуют при функционировании человека. Вселенная есть постоянный механический стационарный агрегат. И человек есть некоторая машина, действующая по законам механики. – Гольбах.

3) утопическо-социальное (Оуэн) – разработка и построение идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости.

Общество - это продукт взаимодействия независимых и автономных индивидуальностей, преследующих свои интересы. Понятие «неизменной природы человека» послужило основанием для концепции естественной морали, естественного права, общественного договора.

Акцент делался не только на неизменную природу человека, но и на его разумность. Для всех характерна идея переустройства жизни на разумных началах.

Просветители осуждали культ и тиранию церкви. Они поставили задачу освобождения человеческого разума от догм католицизма. Только путем избавления просвещенного разума от религиозных предрассудков можно перестроить общество на разумных началах. Религиозному фанатизму они противопоставляли концепцию «естественной религии» – та религия, которая не противоречит природе человека и включает общечеловеческий принцип нравственности. Просвещение человека должно занять позицию разумного эгоизма – «живи сам и дай жить другим». Соответствующий этому принципу строй должен обеспечить юридическое равенство всех граждан вне зависимости от сословных, национальных, конфессиональных различий, а также открыть возможность каждому получить выгоду, не ущемляя личные интересы других. Как просветители распространяют «свет» (= знание)? До определённого момента обучение было привилегией, распространение новых идей осуществлялось в кругах интеллигенции, в эпоху же Просвещения существовала цель нести знания в народ различными способами (академии, масонские ложи, письменные трактаты и др.). Но свои идеи просветители несли в неподготовленные головы (отсутствие базы, не умение думать, формировать свою точку зрения), что привело к принятию данных идей на основе авторитета при непонимании сути и последствий. Поэтому Руссо не принял результатов Французской революции, хотя революционеры основывались именно на его идеях.


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ

ФИЛОСОФИЯ ЕЕ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ... МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЕГО СТРУКТУРА И ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ... МИФ РЕЛИГИЯ ФИЛОСОФИЯ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ПРОБЛЕМА СУБСТАНЦИИ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ.
Философия – наука, (теоретическое мировоззрение) о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления. Терминфилософия в переводе с греческом языка означает любовь к мудрости. Слово филосо

МИФ, РЕЛИГИЯ, ФИЛОСОФИЯ.
Понятие «мировоззрение» неотделимо от понятия «человек». Мировоззрение – способ духовной ориентации человека в окружающей действительности, определ

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ. МИФОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ.
Возникновение, становление философии – сложный для историко-философского анализа процесс. В философской литературе родословная философии давно уже получила определение «от мифа к логосу». Одним из

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА.
Древнейшие философии восточного и западного мира возникли в середине I тыс. до н.э. При этом они были совершенно самостоятельными и независимыми в своих суждениях, выводах и видении мира. В целом з

УЧЕНИЕ О БЫТИИ В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ.
Проблема бытия была сформулирована в античной философии на самом первом этапе ее существования. Первые греческие натурфилософы стремились выявить предель­ные основы, первоначала мира, гарантирующие

АНТИЧНАЯ ДИАЛЕКТИКА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ.
Диалектика(греч. dialegomai – веду беседу, рассуждаю) – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Научному пониманию диалектики предшествовала долгая история, и само пон

ЭТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ СОКРАТА.
Этический рационализм, выражаемый формулой «добродетель есть знание». Сократ не случайно столь много внимания уделял выяснению содержания таких понятий, как «справедливость», «добро», «зло» и т. д.

ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ ПЛАТОНА.
Объективный идеализм — совокупное определение философских школ, подразумевающих существование независящей от воли и разума субъекта реальности внематериальной модальности. Платон являет

ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА АРИСТОТЕЛЯ.
Аристотель — древнегреческий натуралист, философ, создатель логики и наиболее влиятельный из диалектиков древности; основоположник формальной логики. Аристотель был первым мыслителе

Гедонизм (эпикурейцы).
Эпикуреизм (Эпикур, Гораций, Лукреций) исходит из того, что любому ощущению, чувству должна предшествовать ощутимость как некое первосвойство, некая аксиома. Подлинным источником познания,

Стоицизм.
В конце 4 в до н. э. в Греции формируется стоицизм. Стоицизм – это философия долга, философия судьбы. Позиции этой философии противоположны Эпикуру: доверься судьбе, покорного судьба ведет, а непок

Скептицизм.
Основной принцип жизни, по Пиррону, безмятежность (атараксия). Философ стремится к счастью, но оно состоит в невозмутимости и отсутствии страданий. Представители данного направления

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ.
Средневековая философия — длительный отрезок в истории европейской философии, который непосредственно связан с христианской религией. Этим и обусловлена специфика данного периода в философии

НОМИНАЛИЗМ И РЕАЛИЗМ.
Средневековая философия – длительный отрезок в истории европейской философии, который непосредственно связан с христианской религией. Между периодами средневековой философии нет чётких грани

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ РЕНЕССАНСА.
Возрожденческий гуманизм ренессанса подразумевает под собой не защиту прав человека в современном смысле, а человеколюбие, признание возможности и необходимости воспитания Человека, личности. В эпо

НАТУРФИЛОСОФИЯ И ДИАЛЕКТИКА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
На основе крупнейших открытий и технического прогресса в эпоху Возрождения развивается своеобразная натурфилософия (философия природы). Именно она оказала определяющее влияние на развитие философии

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
В эту эпоху наблюдается большой интерес к проблемам общества и государства. Одной из форм общественно-политической модификации Ренессанса был утопизм. Важно, что создание идеального общества припис

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги