ПОТОК ВНИМАНИЯ - раздел Философия, Водная логика
Вы Идете По Лугу С Высокой Травой И Вдруг Позади Слышите Шоро...
Вы идете по лугу с высокой травой и вдруг позади слышите шорох. Ваше внимание немедленно переключается на этот шорох. Или вы рассматриваете драгоценное изделие, и продавец приносит вам другое. Ваше внимание переключается на него. Вы разговариваете с девушкой на вечеринке, и вдруг сережка срывается у нее с уха. Ваше внимание немедленно переключается на упавшую сережку.
Стоит ли удивляться, что если происходит нечто новое, то это немедленно привлекает ваше внимание? А как быть в ситуациях, когда ничего нового не происходит? Как в таких случаях происходит переключение внимания?
Можно прожить в доме в течение многих лет и не замечать в нем какой-либо особенности, пока человек, находящийся у вас в гостях, не укажет вам на нее.
У бойскаутов есть игра, которая называется, если я не ошибаюсь, «Kim's Game»: вам показывают поднос с различными предметами, который затем, через несколько мгновений, прячут. Вам предлагается вспомнить как можно больше предметов, показанных вам.
Умение запоминать вещи — дело непростое и может потребовать немало тренировок. Студентов-медиков учат замечать как можно больше симптомов у больного, что помогает в постановке правильного диагноза. Конан Дойл применил свое медицинское образование, создавая образ своего героя Шерлока Холмса.
Своего рода парадокс состоит в том, что насколько хорошо мозг подготовлен к распознаванию, настолько же нелегко ему удается подмечать мелочи. Взглянув на небольшой фрагмент знакомой картины, человек немедленно узнает всю картину. Прослушав краткий фрагмент, человек узнает всю мелодию. Возможно, никакого парадокса на самом деле нет. Мы замечаем знакомые вещи, потому что мы готовы их замечать.
В то же время все необычное также привлекает наше внимание. Все, что посередине, вряд ли легко заметить. В повседневной жизни данное свойство следует считать скорее полезным, чем вредным.
Во многих парках развлечений можно встретить водные горки, где струйка воды, текущая по пластиковому желобу, обеспечивает достаточную скользкость, чтобы ребенок с большой скоростью мог спускаться по желобу вниз. Поверхность должна быть очень гладкой. Можно себе представить неприятность, которую доставит, например, выступающая заклепка. Тот же эффект возникает, когда нечто прерывает спокойный поток внимания.
Противоположностью прерванного внимания является процесс, когда оно перетекает с объекта на объект непринужденным, естественным образом, являясь составной частью эстетического восприятия. По-своему искусство является хореографией внимания, направляя его сначала сюда, затем туда. То же можно сказать и об искусстве хорошего рассказчика. Есть передний план, задний план и циклы внимания. Например, вы смотрите на красивый дом эпохи короля Георга, окруженный деревьями. Сначала вы обводите взглядом весь пейзаж в целом. Затем вашим вниманием завладевает здание. Затем портик или парадная дверь. Потом в поле внимания вновь оказывается весь дом целиком. Этот «танец» внимания помогает нам пережить приятные ощущения от созерцания красоты. Вполне возможно, что существуют определенные вещи, которые человеческий мозг находит привлекательными в силу присущего ему внутреннего эстетического чутья. Возможно, это правда, что существуют некие пропорции, которые рождают ассоциации с пропорциями материнского лица для ребенка. Возможно, это правда, что определенный ритм оказывает на человека похожий эффект, что и стук сердца матери на плод, который она носит. В остальных вещах большую роль, скорее всего, играет то, что я называю ритмом внимания. В каком-то смысле всякое искусство есть своего рода музыка.
Внимание часто представляется нам как некто держащий фонарик для нас и направляющий луч то на один предмет, то на другой. Такое иногда случается. Когда вы находитесь в художественном музее в составе экскурсии, экскурсовод дает вам непосредственные указания, на что вам следует обращать ваше внимание. Посмотрите, как здесь использованы свет и полутени. Обратите внимание на расположение персонажей, на то, как художник использует цвет. Посмотрите, как мастерски он владеет кистью. Посмотрите на выразительность лиц. В данном случае внимание перетекает от одного объекта к другому по известной схеме, что дает возможность рассмотреть многие аспекты окружающего нас мира.
Чаще, однако, никаких заведомых схем перехода внимания нет, за исключением случаев, когда мы смотрим на вещи знакомые или легко ожидаемые. По большей части наше внимание перетекает от предмета к предмету по правилам водной логики. Когда внимание в своем течении натыкается на нечто интересное, возникают новые направления и формируются петли внимания.
Например, вы разглядываете резьбу в индуистском храме и вдруг замечаете знак свастики. Поскольку свастика ассоциируется у вас с нацистской Германией, она привлекает ваше внимание и внимание «зацикливается» на предмете: образуется петля. У вас возникает вопрос, что этот знак делает здесь, если вам при этом не известно, что на самом деле это древний индуистский символ.
В результате того, что поток внимания натыкается на какой-нибудь объект, его направление может меняться. Например, вы смотрите на экспонат в музее, а затем читаете информацию на пояснительной табличке — в результате вы обнаруживаете в экспонате новые стороны, которых прежде не замечали. Так что даже если ничего нового не происходит, внимание может обнаруживать для себя «новые явления».
Если внимание действует по правилам водной логики, тогда почему с ним не происходит то же, что с элементами базового списка, которые формировали стабильные петли? Большую часть времени мы узнаем объекты и не удостаиваем их повторным вниманием именно потому, что наш мозг оказывается заключенным в стабильную петлю восприятия. В других случаях поток внимания обнаруживает новые для себя вещи, в результате чего возникают новые петли. Любая новая информация приводит к изменению контекста и потому выводит нас из стабилизированной петли.
Поток внимания тесно связан с многогранностью и детализацией воспринимаемого объекта. Впечатляющее богатство резьбы в индуистском храме затрудняет восприятие его как одного большого объекта. С другой стороны, поток внимания у туриста, осматривающего Тадж-Махал, являет собой прекрасный пример плавного перехода от общего к частному, снова к общему, опять к частному и т. д. Когда предмет слишком детализирован, наш мозг — а с ним и внимание — быстро устает. Когда деталей не слишком много, тогда мы больше смотрим на целое и потоку внимания просто нет места — как в случае, когда вы рассматриваете некоторые современные здания. Где-то между слишком большой и малой детализацией находится богатство готического стиля. Можно провести параллель со старинным танцем моррисом,[7]который гораздо сложнее, скажем, современного вальса, хотя и последний может быть богат деталями и нюансами.
Разница между восприятием, которое является чисто внутренним явлением, и потоком сознания, направленным вовне, состоит в том, что внимание способно рождать новые восприятия. Такое может происходить и во внутреннем мире восприятий человека, занимающегося, например, творчеством, однако встречается гораздо реже.
В последнем случае речь идет о том, что существующие восприятия сами формируют схемы потоков, которые мы пытаемся зафиксировать посредством потокограмм.
Когда вы выгуливаете собаку, она время от времени останавливается, обнюхивает различные предметы, изучает территорию, а затем переходит на новую, которую также исследует и т. д. Поток внимания чем-то напоминает этот процесс. На рис. 76 показано, что путь потока внимания — это ряд исследовательских петель-циклов.
Принимая во внимание это свойство, на рис. 77 показаны два варианта пути, совершаемого потоком внимания. В одном случае внимание просто бродит от предмета к предмету; в другом случае путь имеет вид петель, возвращающихся к началу и становящихся с каждым разом все шире и шире. Здесь петли сменяют друг друга, но внимание, совершив полный круг, возвращается к той же начальной точке. Предполагаю, что объекты в случае потока внимания, представленного в виде петель, являются более интересными.
«ЕСТЬ-НОСТЬ»
Индийские философические течения делают большой упор на «есть-ность» — понимание того, что «есть» тот или иной объект. Если вы сядете и начнете размышлять о розе в течение трех часов, то в конце концов вы увидите «розу». В основном внимание играет практическую роль: изучает предмет, пока вы полностью его усвоите, после чего можно двигаться дальше. Как только петля восприятия стабилизировалась, можно двигаться дальше. Поэтому в конечном счете мы видим все-таки не совсем розу, а то, что обычно понимаем под ней.
Медитация есть попытка остановить поток внимания и распутать стабильные петли восприятия. Метафизическая польза от этого может быть какой угодно. Несколько похожий эффект производят наркотики, вмешиваясь в нормальный процесс нервной координации в организме, в результате чего знакомые вещи кажутся странными, поскольку установившиеся ранее петли восприятия больше не работают.
Все темы данного раздела:
СТРУКТУРА КНИГИ
Вначале я рассказываю о значении восприятия, являющегося результатом деятельности во внутреннем мире, где оперирует наш разум. Он отличается от внешнего — окружающего нас — мира. В
ВНЕШНИЙ МИР, ВНУТРЕННИЙ МИР
Первоначально я хотел назвать эту главу "Восприятие и реальность". В традиционном понимании вопроса это навело бы читателя на мысль о том, что существует реальность «где-т
ВОДНАЯ ЛОГИКА
«Страшно подумать, как много вреда причинило грубое высокомерие каменной логики». Автор этих слов — Дадли Хершбах, лауреат Нобелевской премии, профессор химии Гарвардского университ
ТАНЕЦ МЕДУЗЫ
Я попрошу читателя воспринимать данную главу так же просто и непосредственно, как я постарался ее написать. На данном этапе попытайтесь не проводить никаких аналогий с чем бы то ни
СТАБИЛЬНОСТЬ
«Объятие», простая цепь или мини-цепь представляют собой повторяющуюся петлю. Информация будет вращаться в такой петле бесконечно. В терминах вселенной медуз речь идет о «стабильном
САМООРГАНИЗАЦИЯ
Если бы некоторое число медуз бросили в контейнер и предоставили самим себе, они неизбежно образовали бы формацию наподобие одной из рассмотренных ранее. В такой формации были бы пи
КАК В МОЗГЕ РОЖДАЮТСЯ ВОСПРИЯТИЯ
Теперь мы в состоянии перевести танцующих медуз на язык той деятельности мозга, которая дает начало восприятию.
В верхней части рис. 15 пока
САМООРГАНИЗАЦИЯ
Так же как некоторое количество медуз, предоставленных самим себе, всегда образует некую формацию со стабильной повторяющейся петлей, ограниченное число нервных состояний рано или п
УЗНАВАНИЕ
Как только установилась стабильная схема (или шаблон) восприятия, любой входящий сигнал, хоть сколько-нибудь похожий на предыдущие, будет немедленно распознан. То, что подлеж
ЦЕНТРИРОВАНИЕ
Мы всегда в состоянии распознать «чистый», или «идеальный», образ, лежащий в основе любого конкретного объекта или ситуации. Например, можно смотреть на дачное или офисное кресло, к
РАЗЛИЧЕНИЕ
На рис. 32 представлена еще одна самоорганизующаяся система. Но она отличается от других.
Разница состоит в том, что система переходит не в
ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ
То, что я теперь собираюсь утверждать, является чистым теоретизированием или, если хотите, провокацией, хотя и непосредственно вытекает из тех рассуждений, которые приводились ранее
ЗАКРЫТИЕ
Слово «закрытие» заставляет вспомнить гештальт-психологов, которые, на мой взгляд, были на правильном пути, хотя и любили говорить о вещах туманным и описательным образом. У них был
ПЕРЕХОД
Когда имеют место биохимические изменения в мозге, тогда предпочтительный путь от А к В сменится на путь от А к С. Условия или контекст изменились. Вполн
УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ
Может быть задействовано несколько уровней организации. Во-первых, имеется уровень нервных структур, где связанные между собой нейроны (нервные клетки) способны стабилизироваться в
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПОВЕДЕНИЯ СИСТЕМЫ
Мы до сих пор не знаем всех тонкостей работы мозга. Но я уверен, что мы знаем достаточно об общих принципах поведения мозга. Это поведение самоорганизующейся информационной системы.
ПОТОКОГРАММЫ
Когда вы стоите на вершине высокого холма, перед вами простирается ландшафт ивы мысленно можете нарисовать себе соответствующую картограмму, а проще говоря — карту. Можно лететь над
СПИСОК ПОТОКА СОЗНАНИЯ
Первый шаг состоит в том, чтобы определить тему потокограммы. Например, предположим, ваш сосед по дому включает музыку слишком громко по вечерам.
Вторым шагом является сост
КОЛЛЕКТОРЫ
На потокограмме имеются точки, которые словно притягивают к себе стрелки от многих других точек. На рис. 42 С является очевидным примером такой точки. Можно назвать такие точки пото
СТАБИЛЬНЫЕ ПЕТЛИ
Любая потокограмма всегда содержит хотя бы одну стабильную петлю. Это вытекает непосредственно из того, о чем мы говорили в предыдущем разделе, а также из теоремы, сформулированной
СВЯЗУЮЩИЕ ЗВЕНЬЯ
На потокограмме, изображенной на рис. 42, H является важнейшим связующим звеном между точкой стока и стабильным состоянием. Рассмотрим H более подробно. Тезис H указывает, чт
ПОТОКОГРАММА
Можете нарисовать собственную потокограмму, исходя из потоков, указанных в списке, либо воспользоваться готовой (рис. 43).
Итак, приступим к рассмотрению нашей потокограммы
ПОТОКОГРАММА
Потокограмма, построенная на основе приведенного выше списка, представлена на рис. 44.
Исследуя потокограмму, можно заметить, что на сей раз имеют место две отдельные форма
ПОТОКОГРАММА
Потокограмма, вытекающая из означенного списка, представлена на рис. 45. Проанализируем ее.
Точка В
Это очевидная точка стока. Какими бы ни были факторы, им
ПОТОКОГРАММА
Потокограмма, построенная на основе приведенного выше списка, показана на рис. 46. Проанализируем ее.
Петля D-J
Первое важное замечание состоит в том, что и
ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ МИР
Я уже говорил и хотел бы повторить еще раз, что водная логика и потокограммы по большей части относятся к внутреннему миру восприятия. В некоторых примерах, проанализированных выше,
ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕТОД
Метод потокограмм, продемонстрированный здесь, является практическим методом, которому можно научиться, приобрести соответствующий опыт использования и с успехом применять. Метод вы
ПОТОК СОЗНАНИЯ — БАЗОВЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
Список потока сознания является основой потокограммы. Время от времени я буду называть его «базовый перечень», в основном потому, что это сочетание короче, чем «список потока сознан
Поток сознания
СЮРПРИЗ
ОРИГИНАЛЬНЫЕ БЛЮДА
ЗАПОМНИВШИЕСЯ БЛЮДА
ИЗЫСКАННЫЕ БЛЮДА
ЛЮДИ НА ДИЕТЕ
ПОПРОБОВАТЬ ЧТО-НИБУДЬ НОВЕНЬКОЕ
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ
Сама потокограмма не является методом решения проблем / принятия решений. Я имею в виду, что если у нас имеется потокограмма, то мы можем использовать ее как основу для решения той
БОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ ПОТОКОГРАММЫ
Я опять же повторюсь: мир водной логики и потокограмм отличается от мира каменной логики, суждений, анализа, и это, с точки зрения данной книги, правильно.
Потокограммы по
ПОТОКОГРАММА
Первый шаг в создании потокограммы состоит в том, чтобы посмотреть на буквы справа (буквы, обозначающие точку назначения после логической операции перехода). Смотрим, какая буква встречается чаще д
ИЗУЧЕНИЕ ПОТОКОГРАММЫ
Если вернуться на некоторое время к базовому списку, то можно задаться вопросом, не могла ли G. представляющая ПРИЯТНУЮ АТМОСФЕРУ, с тем же успехом перетечь в С (ПОМЕНЬШЕ ХЛО
ПОТОКОГРАММА
Потокограмма представлена на рис. 50. Как всегда, проанализируем ее.
Точка А
Это настолько мощная точка стока, что невольно задумываешься, не является ли ко
ПОТОКОГРАММА
Окончательная потокограмма приведена на рис. 51.
Особого внимания заслуживает факт наличия двух петель: большой и малой.
Петля H-R
Данная отдельно
СЛОЖНОСТЬ
Не существует принципиальной разницы между простой потокограммой (из десяти элементов) и более сложной (состоящей из двадцати и более элементов). Механика остается прежней. Единстве
КОНЦЕПЦИИ
Юридические документы часто содержат пункты вроде такого: «Здание по адресу Бельмонт-роуд, 14, здание по адресу Корнуэлл-авеню, 41 и здание по адресу Дрейк-стрит, 12 составляют объе
КОНЦЕПЦИИ, КАТЕГОРИИ И АРИСТОТЕЛЬ
В создании каменной логики особенно велика заслуга Аристотеля. Ключевым моментом в этом процессе стала идея категорий. Ее легко разъяснить. К примеру, рассмотрим категорию (или конц
КОНЦЕПЦИИ И ГИБКОСТЬ
Известен классический эксперимент, в котором студентам дали различные электродетали и предложили собрать цепь электрического звонка. Оказалось, что длины провода чуть-чуть не хватае
ПРЕДКОНЦЕПЦИИ И ПОСТКОНЦЕПЦИИ
Большинство концепций подобны понятному описанию на упаковке, содержание которого мы уже знаем. Абзац из юридического документа, приведенный в начале раздела, дает четкое определени
НЕЧЕТКИЕ КОНЦЕПЦИИ
Нас призывают к максимальной точности мышления. Такова во многом природа каменной логики. В случае же водной логики главное движение — куда принесет нас течение мысли. Иногда нечетк
РЕШЕНИЕ ОТ ОБРАТНОГО И ВЕЕР КОНЦЕПЦИЙ
Одним из способов решения задач является решение от обратного. Это не так просто сделать, если мы в точности не знаем решения задачи. Желая достигнуть точки Р, можно двигатьс
КОНЦЕПЦИИ И МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Подытоживая, отмечу, что данная глава занимает важное место в структуре книги, поскольку концепции играют значительную роль в мыслительном процессе и водной логике. Концепции предст
ВМЕШАТЕЛЬСТВО
Анализируя потокограммы, я уже упоминал о возможности внесения в них корректировок. Например, в случае с потокограм-мой «Затраты на здравоохранение» я указывал, что включение концеп
ПОТОКОГРАММА
Готовая потокограмма приведена на рис. 64.
Точка J
Это крупная точка стока. Вывод, который можно сделать в связи с точкой J, состоит в том, что «отсутствие
ПОТОКОГРАММА
Потокограмма представлена на рис. 68. Неудивительно, что потокограмма разделилась на две части. Каждая часть представляет собой отдельную точку зрения. Чтобы решить спор, обе точки зрения должны бы
ПОТОКОГРАММА
Потокограмма представлена на рис. 70. Она разделилась на две части.
Петля G-S
Разум видит то, что он готов увидеть. В процессе САМОРЕАЛИЗУЮЩЕГОСЯ ВОСПРИЯТИЯ
СПИСОК С НОВЫМ КОНТЕКСТОМ
А ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ О
В ШКОЛА J
С ПРОЗВИЩА Я
D ОБВИНЕНИЕ ВО ВСЕХ ГРЕХАХ М
Е ПОТРЕБНОСТЬ НЕНАВИДЕ
ДЕЙСТВИЕ
Подходы к решению задач и другие действия могут быть получены из потокограммы, но потокограмма сама по себе имеет дело исключительно с восприятиями. Можно построить потокограмму на
КОНТЕКСТ, УСЛОВИЯ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
В водной логике контекст играет очень большое значение. Я часто использую в качестве аналогии картограмму или речную долину, чтобы проиллюстрировать потоки, формирующиеся в самоорга
СОЗДАНИЕ КОНТЕКСТОВ
Довольно часто возникают особые контекстные условия: война, приступ ревности, солнечная на дворе погода или нет, богат человек или беден и т. д. Это все легко определяемые контексты
ТОЧНОСТЬ И ПОЛЕЗНОСТЬ
Если поток сознания и водная логика столь сильно зависят от контекста и если контекст является вещью весьма изменчивой, как тогда можно требовать от потокограммы какой-либо точности
ПОТОКОГРАММЫ ДЛЯ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
Потокограммы предназначены в первую очередь лично для вас. Они являются инструментом водной логики и позволяют исследовать поток вашего восприятия. Когда потокограмма построена для
ПОТОКОГРАММА НА ОСНОВЕ ПИСЬМЕННОГО ИЛИ УСТНОГО МАТЕРИАЛА
Можно прослушать лекцию, прочесть заголовок в газете, статью и т. п., а затем попытаться составить потокограмму на основе этого. Важнейший вопрос при этом — является потокограмма от
ПОТОКОГРАММА
Потокограмма приведена на рис. 73.
Точка D
Эта точка стока говорит о том, что начать малый бизнес относительно просто. Здесь речь идет о двух аспектах: малы
ПОТОКОГРАММА
Потокограмма показана на рис. 74.
Точка F
Это классическая точка стока, в которую вливается огромное количество элементов потокограм-мы. Это суть ситуации с
ПОТОКОГРАММА
Новая потокограмма показана на рис. 75.
Точка В
Главная точка стока теперь другая. Сосед считает, что включать громкую музыку — в порядке вещей и никто не м
ОБСУЖДЕНИЕ
Здесь мы предполагаем, что другая сторона помогает в построении потокограммы. Рассуждения здесь уместны в рамках группы, целью которой является создание совместной или групповой пот
ГИПОТЕЗА
Если составление потокограммы за другого человека основывается сугубо на догадках, стоит ли этим заниматься? Гипотеза также по сути своей является догадкой и вместе с тем доказала с
КОЛЛИЗИЯ
Известная картина Сальвадора Дали с плавящимися часами являет собой пример использования коллизии между двумя противоположными сущностями: твердостью, необходимой им для выполнения
СПУСКОВОЙ КРЮЧОК
Палец на спусковом крючке способен вызвать выстрел из детского водяного пистолета или же взрыв атомной бомбы. Нет прямой зависимости между силой нажатия на спусковой крючок и мощью
УПРАВЛЕНИЕ ВНИМАНИЕМ
Поток внимания определяется состоянием внешнего мира, схемами восприятия в нашем мозге, контекстом момента и характером нашей деятельности. Является ли естественный поток внимания н
ТРУДНОСТИ
С какими основными трудностями можно столкнуться при использовании метода потокограмм?
Первой проблемой, скорее всего, станет неадекватный базовый список. Он может быть по-
ПОТОКОГРАММА
Потокограмма приведена на рис. 78. Интересно, что она оказалась разбитой на три стабильные петли.
Петля C-F-G
Данная петля имеет дело с негативными причинам
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ
Традиционная каменная логика основана на слове «есть», которое ведет нас к понятиям «что есть предмет», «истина», «противоречие» и «логика». Математика основана на знаке «равно», ко
Новости и инфо для студентов