II. Специфика философской рациональности

 

Средние века Новое время
Теоцентризм Антропоцентризм
Отрицание телесности→аскетизм Воспевание телесности
Догматизм Антидогматизм
Авторитарность сознания Антиавторитарность
Наука развивается по аналогии Наука обращается к логике, к опыту, к эмпирически доказуемым фактам
НКМ - Геоцентризм НКМ – гелеоцентризм
Схоластичность (школьность знания) Антисхоластичность (отрицание школьного знания)
Эсхатологичность Ориентация на «золотой век сейчас»

 

Т.е. характерными чертами новоевропейской философии и культуры:

ü Рационализм в самом широком понимании. Культура НВ ставит РАЗУМ исключительно высоко. Выдвигается своеобразный КУЛЬТ РАЗУМА – уверенность в безграничных возможностях науки. Для разума нет никаких ограничений (в ср.в. – есть!).

Основой этого понимания является уверенность в рациональности всего сущего – всей вселенной и каждой отельной ее части. В основе всего сущего (Универсума) лежат разумные НЕИЗМЕННЫЕ принципы. И хотя мир изменчив и многообразен, в этом можно усмотреть нечто неизменное и универсальное.

Помимо принципов наиболее общего характера есть еще и принципы частные→ это то, что называется научными законами. → исходя из этого постулата определяется

ü Научность -Методологическая обоснованность науки. Наука НВ – феномен особого рода. Гл – вопрос о достоверности знания. Очевидно, что если разум представляется гл инструментом познания реальности, то в основу науки ложиться рациональная достоверность (т.е. то, что может быть помыслимо непротиворечиво, обладает большей степенью достоверности.)

ü Своеобразное понимание культуры. – характерно понимание культура как «2й природы». Культура понимается как построение новой природы, сделанной самим человеком.

v Созидательный принцип новой культуры

v Ориентация на все новое, на накопление мат и дух продуктов сверх необходимого; на технические нововведения.

v Ориентация на переделку природы и создание на этой основе особого мира – продукта человеческого творчества.

v Ориентация на активность человека, его созидательной мощи по отношению к миру.

ü Критическое отношение к предшествующим эпохам, а именно средневековья- оно рассматривается как эпоха мрака и суеверия. Однако это не означало, что достижения ср. веков выпадали из Новоевропейской культуры. Кроме того, КОозначало еще и самокритику.

ü Тесная связь с Просвещением. Просвещение –особое идейное и культурное течение , оформившееся в Зап Евр в к.17-18вв.его крупнейшими представителями принято называть Дж. Локка, Ш-Л Монтескье, Д. Дидро, Вольтера, Ж-Ж- Руссо, Гольбах, Гердер и др. Просветители видели радикальное средство совершенствования общества и человека и распространении знаний, науки, в просвещении и правильном воспитании человека. В основе их мировоззрения лежала убежденность в разумности мироздания, а сл-но – в возможности построения общества в соответствии с разумными принципами воспитания «разумного» человека.

v Для них характерно представление о «радикальном добре» в человеческй природе – т.е. человек по своей природе добр, а его пороки связаны исключительно с несовершенством общества, неблагоприятным воздействием общественной среды или недостатками воспитания.

v В основе просветительской парадигмы – разделение всего общества на:

1) просвещенную элиту и

2). Непросвещенную массу, народ, которому они сочувствовали и направляли свои усилия на его воспитание и просвещение.

v Характерна установка на преобразование общества согласно научно-обоснованному проекту.

v И хотя «поздние просветители» убеждались в том, что общество, народ, плохо поддаются просветительскому и воспитательному воздействию, они допускали применения насилия в целях улучшения общественной жизни.

v Безусловной заслугой просветителей является как никогда высоко поднятый престиж науки и образования .