ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА.

Древнейшие философии восточного и западного мира возникли в середине I тыс. до н.э. При этом они были совершенно самостоятельными и независимыми в своих суждениях, выводах и видении мира. В целом зарождение философии привело к вытеснению мифологии из культуры, развитию логической мысли, переосмыслению прежних установок.

Философия Древнего Востока старше европейской. Именно здесь сложились первые мировоззренческие концепции, в которых мифы и религия соединились с научными учениями. Самые известные и влиятельные философские учения были в Китае и Индии. В этих странах в особых экономических, политических, социальных и духовных условиях существовала особая духовная атмосфера, которая способствовала рождению философской мысли.

Индия. Дофилософские знания в Индии передавались в Ведах (сборники текстов, мифов). В конце II тыс. до н. э. появляются Упанишады, которые представляют собой философские тексты, нацеленные на поиск нового знания (Упанишады — древнеиндийские трактаты религиозно-философского характера). Уже в Упанишадах формируются основные темы индийской философии: идея единства Брахмана и Атмана (Брахман и атаман употребляются обычно как синонимы, хотя Брахман чаще употребляется для обозначения бога, вездесущего духа, а атаман – души) и учение о карме (судьба) и перерождении.

С VI в. до н. э. начинается время классических философских систем. Принято различать ортодоксальные системы мысли, признающие авторитет Вед, и неортодоксальные системы, отрицающие единственность авторитета ведических текстов.

Неортодоксальные учения индийской классической философии: джайнизм, буддизм. Доктрина джайнизма развивает ряд идей Упанишад. Так, концепция о перерождении души приводит к выводу о существовании души у всего, что существует в мире: животных и насекомых, растений и листьев. Благой целью является освобождение души и достижение статуса совершенного человека. Для этого человек должен вести добродетельную жизнь.

Философия буддизма восходит к учению Будды («просветленный»). Будда считал, что мир устроен так, что человек в нем — страдающее существо. Страдание — конечная реальность существования.

Основа буддийского вероучения — четыре «благородные истины».

1. «Истина страдания», - истина об универсальности страдания, пронизывающего все телесное и душевное существование человека.

2. «Истина возникновения страдания»: страдание обусловлено желанием (желанием наслаждения, желанием существования и желанием гибели).

3. «Истина прекращения страдания»: страдание можно прекратить, освободившись от желания.

4. «Истина пути» гласит: путь к прекращению страданий восьмеричен. Восемь этапов ведут от осознания иллюзорности собственного я через милосердные деяния, совершенствование в нравственности, медитацию, позволяющей достичь состояния просветления, которое приводит к нирване.

Классические ортодоксальные системы. Классические системы возникают в результате споров с буддистской точкой зрения на природу человека, характер спасения и возможность познания мира. Их всего 6.

· Одна из школ «вхождение в предмет» исходит из принципиальной познаваемости мира и рассматривает всякое знание как раскрытие реальности. Наиболее важным вкладом данной школы в развитие философии индуизма была её методология, которая основывалась на системе логики, впоследствии принятой большинством индийских философских школ. Это можно сравнить с отношением между западной наукой и философией, которая в основном произошла от аристотелевской логики.

· Вторая, «философия различий», исходит из принципиальной познаваемости мира и рассматривает адекватное познание в качестве основной цели систематического мышления. Основная тема этой школы - классификация и характеристика рассматриваемых объектов. Все объекты в материальной вселенной сводятся к определённым типам атомов, а Брахман рассматривается как изначальная сила, дающая этим атомам сознание.

· «Йога». В основе методики йоги лежит убеждение в том, что человек с помощью концентрации духовных сил, медитации и аскетизма, ведущего к успокоению нрава, может достичь освобождения от материального мира.

Таким образом, особенности индийской философии связаны со специфическим пониманием места человека в мире. Идеалом человеческой жизни в этой традиции выступает нацеленность на вживание в окружающую среду и обращенность человеческой активности на свой собственный внутренний мир.

Китай.Для всей китайской философии характерна приверженность традициям. Накопленная в прошлом мудрость берется за основу, а авторские новации имеют смысл и ценность только в том случае, если они претендуют на более ясное и адекватное прочтение традиции. Для древнекитайской философии был характерен светский рационализм. Китайцы поклонялись Небу как принципу мирового порядка, всеобщей необходимости, судьбе. Вместо веры в священное божество древние китайцы почитали установленный Небом порядок и следили за соблюдением ритуала. Вся мощь философского рационализма в Китае была направлена на прояснение норм и правил повседневного существования, нравственное воспитание людей, гармонизацию хозяйственной и политической жизни, разработку эффективных методов управления государством. Существует несколько школ.

Даосизм. Основной категорией даосизма является дао. Понятие дао многозначно. Дао - это закономерность всего сущего, закон спонтанного бытия мира, общества, человека. Дао - это вселенная, где все уравновешено, где нет жизни и смерти, где не существует границ и разделений. В даосизме разрабатывается «Доктрина об обретении бессмертия», рассматривая человека как единое целое, даосы разрабатывали ряд практик, которые могли бы способствовать обретению «одухотворенного» тела.

Конфуцианство. Конфуцианство восходит к учению Конфуция, который видел свою задачу в сохранении традиций. Основная тема философствования Конфуция - отношения человека, семьи и государства. Конфуций выдвинул идеал государственного устройства, в котором при наличии сакрального правителя, реальная власть принадлежит «учёным», которые совмещают в себе свойства философов, литераторов и чиновников. Прочное государство основывается на прочной семье. Конфуцианство сводит проблемы государства и семьи к проблеме человека, проблеме его праведной жизни и самосовершенствования. Если хотят управлять страной, нужно, прежде всего, содержать в порядке семью. Если хотят содержать семью в порядке, нужно, в первую очередь, образовывать характер.

Легизм («Школа почитателей или любителей закона»). В качестве высшей ценности легисты выдвигают единое могущественное государство, принципиально отличное от семьи. Легисты утверждают принцип единого юридического закона, создателем которого может быть лишь единовластный правитель. В отличие от традиции, закон не имеет сакрального характера и может изменяться в соответствии с потребностями времени. Согласно легистам, отношения верховной власти с народом могут быть только враждебными, задача же государства состоит в ослаблении народа.

Общие черты, которые были свойственны философии мира Древнего Востока.

1) неполное отделение от предфилософии.

2) естественнонаучные знания существенным, адекватным образом в философии не отражались.

3) традиционализм: философия Востока отвергала сомнения, базировалась на преемственности поколений и постоянстве традиций.