Реферат Курсовая Конспект
Теоцентризм средневековой философии. Изменение роли средневековой философии. - раздел Философия, Становление античной диалектики Средневековой Теологической ФилософиейНазывается Ведущее Фил...
|
Средневековой теологической философиейназывается ведущее философское направление, распространенное в Европе в V — XVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир — Его творения. Главной особенностью мировоззрения является теоцентризм, другими чертами мировоззрения этой эпохи является:
- креационизм - все является творением бога;
- провиденциализм - все предопределено богом.
Самыми ранними формами проявления фил мысли является «апологетика» - защитница христианской веры, направлена против язычества. Патристика - учение отцов церкви, отстаивавших чистоту веры. Самым ярким представителем патристики является Августин Блаженный. Он систематизирует учение христианства. В своих трудах Град божий, Град Земной, Исповедь проводит мысль о существовании двух градов: 1. Град Божий - олицетворение на земле - Церковь. Это источник добра, нравственной чистоты, благодати. 2. Град Земной - светское государство, источник зла, грехопадения. В своих изысканиях опирался на объективно-идеалистическое учение Платона о мире идей и мире вещей. Августин доказывал, что бог является высшим бытием, Бог сотворил мир из ничего по своей доброй воле, а не по необходимости. Мир представляет собою непрерывную лестницу существ, восходящую к создателю. Особое место занимает человек, который соединяет природные материальные тела и обладает разумной душой и свободой воли. Душа нематериальна, бессмертна. Субъективно человек действует свободно, но на самом деле все, что он делает, делает через него бог. Развил христианскую концепцию всемирной истории, противопоставив град человеческий - греховное светское государство, граду божьему - всемирное господство церкви. Для зрелого периода Средневековья (11-12 вв) характерно появление в рамках церкви нового учения - схоластики - христианской философии, полностью подчиненной религии. Ее цель - объяснение религиозных истин с помощью разума, логики. Схоласты подразделяли знание на два вида:• сверхъестественное, даваемое в откровении (то есть то, что имел в виду Бог, закладывая ту или иную мысль в Библии);
• естественное, отыскиваемое человеческим разумом (то есть то, что сумел человек "расшифровать" из текста Библии, как он понял идеи Бога).
В рамках схоластики появляются 2 направления, между которыми ведется спор и борьба:
- номинализм- реальны единичные вещи, а общие понятия - производные от них. Существуют лишь в лексике, языке. Согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом
- реализм - изначальны общие понятия - «универсалии». Они существуют независимо от сознания и материи, и уже на их основе образуются единичные вещи.
Фома Аквинский - умеренный реалист. Считает, что универсалии существуют: -«до вещей» в божественном разуме, -«в самих вещах» как их сущность или формы -«после вещей»- в человеческом разуме как абстракции;Впервые сказал о возможности сосуществования науки и религии. Фома считал, что и религия и наука приходят к истине, но пользуются разными методами (религия - верой, а наука - разумом). Религия и наука, достигая истины каждая своим путем, нуждаются друг в друге. Он признает наряду с религиозными истинами и существование научных истин, при условии, что научные истины не будут противоречить религиозным. Привел 5 доказательств существования Бога:1. Движение - всё движется и движимо в мире. Двигатель этого - Бог.2. Причина- у всего, что существует, есть свой смысл, причина. Первопричина этого - Бог.3. Случайность и необходимость - случайность происходит, чтобы стать необходимостью. 4. Степени качеств- плохой -хороший, добрый- злой;5. Цель- все существует для какой-то цели. Ф. родоначальник томизма - гармония разума и веры, лежит в основе каталицизма.Основные черты средневековой теологической философии:
• теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований являлся Бог);
• изучению самого по себе космоса, природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания, так как они считались творением Бога;
• господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о творении (всего Богом) и откровении (Бога о Самом Себе — в Библии);
• сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом;
• человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой (подчеркивалась божественная сущность человека);
• провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения;
• выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении;
• выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путем воплощения Бога в теле человека — Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на Себя грехов всего человечества;
• мир считался познаваемым через познание Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога.
15. Схоластическая философия: полемика номинализма и реализма.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
всего образует его причину Д не согласен с тем что чувств восприятия качеств совпадают с самими качествами Д допускает что атомы различ по... наличие целесообразности в природе Д распостраняет А учение на учение о... Иррационалистическая философия века Ницше Фрейд...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Теоцентризм средневековой философии. Изменение роли средневековой философии.
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов