Реферат Курсовая Конспект
Интегративная антропология» как наука о родовом человеке - раздел Философия, Специфика интегративной антропологии Родовой Человек — Объект И Предмет Антропологического Изучения. Исхо...
|
Родовой человек — объект и предмет антропологического изучения.
Исходный тезис наших представлений таков: объектом интег-
ральной антропологии как относительно новой научной дисципли-
ны должен стать «родовой человек» — представитель всего человече-
ского рода и носитель его сущностных сил и способностей12 , а ее пред-
метом — системные свойства и модусы существования родового
человека, с одной стороны, и социокультурные измерения и формы
его родовой деятельности, с другой. Следовательно, в структуре ин-
тегральной антропологии можно условно выделить два взаимосвязан-
ных раздела — «системно-интегральную антропологию»и «структур-
но-интегральную антропологию».
Основной категорией интегральной антропологии выступает по-
нятие «родовой человек». С нашей точки зрения, «родовой человек»
есть целостное выражение всеобщих и сущностных свойств, присущих
всему человеческому роду. С ним соотносятся другие понятия — «че-
ловек эпохи», которое характеризует человека как представителя оп-
ределенной исторической эпохи, а также «реальный человек», живу-
щий в условиях конкретно-исторического общества или данной соци-
альной общности. Если родовой человек является воплощением
«высших» человеческих качеств, а человек эпохи несет на себе отпеча-
ток своей эпохи, то реальный человек характеризуется набором спе-
цифических и социально значимых качеств, обусловленных субъек-
тивными и объективными факторами его реального существования.
При этом родовой человек не существует вне истории и истори-
ческого контекста своего развития. Каждая историческая эпоха фор-
мирует модель родового человека и его конкретные разновидности,
типы и идеалы. Родовой человек олицетворяет собой высшие чело-
веческие достижения данной эпохи и данной социальной общности.
Это одновременно идеал, к которому нужно стремиться, и уровень
человеческого развития, предельно возможный или достигнутый в
конкретном обществе.
Наряду с понятием «родовой человек» в интегральной антропо-
логии используются другие понятия, характеризующие его систем-
ные свойства, — «личность», «индивидуальность», «индивид». Одна-
ко иные системные определения человека интересуют эту дисципли-
ну во вторую очередь. Личность является субъектом деятельности —
сознательной и целенаправленной активности; она соотносится с
индивидом как субъектом поведения и носителем психофизической
активности, а также с индивидуальностью как уникальным своеоб-
разием биологических и социальных качеств человека.
Необходимость возникновения интегральной антропологии объ-
ясняется причинами онтологического и эпистемологического харак-
тера. Онтологически антропология может использовать методологию
философской антропологии к изучению различных феноменов че-
ловеческого бытия.
Эпистемологической же причиной ее развития выступает, преж-
де всего, структурная организация всего антропологического знания.
Традиционное деление антропологии на физическую (биологичес-
кую) и социальную (культурную) уже давно устарело и требует пере-
осмысления. Практика показывает, что биологическое и социальное,
психическое и культурное в человеке неразрывно связаны друг с дру-
гом, и их следует изучать не просто системным образом, а как резуль-
тат теоретического синтеза.
Еще один довод в пользу интегральной антропологии состоит в
том, что с ее помощью можно преодолеть негативные тенденции про-
цессов дифференциации наук о человеке, институционализации са-
мой антропологии как системы знания. В последние годы стал со-
вершенно очевидным тот факт, что тенденцию к дроблению единого
знания о человеке на мелкие дисциплины и субдисциплины необхо-
димо дополнить встречным движением — возвращением целостного
человека в предметную область современной науки и в первую оче-
редь антропологии13 .
От характеристики общих проблем интегральной антропологии мы
переходим к краткому обзору ее «специальных» разделов и проблем.
Системно-интегральный подход
Системные свойства и модусы существования родового человека—
это предмет изучения особой дисциплины — системно-интегральной
антропологии. Она является разделом интегрального антропологиче-
ского знания и строится на методологии системного подхода.
Ее научными основаниями выступают, с одной стороны, антро-
пология как «универсальная» и «комплексная» наука о человеке, а с
другой, системология — фундаментальная наука, устанавливающая
общие законы возникновения, функционирования и развития слож-
ных биологических, психических и социокультурных систем. Систем-
ные процессы объекта уже давно изучаются в психологии и других
науках о человеке14 .
Системно-интегративная антропология использует следующие
разновидности системного подхода: (1) системно-эволюционный
подход, рассматривающий процессы формирования человека как
сложной и многомерной системы; (2) системно-функциональный
подход, выявляющий функциональные связи различных подсистем
родового человека друг с другом; (3) системно-комплексный подход,
стремящийся ухватить существенные стороны родового бытия чело-
века и тем самым синтезировать или интегрировать познавательные
возможности разных наук о человеке15 .
В качестве предмета изучения системно-интегральной антропо-
логии мы будем рассматривать также такие высшие проявления ро-
довой природы человека, как «жизненный мир», «свобода», «творче-
ство», «духовность», «гражданственность» и др.
Во-первых, в качестве модуса существования родового человека
рассматривается его жизненный мир. Различные концепции фило-
софии и социологии жизни, «понимающей» социологии, стремятся
интерпретировать жизненный мир человека как предельно возмож-
ный горизонт его развития. Но «жизненная проблематика», включая
понятия «жизненный мир», «жизненные формы», «повседневная
жизнь», «повседневность», «время жизни», по-прежнему остаются в
фокусе внимания отечественных ученых, и прежде всего психологов.
Составной частью проекта «Интегративная антропология» долж-
ны стать исследования проблем жизненного мира человека, его жиз-
ненного самоопределения. Речь может идти о разработке своего рода
«антропологии жизни (жизненного мира)»16 .
Во-вторых, интегративная антропология изучает человека в его
истинных, собственно человеческих проявлениях, и прежде всего, в
его творческом выражении. Человек, по Бердяеву, есть, изначально,
существо творческое.
Индивидуальное и коллективное творчество, социальное и куль-
турная креативность — вот предмет изучения интегральной антропо-
логии и ее важнейшего раздела — «антропологии творчества» (эври-
стической антропологии).
Проблема творчества и творческой деятельности наиболее пол-
но разработана отечественными философами и психологами. В це-
лом же, данная область исследований еще ждет новых концептуаль-
ных решений с антропологических позиций. Это относится и к изу-
чению творческой сути жизненного мира. Как известно, человек
является не только причиной чужой жизни, но творцом своей собст-
венной жизни. Жизнетворчество как проблема разрабатывается от-
носительно недавно отечественными философами и социальными
психологами. В меньшей степени к ее решению подошли социологи
и культурологи.
В-третьих, если следовать духу прагматической антропологии
И.Канта, то интегративная наука о человеке должна исследовать то, что
он (человек) делает из себя сам, используя природные ресурсы и куль-
турные достижения, созданные предыдущими поколениями людей.
Проблемы свободы и свободного самоопределения человека, в т.ч. его
гражданской позиции, разрабатываются отечественными философами
на протяжении последнего столетия. Однако собственно антропологи-
ческие интерпретации данных проблем представлены не очень широко.
Прагматической же антропология, понимаемая в духе Канта, ста-
новится только тогда, когда она изучает человека как «гражданина
мира» и, соответственно, человечество в его всемирном гражданском
состоянии. В этом смысле гражданское общество есть предельно до-
ступная форма социальной организации людей как носителей выс-
ших родовых сил и способностей, возникающая и развивающаяся в
лоне индустриальной цивилизации.
В-четвертых, одним из важнейших родовых качеств человека,
характеризующих его сущность и сущностную структуру, выступает
понятие «духовность». Данное понятие обозначает высший уровень
развития человека, на котором главным способом его саморегуляции
становится система иерархически связанных друг с другом ценнос-
тей. В большинстве философских и научных работ духовность рас-
сматривается как трансцендентный феномен, связанный с надынди-
видуальными смыслами и ценностями, божественными или косми-
ческими силами.
Следовательно, духовная деятельность направлена на постиже-
ние трансцендентных ценностей и «высших» смыслов человеческого
бытия. Духовный мир человека «пронизан» вечными ценностями его
существования — ценностями истины, добра, красоты, любви и т.д.
Антропология духовности и духовного развития человека пред-
полагает комплексное изучение надличностных (трансцендентных)
структур сознания и сознательной активности человека, которые
выступают источником интуиции и творческого вдохновения и слу-
жат важнейшей предпосылкой его личностной свободы и автономии.
В-пятых, системно-интегративная антропология стремится так-
же к выявлению тех родовых качеств человека, которые объединяют
в единое целое его свободную творческую активность в обществе и
духовность. Именно таким качеством является, на наш взгляд, граж-
данское состояние человека и его гражданственность.
Поэтому мы убеждены в том, что неразрывной частью интеграль-
ной антропологии должно быть антропологическое учение о граж-
данском состоянии человека и человечества, своего рода антрополо-
гия гражданственности. Наше понимание природы гражданской жиз-
ни и гражданского общества включает представление о родовом раз-
витии человека, о реализации его родовой сущности, сущностных сил
и способностей в условиях конкретно-исторического социума17 .
Таким образом, проблемное поле интегральной антропологии
образуют системные проблемы родового бытия человека, в т.ч. про-
блемы, связанные с выявлением сущностных свойств родового че-
ловека — свободы и творчества, духовности и гражданственности.
Такая антропология акцентирует свое внимание на изучении ро-
довых свойств и способностей человека, отделяя их, с одной сто-
роны, от антропологических универсалий, а с другой — от специ-
фических свойств и способностей, изучаемых «частными» наука-
ми о человеке.
Итак, мы предлагаем следующие направления системных интег-
ральных антропологических исследований: (1) разработка системных
проблем «родового бытия» человека (общие проблемы «системной
антропологии»); (2) сравнительно-типологическое и комплексное
изучение жизненных миров человека, его образа жизни, жизненных
стилей и стратегий («антропология жизненного мира»); (3) комплекс-
ное изучение свободы человека, достигаемой в его родовом состоя-
нии («антропология свободы»); (4) системно-комплексное исследо-
вание творческой сути человека и его творческой деятельности («ан-
тропология творчества»); (5) исследование интегральных проблем
духовного бытия человека («антропология духовности» и др.); (6) си-
стемное изучение гражданского состояния человека и его граждан-
ственности («антропология гражданственности»).
Структурно-интегральный подход
До сих пор мы рассматривали человека в его целостности. Одна-
ко каждый человек «живет» в разных мирах и занимается разнооб-
разной деятельностью. Другими словами, он проявляет себя в раз-
ных сферах бытия. Поэтому различные грани родового человека или
формы его родового бытия выступают предметом изучения второго
раздела интегральной антропологии — структурно-интегрального.
В зависимости от представлений об этих формах или сферах бы-
тия дифференцируется и интегральное антропологическое знание.
Чаще всего в качестве таких сфер бытия предлагаются природа, об-
щество и культура. Так, по мнению Ю.М.Федорова, основные разде-
лы онтологической антропологии фокусируются вокруг соответству-
ющих ветвей генезиса человека: космогенез человека (трансцендент-
ная антропология), антропогенез человека (феноменологическая ан-
тропология), социогенез человека (социальная антропология) и при-
родогенез человека (биологическая антропология)18 .
Ю.Г.Волков и В.С.Поликарпов выделяют семь граней, или из-
мерений, человека: космическая (космическое измерение), био-
логическая, социальная, культурная, психологическая, этическая
и экзистенциальная19 . Наверное, при небольшом усилии можно
вычленить еще несколько измерений. Почему бы не выделять тог-
да отдельно эстетическое, сексуальное и другие измерения, кото-
рые заслуживают своего внимания так же, как и измерения, ука-
занные выше?
В современной отечественной литературе зачастую можно встре-
тить выражения «социальный человек», «экономический человек»,
«человек труда», «политический человек» и т.д. Подобные понятия
расщепляют целостного человека на множество граней и сторон, каж-
дая из которых рассматривается в качестве предмета исследования
отдельной социально-научной дисциплины (экономики, социологии,
политологии и пр.).
Мы не можем признать «сферный» подход в качестве единствен-
но возможной методологии изучения форм родового бытия челове-
ка. Такой подход не имеет адекватных природе родового человека
познавательных средств.
Наш подход («структурно-интегральный») имеет своей целью
разработку новой теоретической модели и методологии комплексного
изучения родового человека как интегрального субъекта жизни и де-
ятельности, в единстве всех сторон (измерений) родового бытия и
прежде всего — личности (психосоциальной организации субъекта
родовой деятельности), культуры (предметно-символической среды
родового существования человека и способа организации его деятель-
ности) и общества (социальной организации родовой жизни и дея-
тельности человека).
Другими словами, родовой человек последовательно выступает
в трех основных формах (измерениях) своего бытия: человек как граж-
данская личность, т.е. субъект родовой (свободной, сознательной и
созидающей) деятельности (личностное или персоналистическое из-
мерение); человек как творец и творение родовой культуры (культур-
ное измерение); человек как субъект и носитель родовой социально-
сти (собственно социальное измерение).
Структурное исследование родового человека необходимо начи-
нать, на наш взгляд, с выявления его личностного измерения. «Уче-
ние о человеке есть, прежде всего, учение о личности. Истинная ант-
ропология должна быть персоналистичной»20 . Эти слова Н.А.Бердя-
ева как нельзя лучше соответствуют предназначению персоналисти-
ческой антропологии.
Но одного лишь указания на личностное утверждение человека
недостаточно для его интегрально-антропологического изучения.
В контексте родового развития человека речь может идти только о
гражданской личности, имеющей сущностные черты носителя граж-
данственности. Поэтому на этом уровне антропологического анали-
за вводятся новые понятия — «гражданская личность», «гражданский
субъект» и др.
Далее следует выделить культурное измерение родовой жизни
человека. Человек как природное или космическое существо не пред-
ставляет собой самостоятельный предмет изучения интегральной
антропологии. Природное и космическое измерения человека рас-
сматриваются нами не непосредственно, а через посредство родовой
культуры. Именно в культуре заложены различные способы взаимо-
действия человека и мира природы. Родовая сущность человека не
связана напрямую с природным миром и космосом. Она взаимодей-
ствует с ними благодаря формированию единой культурной картины
мира («культурной матрицы»). Другими словами, мы видим и вос-
принимаем окружающий мир таким, каким он нам представлен в
предметных и символических одеждах данной культуры. Культура
вбирает в себя и другие аспекты человеческого бытия — этический,
эстетический, информационный (коммуникационный) и пр.
На этой стадии анализа в научный оборот вводятся понятия «ро-
довая культура», «гражданская культура» и некоторые другие.
Третий шаг в познании целостной природы родового человека
заключается в постижении форм его социального бытия. Антропо-
логия, изучающая родовые свойства человека, выделяет такие фор-
мы его родовой социальности, как солидарность и соборность.
Солидарность как способ единения людей базируется на пред-
ставлениях об их автономии, свободе и формальном равенстве. Од-
нако она не выражает идеи духовной близости.
Именно духовность придает взаимодействию людей новое каче-
ство. В отличие от солидарности, которая является «внешней» фор-
мой сотрудничества людей, соборность выражает «внутреннее» об-
щественное единство, основанное на общих духовных традициях.
Этим понятием русские философы обозначают силу, которая спла-
чивала свободных людей в единое надсоциальное и ненасильствен-
ное образование. Оно связано с термином «собор» (собрание выбор-
ных лиц; церковный храм).
Принцип соборности позволяет соединить в социальной жизни
духовность, социальное единство и свободу. Оно характеризует так-
же внутренний слой или корень общественности, лежащий в основе
всякого человеческого общежития, всякого единства людей.
Итак, основные направления структурно-интегральных антро-
пологических исследований таковы: (1) разработка системных про-
блем гражданской личности как системы соотнесения родового че-
ловека и конкретно-исторического социума (интегративная антро-
пология личности или «персоналистическая антропология»); (2)
комплексное изучение родовой культуры как универсального спосо-
ба воспроизводства и развития человека в качестве субъекта родовой
деятельности (интегративная антропология культуры); (3) комплекс-
ное изучение интегральных проблем родовой социальности, и в пер-
вую очередь — солидарности и соборности (интегративная антропо-
логия социальности).
Представим теперь примерную структуру и проблемное содер-
жание «интегральной» антропологии (см. табл. 2).
Таблица 2.
Еще раз о соотношении философской антропологии,
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Специфика интегративной антропологии... Антропология комплекс наук и проект...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Интегративная антропология» как наука о родовом человеке
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов