рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философия XX века

Философия XX века - раздел Философия, ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ   Философия Xx В. – Это Множество Самых Различных Направлений Ф...

 

Философия XX в. – это множество самых различных направлений философствования, многие из которых пришли из прошлого столетия и продолжают жить и развиваться в соответствии с современными реалиями. Эти новые явления нашего времени, естественно, порождают и совершенно новые, оригинальные направления фи­лософской мысли. Среди всего этого многообразия есть очень влия­тельные, мировые школы, есть узкие, частые направления, но все вместе они продолжают мировую историю философии, основываю­щуюся на традициях, обогащающуюся новациями и никогда не ос­танавливающуюся в своем развитии.

Вместе с тем, эти философские школы и направления отражают ряд общих тенденций развития человечества, характерных для на­шего времени:

· все более пристальное внимание к человеку как главному пред­мету философии;

· беспокойство за судьбы человечества, сомнение в правильности выбранного им пути развития, поиски и предложения новых стратегических ориентиров;

· глобальные проблемы человечества;

· анализ человечества как единого целого в параллелях с приро­дой, Космосом, Богом, борьба интеграционных и националистичес­ки-региональных тенденций развития цивилизации;

· углубление формалистических исканий;

· вечный поиск смысла и основ жизни, выдвижение культурно-духовных оснований как приоритетных для дальнейшего развития человечества и многие другие проблемы.

Задачу данного раздела мы видим в максимально полном представлении философских исканий прошедшего века, в своеобразном подведении его итогов в области философии.

Неокантианство. Основной пафос рассуждений современных неокантианцев (Э. Кассирер, Г. Коген, В. Виндельбанд) является несовместимость общих понятий с конкретным человеческим существованием, которое всегда уникально и не поддается обобщению. В то же время неокантианцы признают вневременные высшие ценнос­ти – истину, добро, красоту и др., – которые характерны для человека и выделяют его из природы.

Неокантианцы противопоставляют объективное и ценностное знание. Дуализм природы и культуры не позволяет найти общий для них метод познания. В этом контексте они предлагают различать, разделять единичное и всеобщее, конечность и бесконечность, существование и сущность.

Философия культуры ценностна, потому она невозможна без изучения человека, без антропологии. Предметом анализа неокантианцев и являются универсальные формы деятельности человека – мифология, религия, язык, наука, искусство. Этому универсализму деятельности человека противоречат биологизаторские кон­цепции типа дарвиновской, которую активно критикуют неокан­тианцы.

Герменевтика. Само название этого философского направления означает понимание текста, искусство его интерпретации. Но фи­лософские герменевтики (Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, Г. Гадамер и др.) значительно расширяют это понятие за счет расширительного толкования обеих частей его определения. Текст для них – это любая культурная, жизненная информация, а его понимание – это способ существования познающего эту информацию.

Понимание – вообще основная категория герменевтики, метод философии. Оно может осуществляться только через диалог, опять же трактуемый расширительно, как общение с текстом. В диалоге всегда участвуют сам текст, его интерпретатор и Время. Интерпре­татор трактует текст через исторический контекст, в котором он находится; этот контекст герменевтики называют «предпониманием». Иными словами, он понимает текст по-своему, исходя как из личного, так и из «средового» опыта.

Понимание – средство достижения согласия и преемственности. Мы «понимаем» в тексте и традиции прошлого, и бытие этого про­шлого в настоящем, и опыт для преобразования настоящего в буду­щее, для развития. Диалог такого рода есть способ существования и развития науки, прежде всего философии, которая опирается на рациональные методы познания и учитывает исторический кон­текст. Большое значение в герменевтике придается языку, через ко­торый передается и понимается жизненный опыт.

Философская антропология. Изучением человека философия занималась с древних времен. В этом смысле родоначальником философской антропологии можно считать Сократа. На протяжении всей истории философии проблема Человека поднималась посто­янно. Более того, особенно в последние столетия наблюдается тен­денция усиления интереса к человеческой проблематике.

Выразителем этого интереса в наши дни является направление философской антропологии, основными представителями которо­го можно назвать М. Шелера, А. Гелена, М. Плесснера, Э. Ротхаккера и др. Естественно, что в центре внимания их философство­вания находится человек, а основную задачу они видят в создании целостной, интегральной концепции человека.

Философские антропологи рассматривают человека прежде всего как душевно-духовное существо, отводя разумным началам в нем второстепенное место. Поскольку духовные качества индиви­дуальны и имманентны личности, общество, как унифицирующая сила, противостоит человеку. Межличностное общение – это преж­де всего общение Я и Ты на основах сопереживания, общности языка и поиска психических совпадений и аналогий.

Философы этого направления в своих исследованиях идут не от общества к человеку, а наоборот: на их взгляд, все философские, общественные и другие проблемы решаются через изучение чело­века. В то же время они практически отказываются рассматривать сущность человека – он выступает в их концепциях постоянно раз­вивающимся, еще не завершенным, не поддающимся однозначным определениям.

Аналитическая философия. Это философское направление, по существу, предлагает изменить предмет философии. Аналитическая философия – это философия языка и значений понятий. Аналитики ис­ходят из того, что живой язык многозначен и контекстуален. Преж­ние философские проблемы, которые они называют псевдопробле­мами, возникли из-за неадекватного понимания одних и тех же тер­минов науки, их значений.

Отсюда – двоякая задача философии: очистка прежней науки от псевдопроблем с помощью метода верификации, т.е. проверки истин­ности на основе либо опыта, либо логического доказательства на базе опыта и создание непротиворечивого однозначного логичес­кого метаязыка науки, что способствовало бы синтезу наук.

Аналитическая философия состоит из множества школ и различ­ных концепций. У истоков ее стоят Дж. Мур и Б. Рассел; последний заложил основы математической логики. Но подлинным вдохнови­телем этой школы стал Л. Витгенштейн, который, рассматривая язык как социальное явление, разработал основную проблематику аналитической философии. Проблемой усовершенствования языка логических символов занимались члены Венского кружка Р. Карнап, О. Нейрат, М. Шлик.

Фрейдизм и неофрейдизм. Фрейдизм как философское направление вырос из психоанализа – метода исследования, предложенного 3. Фрейдом дня лечения истерии. Однако этот метод вышел далеко за рамки медицинского статуса. Прежде всего он повлиял на психо­логию, которая отныне не могла не учитывать в своих исследова­ниях феномен бессознательного. В свою очередь, философские кон­цепции, ставящие в центр анализа человека, не могли не учитывать его психику и влияние бессознательного на все стороны его жизне­деятельности. Так возникло новое философское направление – фрейдизм. Основным его понятием является бессознательное. Бессознатель­ное – это вытесненное из сознания, неосознаваемое, которое со­храняется в подсознании, а исподволь, неосознанно воздействует на психику и поступки человека. Бессознательное выражается в различных комплексах подсознания. По Фрейду, это прежде всего либидо – комплекс сексуального влечения. Черты психосексуального развития, заложенные в человека еще в детстве, он проносит через всю жизнь.

Идеи бессознательного и психоанализа легли в основу различных направлений неофрейдизма. Основатели неофрейдизма К. Корни, А .Кардинер, Г. Салливан, Э. Фромм начинали как ортодоксальные фрейдисты. Но постепенно они все более включают в свои анали­тические построения социальную компоненту. Сопиологизация пси­хоанализа позволила им перенести фрейдистские идеи на общество и отвергнуть ряд ограниченных положений теории Фрейда.

Одним из основных направлений, вышедших из фрейдизма, стала аналитическая психология, крупнейшим представителем кото­рой был К.Г Юнг. Фрейд признавал, что Юнг внес много нового и полезного в психоанализ. Юнг считая преувеличенным влияние сек­суального влечения на человеческое поведение согласно концепции Фрейда. Он не только отвергал резкое противопоставление созна­тельного и бессознательного, но считал бессознательное полезным и созидательным.

Юнга также интересовал социальный аспект психоанализа. Считая возможным применить его к обществу, Юнг активно ис­пользовал для таких исследований мифологию и антропологию. Он ввел в научный анализ понятие коллективного бессознательного, основанного на архетипах – бессознательных общих представлениях, влияющих на социальное поведение больших масс людей. Введение понятия архетипа расширило возможности историчес­кого психоанализа.

Психоаналитические идеи легли в основу целого ряда современ­ных философских направлений. Среди них можно назвать «Психологическую философскую антропологию» (Л. Бинсвангер), «Экзис­тенциальный психоанализ» (Ж.П. Сартр, Э. Фромм), «Психоанали­тическую герменевтику» (А. Лоренц, Ю. Хабермас), «Структурный психоанализ» (К. Леви-Строс, Ж. Лакан) и др. Психоанализ в совре­менных его вариантах оказывает возрастающее влияние на все сферы жизни, прежде всего на искусство и науку.

Феноменологияучение о феноменах, т.е. возникающих в сознании смыслах предметов и событий. Феноменология противопоставляет себя эмпиризму в любом виде, выявляя чистые сущности и логические принципы в противовес ему с помощью многоступенчатого метода феноменологической редукции. Редукция буквально – это сведение высшего, сложного к низшему, простому. Простое в данном случае – синоним предельно обобщенного, очищенного от случайного много­образия. С помощью такого метода мы как бы возвращаемся к самим вещам в виде сферы сознания, свободной от отношения к реальнос­ти, но сохраняющей все богатство содержания.

По существу, феноменология – это методология и гносеология. Ее цель – построить науку о науке. Решающая проблема теории позна­ния – проблема объективности истины. Истины наук носят отно­сительно-прикладной, прагматический характер, философия не должна иметь таких атрибутов, ее задача – выявлять чистые сущ­ности. Она представляет собой строгую науку о феноменах созна­ния.

В ходе редукции остается последнее неразложимое единство со­знания – интенциональность, т.е. направленность сознания на пред­мет. Интенциональность – обобщенно-чистая структура сознания, свободная от индивидуально-психологических, социальных и иных прикладных факторов. Правда, она выступает лишь как значение, не обладающее собственным, самодостаточным статусом существо­вания.

Феноменология как методика и гносеология не только является самостоятельным направлением философствования, но интенсивно применяется в других философских школах и концепциях. В част­ности, она стала одним из источников таких влиятельных философ­ских направлений XX в., как экзистенциализм и герменевтика.

Экзистенциализм. Название направления происходит от латин­ского existentia – существование. Это одно из самых распространен­ных современных философских учений. Экзистенциализм исходит из единичности человеческого существования, которое характери­зуется комплексом отрицательных эмоций – озабоченностью, стра­хом, сознанием конечности бытия. Как и в персонализме, различают два направления экзистенциализма – атеистическое и религиозное.

Единственная подлинная действительность для экзистенциалистов – это бытие человеческой личности. Исходя из своего существования, человек может так или иначе определять себя. Он вынужден это, делать, ибо ничто другое не определяет его жизнь. Вся его жизнь зависит от его индивидуальной цели, от его выбора. Одна из основных категорий экзистенциализма – свобода человека. Но свобода эта вынужденная, это бремя, на которое осужден чело­век, ибо его окружает чуждый, бессмысленный мир. Осознание своей свободы и принятие на себя этого «креста» определяют до­стоинство, ответственность и истинность существования человека.

Он живет рядом с другими людьми, в социуме, он общается с окружающими, либо подчиняясь, либо подчиняя – но он одинок в своих чувствах. Человек может принять позицию другого или ори­ентироваться на общественные ценности и всеобщие цели. Но в этом случае он теряет свободу, свою экзистенцию, самого себя как личность, снимает с себя ответственность – основной атрибут сво­боды-экзистенции.

Проблемы гносеологии в экзистенциализме сопряжены с его онто­логией. Человек рождается в социуме и ограничен его законами и повседневностью существования. Но он чувствует неполноту самовыражения, реализации своих возможностей и стремится воспол­нить недостающее. Это и является стимулом к познанию. Но позна­ние у экзистенциалистов возможно только через чувство и только через самопознание. В такой ситуации нет и не может быть объек­тивной истины, истин столько, сколько людей. Это заставляет от­вергнуть современное научное рациональное познание и заменить его экзистенциальным.

Экзистенциализм оказался созвучным XX в. – веку страха перед ядерной катастрофой, глобальными проблемами, разочарования в избранном человечеством пути развития, приведшем его на грань гибели, веку рационализма и осознания человеком истин, часто не­приятных, своего существования, веку тоски по иной, лучшей гар­моничной жизни и стремления к ней.

Персонализм. Это философское направление признает личность первичной реальностью и высшей духовной ценностью. Существуют две ветви персонализма – религиозная и атеистическая. Поскольку религиозные персоналисты рассматривают как верховную личность Бога, то весь мир понимается ими как проявление Его творческой активности. Цель человека – единство с высшей личностью – Бо­гом. В связи с этим человек имеет три направления развития – экстериоризацию – развитие во вне, интериоризацию – саморазвитие и трансценденцию – высшее направление развития, в котором оба предыдущих сосредоточиваются на достижении высшей цели – ис­тины, добра и красоты в единении с Богом.

Персонализм имел широкое развитие в начале XX в. в России. В этом направлении заметно противопоставление личности как первичного всем остальным жизнепроявления. Именно личность со­здает социум; история трактуется как процесс, основанный на раз­витии личностного начала в человеке.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Государственное образовательное учреждение... высшего профессионального образования Нижегородский государственный инженерно...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философия XX века

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Гузнищева А. В.
Г93 Основы философии. Учебно-методический комплекс. – Княгинино: НГИЭИ, 2011. – 136 с.     В учебно-методическом комплексе представлены программа дисци

Общие положения
Философия относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и нацелена на развитие у студентов мышления и навыков овладения культурным наследием человечества, на выработку у

Требования Госстандарта и реализация их
в разделах курса «Основы философии» Содержание требования Госстандарта Реализация в разделах, темах курса Предмет фил

При изучении дисциплины
Основным видом аудиторных занятий по изучению дисциплины «Основы философии» являются лекции. Их назначение заключается в раскрытии сути философского знания, функций философии, выявления специфики ф

Контроль знаний по дисциплине
Контроль знаний по основам философии предполагает самоконтроль, промежуточную и итоговую аттестацию. Самоконтроль предусматривает · узнавание философских понятий, явлений и фактов, упомяну

Тематический план
специальностей: 080110 «Экономика и бухгалтерский учет»; 110301 «Механизация сельского хозяйства»; 230103 «Автоматизированные системы обработки информации и управ

Основные идеи мировой философии
Тема 1.1. Философия античного мира, средневековья и эпохи Возрождения (занятия № 2-7) Античная философия (от мифа к Логосу, Гераклит и Парменид). Сократ, Платон, Аристотель, Демокри

Духовная жизнь человека
Тема 3.1. Философия и научная картина мира (занятия 24-25) Объективный мир и его картина. Мир Аристотеля и мир Галилея. Основные категории научной картины мира: вещь, пространство,

Социальная жизнь
Тема 4.1. Философия и история (занятие № 28) Философские концепции исторического развития: концепции однолинейного прогрессивного развития (Г.В.Ф.Гегель, К.Маркс), концепции многоли

Выберите один правильный ответ
1. Специфику философии наиболее ярко отражают вопросы: Что я могу знать? что я должен делать? на что я могу надеяться? что такое человек?, которые сформулировал а) Фома Аквинский

Дополните
1. Форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний и потусторонний, называется ___________. 2. Главную роль в кризисе мифологического сознан

Установите соответствия
1. Красноречие А) Экзистенция 2. Умение вести спор Б) Агностицизм 3. Повивальное искусство В) П

Проанализируйте высказывание
1. «Совесть – это и есть показатель человечности» (И.Кант) 2. Первый моральный закон Канта: «Поступай так, чтобы максима твоей воли была основой всеобщего законодательства!» 3. Вт

Самостоятельная работа по теме
«Человек как главная философская проблема» При ответе на вопросы можно пользоваться материалами учебника (Губин В.Д. Основы философии. учебное пособие. – М.: ФОРУМ:

Методические рекомендации
Целью аудиторных занятий является рассмотрение наиболее важных и сложных вопросов курса основ философии, а также проверка усвоения студентами предлагаемого им материала лекций, учебников и других у

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ обсуждения
(философские тексты) Парменид «О природе» Сохранились и дошли до наших времен довольно большие отрывки философской поэмы Парменида «О природе». В

Б. Паскаль. Рассуждение о любовной страсти
«Иные люди потому и влюбляются, что они наслышаны о любви. Постоянство в любви – это вечное непостоянство, побуждающее нас увлекаться по очереди всеми качествами любимого человека, отдавая предпочт

М. Монтень. О смерти
«Конечная точка нашего жизненного пути – это смерть, предел наших стремлений, и если она вселяет в нас ужас, то можно ли сделать хотя бы один-единственный шаг, не дрожа при этом, как в лихорадке? Л

Подобный внутренней музыке
«Чистая длительность (психологическое время – В.Г.) есть форма, которую принимает последовательность наших состояний сознания, когда наше «я» просто живет, когда оно не устанавливает различия между

В. Распутин. Созерцание как исток творчества
«Зароды они, в конце концов, поставят и увезут, коровы к весне до последней травинки их приберут, всю работу, а вот эти песни после работы, когда будто и не они, не люди, будто души их пели, соедин

Н. А. Бердяев. Творчество и его реализация
«В творчестве есть две стороны и два смысла. Есть внутренний творческий акт и есть творческий продукт, обнаружение творческого акта вовне. <...> Первичный творческий акт есть взлет вверх, к и

Н. А. Бердяев об истории
«Человек вкладывает в историю свою творческую силу и делает это с энтузиазмом. История же не хочет знать человека, пользуется им как материалом для нечеловеческого строительства, имеет свою нечелов

Б. Паскаль. Человек и Вселенная
«Итак, пусть человек объемлет взором всю природу в ее высоком и совершенном величии, пусть он отведет взгляд от низких предметов, его окружающих. Пусть посмотрит на это ослепительное сияние, зажжен

О структуре мира
«...Атомистическая гипотеза (Левкиппа и Демокрита – В.Г.) делает большой шаг в нужном направлении. Все многообразие различных явлений, множество наблюдаемых свойств материального мира можно свести

О стольности и чашности
Платон, как все, наверное, знают, считается у нас родоначальником идеализма. И вот рассказывал он как-то про то, что существует стольность и чашность, а, дескать, все столы и чаши - только отражени

Об ощипанном петухе
Диоген Платона не любил. И решил он его подловить на неточностях. А у Платона была одна "неточность"... Дело в том, что одним из главных свойств идей великий ученик Сократа считал умонепо

Анекдоты о Диогене из Синопа
* * * Диоген говорил, что когда он видит правителей, врачей или философов, то ему кажется, будто человек - самое разумное из живых существ, но когда он встречает снотолкователей, прорицате

Диалектика, логика и философия
Петька спрашивает Чапаева: – Василий Иванович, что такое диалектика, логика и философия? – Ну как тебе объяснить? Вот видишь двух мужчин. Один грязный, другой чистый. Кто из них в

Притча А. Шопенгауэра о дикобразах
Стадо дикобразов легло в один холодный зимний день тесною кучей, чтобы, согреваясь взаимной теплотою, не замерзнуть. Однако вскоре они почувствовали уколы от игл друг друга, что заставило их лечь п

Античность
Досократики Объединить многочисленные древнегреческие школы и направле­ния, существовавшие до Сократа, позволяют их единая натурфило­софская направленность, синкретичность сознания,

Гераклит
Гераклитсчитал основой, первоначалом всего мира огонь. Огонь как основа мироздания вечен, в то время как космос не вечен. Гераклит с полным основанием может считаться основоположником гносе

Парменид
Что же такое бытие для Парменида? Важнейшее определение бытия - постижимость его разумом: то, что можно познать только разумом6и есть бытие, чувствам же бытие недоступно. Поэтому "одно и тоже

Эпикуреизм
VI – I вв. до н.э. Эпикур и Лукреций Кар Эпикур развивал идеи атомизма. По Эпикуру во вселенной существуют только тела, находящиеся в пространстве. Они непосредствен

Неоплатонизм
III – VI вв. н.э. Плотин, Прокл, Порфирий Неоплатонизм систематизировал основные идеи Платона с учетом идей Аристотеля. Личностной спецификой неоплатонизма является

Скептицизм
IV – III вв. до н.э. Пиррон Теперь философов интересовал вопрос о том, как надо жить в этом мире, чтобы избежать, угрожающих со всех сторон бедствий. Мудрецом следуе

Средневековье
Патристика. Средневековье принципиально переменило ситуацию в философии. Этому способствовали два глобальных изменения в жизни Европы – фактическая утрата античной культ

Эпоха Возрождения (Ренессанс)
Эпоха Возрождения – новое явление не только европейской, но и мировой философии. Прежде всего это новая система ценностей, где на первом месте стоят человек и природа, а религия отходит на второй п

Философия Нового времени
  Период Нового времени часто называют эпохой научной револю­ции. Он знаменуется значительными открытиями в различных областях естественных наук, главенствующее место при этом занимае

Рене Декарт
Выдающийся французский философ Рене Декарт считается основателем нововременной философии. Рассмотрим его философию. Философское знание должно удовлетворять требованиям истинности, его след

Эпоха Просвещения
  Эпоха Просвещения – еще одно мировое явление, еще один взлет человечества. Ей, так же как и Ренессансу, соответствует становле­ние капиталистических отношений в ряде стран, в которы

Романтизм
  Романтизм обычно принято было считать явлением искусства, и не удивительно: основные его представители, как правило, занимались художественным творчеством. Однако сегодня пора перес

Жан Лиотар
Жан Лиотар (1924-1998) после опубликования им книги «Состояние постмодерна» (1979, русское издание 1998 г.) стал многими характеризоваться как основатель постмодернизма. Лиотар считает, что во втор

Жизнь, философия жизни и биофилософия
Конец XX и начало XXI века отмечены ростом интереса к натурализму как способу научной интерпретации всех важнейших проблем и реальностей, составляющих предмет философского исследования, в том числе

Мышление, его истоки и сущность
Можно ли человека чему-нибудь научить? Еще одним серьезным аргументом в пользу существования большого сознания служит теория воспоминания Платона. Платон утверждал, что че

Два понимания мышления
В связи с возрастающим местом естественных и технических наук в современном мире мышление сплошь и рядом понимается как представление, как совокупность наглядных картинок мира. Современная наука го

Мышление и язык
Во всей классической философии от древности до середины XX века считалось, что язык – просто инструмент для выражения наших мыслей, что слова и предложения нейтральны по отношении к тому содержанию

Учение о познании
  Во все времена в философии было два подхода к вопросу о том, как человек познает окружающий мир: одни философы считали, что мы познаем мир чувствами, другие – разумом. Первых иногда

О картине мира
В человеческой истории различаются эпохи обустроенности и эпохи бездомности. Либо человек чувствует, что живет в мире, как в своем доме, – обустроенном, налаженном, гармоничном, занимая в нем свое

Времени опять не хватает
Время – важнейший фактор существования мира и человека. Время многообразно: есть время психологическое и биологическое, время истории, время культуры, физическое и даже космическое время. В каждом

Пространство и душа
Пространство так же многообразно, как и время: есть биологическое, психологическое пространство, пространство культуры, физическое, географическое и историческое пространство. Биологическое простра

Числа правят миром
Галилей утверждал, что природа говорит на языке математики. Числу, математическим закономерностям придавалось огромное значение во все века. Есть такой шутливый тест, когда предлагается назвать неч

Свет, цвет и ритм
Человеческую жизнь и культуру определяют не только пространство и время, не только движение, но такие феномены, как свет, цвет и ритм. Свет – не только физическое явление, но и глубочайший символ ч

Философия истории
Помимо общества, культуры, природы философия изучает еще историю, и этот раздел называется философией истории. Здесь рассматриваются следующие вопросы: Что заставляет развиваться человеческое общес

Неотвратимая поступь мирового духа
Представители первой группы – Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс и некоторые другие – считали, что история человечества едина, все народы – кто раньше, кто позже – идут к единой цели. Только цели каждым мысли

Стадии роста
Книга американского экономиста и социолога У. Ростоу «Стадии экономического роста» вышла более тридцати лет назад и с тех пор десятки раз переиздавалась. Она имеет характерный подзаголовок «Некомму

Циклические концепции истории.
О. Шпенглер: три души истории О. Шпенглер – один из первых мыслителей, предложивших совершенно новую схему интерпретации истории. С его точки зрения, никакой единой истори

Аполлоновская и фаустовская душа
В книге Шпенглер наиболее подробно анализирует три души: аполлоновскую, фаустовскую и магическую. Аполлоновская душа – это душа античного времени. Для древнего грека и мир, и он сам, и боги, и даже

Магическая душа
В отличие от фаустовского чистого пространства и античного тела, в византийско-арабской культуре главным элементом является Пещера, пространство Пещеры. Это особое магическое, «заколдованное» прост

Закат Европы
Каждая культура, по Шпенглеру, зарождается в тот момент, когда из детского, первобытного состояния человечества пробуждается великая душа – фаустовская, магическая или какая-нибудь еще. Каждая кльт

Рост цивилизации.
Каждая цивилизация проходит, согласно Тойнби, пять стадий: рождение, рост, надлом, распад и гибель. Эскимосы, кочевники относятся у Тойнби к застывшим цивилизациям, они максимально приспособились к

Надлом и распад.
Все проходит в истории: и слава, и богатство, и известность. Афины после победы над персами, после колоссальных успехов в развитии хозяйства, после взлета в философии, искусстве, политике постепенн

Мировые культуры Питирима Сорокина
П. Сорокин в своем многотомном исследовании «Социокультурная динамика» выделял три культуры, последовательно сменяющие друг друга в человеческой (в египетской, вавилонской, греко-римской, индуистск

Главная проблема нашего времени
Сегодня, считал Сорокин, наступил жесточайший кризис. Это не просто экономические или политические неурядицы – кризис затрагивает почти всю западную культуру и общество, все их главные институты. Э

Н. Бердяев об исторической самобытности России
Н. Бердяев назвал русский народ в высшей степени поляризованным народом, в котором совмещаются совершенно несовместимые противоположности. Противоречивость и сложность русской души связана с тем, ч

Ответ Пушкина
В своем письме П. Чаадаеву от 19 октября 1836 г. А.С. Пушкин сообщил автору «Философического письма», что далеко не во всем согласен с ним. Конечно, разделение церквей (у нас православная церковь,

Апология сумасшедшего
Через год после первого «Философического письма», получившего огромную и отчасти скандальную известность, Чаадаев написал «Апологию сумасшедшего», в которой попытался прояснить некоторые свои мысли

В. Розанов о русском призвании
В. Розанов в своей статье «Возле «русской идеи» вспоминает интересное событие. В XIX в. Бисмарк был отправлен послом в Россию, и там с ним случилось неприятное происшествие: заблудился на медвежьей

Вопросы к экзамену
1. Предмет философии. Отрасли философского знания 2. Специфика философского знания. Типы философствования 3. Характерные черты истории философии 4. Характерные черты анти

Глоссарий
  Новейший философский словарь/ Сост. А.А.Грицанова. – Минск, 1998 – 896 с.   АНТИНОМИЯ (греч. antinomia – противоречие в законе) – форма существо

Дополнительная
1. Алексеев П. В. Философия: учеб./ П. В. Алексеев, А. В. Панин. – 4–е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд–во Проспект, 2008. – 592 с. (стр. 33–42). 2. Введение в философию: учебник

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги