Философия Высокого Возрождения. Николай Кузанский.

К середине ХV в. философия итальянского Возрождения достигает своего расцвета и приобретает новые своеобраз­ные черты. Она расширяет круг античных источников, ис­пользует наследие Аристотеля, очищенное от схоластической ин­терпретации. Философия этого периода обращается к идеям арабской философии, богатой материалистическими традициями и знаниями в области естественных наук, а также к средневеко­вой ереси и мистике.

Происходит дальнейшая, хотя и не окончательная, секуляри­зация философии. Философы этого периода не теряют оптимиз­ма в трактовке возможностей человеческой личности, утвержда­ют принципы антропоцентризма. Вместе с тем они пытаются ос­мыслить те трагические противоречия, которым сопутствует аб­солютизация человеческой свободы, приводящая к крайним фор­мам индивидуализма.

Одной из характернейших особенностей итальянской филосо­фии середины ХV в. является органицизм. Рассматривая при­роду по аналогии с человеческой жизнью, многие мыслители представляли ее единым огромным организмом. Глубокий инте­рес к природе, стремление к ее пониманию и усилению власти над ней привело к возникновению натурфилософских идей. В области естественных наук центральное место занимало мате­матическое знание. Именно математика явилась фундаментом для формулировки ряда диалектических положений.

Характерной чертой итальянской философии эпохи расцвета был пантеистический взгляд на мир, выраженный подчас в мистической форме.

Среди мыслителей этого времени видное место занимают Ни­колай Кузанский, Лоренцо Валла, члены Платоновской Акаде­мии во Флоренции, глава школы александристов Пьетро Пом­понацци и др.