рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Социальная философия Французского просвещения.

Социальная философия Французского просвещения. - раздел Философия, Философия Нового времени (Вольтер, Руссо, Гольбах) Наиболее Глубокий След В ...

(Вольтер, Руссо, Гольбах)

Наиболее глубокий след в распространении идей просвещения оставили Вольтер, Руссо и французские материалисты. В течение многих десятилетий Вольтер был мыслителем дум, он беспощадно критиковал невежество, духовенство, он настаивал чтобы французы приобщались к знаниям, науке. Вольтер не был атеистом но говорил, что бог все сделал и жизнь людей определяется их деянием. Они должны бороться с теми кто распространяет ложь, суеверие. Он говорил “раздавите эту гадину", имея в виду католическую церковь. Он говорил, если бы не было бога, его надо было бы выдумать.

Жан Жак Руссо(1712-1778) "Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов". Искусство и наука, как и вообще цивилизация и культура не сделали людей более счастливыми. Руссо говорил что в прошлом существовал естественный человек, который отличался своим умом. По Руссо человек мог бы жить счастливо, но его испортила цивилизация, и в конечном счете может его погубить. Т.о. из уст Руссо прозвучал клич “Назад к первобытному обществу". Вольтер заявил, что прочитав Руссо ему захотелось встать на четвереньки и убежать в лес.

Гоббс говорил, что человек добр, что он живет сердцем и это путь к богу. Разумом бога не понять. Руссо с гневом обрушился на атеистов и говорил что он сердцем чувствует бога. Это позиция не разума, они не принимают док-тва и рассуж-я, говорят что нет “за" и “против" бога, это вне разума, это религия сердца.

Р видел в частной собственности главного врага добродетели. Р заявляет “от скольких бы бедствий спас разумный человек общество, выбросивший колья частной собственности". Р видел становление частной собственности как закономерность и не говорил, что частную собственность нужно отбросить, он говорил, что крупной частной собственности не д.б. Он требовал, что бы земля перешла в руки крестьянства, он отстаивал уравнительные идеи. Еще Ф Бэккон употребил выражение по поводу частной собственности на землю: “Крупная частная собственность на землю приносит огромный вред: если на одном месте вывалить навоз – это вред, а если равномерно разбросать то будет польза, так и земля – если перейдет в част собст одного латифундиста будет только зло". Стоял вопрос как сохранить мелкую частную собственность на землю? Это сложный вопрос и Р это понимал, что будет перераспределение земли в пользу крупных владельцев.

Общественный договор - исторически необходимое состояние человечества, осуществляющее народный суверенитет путём подчинения общей воле, которая выражает объективные интересы народа. Р. развивает идею республики, он стоит за коммуны. Управляться коммуны должны выборными лицами. Каждый может принять участие в выборах. По Р это возможно лишь для небольшого региона, где люди могут знать выбираемого. Р предлагает создавать представительные органы власти, которые должны выбирать центральную власть. Т.о. Р предлаг-т решить проб-му гос устро-ва. Идеи Р были доступны и рев-ция проходила под его лозунгами и поражение рев-ции - показатель слабости идей Р. Но Р возлагал большое значение на западную Европу.

Французские матер-ты XVIII в Дидро, Гольбах, Гельвеций, Лометри. Они не оказали глубокого влияния на рев-цию, но их работы имеют ценность в том, что они дали достат-е обоснов-е матер-ма на тот период. Основа-ль Дидро, первый создатель энциклопедии. Он притягивал к себе людей всех слоев общ-ва. Систем-ом матер-их идей был Гольбах, кот-й послед-но изло-л принципы матер-ма. Г гов-л что сущ-ет только природа. Весь мир матер-ен, суще-ие потустороннего и бога это только выдумка, религия играет отрицат-ю роль. Фран матер-ты были против-ми религии, но больше боролись с церк-ой орган-ей чем с идеями, ибо смотрели на рели-ю как на встречу дурака с обманщиком.

Говоря о при-де Фран мат-ты поним-ли ее как матер-ое вещество и придер-сь атомистического мировозрения, деля природу на макро и микро, пологая что сущ-ет первовещ-во. Фран матер-ты полагали что первовещ-во это сов-ть атом-в, корпускола, которая имеет сво-ва и наука найдет их, что позволит найти подленное объяснение природы. Макротела возникают и распадаются, а первотела вечны. Для Ф матер-в движение – это способ сущест-ия матер-ых вещей, но они знали одно движение – перемещение тел в пространстве. Движение по ним абсолютно, а покой относителен. Сознание – функция мозга. Это положение против грубого идеализма и геологизма, который признает всеобщую одушевленность природы. Но решить проблему человека они не могли, откуда человек? Ф матер-ты склонялись что человек существовал вечно, и существующие природные условия дают человеку возможность жить. Они говорили что человек живет по закону природы, у человека есть потребности которые вечны, и счастье определяется удовлетворением потребностей. Если он несчастен, то человеку навязали не естественные потребности. Они утверждали, что если человеку объяснить его потребности, то он будет счастлив. Они различали 1) естественные права (право на жизнь, на свободу, на счастье), свобода заключается в выборе средств достижения счастья и важное средство – это труд, и люди от природы не равны, следовательно не может быть социального равенства, это и хорошо так как соц-ое неравенство стимулирует людей тянуться за более состоятельными, из неравенства следует что труд не одинаково эффективен, есть глупые и умные и т.д. Богатство д.б. основано на труде (не война, не обман и т п ). Богатые должны заботиться о бедных.

2)гражданские права, которые позволяют людям совершать определенные действия.

 

 


[1] Сенсуализм(от лат. - восприятие, чувство, ощущение) стремится вывести всё содержание познания из деятельности органов чувств. Крайней формой сенсуализма является эмпиризм(от греч. - опыт), который признаёт чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Иногда между этими терминами не делается различения. Сенсуалистические трактовки гносеологических вопросов восходят к Протагору. В диалоге Платона "Теэтэт" Протагор произносит "Каким что является мне, таким оно верно для меня, а каким тебе - таким для тебя."

 

[2] Рационализм - (от лат. rationalis - разумный, ratio - разум)-- в самом общем смысле, философская концепция, признающая разум основой познания и поведения людей. Корни рационалистической традиции находятся в древнегреческой философии. Так, ещё Парменид различал знание "по истине" (полученное посредством разума), и знание "по мнению" (достигнутое в результате чувственного восприятия), и усматривал в разуме критерий истины.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия Нового времени

I Предпосылки формирования философии НВ Западноевропейская схоластика вв эпоха и феномен...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Социальная философия Французского просвещения.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

I. Предпосылки формирования философии НВ.
17 век открывает новый этап философствования, который, однако, не мыслиться без той предыстории, которая имело место быть на предыдущих этапах. Т.е. на философию НВ особое влияние оказали:

II. Специфика философской рациональности
  Средние века Новое время Теоцентризм Антропоцентризм Отрицание телесности→аскетизм

III. Основные направления в философии НВ.
1. Рационализм и эмпиризм. Теория познания или гносеология рассматривает вопросы: "Может ли человек что-либо познавать?", "Что он может познавать?", &quo

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги